ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»
рабочая программа
Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь профессор проводит опыты, проверяет на прочность предметы, смешивает в пробирках разные вещества. Со всех сторон что-то шипит, искрит и взрывается. В лабораторию также приносят на починку или испытания некоторые приборы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vakilova_programma_na_avgust.docx | 130.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Тазовский районный Дом творчества»
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета приказом директора
МБОУ ДО ТРДТ МБОУ ДО ТРДТ
Протокол № 6 от 12.04.2022 г № 75 от 12. 03. 2022 г.
ПРОГРАММА
летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков
естественно-научной направленности
«Лаборатория профессора Чудакова»
(срок реализации 10 дней)
(возраст детей от 6,5 до 17 лет)
Составила: Г.В.Вакилова, методист
п.Тазовский, 2022г.
I. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ
Полное название Программы | Программа летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова» |
Направленность Программы | Направленность: естественно – научная, интеллектуальная, экологическая, профориентационная, физкультурно-оздоровительная. |
Цель Программы | Организация отдыха учащихся п. Тазовский в летний период, создание условий для активного, разнообразного по форме и содержанию детского отдыха, оздоровления и занятости детей, самосовершенствования и разностороннего развития в совместной деятельности. |
Задачи Программы | 1. Создание условий для организованного отдыха детей. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья. 2. Развитие познавательной активности, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Формирование у ребят навыков общения и толерантности. 3. Приобретение детьми практических знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации. |
Автор Программы | Вакилова Галина Валентиновна– методист. |
Краткое содержание Программы | Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь профессор проводит опыты, проверяет на прочность предметы, смешивает в пробирках разные вещества. Со всех сторон что-то шипит, искрит и взрывается. В лабораторию также приносят на починку или испытания некоторые приборы. |
Наименование и адрес организации заявителя | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Тазовский районный Дом творчества, ул. Калинина д. 2, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350 Тел./факс 8349402-05-58, ddt8773@mail.ru |
Ожидаемые конкретные измеряемые результаты | - Укрепление и оздоровление детского организма; - формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены); - развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). - Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. - Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. -Развитие коммуникативных способностей и толерантности. -Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, танцев, составление проектов). -Расширение кругозора детей. -Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм. -Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года. -Личностный рост участников смены. |
Кадровое обеспечение | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Взаимоотношения с социумом | Районная газета «Советское Заполярье», МУП «Студия Факт», МКОУ ТШИ, МБОУ ТСОШ, ЦКиД, районная библиотека, районный краеведческий музей, районная поликлиника, ГИБДД, родители. |
Сроки реализации программы | 3 смена с 15.08.2022г. по 26.08.2022г. (10 дней) |
Пояснительная записка
Мы - будущее России
Мы - будущее всей страны…
Страна гордится нами, люди!
И только мы, лишь мы одни
Творцы того, что с нами будет!
«Человек должен учиться, потому,
что он человек».
Сухомлинский В.А.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Возможность развития личности ребёнка через общение со сверстниками, обогащение нравственного и духовного потенциала, физическое развитие, выявление и развитие творческих способностей предоставляет МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества», путём организации деятельности ДОЛ.
На сегодняшний день проблема естественно-научного образования подрастающего поколения стала наиболее актуальной и является одним из приоритетов образовательной политики нашего государства. Эта проблема легла в основу создания программы естественно-научной направленности - «Лаборатория профессора Чудакова ».
Выбор данного направления программы обусловлен: естественно-научной направленностью работы Дома творчества; наличием в учреждении материально - технической базы для реализации данного направления, краеведческого музея, тесным сотрудничеством с краеведческим музеем п. Тазовский.
Основная деятельность ДОЛ направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений, межличностное общение со сверстниками. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения.
В основу программы «Лаборатория профессора Чудакова» легли идеи умственного и физического развития детей через игру. Новизна и оригинальность программы в её интегрированной структуре, где направления деятельности тесно переплетены посредством тематической сюжетно-ролевой игры, которая позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться, способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра - тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.
Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.
Сфера применения
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Функциональное назначение программы
Образовательная функция состоит в организации систематического обучение и упражнение детей в применении и развитии личного опыта, самоусовершенствования и самопознания.
Компенсаторная функция реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Релаксационная функция осуществляется за счет пребывания ребёнка на улице, в экологически благоприятных условиях, за счет строгого соблюдения режима двигательной активности и распорядка дня. Благодаря всему комплексу оздоровительных мероприятий лагерь создаёт условия для восстановления и укрепления сил и здоровья ребёнка.
Социально-адаптивная функция программы в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Кроме всего программа эмоционально привлекательна для детей и предъявляет высокие требования к активности, творчеству, нравственным качествам и уровню развития способностей.
Цель программы:
- создание условий для отдыха, укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, реализации культурно-досуговых, спортивных, медико-профилактических программ и услуг, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности с учетом индивидуальных способностей, патриотическое воспитание.
Задачи программы:
- развитие творческого потенциала детей с различным уровнем подготовленности;
- формирование потребности и способности эстетического восприятия;
- привлечение внимания детей к истории науки, техники;
- развитие качеств личности: инициативность, коммуникативность, умение планировать и видеть перспективу, совершенствование психических познавательных процессов – логического и креативного мышления;
- совершенствование направлений работы по сохранению и укреплению здоровья детей, укрепление семейных ценностей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- популяризация здорового образа жизни через организацию спортивных занятий и конкурсов;
- достижение положительного социально-воспитательного эффекта от взаимодействия детей и взрослых;
- формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленными экологическими знаниями;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Назначение программы - программа рассчитана на детей в возрасте 6,5 -17 лет, сроком реализации 10 дней. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска».
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Основные формы:
- экскурсии;
- интеллектуальные игры;
- спортивно-оздоровительные мероприятия;
- игровые программы;
- конкурсы и викторины;
- научные опыты, проекты;
- праздники.
Вводная диагностика
- Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- -беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, воспитателей.
Пошаговая диагностика
- Летопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
- Беседы на отрядных сборах.
- Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)
Итоговая диагностика
- Анкетирование
- Заполнение книги отзывов
- Беседы в отрядах
- Фестивали, выставки, соревнования, конкурс проектов
- Квест «Собери пазл»
- различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.
Основные блоки
Здоровьесберегающий
Ежедневная гимнастическая зарядка на свежем воздухе
Закаливание
Оздоровительные мероприятия, организованные медперсоналом
Ток-шоу «Мы за ЗОЖ»
Патриотический
Экскурсии в краеведческий музей
День краеведческого музея
День Государственного флага России
Спортивный
Спортивные игры, состязания, турниры
Футбол, пионербол, теннис, дартс, шашки, шахматы
Командообразующие подвижные игры
Игры по ориентированию на местности
Экологический
Интеллектуально-экологическая викторина
Наблюдения за растениями, насекомыми и птицами
Акция «Кладоискатели» (уборка территории лагеря)
Игры на знание лекарственных растений нашего края
Естественно – научный, интеллектуальный
Лабораторные работы
Интеллектуальный марафон
Игра «Мы – исследователи»
Опыты, придуманные профессором Чудаковым.
Трудовой
Акции «Кладоискатели» и «Лепота» ежедневно
Акция «Мир, труд, лето» (облагораживание и украшение территории лагеря).
Творческий (культурно-просветительский, досуговый и познавательный)
Торжественное открытие смены
Конкурсы талантов
Конкурсы актерского мастерства
Танцевальные конкурсы
Тематические викторины
Интеллектуальные и творческие викторины
Литературные гостиные
Спортивно-интеллектуальные игры
Игры по ориентированию на местности
Подготовка фотоматериалов
Торжественная линейка и праздничный концерт на закрытие смены
Социально-личностный (лидерство и инициатива), профориентационный
Организация службы самоуправления:
работа пресс-центра лагерной газеты «Профессор и мы»
службы здоровья
спортивная служба
досуговая служба
Подведение итогов службы самоуправления.
