ЧТО? ГДЕ? КОГДА? "Открытая лаборатория профессора Пуговкина"
опыты и эксперименты (5, 6, 7 класс) на тему

ЧТО? ГДЕ? КОГДА? "Открытая лаборатория профессора Пуговкина" -  мероприятие по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБ ОУ Байковская ОШ

                                 ВНЕУРОЧНОЕ

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ

«ОТКРЫТАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ПРОФЕССОРА

ПУГОВКИНА»

                                                                                                         Провела:

                                                                                                                   учитель физики

                                                                                                                    Шабарова Л.И.

                                                                    с.Байково

2017г

                                ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ

«ОТКРЫТАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ПРОФЕССОРА ПУГОВКИНА»

Цель: отработка первичных навыков проведения лабораторных, практических работ на уроках физики

План мероприятия:

  1. История великих открытий.
  2. Разминка.
  3. Физкультминутка
  4. Экспериментаторы.
  5. Конкурс капитанов.
  6. Черный ящик.
  7. Домашний эксперимент.

Ход мероприятия:

Добрый день уважаемые преподаватели, ребята!

Сегодня в нашей школе пройдет необычное мероприятие, сегодня мы заглянем в тайны эксперимента, покажем, на сколько важно владеть не только теоретическими навыками в физике, но и на практике подтверждать правила и законы этой науки. Помогут нам в этом, юные умы, учащиеся 7-х классов.

Добро пожаловать в «ОТКРЫТУЮ ЛАБОРАТОРИЮ»!!!

 

Презентация 2 (СЛАЙД 1-8 ПОД МУЗЫКУ ИДУТ СЛОВА)

2Миллионы лет назад образовалась наша Солнечная система

3В этой СС нашлось место для жизни, возникла планета – земля

4Природа создала великолепные растения и животных

5И подарила разум лишь одному созданию – ЧЕЛОВЕКУ

6Человек научился мыслить, наблюдать

7Возникает наука о природе – ФИЗИКА!

        8Знания, не рожденные опытом,

  Матерью всякой достоверности,

          Бесплодны и полны ошибок

Леонардо да Винчи

(СЛАЙД 9)

Перед нами пять страниц, которые вам предстоит открыть.

Желаю вам удачи, правильных решений, верных ответов.

Открываем первую страницу

История великих открытий!

 (Во время ответов учащихся фотографии ученых закрепляются на школьной доске)

(СЛАЙД 10-17)

СЛАЙД 10

Коперник пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого положения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями

СЛАЙД 11

На склоне своих дней Исаак Ньютон рассказал, как с ним произошел один курьезный случай: он гулял по яблоневому саду в поместье своих родителей и вдруг увидел луну в дневном небе. И тут же на его глазах с ветки оторвалось и упало на землю яблоко. Поскольку Ньютон в это самое время работал над законами движения, он уже знал, что яблоко упало под воздействием гравитационного поля Земли. Знал он и о том, что Луна не просто висит в небе, а вращается по орбите вокруг Земли, и, следовательно, на нее воздействует какая-то сила, которая удерживает ее от того, чтобы сорваться с орбиты и улететь по прямой прочь, в открытый космос. Тут ему и пришло в голову, что, возможно, это одна и та же сила заставляет и яблоко падать на землю, и Луну оставаться на околоземной орбите.

СЛАЙД 12

Мария Склодовская родилась в Польше, входившей в то время в состав Российской империи. Судьбоносная встреча с будущим мужем Пьером Кюри в Париже распахнула перед нею дверь в мир новых возможностей. В 1898 году она совместно с супругом открыла новые химические элементы - полоний и радий - и ввела в научный оборот термин «радиоактивность». За исследования радиоактивности в 1903 году Шведская королевская академия наук присудила супругам Кюри и Анри Беккерелю Нобелевскую премию по физике.

СЛАЙД 13

У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания особенно велики. Лодыгин первым предложил применять в лампах ВОЛЬФРАМОВЫЕ нити

(в современных электрических лампочках нити накала именно из вольфрама) и закручивать нить накаливания в форме спирали.

      Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз. Другим изобретением Лодыгина, направленным на увеличение срока службы ламп, было наполнение их инертным газом.

СЛАЙД 14

В 1800 году итальянский учёный Алессандро Вольта опустил в банку с кислотой две пластинки — цинковую и медную — и соединил их проволокой. После этого цинковая пластина начала растворяться, а на медной стали выделяться пузырьки газа. Вольта предположил и показал, что по проволоке протекает электрический ток

Так был изобретён «элемент Вольта» первый гальванический элемент

 СЛАЙД 15

24  марта 1896 г. Александр Степанович Попов провел опыты с радиотелеграфией, соединив свой аппарат с телеграфом и послав на расстояние 250 м радиограмму из двух слов: «Генрих Герц».

