Программа детского объединения "Военно-историческое моделирование"
статья по теме
Программа детского объединения рассчитана на 1 год обучения. В данном объединении ребята развивают свой кругозор в военно-историческом аспекте. А так же изготавливают макеты и модели рвзличных видов оружия. В ходе занятий происходит синтез различных дисциплин, как технической направленности , так и гуманитарной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
to_chto_nado_voenno_istor_mod.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена научно-методическим советом протокол № 1 от «31» августа 2014 г. | Утверждена директор МБОУ «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 28» _________________ /Е.Ю.Тарасова Введена в действие приказом № _______ от «01» сентября 2014 г. |
Программа
«Военно-историческое моделирование»
Срок реализации: 1год
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Педагог дополнительного образования: Шумеев Владимир Фёдорович
Тип программы – модифицированная
Рецензент: Загуменных К.Э., доцент кафедры
методики преподавания технологии
ФГБОУ ВПО «Курский
государственный университет»
2014 г.
Пояснительная записка.Направленность программы – научно-техническая и военно-патриотическая. Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.
Актуальность и новизна. В связи с тем, что последнее время мало внимания уделяется техническому моделированию с историческим уклоном, данное направление является одним из значимых факторов военно-патриотического воспитания.
Практическая значимость. Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.
Цель. Главная цель работы секции военно-исторического моделирования – формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности, гражданское и патриотическое воспитание учащихся. При создании моделей и диорам школьники открывают для себя новые страницы истории родной страны, знакомятся более детально с героическим прошлым России.
Задачи: Образовательные – формировать у учащихся понятие о долге и ответственности; учить анализировать и самостоятельно мыслить; способствовать начальной профориентации обучающихся.
Воспитательные – научить работать с инструментами и материалами.
Развивающие – развить у учащихся навыки конструктивного мышления; формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами; способствовать усвоению знаний по истории, основам теории и практики постройки моделей.
Условия реализации программы. Предметно-развивающая среда – материально-техническая база – слесарная и столярная мастерские МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28».
Взаимодействие с краеведческим музеем: создание условий для развития военно-патриотических чувств у школьников через активные формы взаимодействия.
Взаимодействие с библиотекой – используется в качестве дополнения к воспитательной программе учреждения. Условия реализации программы.
Помещение для проведения занятий должно отвечать санитарным нормам проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), строительным нормам и правилам (СН и ПII63-73). Объём помещения на каждого учащегося должен составлять не менее 15 м³, а площадь не менее 4,5 м2, при высоте потолка не менее 3 метров.
Освещённость горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть: при лампах – не менее 400 ЛК; при люминесцентных лампах накаливания – 200 ЛК. Вентиляция может быть естественной, принудительной или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.
Оборудование помещения:
● столы – 10 шт., стулья – 12 шт., шкафы – 2 шт. для материалов и поделок ребят, съёмные слесарные тиски – 10 шт.;
● сверлильный и токарный станки со свёрлами и полным набором резцов (по возможности);
● инструменты: рубанки малые – 10 шт.; рубанки большие – 5 шт.; ножницы – 10 шт.; ножницы по металлу – 2 шт.; кисти художественные – 10 шт.; линейки металлические – 10 шт.; кисточки для клея – 10 шт.; лобзики с пилками – 10 шт.; иголки швейные – 10 шт.; свёрла по металлу – 10 шт. 1-10 мм.; штангельциркуль – 1 шт.; круглогубцы – 2 шт.; пассатижи – 2 шт.
● материалы: бумага, картон 1-1,5 мм; древесина, нитки швейные, проволока стальная, медная 0,5-2 мм, жесть белая, латунь листовая – 0,5 мм, наждачная бумага, нитролак, нитрокраска, ацетон или растворитель, нитрошпаклёвка.
Возраст детей – 10-14 лет.
Сроки, режим занятий: 6 часов в неделю
Количество часов – 144 часов (теория – 23 и практика – 121)
Наполняемость групп (по годам): 2014 год – 12 человек
Форма занятий – групповая.
Прогнозируемый результат. По трудовой деятельности знать:
- Виды материалов, их свойства и способы применения при изготовлении диорам и моделей.
- Многодетальные конструкции, неподвижное и подвижное соединение деталей.
- Назначение и методы использования специальных ручных инструментов.
- Технологическую последовательность изготовления моделей. Способы соединения с помощью клея.
- Виды отделки.
Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами. Контроль осуществляет учитель.
Анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. Самостоятельно правильно осуществлять клеевое соединение деталей и их сушку. Экономно использовать материалы при изготовлении изделий.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
Знать особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания моделей и диорам.
Уметь реализовать замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой и трудовой деятельности.
