Тема: «Мы живем среди людей»
классный час по теме

Насонова Людмила Александровна

Цель: формирование нравственной культуры шестиклассника

Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhivem_sredi_lyudey.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы живем среди людей»

Цель: формирование нравственной культуры шестиклассника

Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.

Эпиграф
Истинный показатель цивилизации                                                                              не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,                                                                                 а облик человека, воспитанного …
Р. Эмерсон

Мы постоянно находимся среди людей:

очень близких, родных - дома,

хорошо знакомых или мало знакомых- в школе, в гостях,

кружках, клубах;

совсем незнакомых- на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже- везде и всегда.

И как говорил Римский император (Марк Аврелий): «… ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него.

Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

Но готовы ли мы, хотим ли мы, вести себя так со всеми окружающими нас  людьми, чтобы и мы и они чувствовали взаимное удовлетворение от общения.

Послушайте притчу:

Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь.

И окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения:

хорошее настроение— светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому.

Плохое настроение— трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, моря и реки.

Словом, всюду царил хаос.

Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений.

Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом:

«Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
        Самый мудрый человек ответил:
«Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека.

Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Обратимся к словам «Человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо ». А.С.Макаренко

  • Ребята, а что такое нравственность? есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

Нравственность — это основа человечности любого общества.

Когда рушится нравственные основы — разрушается общество и деградирует человек.

Принципам нравственности являются: принципы Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты

 Нравственный человек — это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих  убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинствоуважение к другимдоброжелательностьпреданность и др.

  • Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни?

В жизни можно по-разному жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя  есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: поутру встать

И, не помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать,

И подарить его людям.

Мы живем среди людей!

Такт, чуткость, деликатность – без этого не может быть воспитанности, вежливости и комфорта в общении внутри  коллектива и среди людей в целом.

Общение имеет несколько функций:

  • Обмен информацией.
  • Побуждение к действию, поступку, мысли.
  • Ответную реакцию.

Культура поведения и общения человека в обществе напрямую зависит от того, каким нравственным потенциалом обладает человек, каковы его моральные принципы.

 «Уважен, хочешь быть – умей других уважать» - так еще издавна говорили люди. Не забывай эту мудрость!

Вашему вниманию две ситуации

ЛЕНА - 1. ПРОВЕРКА «ПОПУГАЕМ»

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная Яркая птица — любимый Танин попугай.

— Ничего себе птичка. Симпатичная,— сказала Ира, — у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить.

Подумай: какую оплошность допустила Ира? Как бы ты вел себя на ее месте?

ПОЛИНА -2. ДАВАЙ-ДАВАЙ, РАССКАЗЫВАЙ!

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

— Чего это у тебя глаза на мокром месте?— громко закричала Катя.

— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел?

Ну, давай-давай, рассказывай!— подскочила к ней Наташа.

— Что случилось? Почему слезы?— закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?

Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:

"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"

Жить  в обществе- это значит преподнести себя, ощущая себя в обществе, в коллективе обращая внимание прежде всего на себя и на свои поступки.

Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:

 «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»

Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить.

Порой важно в жизни уметь подмечать  все самое доброе в человеке.

Игра « Комплимент»

Вы должны отметить ту черту характера, за которую вы уважаете своего одноклассника.

Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность неповторимая индивидуальность, а теперь попробуйте вместо комплиментов, рассказать о том качестве характера, который вам не нравится в человеке

(не забывайте про чуткость и деликатность).

Оказывается, не все могут, почему? А если надо сказать правду.

 

 ВОПРОС:- Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по вашему мнению, выражается в наибольшей степени?

  • в исчезновении элементарной культуры поведения;
  • в том, что прервалась связь поколений;
  • в озлоблении людей;
  • в эгоизме (каждый сам по себе);
  • в росте преступности;
  •  в утрате идеологической и ценностной ориентации;

Нравственным наше поведение будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей.

Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!

  Наверное, каждый из нас может вспомнить, что когда-то поступил необдуманно: что-то сказал или что-то сделал и хоть без всякого злого умысла, но не подумал о последствиях - и обидел человека.

А как часто мы раскаиваемся в своих уже совершенных поступках и действиях.

Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно.

Умейте вовремя принести свои извинения  людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей.

А Ведь некоторые люди считают иначе Произнеся фразу:

 «Не бери в голову. Не напрягайся».

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам...

Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь  вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно.

Тогда и вам будет легко с окружающими.

Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.

(Исполняем песню «Главная в жизни профессия – быть человеком»)

Возможные определения каждого понятия:

1.Доброта– это , когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливеее, увереннее.
2.Вежливость— качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выдержанность— умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия
4.
Верность— качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.Гордость— это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.Грубость— качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Доверие— это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.Заносчивость— негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.

9.Искренность— качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.Любовь— чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.Милосердие— принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.Патриотизм— нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.Правдивость— это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.Способность к прощению— это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.Скромность— это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.Совесть— способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.Состраданиеэто умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.Трудолюбие— это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.Тактичность— это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20. Честь— качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Я живу среди людей"

привитие этических норм бесконфликтного общения, воспитание нравственно – этических чувств, уважительного отношения друг к другу....

"Мы живем среди людей"

Классный час направленный на воспитание у детей эмоционально-положительного взгляда на мир, формирования нравственных и эстетических чувств, уважения к старшим....

Воспитательная программа "Я живу среди людей"

Воспитательная программа учащихся 5-6 классы "Я живу среди людей"...

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель классного часа - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации ...

Программа воспитательной работы "Мы живем среди людей"

программа воспитательной работы, рассчитана на учащихся с 5 по 9 класс. Основное направление - этика, этикет....

"Я живу среди людей"

Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Но никогда не нужно забывать, что мы живем среди людей....

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета.  Оснащение мероприятия:...