Условия успешной реализации программы.
- принятие идей программы на уровне педагогического коллектива и участников смены;
- чётко спланированная работа;
- первоначальное оформление отряда как коллектива единого и создание положительной эмоциональной атмосферы;
- чёткая выработка имиджа отряда с названием, девизом, отрядной песней, уголком, творческим отчётом о лагерных делах;
- создание структуры творческих и спортивных площадок, решающих конкретные практические задачи, отвечающим современным педагогическим технологиям;
- соответствие направлений и форм работы общей концепции организации деятельности лагеря;
- привлечение социальных партнёров, увлечённых людей к работе с детьми;
- создание условий для индивидуального развития личности ребёнка;
- применение педагогических приёмов, средств с учётом возрастных особенностей и современных потребностей детей;
- материально-техническое обеспечение деятельности лагеря.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
План реализации программы
№ п/п | Название программы | Время проведения | Дата проведения |
1. | «Добро пожаловать». Регистрация детей. Знакомство с мастерскими и площадками. Открытый микрофон «Знакомьтесь - это я!» Познавательная игра «Правила бывают разные…» Игровая программа "В поисках источника жизни" (вопросы по ЗОЖ) Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!» | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 15.08 |
2. | «Ключ на старт» - открытие смены Организационный сбор на «Поляне успеха». Презентация сюжетно-ролевой игры «Лаборатория профессора Чудакова». Интеллектуальная игра «Три в одном» Экскурсия в прошлое | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 16.08 |
3. | «Звездный небосвод». Программа - презентация «Посвящение в лаборанты» Конкурс актёрского мастерства «Слабо?». Спортивно-развлекательная программа «Шар - шоу». Ток-шоу «Мы за ЗОЖ» | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 17.08 |
4. | «Интеллектуальный лабиринт». Кругосветка «Тропа испытаний» Интеллектуальное казино «Край наш Ямальский» Познавательная экскурсионно-краеведческая программа «Знай свой край» Игра «Мы – исследователи» | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 18.08 |
5. | «Салон Елены Прекрасной». Коммуникативная игра "Леди и джентльмены". Выставка «Живут на свете чудеса». Опыты, придуманные профессором Чудаковым. Интеллектуальный марафон, выбор тем проектов. | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 19.08 |
6. | Интеллектуально-познавательная игра «Мы и наши права» Игровой марафон «Мы разные, но мы вместе» (игры на сплочение) Виртуальная галерея «День флага» Сюжетно-ролевая игра «Зарница». | 14.00 14.30 15.00 15.30 | 22.08 |
7. | «Олимпийская долина». Комический футбол. Спортивно-развлекательная программа «Гимнастика ума». Интеллектуально-экологическая викторина «Знатоки природы». Конкурс талантов | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 23.08 |
8. | «Пещера сказок». Игра-путешествие «Путешествие в сказку». Конкурс литераторов «Сочини сказку» «Путь к успеху». Игра на знание лекарственных растений нашего края. | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 24.08 |
9. | Предзащита проектов. Литературная гостиная «Герои и подвиги» Вертушка «Хит-FM» - «Песни Победы» «Мои земляки — участники Великой Отечественной войны», беседа и сбор материалов из семейных архивов. «Долина памяти». | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 25.08 |
10. | Спортивно-развлекательная программа «Гонка за лидером». «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. Минута безопасности (о ПДД) Подведение итогов игры. Закрытие смены. Гала - концерт "Ритмы лета". | 14.00 14.30 15.00 15.30 16.00 | 26.08 |
Ожидаемые результаты
- Укрепление и оздоровление детского организма:
- формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены)
- развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости)
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, танцев, составление проектов)
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм.
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Личностный рост участников смены.
Сотрудничество с социумом
Цель: интеграция дополнительного образования и общественности для организации эффективного отдыха детей, не имеющих возможности выехать за пределы района в летний период.