Учебно-тематический план занятий
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
Первый год обучения | |||
1. Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. Выбор модели и чтение схем и чертежей. | 2 | 1 | 1 |
3. Инструменты и материалы. | 4 | 2 | 2 |
4.Изготовление модели. | 118 | 8 | 110 |
5. Окраска модели. | 16 | 8 | 8 |
6. Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
ИТОГО | 144 | 23 | 121 |
Содержание программы кружка военно-историческое моделирование.
Цели и задачи: воссоздание копий и моделей военной техники различных периодов истории.
Вводное занятие – 2 часа.
Назначение моделирования. Правила техники безопасности. Предназначение исторического моделирования . История его развития.
Выбор модели и чтение схем и чертежей – 2 часа.
Чертежи и их предназначение. Основные элементы черчения.
Инструменты и материалы – 4 часа.
Виды инструментов. Материалы и их предназначение. Столярный и слесарный инструмент. Основные виды материалов. Древесина, металл, пластик.
Изготовление модели – 118 часов.
Выбор простейших моделей, выбор материала. Приемы работы с режущими инструментами. Применение различных режущих инструментов к различным материалам. Резак и его применение. Работа с древесиной. Приемы работы с фанерой. Работа с ножовкой по дереву. Приемы разметки. Ручной лобзик. Стамеска и правила работы с ней. Виды напильников. Угол заточки стамески. Ножовка по металлу и правила работы с нею. Резание металла. Основные технологические операции. Разметка, обдирка, доводка. Представление о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Металлы и сплавы. Соединение деталей. Виды клеевых соединений.
Исторический аспект занятий проводится в форме лекции.
Оружие первобытных людей. Вооружение древних греков, спартанский воин. Италия и Рим. Римская империя и вооружение легионера.. Римская империя и варвары. Вооружение германских и славянских племен. Возникновение рыцарства. Вооружение и доспехи раннесредневекового рыцаря. Вооружение и доспехи средневекового рыцаря. Вооружение и доспехи рыцаря позднего средневековья. Русские дружины. Вооружение и доспехи русского воина в до монгольский период. Вооружение воинов востока. Изобретение пороха и его применение. появление огнестрельного оружия. Первые артиллерийские системы и их применение. Развитие артиллерийского вооружения в различных странах мира. Применение артиллерии на флоте. Вклад русских мастеров в развитие артиллерии. Иван Чохов и царь-пушка. Возникновение нарезного оружия. Вытеснение нарезными системами гладкоствольного вооружения. Первые ракеты. Появление унитарных патронов и революция в стрелковом оружии. Кольт. Первые пулеметы. Винтовка Мосина и стрелковое вооружение различных стран мира. Вооружение флота. Казнозарядные орудия. Оружие Русско-Японской войны. Оборона порт-Артура. Крейсер «Варяг». Вооружение армий мира во время первой мировой войны. Появление бронеавтомобилей . Первые танки и их применение. Появление военной авиации. Великая отечественная война. Вооружение РККА. Вооружение Вермахта. Вооружение стран антигитлеровской коалиции. Бронетехника РККА. Бронетехника вермахта. Бронетехника союзников. Развитие флота в период ВОВ. Авиация второй мировой войны. Развитие реактивной и ракетной техники. Современные виды стрелкового оружия. Современные виды бронетехники. Современная авиация. космические корабли.
Окраска модели – 16 часов.
Окраска элементов модели. Сборка модели. Окраска в сборе. Доводка изделия. Окраска элементов диорамы. Косметическая окраска элементов модели. Сборка элементов диорамы. Общая сборка стенда. Конкурс на лучшее изделие.
Заключительное занятие – 2 часа.
Выставка изготовленных изделий.
Трудовая деятельность | Художественно-творческая изобразительная деятельность |
Организация рабочего места при работе с различными материалами. О правилах пользования инструментами: резцами, кусачками, напильниками, надфилями, пинцетом, кисточкой. О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”. О материалах: природные материалы (песок, древесина, сухоцветы), виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения. | Организация рабочего места при окрашивании деталей моделей и диорам. Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками. Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), пастель, графит, гуашь, глина, гипс. |
О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей. Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья. | Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Соотношение частей диорамы. |
Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций. Разделение заготовки на части при помощи кусачек и резцов, зачистка деталей. Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное. Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе. Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая. Сборка диорамы. | Компоненты изобразительной деятельности: изготовление и подготовка к работе палитры, способы разведения и смешивания красок, нанесение точек, линий, мазков, выполнение камуфляжа военной техники, формы солдат. Оформление диорамы: выполнение рельефа местности, расположение моделей военной техники и фигурок солдат, макетов деревьев и оборонительных сооружений. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 |
1 | Вводное занятие (2 часа) | Назначение моделирования. | 2 | Урок-лекция | Предназначение исторического моделирования. История его развития | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место. | |
2 | Выбор модели и чтение схем и чертежей (2 часа) | Чертежи. Их предназначение. | 2 | Урок-лекция | Основные элементы черчения. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место. | |
3 4 | Инструменты и материалы (4 часа) | Виды инструментов. | 2 | Комбинированное занятие | Слесарный и столярный инструмент. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |
Материалы и их предназначение. | 2 | Комбинированное занятие | Основные виды материалов. Древесина, металл, пластик. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |||
5 | Изготовление модели (118 часов) | Выбор простейших моделей. | 2 | Комбинированное занятие | Выбор материалов. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |
6 | Приемы работы с режущими инструментами. | 2 | Комбинированное занятие | Применение различных режущих инструментов к различным материалам. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
7 | Резак и его применение. | 2 | Комбинированное занятие | Работа с древесиной. Приемы работы с фанерой. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
8 | Ножовка по дереву. | 2 | Комбинированное занятие | Разметка при опиливании. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
9 | Ручной лобзик. | 2 | Комбинированное занятие | Разметка по шаблонам. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
10 | Стамеска и правила работы с ней. | 2 | Комбинированное занятие | Угол заточки стамески. Приемы при работе со стамеской. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
11 | Виды напильников. | 2 | Комбинированное занятие | Виды напильников. Приему работы с напильником. Обработка различных материалов. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
12 | Ножовка по металлу и правила работы с нею. | 2 | Комбинированное занятие | Резание металлических заготовок. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
13 | Основные технологические операции. | 2 | Комбинированное занятие | Разметка. Обдирка. Доводка. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
14 | Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. | 2 | Комбинированное занятие | Разметка. Обдирка. Доводка | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
15 | Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. | 2 | Комбинированное занятие | Алюминий , железо, сталь и бронза. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
16 | Соединение деталей. | 2 | Комбинированное занятие | Соединение в шип. Соединение пайкой. Соединение при помощи клепки. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
17 | Виды клеевых соединений. | 2 | Комбинированное занятие | Клей ПВА, ЭДП, БФ. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
18 | Введение в историческое моделирование. | 2 | Занятие-лекция. | Основы моделирования | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
19 | Оружие первобытных людей. | 2 | Комбинированное занятие | Применение природных материалов. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
20 | Вооружение древних греков. Спартанский воин. | 2 | Комбинированное занятие | Работа с медью и бронзой. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
21 | Италия и Рим. | 2 | Комбинированное занятие | Приемы работы сто сталью. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
22 | Римская империя и оружие легионера. | 2 | Комбинированное занятие | Обработка стальных изделий. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
23 | Римская империя и варвары. | 2 | Комбинированное занятие | Обработка стальных изделий. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
24 | Вооружение германских и славянских племен. | 2 | Комбинированное занятие | Элементы кольчуги. Проволока. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
25 | Возникновение Рыцарства. | 2 | Комбинированное занятие | Элементы кольчуги. Проволока | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
26 | Вооружение и доспехи раннесредневекового рыцаря | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление деревянного меча. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
27 | Вооружение и доспехи средневекового рыцаря. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление деревянного щита. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
28 | Вооружение и доспехи рыцаря позднего средневековья. | 2 | Комбинированное занятие | Холодная ковка железных изделий. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
29 | Русские дружины. | 2 | Комбинированное занятие | Работа с круглогубцами. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
30 | Вооружение и доспехи русского воина монгольского периода. | 2 | Комбинированное занятие | Работа с инструментом по металлу. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
31 | Вооружение воинов востока. | 2 | Комбинированное занятие | Изучение вооружения восточных воинов средневековья. Сабля. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
32 | Изобретение пороха и его первое применение. | 2 | Комбинированное занятие | Работа с инструментом по металлу. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
33 | Появление огнестрельного оружия. | 2 | Комбинированное занятие | Работа с древесиной . изготовление шаблонов. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
34 | Первые артиллерийские орудия и их применение. | 2 | Комбинированное занятие | Разметка по шаблону. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