СЛАЙД 16

Несмотря на то, что Вильгельм Рёнтген был трудолюбивым человеком и будучи руководителем физического института Вюрцбургского университета, имел обыкновение допоздна засиживаться в лаборатории, главное открытие в своей жизни — икс-излучение, он совершил когда ему было уже 50 лет, которое получило название — рентгеновское. Как оказалось, икс-излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется. Также Рентгеном были сделаны первые снимки с помощью рентгеновского излучения

СЛАЙД 17

В 1921-м году Эйнштейну была присуждена Нобелевская премия по физике. Двенадцать лет спустя он уехал из нацистской Германии в США, где до конца своих дней преподавал в Принстонском университете.

     Найден личный блокнот Эйнштейна с его вычислениями, которые он вел в попытке объединить все законы физики в рамках единой теории до самой своей смерти в 1955 году.

СЛАЙД № 18-19

Открываем вторую страницу!

РАЗМИНКА!

Каждой команде предлагается по 5 вопросов, на которые необходимо дать как теоретическое обоснование, так и продемонстрировать данное явление или физически         закон.

1 команда

2 команда

1. Вообразите, что вы летите над землей на самололете, под вами внизу находится дом вашего друга. Вам необходимо сбросить посылку. Объясните, как будет изменяться траектория движения груза, и будет ли она изменяться вообще, если да то почему?

1. Что произойдет с быстро скачущим всадником, если его лошадь споткнется?

2. Где мел оставляет более четкий след: на классной доске или на стекле?

2. Когда мяч находится в состоянии невесомости: при вертикальном подъеме или при падении?

3. Что является причиной падения всех тел на Землю? Возможно, ли продемонстрировать свободное падение тел на Земле?

3. Холодное и огнестрельное оружие используется в военных целях. Для чего используется баллистический пистолет?

4. У Вас на столе находятся прямоугольные бруски. Возможно, ли вычислить объем данных брусков. Если да, то, каким образом, продемонстрируйте.

4. Каким образом, возможно, вычислить объем тела, которое не помещается в мензурку?

5. «Волшебная книга»…

В.И. Лукашик № 234

На одной чаше весов стоит брусок из свинца, на другой из олова. На какой чаше весов находится свинцовый брусок?

5. «Волшебная книга»…

В.И. Лукашик № 234

На чашах весов находятся одинаковые по объему бруски из железа и чугуна. На какой чаше находится железо?

      СЛАЙД № 20

После разминки учащимся предлагается провести физкультминутку (нажать гиперссылку, вернуться к слайду 9)

СЛАЙД № 21-23

Открываем третью страницу!

ЭКСПЕРЕМЕНТАТОРЫ

Перед проведение данной требующей особого внимания работы, учитель демонстрирует некоторые интересные эксперименты, подводя учащихся к значимости проводимого эксперимента.

1.Оптика: опыт с линзами, призмой, светофильтрами (изменение хода светового пучка на разделе 2-х сред).

2. Опыты по электризации: движение струи воды под действием эбонитовой палочки, электризация цветка при помощи электрофорной машины.

3. Звуковые явления (Опыт с воздушным колоколом и звонком).

Каждая команда получает 3 экспериментальных работы, на выполнение которых отводится не более 5 минут. Особое  внимание уделить 3 мини-лабораторной работе.

1 команда

2 команда

Эксперимент № 1

Измерение объема тела

Эксперимент № 1

Измерение объема тела

Эксперимент № 2

Измерение массы  тела

Эксперимент № 2

Измерение массы  тела

Эксперимент № 3

Измерение Жесткости пружины

Эксперимент № 3

Измерение силы трения и сравнение

ее с весом тела

СЛАЙД № 24

Открываем четвертую страницу!

Конкурс капитанов

1 команда

      Задание 1

Изобразить графически: силу тяжести, вес тела, силу упругости.

        

    Задание 2

Определить цену деления мензурки (найти на лабораторном столе необходимое оборудование)

Задание 3

У какого шара больше плотность? Почему?

Задание 4

Из предложенных приборов и материалов (расположенных на демонстрационном столе) продемонстрировать диффузию в жидкости.

2 команда

Задание 1

Изобразить графически: силу тяжести, вес тела, силу упругости.

Задание 2

Определить цену деления динамометра (найти на лабораторном столе необходимое оборудование)

Задание 3

Три бруска одинакового объема – железа, меди, латуни. У какого из брусков масса больше.

Задание 4

Перед вами два сосуда с водой. Добавьте в один сосуд с водой соли, перемешайте все. Опустите яйцо, сначала в обычную воду, затем в солевой раствор, пронаблюдайте за увидимым явлением, ответ поясните.

Открываем пятую страницу!

«Черный» ящик?

СЛАЙД № 25

Учащимся предлагается три подсказки.

1-я подсказка оценивается в 5 баллов

Данное устройство способно преобразовывать электромагнитные волны в акустические колебания распознаваемые человеком.

2-я подсказка оценивается в 3 балла

На первенство этого открытия претендовали русский ученый физик Попов и американский физик Маркони.

