"Я живу среди людей"
классный час (9 класс) на тему

Сигодина Лариса Владимировна

Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Но никогда не нужно забывать, что мы живем среди людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_zhivu_sredi_lyudey.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Я живу среди  людей.

Все увидеть, всем овладеть,

чтобы щедро отдавать людям.

Альфред Брем

Для вас, учащихся 9 класса, не за горами то время, когда вы, окончив школу, расстанетесь с родным домом и вступите в самостоятельную, взрослую жизнь, где вас везде окружают люди. Какой она будет? Наверно каждому из вас хочется прожить долгую и счастливую жизнь. Но что нужно сделать, чтобы эта мечта стала реальностью, чтобы были счастливы вы и ваши близкие?

        Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. С экранов телевизоров каждый день мы видим сцены насилия и убийства. Конечно, мы свободны в выборе пути, но должны оставаться неприкосновенными такие качества характера, которые воспевали поэты всех времен и народов.

Попробуйте назвать эти драгоценные качества. Отрадно заметить, что такие качества человека как доброта, милосердие, человечность не забыты сегодня. Часто приходится наблюдать, как человек, сам находящийся в тяжелом материальном положении, помогает другим. Знакома вам эта ситуация? Встречались ли вы с такими людьми? Почему эти люди так поступают? Все ли люди способны на это? С какой целью они это делают?

Учащиеся работают в группах по четыре человека. Они получают карточки, в которых указана ситуация, которую они должны разыграть;

Ситуация 1.

Купе поезда. В нем едут три человека. На новой станции заходит новый человек. Как будут общаться люди в купе?

Ситуация 2.

В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего стоящего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже о том, что вы тоже стоите в очереди, а сами отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место в  очереди, люди начали возмущаться.

Ситуация 3.

Вы сдаете экзамен. Перед вами сидит комиссия, которая к вам явно нерасположена.

Ситуация 4.

Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.

Каждая группа  высказывает свое мнение по разыгрываемой ситуации. И весь класс выдвигает версии правильного поведения по каждой ситуации.

Какие люди (группы людей) вас окружают, с кем вы общаетесь чаще всего? (Семья, школа, друзья.)

Ребята получают  задание проанализировать притчу «Пятьдесят лет вежливости», и дать характеристику героев притчи.

 Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой, а сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ее руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже больше 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь»

Какое отношение имеет данная притча к теме?

Наш дом - это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается только пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?

Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений. Что для этого можно предпринять?

- проявлять послушание;

- быть их сторонниками;

- не огорчать их;

- ободрять их в период трудностей;

- проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;

- оказывать необходимую помощь по дому;

- поддерживать их во всех начинаниях;

- выражать признательность и благодарность;

- проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;

- обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;

- ставить их в известность о том, где вы и с кем.

Вернемся к последней ситуации о дружбе.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты поспешно не суди.

Гнев на друга может быть мгновенным

Изливать покуда не спеши.

Может друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем

И с течением наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

Ты судом поспешным не суди.

Гнев на друга может быть поспешным

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради БОГА

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много

Опасайтесь потерять друзей.

Каждый из вас знает, как тяжело бывает человеку, когда происходит ссора с близким человеком, а каково человеку, не имеющему друзей? В связи с этим я хочу напомнить вам известную сказку Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”:

“Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху, не к щуке в пасть не попали. Умирая, старик-пескарь говорит: ”Смотри, сыночек, если не хочешь в жизни пропасть так гляди в оба. ” Пескарь-сын отлично запомнил поученье отца и сказал себе: “Надо жизнь прожить так, чтобы никто не заметил, а не то, как пропадешь”. Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь таким образом сотни лет, дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родителей - никого не было. Только наступило время, и стал премудрый Пескарь умирать. Тут-то вся жизнь мгновенно пред ним и пронеслась. Какие у него были радости? Кого он утешил? Обогрел? Защитил? Кому добрый совет дал? Кто слышал о нем? Кто вспомнил о его существовании? И на все вопросы ему приходилось отвечать никому “Он жил дрожал и умирая дрожал”.

Какова мораль этой сказки?

Действительно нельзя жить, зациклившись на себе. В жизни встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они очень одиноки. Из-за этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь много зависит и от самого человека. Задумывались ли вы когда-либо, что нужно сделать, чтобы понравиться людям, завоевать друзей? Существуют правила Карнеги:

  • Улыбайтесь!

  • Искренне интересуйтесь другими людьми.

  • Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

  • Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Игра «Встреча двух людей»

Класс делится на пары, которые поочередно представляют встречу двух людей, хорошо относящихся друг к другу.

Условие: использовать невербальные средства общения.

Анализ взаимодействия пар.  Для анализа используются невербальные признаки, характеризующую «встречу с хорошим знакомым»:

  1. Открытая постановка корпуса.
  2. Приближение друг к другу.
  3. Улыбка.
  4. Прямой взгляд.
  5. Рукопожатие или другие тактильные действия.

Анкетирование

Сейчас я хочу провести среди вас анкету, а вы в зависимости есть у вас это качество или нет, ставите “плюс” или “минус”.

Вопросы анкетирования:

- Я ощущаю внутреннюю раскованность и легкость.

- Мне приятно и радостно ходить в школу.

- Меня ничто не раздражает.

- Я чувствую прилив сил.

- Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать.

- Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам.

- Я ощущаю себя счастливым человеком.

- Дома после школы я чувствую приятную усталость.

- У меня есть несколько близких людей и много хороших знакомых.

- Люди любят приходить ко мне в гости.

- Я не обижаюсь когда надо мною по доброму подшучивают.

- Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоится, и если он захочет меня выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения.

- Я не таю обиды на людей и не держу на них зла.

- Я верю в красоту, добро и разум.

 Поздравляю тех, у кого больше плюсов, значит, у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.

Поможет в этом таблица

Сфера деятельности

Мне не трудно

Мне трудно

Мне хотелось бы

Школа

1.

2.

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Семья

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Друзья

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Выделите для себя три главных пункта из таблицы, над которыми нужно поработать в первую очередь.

И в заключении азбука моральной культуры по Сухомлинскому

 1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

 2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

 3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.

 4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

 5. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Литература: Дереклеева Н. А. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6- 11классов»: Москва «ВАКО»; 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Я живу среди людей"

привитие этических норм бесконфликтного общения, воспитание нравственно – этических чувств, уважительного отношения друг к другу....

"Мы живем среди людей"

Классный час направленный на воспитание у детей эмоционально-положительного взгляда на мир, формирования нравственных и эстетических чувств, уважения к старшим....

Воспитательная программа "Я живу среди людей"

Воспитательная программа учащихся 5-6 классы "Я живу среди людей"...

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель классного часа - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации ...

Программа воспитательной работы "Мы живем среди людей"

программа воспитательной работы, рассчитана на учащихся с 5 по 9 класс. Основное направление - этика, этикет....

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета.  Оснащение мероприятия:...