Программа воспитательной работы "Мы живем среди людей"
рабочая программа (5 класс) на тему
программа воспитательной работы, рассчитана на учащихся с 5 по 9 класс. Основное направление - этика, этикет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vr.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
программа воспитательной работы
Составитель:
классный руководитель,
учитель русского языка и литературы
Борисова С.В.
Дзержинск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы | 3 | |
Пояснительная записка | 6 | |
Концепция программы | 8 | |
Этапы выполнения программы | 11 | |
Методическое обеспечение программы | 15 | |
Приложения | 17 | |
1. Характеристика класса | ||
2. Изучение уровня воспитанности учащихся | ||
3. Диагностика личностного роста учащихся | ||
4. Поэтапные планы работы по реализации программы |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
| Концепция данной программы основывается на выполнении задач воспитания, отраженных в законе РФ «Об образовании», и формируется в соответствии с проблемами, выявленными в ходе диагностики уровня воспитанности учащихся класса. |
| Администрация МБОУ «СОШ № 39», родители учащихся 5 «Б» класса. |
| Классный руководитель 5 «Б» класса МБОУ «СОШ № 39», учитель русского языка и литературы, Борисова С.В. |
| Формирование социально зрелой личности учащегося, для которой характерно принятие нравственных норм и законов общества на личностном уровне, потребность в эстетическом освоении действительности. |
|
|
| В реализации программы задействованы все участники образовательного процесса школы (учащиеся класса, классный руководитель, учителя-предметники, родители); реализация отдельных этапов программы осуществляется при взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, а также учреждениями культуры, досуга и т.п. |
| Программа рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс включительно). Начало работы по данной программе – октябрь 2012 года; предполагаемый срок завершения программы воспитания – май-июнь 2017 года. |
|
|
| Качество и сроки исполнения этапов программы контролируются заместителем директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 39», классным руководителем (через проведение диагностики уровня воспитанности на разных этапах реализации программы, наблюдение и анализ отношений в детском коллективе). |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина образования определяет, что государство призвано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к законам общества. Наблюдающийся в современном обществе острый дефицит духовности, культуры поведения делает особенно актуальными духовно-нравственное, эстетическое, культурно-просветительское направления в работе педагога-воспитателя. При этом, осваивая эстетическое пространство жизни, человек не должен оставаться в одиночестве. Культура и нравственность призваны помочь подростку в процессе социальной адаптации.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова – это повседневная реальность современной цивилизации. Современного успешного человек характеризуют умение устанавливать контакт с людьми и бесконфликтно общаться с ними; навыки создания собственного имиджа; наличие богатого словарного запаса, речевой культуры; знание основ делового этикета. Таким образом, в настоящее время существует высокая социальная потребность в основах этики, эстетики, этикета.
Данная программа разработана в рамках духовно-нравственного и эстетического направлений деятельности образовательного учреждения. На наш взгляд, современный ученик становится социально-зрелой личностью в процессе приобщения к мировому культурному и духовному опыту человечества, в процессе приобретения общепринятых и одобряемых обществом привычек поведения, путем изучения и принятия на личностном уровне свойств и качеств интеллигентного и высоконравственного человека.
Таким образом, актуальность данной работы заключается прежде всего в необходимости воспитания у подростков привычки к социально одобряемому поведению в семье, школе, общественных местах, что, по мнению автора программы, возможно только в результате систематического освоения учащимися теоретических аспектов этики и этикета (изучения норм и правил) и регулярных практических занятий.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
В основе воспитательной работы сегодня лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях. Однако создавая условия для творческого развития личности, для формирования самостоятельной и конкурентоспособной личности, мы не должны забывать о том, что каждый из нас живет в мире других людей.
К сожалению, в современном обществе, а особенно в детской и подростковой среде, нормой становятся равнодушие к чужой беде, нетерпимость к недостаткам близких, неуважение к другому мнению, цинизм и даже ненависть к любому проявлению инакомыслия.