3-я подсказка оценивается в 1 балл

Его называли беспроводным телеграфом. Первое сообшение принятое с него было «Генрих Герц».

Данное устройство радиоприемник!

Страницы все закрыты, нужно подводить итоги.

Ровно минута каждому из вас продолжить фразу:

Сегодня на уроке я познал…

Сегодня на уроке я научился...

Сегодня мне удалось…

Больше всего мне сегодня запомнилось…

Самым интересным было…

Жюри подводит итоги, награждает команды, делится своим мнением о проведенном мероприятии.

Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.

– Что вы делаете так поздно? – спросил Резерфорд.

– Работаю, – последовал ответ.

– А что вы делаете днем?

– Работаю, разумеется, – отвечал ученик.

– И рано утром тоже работаете?

– Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:

– Послушайте, а когда же вы думаете?

Хочется пожелать всем вам мыслить и думать в меру. Ведь даже самые великие открытия были открыты случайно. УДАЧА В ВАШИХ НАЧИНАНИЯХ!!!

ОТВЕТЫ К РАЗМИНКЕ.

1 команда

2 команда

1. Вообразите, что вы летите над землей на самололете, под вами внизу находится дом вашего друга. Вам необходимо сбросить посылку. Объясните, как будет изменяться траектория движения груза, и будет ли она изменяться вообще, если да то почему?

ОТВЕТ:

- груз будет падать по инерции вертикально вниз, отклоняясь от первоначального положения под воздействием воздушных масс. И упадет далеко от того места, где он был выброшен из самолета.

1. Что произойдет с быстро скачущим всадником, если его лошадь споткнется?

Ответ:

- всадник упадет по инерции. Продемонстрировать опыт с шариком дощечкой, чашей.

2. Где мел оставляет более четкий след: на классной доске или на стекле?

ОТВЕТ:

- более четкий след остается на доске, так как она более шероховата, чем стекло; сила трения оторвет от мела большее количество частиц.

2. Когда мяч находится в состоянии невесомости: при вертикальном подъеме или при падении?

ОТВЕТ:

- в обоих случаях, т.к. вес тела – это сила, с которой тело давит на горизонтальную опору или вертикальных подвес, в данном примере мяч не действует ни на какую поверхность.

3. Что является причиной падения всех тел на Землю? Возможно, ли продемонстрировать свободное падение тел на Земле?

ОТВЕТ:

- сила тяготения Земли. Возможно, при помощи прибора «Труба Ньютона».

3. Холодное и огнестрельное оружие используется в военных целях. Для чего используется баллистический пистолет?

ОТВЕТ:

- для демонстрации падения тел под действием силы тяжести, так же можно пронаблюдать падение тел под разными углами к поверхности.

4. У Вас на столе находятся прямоугольные бруски. Возможно, ли вычислить объем данных брусков. Если да, то, каким образом, продемонстрируйте.

ОТВЕТ:

- измерить линейкой ширину, высоту и длину бруска и перемножить полученные значения по формуле V= abc

4. Каким образом, возможно, вычислить объем тела, которое не помещается в мензурку?

ОТВЕТ:

- при помощи отливного сосуда. Опустить тело в сосуд, сколько жидкости вытечет в мензурку, таков объем данного тела.

5. «Волшебная книга»…

В.И. Лукашик № 234

На одной чаше весов стоит брусок из свинца, на другой из олова. На какой чаше весов находится свинцовый брусок?

ОТВЕТ:

- необходимо по таблице определить плотности тел:

- ρсвинца = 11300 кг/м3

- ρолова = 7300 кг/м3, следовательно, на левой свинец, т.к. чем меньше объем, тем больше плотность. Объем меньше у свинцового бруска.

5. «Волшебная книга»…

В.И. Лукашик № 234

На чашах весов находятся одинаковые по объему бруски из железа и чугуна. На какой чаше находится железо?

 ОТВЕТ:

- при одинаковом объеме масса левого бруска больше, т.к. его плотность 7800 кг/м3 – это железный брусок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "В лаборатории профессора Пробиркиной"

Мероприятие направленно на развитие устойчивого познавательного интереса к химии,    осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов,  реализация межпредметных св...

Конспекты занятий к программам курса - Путешествие по стране знаний и лаборатория профессора УМА

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих занятий, которые помогают форми­ровать и развивать у детей школ...

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...

Классный час по теме «ЭнергопоисК» - секретная лаборатория профессора Лампочкина»

Классный час разработан ко дню Всероссийского фестеваля энергосбережения #ВместеЯрче 2016....

Учебно-методический практикум «Лаборатория профессора Очумелкиной» (полезные мастер-классы и безопасные эксперименты на познание окружающего мира)

Интересные опыты доступны для проведения в любой аудитории. Требует небольшой подготовки и знаний процессов, остальное "дело техники". Главное подойти к проведению  мероприятия творчески.  М...

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»

Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь ...