Тема: «Мы живем среди людей»
классный час по теме
Цель: формирование нравственной культуры шестиклассника
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_zhivem_sredi_lyudey.docx | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы живем среди людей»
Цель: формирование нравственной культуры шестиклассника
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Эпиграф
Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного …
Р. Эмерсон
Мы постоянно находимся среди людей:
очень близких, родных - дома,
хорошо знакомых или мало знакомых- в школе, в гостях,
кружках, клубах;
совсем незнакомых- на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже- везде и всегда.
И как говорил Римский император (Марк Аврелий): «… ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него.
Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Но готовы ли мы, хотим ли мы, вести себя так со всеми окружающими нас людьми, чтобы и мы и они чувствовали взаимное удовлетворение от общения.
Послушайте притчу:
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь.
И окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения:
хорошее настроение— светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому.
Плохое настроение— трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, моря и реки.
Словом, всюду царил хаос.
Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений.
Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом:
«Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека.
Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
Обратимся к словам «Человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо ». А.С.Макаренко
- Ребята, а что такое нравственность? есть принятие на себя ответственности за свои поступки.
Нравственность — это основа человечности любого общества.
Когда рушится нравственные основы — разрушается общество и деградирует человек.
Принципам нравственности являются: принципы Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты.
Нравственный человек — это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.
- Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни?
В жизни можно по-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать,
И подарить его людям.
Мы живем среди людей!
Такт, чуткость, деликатность – без этого не может быть воспитанности, вежливости и комфорта в общении внутри коллектива и среди людей в целом.
Общение имеет несколько функций:
- Обмен информацией.
- Побуждение к действию, поступку, мысли.
- Ответную реакцию.
Культура поведения и общения человека в обществе напрямую зависит от того, каким нравственным потенциалом обладает человек, каковы его моральные принципы.
«Уважен, хочешь быть – умей других уважать» - так еще издавна говорили люди. Не забывай эту мудрость!
Вашему вниманию две ситуации
ЛЕНА - 1. ПРОВЕРКА «ПОПУГАЕМ»
Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная Яркая птица — любимый Танин попугай.
— Ничего себе птичка. Симпатичная,— сказала Ира, — у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.
Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить.
Подумай: какую оплошность допустила Ира? Как бы ты вел себя на ее месте?
ПОЛИНА -2. ДАВАЙ-ДАВАЙ, РАССКАЗЫВАЙ!
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
— Чего это у тебя глаза на мокром месте?— громко закричала Катя.
— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел?
Ну, давай-давай, рассказывай!— подскочила к ней Наташа.
— Что случилось? Почему слезы?— закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?
Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:
"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"
Жить в обществе- это значит преподнести себя, ощущая себя в обществе, в коллективе обращая внимание прежде всего на себя и на свои поступки.
Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:
«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»
Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить.
Порой важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке.
Игра « Комплимент»
Вы должны отметить ту черту характера, за которую вы уважаете своего одноклассника.
Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность неповторимая индивидуальность, а теперь попробуйте вместо комплиментов, рассказать о том качестве характера, который вам не нравится в человеке
(не забывайте про чуткость и деликатность).
Оказывается, не все могут, почему? А если надо сказать правду.
ВОПРОС:- Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по вашему мнению, выражается в наибольшей степени?
- в исчезновении элементарной культуры поведения;
- в том, что прервалась связь поколений;
- в озлоблении людей;
- в эгоизме (каждый сам по себе);
- в росте преступности;
- в утрате идеологической и ценностной ориентации;
Нравственным наше поведение будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей.
Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!
Наверное, каждый из нас может вспомнить, что когда-то поступил необдуманно: что-то сказал или что-то сделал и хоть без всякого злого умысла, но не подумал о последствиях - и обидел человека.
А как часто мы раскаиваемся в своих уже совершенных поступках и действиях.
Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно.
Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей.
А Ведь некоторые люди считают иначе Произнеся фразу:
«Не бери в голову. Не напрягайся».
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам...
Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно.
Тогда и вам будет легко с окружающими.
Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.
(Исполняем песню «Главная в жизни профессия – быть человеком»)
Возможные определения каждого понятия:
1.Доброта– это , когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливеее, увереннее.
2.Вежливость— качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выдержанность— умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия
4.Верность— качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.Гордость— это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.Грубость— качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Доверие— это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.Заносчивость— негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.
9.Искренность— качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.Любовь— чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.Милосердие— принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.Патриотизм— нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.Правдивость— это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.Способность к прощению— это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.Скромность— это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.Совесть— способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.Состраданиеэто умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.Трудолюбие— это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.Тактичность— это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20. Честь— качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Я живу среди людей"
привитие этических норм бесконфликтного общения, воспитание нравственно – этических чувств, уважительного отношения друг к другу....
"Мы живем среди людей"
Классный час направленный на воспитание у детей эмоционально-положительного взгляда на мир, формирования нравственных и эстетических чувств, уважения к старшим....
Воспитательная программа "Я живу среди людей"
Воспитательная программа учащихся 5-6 классы "Я живу среди людей"...
Классный час "Мы живем среди людей"
Цель классного часа - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации ...
Программа воспитательной работы "Мы живем среди людей"
программа воспитательной работы, рассчитана на учащихся с 5 по 9 класс. Основное направление - этика, этикет....
"Я живу среди людей"
Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Но никогда не нужно забывать, что мы живем среди людей....
Классный час "Мы живем среди людей"
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. Оснащение мероприятия:...