Внеклассное мероприятие по химии "В лаборатории профессора Пробиркиной"
материал по химии (8 класс) по теме

Мероприятие направленно на развитие устойчивого познавательного интереса к химии,    осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов,  реализация межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_laboratorii_professora_probirkinoy.docx184.51 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Краснянская СОШ»

Подготовила и провела учитель химии: Арчакова Е.В.

«Один опыт я ставлю выше,  чем тысячу мнений,  рожденных только  воображением»

М.В.Ломоносов.

Мероприятие подготовила и провела с учащимися 8 класса.

Место проведения: кабинет химии.

Оформление: а) презентация;

                        б) карточки;

                        в) занимательные опыты.

«Посвящение в химики» (для учащихся 8-х классов)

Цель мероприятия:

-  развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету,  

-  осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов,

-  реализация межпредметных связей.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.

Вводное слово учителя.

   Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.

   И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.

Разминка.

  1. Конкурс-разминка.

Задание 1 «Разминка» (по два участника от каждой команды).

   Химия – это наука, которой несколько тысяч лет. Кого же считали химиками и тогда, и сегодня? Вам предлагается расшифровать высказывание Вернеля.

   Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице Д.И.Менделеева и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой.

После расшифровки учитель объединяет два отрывка и получается фраза: «Химики – это весьма немногочисленное сообщество со своим языком, законами и тайнами».

х

77

42

77

19

77

-

99

22

76

23

63

16

ь

25

7

10

63

25

11

76

31

76

ч

49

16

3

63

11

28

76

63

16

76

76

4

щ

63

16

22

23

76

21

76

16

23

76

49

42

я

79

ы

48

76

42

 ,

79

18

19

76

28

7

25

39

49

22

18

й

28

7

42

49

.

I тур. Проверка теоретических знаний.

Перед вами оборудование, которое можно найти в любой лаборатории. Выбрав карточку с описанием предмета, найдите и продемонстрируйте его, дав точное название.

Приспособление для переливания жидкостей. (воронка)

Приспособление для нагревания химических веществ. (горелка)

Увеличительное стекло. (лупа)

Инструмент  в виде щипчиков. (пинцет)

Стеклянная трубка с резиновым наконечником для отмеривания жидкостей. (пипетка)

Волокнистый распушенный материал из хлопка. (вата)

Запаянная с одного конца лабораторная трубка из очень тонкого стекла. (пробирка)

Тонкие палочки с головками из воспламеняющегося вещества для получения огня. (спички).

Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками. (ножницы)

Увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым  взглядом. (микроскоп)

II тур. Теоретический экзамен на знание жидких и твердых веществ.

Я задаю вам вопросы, а вы своей командой обсуждаете и записываете ответы на листочке.

Как называется твердая вода. (лед)

Металл, притягивающий другие металлы. (магнит)

Раствор коричневого цвета для смазывания ран (йод)

Кристаллическое белое, сладкое вещество. (сахар)

Ядовитая жидкость, используемая в градусниках (ртуть)

Жидкий пищевой продукт, изготовляемый из семян подсолнечника (масло)

Материал для письма, печатания, изготовляемый из растительных волокон (бумага)

Красно – бурый налет на железе, ведущий к разрушению металла (ржавчина).

III тур . Кот в мешке

Иногда в нашу лабораторию поступают приборы без инструкций и названий. Эти посылки мы называем «кот в мешке». По моим подсказкам определите название предмета. Чем меньше подсказок израсходуете, тем больше баллов заработаете.

«Кот в мешке №1»

Чаще всего этот прибор стеклянный.

Может использоваться как в помещении, так и на улице.

Предназначен для измерения температуры.  (Термометр).

 «Кот в мешке №2»

Этот  предмет имеет стрелку.

Используется дома, в медицине, торговле.

Предназначен для измерения веса. (Весы) 

«Кот в мешке №3»

Этот  предмет бывает деревянным, пластмассовым или металлическим.

Используется в инженерных мастерских,  лабораториях и в школе.

Предназначен для измерения длины. (Линейка)

 «Кот в мешке №4»

Прибор бывает маленьким и большим, электронным и механическим.

Используется людьми каждый день.

Предназначен для измерения времени. (Часы) 

IV . Химические грамотеи.

 Художественный конкурс

Химический диктант проводят с целью проверки знания химических знаков и их изображения. Ученикам выдают лист бумаги с беспорядочно расставленными точками, каждой из которых соответствует знак химического элемента (рис. 1, 2).