Задачи:
- выполнение социального заказа;
- организация совместных мероприятий.
В рамках реализации программы запланированы совместные мероприятия со следующими организациями:
- Районная газета «Советское Заполярье»
- МУП Студия «Факт»
- ГКУ ЯНАО Центр занятости населения Тазовского района
- МВД РОССИИ по Тазовскому району
- ОГИБДД ОМВД России по Тазовскому району
- МБУ «Молодежный центр»
- МБОУ ДО «ТДЮСШ»
- Управление по делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Администрации Тазовского района
- ФКУ «Центра ГИМС МЧС России по ЯНАО»
- ООО «Тазагрорыбпром»
- Учреждения культуры
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы реализации программы.
Ведущая технология программы - игровая. Сопутствующими технологиями являются: коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно - значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально - психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.
Совещание - это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанных на данных, полученных, непосредственно от участников групповой работы. Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыт.
Мозговой штурм - групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуативно-ролевые и деловые игры - позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Также в деятельности будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- занятия в мастерских и на площадках;
- игровые программы.
Творческие мастерские и площадки. Участники программы выбирают занятия, исходя из своих интересов и потребностей.
- Площадка «Чемпионы» - педагог познакомит участников смены с различными видами спортивных игр, научит различным видам зарядок.
- Площадка «Туристы» - руководитель кружка «Эко-тур» научит участников смены ориентироваться по компасу, по карте, разводить костер, устанавливать палатку, петь туристические песни; предоставит возможность испытать силы, выносливость, умение взаимодействовать на туристической полосе препятствий.
- Творческая мастерская «Радуга» - руководитель кружка «Творческая мастерская» научит участников смены в самом обычном увидеть необычной, удивительное и прекрасное; даст возможность ощутить себя добрым волшебником.
- Творческая мастерская «Очумелые ручки» - руководитель кружка «Творческая мастерская» научит участников смены невероятным умениям создавать руками с помощью бумаги, красок, природного материала и фантазии настоящие чудеса.
- Площадка «Наполним песнею сердца» - руководитель кружка «Гитара+» познакомит участников смены с песенными традициями ДОЛ «Лаборатория профессора Чудакова», предоставит возможность проявить свои таланты, способности.
- Творческая мастерская «Пресс-центр» - педагог познакомит участников смены с главными тайнами журналистики, научит видеть интересное, выделять главное. С помощью лагерной газеты «Профессор и мы» юные журналисты смогут раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности.
Организационная структура смены (лагеря)
Структура самоуправления
Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Совет отряда участвует в организации тематических дней, принимает решения о корректировке программы.
Пресс-центр отвечает за информационное обеспечение работы лагеря, сбор информации о смене, оформляет стенды, выпускает газеты, работает с внешними информационными службами.
Совет физоргов координирует оздоровительную деятельность, организует спортивные соревнования, утренние зарядки.
Совет здоровья информирует о здоровом образе жизни, способах и приёмах сохранения здоровья, контролирует соблюдение чистоты и порядка.
Совет дела организует тематические дни, оценивает реализацию проектов, следит за системой стимулирования и отражением результатов.
Организация работы пресс-центра.
«Пресс- центр» - объединение детей-корреспондентов, целью которого является освещение жизнедеятельности детского лагеря. Участие в деятельности пресс- центра позволяет ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дает возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению.
Пресс- центр создается из представителей отряда и утверждается на общем сборе детского лагеря. Руководит центром главный редактор. Направления деятельности:
- выпуск газеты «Профессор и мы», освещающей наиболее важные события из жизни отрядов;
- выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение детского лагеря;
- работа с оперативным стендом;
- создание видео сюжетов и фильма о жизнедеятельности детского лагеря.