Анализ духовно-нравственной, морально-этической составляющей классного коллектива 5 «Б» класса МОУ «СОШ № 39» выявил следующие проблемы:
- низкий уровень культуры поведения детей (отсутствие представлений о некоторых нормах этикета, нежелание и неумение соблюдать известные нормы);
- нетерпимость к чужим недостаткам, мнениям и взглядам, отличным от собственных мировоззрений;
- узкие представления о мировых и российских культурных традициях;
- сложные отношения в детском коллективе (отсутствие доброжелательности, сплоченности, взаимоподдержки);
- дефицит духовности, нравственности, умения общаться.
Актуальность программы. Вышеизложенные проблемы привели к необходимости разработки настоящей программы «Мы живем среди людей», которая направлена на повышение культурно-нравственного уровня учащихся класса, что, по мнению автора программы, поможет им более уверенно и осознанно адаптироваться в обществе, не теряя уважения к себе и не нарушая прав других.
Реализация программы основывается на следующих принципах:
- принцип общественной направленности воспитания (воспитание социально-одобряемых привычек поведения);
- принцип гуманизма (ребенок не объект воспитания, а неповторимая саморазвивающаяся личность);
- принцип дифференциации (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом возраста, интересов, уровня воспитанности участников воспитательного процесса);
- принцип духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;
- принцип толерантности (терпимость к мнениям других людей, учет их интересов; терпимость к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, иному поведению людей, не выходящему за рамки законов)
- принцип единства воспитательных воздействий (сотрудничество всех субъектов воспитания, в первую очередь, единство семьи и школы в вопросах формирования нравственности).
Работа классного руководителя в рамках данной программы строится по направлениям:
- духовно-нравственное воспитание;
- нравственно-правовое воспитание;
- культурно-просветительская деятельность;
- эстетическое воспитание.
Результатом программы будет являться формирование социально зрелой и интеллигентной личности ученика, которую характеризуют такие признаки:
- наличие навыков и привычек культурного, социально одобряемого поведения;
- принятие норм и законов общества на личностном уровне;
- потребность в эстетическом освоении действительности;
- толерантность и уважение к людям;
- доброта и милосердие;
- тактичность, скромность, вежливость и деликатность.
Вышеизложенные проблемы, принципы и направления в работе классного руководителя определили следующую цель воспитательной программы: формирование социально зрелой личности учащегося, для которой характерно принятие нравственных норм и законов общества на личностном уровне, потребность в эстетическом освоении действительности.
При достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- освоение детьми эстетического пространства социальной действительности;
- воспитание в детях привычки к социально одобряемому поведению в семье, в школе, в общественных местах;
- выработка у детей навыков культурного поведения в разных видах деятельности – учебной, трудовой, коммуникативной, досуговой;
- овладение детьми взглядами, убеждениями и речевыми нормами, способствующими достижению взаимопонимания между отдельными индивидами, социальными группами и общностями;
- формирование в детях таких личностных качеств и свойств, как толерантность и уважение к людям, доброта и милосердие, тактичность и скромность, вежливость и деликатность, что характеризует интеллигентную и социально зрелую личность.