Учитель в определенной последовательности называет химические элементы (фосфор, калий, азот, сера, фтор, кислород, магний, кальций, натрий, водород, ртуть, железо, фосфор), а школьники соединяют знаки этих элементов прямыми линиями в той же последовательности. В результате должны получиться определенные фигуры (рис. 3, 4).

 Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь?

Дайте название веществам, о которых идет речь. Ведущие по очереди читают двустишья. Ответ дает команда первой поднявшая флажок.

а) На суку сидит сова,

Выдыхает СО2.                              (углекислый газ).

б) Сапоги мои того,

Пропускают Н2О.                                 (вода).

в) NaCl - его все знают,

В магазине покупают,

Без него не сваришь ужин -

В малых дозах в блюдах нужен.           ( поваренная соль).

г) Что за чудо посмотри -

Этот СаСО3.

По доске он проезжает,

За собой след оставляет.                         (мел).

2. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит).

б) Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел).

в) Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо).

г) Слово - аргентум, а молчание - аурум. (Слово - серебро, а молчание - золото).

д) Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик).

е) С тех пор много Н2О утекло.(С тех пор много воды утекло).

Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Через проектор результаты высвечиваем на экран.

«Эстафета»

   Задача игроков: выстроившись в цепочку и передавая мел друг другу, расставить степени окисления элементов, исходя из их положения в Периодической системе Д.И.Менделеева, и составить формулы соединений. Последним идет капитан и проверяет правильность составления формул.

I       CH ,  HS , KP ,  LiN  , CaF

II      NaS , AlCl ,  NH , MgN ,  SiH

 «Ассорти»

   Перед командами лежат карточки с формулами веществ. Задача первой команды: выбрать оксиды и кислоты, второй – основания и соли. Все вещества необходимо назвать.

I   KOH,  HCl , MgO , H2SO4 , Na3PO4 , KNO3 , P2O5 , Zn(OH)2 , CaCO3 ,

 H2SiO3 , CuSO4         Li2O ,  AgCl ,  Ca(OH)2 

 II   SO3 , NaOH , H2SO3 , AlCl3 , CO2 , Ca(OH)2 , Mg(NO3)2 , Fe(OH)3 , H2S , Al2O3 , SiO2 ,        HNO2 , K2SO4 , Cr2O3 

 Каждый уважающий себя химик должен быть химически грамотен. В химии грамотным считается тот, кто умеет писать химические уравнения. Посмотрим, как хорошо вы владеете данным навыком.

I тур - каждой команде предлагается по два уравнения, в которых необходимо расставить коэффициенты.

Например:

а) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + HCl

б) P2O5 + H2O = H3PO4

Все задания через проектор выводим на экран.

II тур – запишите уравнения к предложенным схемам. Каждой команде предлагается по две схемы.

Например:

а) гидроксид натрия + серная кислота →

б) хлорид натрия + нитрат серебра →

Все задания через проектор выводим на экран.

Жюри подводит итог.

Химия – это наука умеющая творить чудеса. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом. Некоторые из чудес, я вам сегодня покажу.

Опыт 1.

Вы, ребята пить хотите?

В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу.

Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко. (серная кислота + сода + хлорид бария).

Опыт 2.

А этот опыт вы видели в цирке:

Горит платок, а в нем ни дырки.

Опыт 3.

Географию учили: Тему «Вулканы» в шестом проходили.

И знаете, чем изверженье грозит: и лава течет и пепел летит.

А я покажу вам сейчас без обмана на столе изверженье вулкана.

Опыт 4.

Оперируем без боли, правда много будет крови. При каждой операции нужна стерилизация. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь пациент, нож подайте ассистент! Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от пореза -  ни следа.

Опыт 5.

Рисунок.

Литература.

  1. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» - Москва: «Блик  и Ко», 2000 г. – с. 224.

2. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. - М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).

3. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).

4. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.

5. «Чем развлечь гостей»/Выпуск 1(92)2010 /Программа на все случаи.

6. Авторские наработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Внеклассное мероприятие по химии "Домашняя лаборатория"

Это мероприятие будет интересно не только учащимся 8-11 классов, но и детям более младшего возраста. Они познакомятся с множеством интересных опытов, которые может провести в домашних условиях каждый ...

Внеклассное мероприятие «Физико-математическая лаборатория»

Занимательный урок для расширения знаний учащихся в области экспериментальной физики и математики....

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...