Подготовительный этап работы пресс-центра:
- постановка цели и задачи деятельности;
- каким образом дети узнают о существовании газеты в лагере;
- как будет осуществляться включение детей в деятельность по созданию газеты;
- содержание практикумов по журналистике;
- каким образом будет стимулироваться участие ребят в деятельности пресс-центра;
- какова структура газеты: названия рубрик, тематика материалов, помещенных в номере;
- имидж газеты (элементы формы, значки, символика);
- содержание материалов оперативного стенда в лагере;
- работа по организации оперативного стенда в лагере.
Законы лагеря.
- Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
- Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой
Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
- Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
- Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
- Закон сюрпризов: если хочешь чудес, сотвори чудеса для других.
Символика лагеря.
Девиз: «Знания – это сила».
Эмблема: Дети, радующиеся Солнцу.
Речёвка: Человек человеку друг? - Друг.
Человек человеку брат? - Брат.
Если помочь нужно
Мы навалимся все дружно.
Мы готовы помогать
От беды уберегать.
Знания всегда помогут
И к открытиям приведут.
Обряды и ритуалы лагеря.
На основе традиций народной культуры.
Утренний ритуал «Благо»: дети встают в круг, держась за руки; закрывают глаза и мысленно желают мира, добра, блага друг другу, небу, земле, воде, грядущему дню.
Вечерний ритуал «Берегиня» (очищение огнем): в вечернем кругу зажигается символическая свеча (фонарик), вспоминается все плохое и хорошее за день; все плохое надо мысленно сжечь в пламени; все хорошее наполнить жаром огня (рефлексия дня).
Необходимые условия реализации программы
- Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Кадровое обеспечение.
- Начальник лагеря - 1
- Воспитатель - 4
- Руководители творческих мастерских и спортивных площадок - 4
- Обслуживающий персонал (техничка) - 2
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатель организует воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, технический персонал отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Научно-методическое обеспечение.
- Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
- Должностные инструкции всех участников процесса.
- Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Нормативно-правовое обеспечение.
1 уровень - международные акты о правах человека, сертифицированные Российской Федерацией, имеющие высшую юридическую силу на ее территории:
- Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году):
- Декларация - «провозглашение»: в отличие от Конвенций, пактов носит не столько законодательный характер, сколько характер нравственного ориентира.
- Конвенция о правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года), и другие документы, принятые рядом стран.
2 уровень - Конституция Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации,
Гражданский кодекс Российской Федерации.
3 уровень - Законы, которые, в соответствии с Конституцией и в развитие ее отдельных положений, регулируют те или иные права (свободы) жителей:
- Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одаренные дети» - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» - принят 28.06.95 г.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07.2000 года.
О работе летних лагерей
- Трудовой Кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.; введен в действие с 01.02.2002 года.
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей - утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005 г.).
- Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. Приложение к Инструктивному письму Минобразования РФ от 24 марта 1997 г. № 12.
- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ № 2688 от 13 июля 2001 г (ред.28.06.2002).
- Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда. Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. № 113.
- Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате их труда. Приказ Минобразования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268.
- Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724.
- Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей.
- Санитарно-гигиенические правила и нормы. (СанПиН 2.44.969-00)
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- цифровой фотоаппарат;
- музыкальное оборудование;
- компакт-диски и аудиокассеты;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- радиомикрофон;
- призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
- автотранспорт.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в соответствии с развитием логики смены и имеет 4 этапа:
Подготовительный этап:
- проведение совещаний по подготовке лагеря к летнему сезону;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- разработка программы ДОЛ «Лаборатория профессора Чудакова»;
- подбор кадров;
- разработка документации для деятельности ДОЛ (план - сетка, положения, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
- подготовка материально - технического обеспечения.
Организационный этап:
- встреча детей, проведение входящей диагностики детей и педагогов, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы ДОЛ «Лаборатория профессора Чудакова»;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап:
- реализация основной идеи, введение в сюжетно-ролевую игру;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
- работа органов самоуправления;
- работа творческих мастерских.
Заключительный этап:
- подведение итогов по реализации программы;
- анализ результатов индивидуальных достижений;
- проведение итоговая диагностики детей и педагогов;
- социально-педагогический анализ результатов;
- награждение активных участников игры.
ОЦЕНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
В ходе реализации этой программы в лагере дневного пребывания предполагается, что отдохнут и наберутся сил и новых знаний и впечатлений 125 обучающихся, в возрасте от 6,5 до 17лет. В лагере отдохнут дети и подростки, нуждающиеся в государственной помощи (дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья).
Система оценки качества реализации программы
Для отслеживания результативности программы будут использованы
следующие методы:
1.Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;
2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить
лидерские качества, уровень коммуникативности;
3. Анализ участия отряда в обще лагерных творческих делах, уровня
активности и достижений;
4. Экран настроения;
5. В конце смены будет подготовлен аналитический отчѐт о результатах
реализации программы, подготовлены фото и видео материалы.
Критерии оценки результативности реализации программы
1. Качество организации отдыха детей;
2. Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков
здорового образа жизни;
3. Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы
смены;
4. Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с
детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей
детей;
5. Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-
образовательного процесса;
6. Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей;
7. Использование различных форм организации детского самоуправления;
8. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-
оздоровительной работы.
Мониторинг отслеживания эффективности деятельности по программе
Задача | Критерии | Способы отслеживания |
Формирование благоприятной психологической среды общения со сверстниками, социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе. | Адаптация ребенка в детском коллективе; положительный эмоциональный микроклимат коллектива | Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование |
Развитие творческих способностей детей, включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширения их кругозора; | Степень вовлеченности детей в творческую деятельность; активность детей в творческих делах лагеря. | Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование, отслеживание количества детей, участвующих в коллективных делах |
Привитие навыков здорового образа жизни, организация физической активности детей | Отсутствие у детей вредных привычек | Наблюдение педагогов, анкетирование, количество участников спортивных мероприятий. |
Анкета для учащихся (в начале смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы
просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления от лагеря?
– Что ты ждешь от лагеря?
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для
всех?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Что тебе нравится делать?
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь потому, что________________________________________________
Я не хочу, чтобы____________________________________________________________
Я хочу, чтобы ______________________________________________________________
Я боюсь, что _______________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя ________________________________
Анкета для учащихся (последний день смены):
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе
некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.
– Что было самым важным в этот период для тебя?
В этом лагере__________________________________________
В твоей семье____________________________________________
В отношениях между людьми
______________________________________________________________
– Что ты запомнил больше всего?
– Переживал ли ты здесь такие состояния?: / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/
Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)
– Что нового ты узнал?
__________________________________________________________________
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог)
бы сказать “спасибо”
– СПАСИБО!
за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– СПАСИБО!
за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– СПАСИБО!
за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– Закончи предложения: Я рад, что
_________________________________________________________________________
Мне жаль, что
__________________________________________________________________________
Я надеюсь,что________________________________________________________________
Твое имя, фамилия __________________________________________________________
Диагностика уровня развития активности коллектива
Отряд ___
Ф.И.О. воспитателя _____________
Дни недели | |||||||||||||||||||||
№ п/п | Ф.И.О. воспитанника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | … | ||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5… |
1 балл – пассивен, ко всему был безучастен, ничем не интересовался
2 балла – внешне пассивен, проявляет скрытый интерес
3 балла – ждет приглашения, сам активности не проявляет, но от участия не отказывается
4 балла – активен в достижении поставленной перед ним цели
5 баллов – очень высокая активность и инициативность, сам является инициатором идей.
Анкета для родителей
Ваш ребенок рассказывает про ЛДП? Да___ Нет___Если ребенок рассказывает дома про ЛДП, уточняется Что конкретно рассказывает ребенок. Если ответ нет уточняется почему ребенок не рассказывает | |
Вашему ребенку нравится в лагере? Если ответ: «да», уточняется, что нравится: педагоги , мероприятия, питание, экскурсии, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками, отношения с педагогом. Если ответ : «нет», уточняется, что не нравится: педагоги , мероприятия, питание, экскурсии, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками отношении с педагогом | |
Вы хотели бы, чтобы в следующем году Ваш ребенок отдыхал в ЛДП? Уточняется ответ «да», и ответ «нет» | |
Что, на Ваш взгляд, нужно улучшить в работе ЛДП? | |
Спасибо за ответы |
Экран настроения
Отряды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 | 9 | 10 | 11 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
Спортивный | |||||||||||||||||||
Лингвистический | |||||||||||||||||||
Будущий первоклассник | |||||||||||||||||||
Будущий пятиклассник |
Мне нравится в лагере
Мне было не интересно
Мне было скучно
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Финансирование летнего оздоровительного лагеря осуществляется за счет средств собственного бюджета (МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»).
Наименование расходов | Количество | Цена (руб). | Итого (руб.) |
Карандаш простой | 20 | 10-00 | 200,00 |
Альбомы для рисования | 20 | 100-00 | 2000,00 |
Ватман | 35 | 60-00 | 2100,00 |
Скакалка | 20 | 85-00 | 1700,00 |
Обруч | 4 | 40-00 | 160,00 |
Фломастеры, маркеры | 10 | 100-00 | 1000,00 |
Краски | 20 | 60-00 | 1200,00 |
Клей | 20 | 30-00 | 600,00 |
Цветная бумага | 20 пач. | 100-00 | 2000,00 |
Игры настольные | 20 | 300 -00 | 6000,00 |
Точилка | 20 | 15-00 | 300,00 |
Мяч | 6 | 150-00 | 900,00 |
Вода питьевая для кулера | 5 бут | 650-00 | 3250,00 |
Средство от комаров | 15 | 200-00 | 3000,00 |
Бумага туалетная | 60 | 15-00 | 900,00 |
Фломастеры | 25 | 120-00 | 3000,00 |
Ручка шариковая | 25 | 10-00 | 250,00 |
Скотч | 8 | 50-00 | 400,00 |
Чистящее средство | 15 | 50-00 | 750,00 |
Моющее средство | 10 | 60-00 | 600,00 |
Мыло туалетное | 25 | 20-00 | 500,00 |
ИТОГО: | 30810,00 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артамонова Л.Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. - М.: ВАКО, 2006. - 288 с.
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. - М. 1998.
- Воронкова, Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. -304 с.
- Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь - М. ВАКО, 2004. - 192с.
- Григоренко Ю.Н.Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008. - 160 с.
- Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 /Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2005.-40 с.
- Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
- Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. - М.: ВАКО, 2006. - 208с.
- Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208с.
- Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. - М.: ВАКО, 2007. - 192с.
- Летний отдых: идея - проект - воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / Ред. Л.Г.Нещербет. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. - 96 с.
- Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. - М.: глобус, 2007. - 206с.
- Оздоровление и занятость детей в период каникул // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2007.-№12.-С.16-69.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 - 4 классы). - М.: ВАКО, 2008. - 288с.
- Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере // Народное образование. - 2009.-№3.-С.217-223.
- Панченко С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
- Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А. Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.
- Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 224с.
- Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. - М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 62с.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
- Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. - 80 с.
- Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. - 224 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 2004.- 240 с.
- Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2007.-384 с.
- Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд - во ООО «Педагогические технологии»,2008.-90 с.
- Юзефавичус Т.А.Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество России, 2005. - 160 с.
Интернет ресурсы:
http://ped-kopilka.ru/letnii-lager/page-8
http://one_vision.jofo.ru/264028.html
http://uchkopilka.ru/letnij-lager/meropriyatiya-v-letnem-lagere
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект отряда с изучением английского языка при летнем лагере дневного пребывания детей
Разработка программы изучения английского языка в летнем лагере дневного пребывания детей...
Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания детей "Город мастеров - 2015" на базе МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №1"
Летний лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, фи...
Программа летнего лагеря дневного пребывания «Увлекательное путешествие» (эколого-краеведческой направленности)
программа лагеря...
ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напря...
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...
Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»
Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...