Рабочая программа по внеурочной деятельности Баскетбол 3-4 классы ФГОС
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности, баскетбол.
Календарно тематическое планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
детского объединения
по внеурочной деятельности
«Баскетбол»
(спортивно-оздоровительное направление)
Возраст: 12-16 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор составитель учитель физической культуры МАОУ Гимназия 26 г. Томска :
Проскуренко Д.В.
II. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» для 5-9 классов разработана на основе пособия для учителей и методистов: Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,2013г..
Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 170 часов), исходя из 1 часа занятий в неделю.
Актуальность программы
Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы основной школы (5-9 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Цели и задачи
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
- популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);
- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
- обучение технике и тактике игры в баскетбол;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
- формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература, перечисленная в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной деятельности».
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительная особенность программы «Баскетбол»в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 11-16 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:
1. Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);
2. Техническая подготовка;
3. Тактическая подготовка
4. Физическая подготовка;
5. Подвижные игры и эстафеты;
6. Судейская практика
В образовательном процессе используются технологии:
- Игровые;
- Здоровьесберегающие
Основные формы организации учебных занятий:теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, тестирование.
Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.
- МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ
Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 170 часов для детей 12-16 лет.
Сроки реализации программы. 5 класс 1 час в неделю - 34 часа, 6 класс 1 час в неделю - 34 часа,
7 класс 1 час в неделю - 34 часа, 8 класс 1 час в неделю - 34 часа,9 класс 1 час в неделю - 34 часа.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
- ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:
знать
- значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;
- название разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
- упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по баскетболу;
- жесты баскетбольного судьи;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
уметь
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;
- выполнять технические приемы и тактические действия;
- контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по баскетболу; играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
- проводить судейство по баскетболу.
Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу
Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов
Тактические действия в баскетболе
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений
Остановки: двумя шагами, прыжком
Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча
Ловля мяча:
• двумя руками на уровне груди;
• двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча
Передача мяча двумя руками сверху
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку
Ведение мяча с изменением направления движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места
Бросок мяча одной рукой от плеча с места
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении
Вырывание мяча из рук соперника
Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите
Групповые действия в нападении и защите:
• взаимодействие двух игроков;
• взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
• взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)
• взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
• взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
• взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол
Тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Количество часов | |||||||||
3кл(34ч) | 4кл(34ч) | 7кл(34ч) | 8кл(34ч) | 9кл(34ч) | ||||||||
170ч | Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | ||
1 | Основы знаний | В процессе учебно-тренировочных занятий | ||||||||||
2 | Передвижения и остановки без мяча | 15 | 6 | 3 | 2 | 2 | 2 | |||||
3 | Ловля мяча | 12 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | |||||
4 | Передача мяча | 12 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | |||||
5 | Ведение мяча | 32 | 9 | 7 | 6 | 6 | 4 | |||||
6 | Броски мяча | 28 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||
7 | Отбор мяча | 10 | - | 2 | 2 | 3 | 3 | |||||
8 | Отвлекающие приемы (финты) | 9 | - | 2 | 2 | 3 | 2 | |||||
9 | Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 8 | 4 | 2 | 2 | - | - | |||||
10 | Тактика игры | 39 | 3 | 6 | 8 | 10 | 12 | |||||
11. | Подвижные игры и эстафеты | - | В процессе учебно-тренировочных занятий | |||||||||
12. | Физическая подготовка | - | В процессе учебно-тренировочных занятий | |||||||||
13. | Судейская практика | 5 | - | - | - | 2 | 3 | |||||
Всего: | 170 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Распределение учебного материала по баскетболу по классам
№ п/п | Учебный материал | Классы | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий) | ||||||
1 | Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу | |||||
2 | Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов | |||||
3 | Тактические действия в баскетболе | |||||
4 | Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей. | |||||
Передвижения и остановки без мяча | ||||||
1 | Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево | Р | З | З | С | С |
2 | Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений | Р | З | З | С | С |
3 | Остановки: двумя шагами, прыжком | Р | З | С | + | + |
4 | Прыжки, повороты вперед, назад | Р | З | С | + | + |
5 | Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) | + | + | + | + | + |
Ловля мяча | ||||||
Ловля мяча
| Р | З | З | С Р | + З | |
Передачи мяча | ||||||
1 | Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении | Р | З | З | С | С |
2 | Передача мяча одной рукой от плеча | Р | З | С | ||
3 | Передача мяча двумя руками сверху | Р | ||||
Ведение мяча | ||||||
1 | Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) | Р | З | З | С | С |
2 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения | Р | З | С | С | |
3 | Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) | Р | З | З | С | С |
4 | Ведение мяча в движении с переводом на другую руку | Р | З | З | ||
5 | Ведение мяча с изменением направления движения | Р | З | З | З | С |
6 | Ведение мяча с обводкой препятствий | Р | З | З | ||
Броски мяча | ||||||
1 | Бросок мяча двумя руками от груди с места | Р | З | З | З | С |
2 | Бросок мяча одной рукой от плеча с места | Р | З | З | З | С |
3 | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения | Р | З | З | С | |
4 | Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке | Р | ||||
5 | Штрафной бросок | Р | Р | З | ||
Отбор мяча | ||||||
1 | Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении | Р | З | С | С | |
2 | Вырывание мяча из рук соперника | Р | З | С | ||
3 | Накрывание мяча при броске | Р | З | |||
Отвлекающие приемы (финты) | ||||||
1 | Финты без мяча | Р | З | С | С | |
2 | Финты с мячом | Р | Р | Р | ||
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | ||||||
1 | Сочетание приемов без броска мяча в кольцо | + | + | + | + | + |
2 | Сочетание приемов с броском мяча в кольцо | + | + | + | + | + |
Тактика игры | ||||||
1 | Индивидуальные действия в нападении и защите | Р | Р | З | З | |
2 | Групповые действия в нападении и защите: | |||||
| Р | З | С | С | ||
| Р | З | С | |||
| Р | З | ||||
| Р | З | ||||
| Р | З | ||||
| Р | З | З | С | ||
| Р | |||||
| Р | |||||
Двусторонняя учебная игра | + | + | + | + | + | |
Подвижные игры и эстафеты | ||||||
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | + | + | + | + | + |
2 | Игры, развивающие физические способности | + | + | + | + | + |
Физическая подготовка | ||||||
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | + | + | + | + | + | |
Судейская практика | ||||||
Судейство игры в баскетбол | + | + |
Условные обозначения:Р-разучивание двигательного действия; З –закрепление двигательного действия; С-совершенствование двигательного действия; «+» - указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии.
- ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
1 | Библиотечный фонд | ||
1.1. | Федеральный государственный стандарт начального общего образования | Д | В составе кабинета по физической культуре |
1.2. | Программа внеурочной деятельности. «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность /П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. — М.: Просвещение, 2011г. (Работаем по новым стандартам)» для учащихся 1-4 классов. | Д | В составе кабинета по физической культуре |
1.3 | Учебная научная, научно-популярная литература по баскетболу | Д | В составе библиотечного фонда |
1.4 | Методические издания по баскетболу для учителей 1.«Баскетбол:теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007» 2.«Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984 4.«Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001 5.«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998. 6.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997, 7.Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000 8.«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003» 9.«Физическая культура »Н.В.РешетниковЮ.Л.КислицынР.Л.ПалтикевичГ.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008 10.«Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум». | Д | В составе кабинета по физической культуре. В составе библиотечного фонда |
2 | Технические средства обучения | ||
2.1 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала и площадки | Д | В составе материально-технического оснащения образовательного учреждения |
2.2 | Мегафон | Д | |
2.3 | Радиомикрофон | Д | |
2.4 | Сканер | Д | |
2.5 | Принтер | Д | |
2.6 | Мультимедиапроектор | Д | |
2.7 | Экран | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Аудиозаписи | Д | Для прослушивания песен, проведения соревнований и физкультурных праздников. |
4 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
4.1 | Кабинет для проведения аудиторных занятий | Г | №1,2,3,6,13 |
4.2 | Спортивный зал | Г | |
4.3 | Площадка для игр подготовительных к баскетболу на открытом воздухе | Г | |
4.4 | Медицинская аптечка | Д | В составе кабинета по физической культуре. |
4.5 | Мячи баскетбольные | К | |
4.6 | Насос с иглой для надувания мячей | Д | |
4.7 | Щиты баскетбольный | Г | В составе кабинета по физической культуре. |
4.8 | Щиты тренировочный навесные с кольцом и сеткой | Г | |
4.9 | Стойки для обводки | Г |
Д - демонстрационный экземпляр, К – комплект (на каждого учащегося), Г – комплект, необходимый для практической работы в группах
Проектная деятельность
«О как прекрасен баскетбол!»
Проектная работа по теме «История баскетбола» - Бондаренко Владислава- 4А класс .
• Проектная работа по теме «Влияние баскетбола на развитие человека» - Чернецкая Мария – 4А класс.
• Проектная работа по теме «Приемы и правила игры в баскетбол»
онлайн тренер по баскетболу
все в мире баскетбола
составление сборника игр подготовительных к баскетболу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности Баскетбол 1-4 классы ФГОС
Программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол" предназначена для учащихся начальных классов. Составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол" 7-8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол" 7-8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Баскетбол» для 6 классов
Направленность программы:Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.Воспитывающий характер про...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (баскетбол) для 5-7 классов
Рабочая программа секции баскетбол составлена в соответствии с ООП ООО МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ» и носит физкультурно-спортивную направленность....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"9 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол" 5-9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол" 5-9 класс...