Программа рассчитана на 5 этапов (5 учебных лет), каждый из которых имеет свои цели. Содержание и формы воспитательной работы на каждом этапе рассмотрены в следующей главе.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№ этапа | Класс | Название этапа | Цель | Ожидаемый результат | Содержание работы | Формы работы | Критерии оценки эффектив-ности работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 годы | 5-6 класс | Современный этикет: основные нормы и принципы | освоение учащимися основных норм поведения в общественных местах, знакомство с основными понятиями и категориями этикета (норма, формула вежливости, тактичность, элегантность, манеры, сервировка и др.). | Осознание практичес-кой пользы и удобства этикета. |
| Классные часы, групповые занятия, беседы, игровые ситуации, посещение общественных мест, тренинги, викторины. | Наблюдение, тесты, диагностика личностного роста учащихся. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 год | 7 класс | Этикет с точки зрения личных потребностей | формирование умения применять нормы этикета в нестандартных ситуациях, осознание связи норм этикета с нормами нравственности, эстетической привлекательности воспитанного человека, знакомство с ценностными категориями этикета (скромность, гордость, сила духа, бескорыстие и великодушие, долг материальный и нравственный, мода и красота). | Осознание ценности этикета в собственной жизни. |
| Классные часы, диспуты, тренинги, игровые ситуации. | Наблюдение, тесты, диагностика личностного роста учащихся. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4 год | 8 класс | Этикет как норма жизни общества и дань традициям | знакомство учащихся с историей этикета, культурными традициями России и обычаями других стран, формирование представления о мужском и женском этикете, совершенствование умений вести себя в соответствии с ситуацией и нравственными принципами благородства, уважения к людям, чувством собственного достоинства. | Осознание ценности этикета для общества в целом. | 1. Искусство и этикет. 2. Спорт и этикет. Спорт как средство формирования тела. 3. Мужской этикет. Облик. Внимание к женщине. Проблема физической силы и благородства. 4. Женский этикет. Облик. Строгие правила девочки, девушки, женщины. Роль зеркала. Поведение женщины при нарушении мужского этикета. 5. Болезни и этикет. Этикет поведения больного и окружающих. Деликатность. 6. Природа и этикет. Бережливость, уважение, защита в общении с природой. Символика цветов. Букеты. | Классные часы, беседы, тренинги, деловые игры, конкурсы. | Наблюдение, тесты, диагностика личностного роста учащихся. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 год | 9 класс | Осознанность и естественность в соблюдении норм этикета | формирование умения критически оценивать собственные поведение, стиль и манеры, а также поведение других людей, умения видеть внешнюю и внутреннюю сторону ситуации, понимать мотивы поступков, давать нравственную оценку явлениям в жизни общества, применять нормы делового этикета для успешной реализации в профессии | Осознанное использова-ние норм и принципов этикета в своей жизни. |
| Психологич. и этические тесты, ситуационные упражнения (с анализом мимики, жестов, интонаций, лексики, стилистики речи), способы обретения психологической свободы в трудных ситуациях – юмористический взгляд на себя, ориентация на содержание, а не на форму, самовнушение. | Наблюдение, тесты, диагностика личностного роста учащихся. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативно-правовая документация
1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 17.07.2009): [электр. ресурс]. – «КонсультантПлюс».
Методическая литература
- Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2007, № 3, 6; 2008, № 4.
- Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва, 2002.
- Голованова Н. Панорама взглядов на воспитание // Воспитание школьников. – 2004, №7.
- Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы // Классный руководитель. – 2003, №5.
- Поминова В.В. Современный этикет: Образовательная программа для системы дополнительного образования и внеклассной работы. – Дзержинск, 2002.
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Учебная литература
- Волина В.В. Как себя вести. – Санкт-Петербург, 2001.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. – М., 1983.
- Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Энциклопедия этикета. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
- Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия: [электр. ресурс]. – «Кирилл и Мефодий», 1997.
Контрольно-измерительные материалы (диагностики, тесты и т.п.)
- Малая энциклопедия этикета. - М.: Рипол-Классик, 2000. (тесты)
- Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия: [электр. ресурс]. – «Кирилл и Мефодий», 1997. (интерактивные программы, обучающие тесты, викторины)
- Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва, 2002. (диагностика личностного роста)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Я живу среди людей"
привитие этических норм бесконфликтного общения, воспитание нравственно – этических чувств, уважительного отношения друг к другу....
"Мы живем среди людей"
Классный час направленный на воспитание у детей эмоционально-положительного взгляда на мир, формирования нравственных и эстетических чувств, уважения к старшим....
Воспитательная программа "Я живу среди людей"
Воспитательная программа учащихся 5-6 классы "Я живу среди людей"...
Классный час "Мы живем среди людей"
Цель классного часа - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации ...
"Я живу среди людей"
Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Но никогда не нужно забывать, что мы живем среди людей....
Классный час "Мы живем среди людей"
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. Оснащение мероприятия:...
Программа дополнительного образования "Мы живем среди людей" 5 класс
Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина обра...