35 | Развитие артиллерийского вооружения в различных странах мира. | 2 | Комбинированное занятие | Просмотр материалов по артиллерийским системам. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
36 | Применение артиллерии на флоте. | 2 | Комбинированное занятие | Ознакомление с различными видами парусных судов. Изготовление модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
37 | Вклад русских мастеров в развитие артиллерии. Иван Чохов и Царь-пушка. | 2 | Комбинированное занятие | Царь-пушка. Царь-колокол. Изготовление выбранной модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
38 | Возникновение гладкоствольного стрелкового оружия. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
39 | Первые нарезные системы. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
40 | Вытеснение нарезными системами гладкоствольного вооружения. Первые ракеты. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
41 | Появление унитарных патронов и революция в стрелковом оружии. Кольт. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
42 | Первые пулеметы. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
43 | Винтовка Мосина и стрелковое вооружение различных стран мира. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
44 | Вооружение флота. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
45 | Казнозарядные орудия. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
46 | Оружие Русско-Японской войны. Оборона порт-Артура. Крейсер «Варяг» | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
47 | Вооружение армий мира во время первой мировой войны. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
48 | Появление бронеавтомобилей. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
49 | Первые танки и их применение. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. Общая сборка. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
50 | Появление военной авиации. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. Общая сборка. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
51 | Великая отечественная война. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
52 | Вооружение РККА. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. Общая сборка. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
53 | Вооружение Вермахта. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. Общая сборка. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
54 | Вооружение стран антигитлеровской коалиции. | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. Общая сборка. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
55 | Бронетехника РККА | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. Общая сборка. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
56 | Бронетехника Вермахта | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. Общая сборка. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
57 | Бронетехника союзников | 2 | Комбинированное занятие | Изготовление модели – копии. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
58 | Развитие флота в период ВОВ. | 2 | Комбинированное занятие | Доводка модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
59 | Авиация второй мировой войны. | 2 | Комбинированное занятие | Доводка модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
60 | Развитие реактивной и ракетной техники. | 2 | Комбинированное занятие | Доводка модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
61 | Современные виды стрелкового оружия. | 2 | Комбинированное занятие | Доводка модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
62 | Современные виды бронетехники. | 2 | Комбинированное занятие | Доводка модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
63 | Современная авиация. Космические корабли. | 2 | Комбинированное занятие | Тонкая доводка модели. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
64 | Окраска модели (16 часов) | Окраска элементов модели. | 2 | Комбинированное занятие | Окраска модели в разобранном виде. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |
65 | Сборка модели. | 2 | Комбинированное занятие | Окраска модели в собранном виде. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
66 | Окраска в сборке. | 2 | Комбинированное занятие | Доводка изделия. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | ||
67 | Доводка изделия. | 2 | Доводка изделия. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |||
68 | Окраска элементов диорамы. | 2 | Окраска элементов диорамы. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |||
69 | Косметическая окраска элементов модели и диорамы. | 2 | Косметическая окраска элементов модели и диорамы. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |||
70 | Сборка элементов диорамы. | 2 | Сборка элементов диорамы. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |||
71 | Общая сборка стенда. | 2 | Общая сборка стенда. | Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской. Уметь правильно организовать рабочее место | |||
72 | Заключительное занятие (2 часа) | Конкурс на лучшее изделие. | 2 | Подведение итогов. | Выставка изготовленных изделий. | ||
ИТОГО | 144 |
Методическое обеспечение.
Методы и приемы обучения.
Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.
В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий; просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить ребятам, выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа, подготавливаются наглядные пособия, готовится в необходимом количестве и в соответствующем состоянии инструмент, нарезаются из картона, бумаги, древесины, жести, проволоки полуфабрикаты для изготовления деталей модели, а также подбирается соответствующий дидактический материал, чертежи, шаблоны (в необходимом количестве комплектов) развёрток корпусов согласно чертежам моделей швертботов, яхт, прогулочных катеров и других деталей, а также образцы моделей, которые в течение года будут строить юные моделисты. Форма занятий – фронтально-индивидуальная.
При такой форме занятий часть обучающихся выполняет одно и то же задание, т.е. каждый член группы изготавливает модель из заранее подготовленных материалов по разработанному чертежу и определённой технологии, а для другой части обучающихся, способной самостоятельно планировать работу и пользоваться дидактическим материалом, инструментом и приспособлениями, применяется индивидуальная форма занятий.
Для того чтобы уменьшить количество отходов, сэкономить материал и сократить время изготовления моделей и таким образом рационализировать процесс обучения, размеры заготовок делаются такими же или близкими к размерам деталей; готовится к занятиям только необходимый для работы инструмент на протяжении всего учебного года. В результате учащиеся приучаются пользоваться во время занятий только необходимыми инструментами, материалами, наглядными пособиями и чертежами. Учитывая возрастные особенности учащихся, теоретические вопросы освещаются в течение 10-15 минут, а с демонстрацией дидактического материала – до 20 минут.
Особое внимание уделяется вопросам правил техники безопасности, которые строго соблюдаются во время практических занятий.
Обращается внимание учащихся на возможные опасности, возникающие во время работы инструментом и на станках, показываются безопасные приёмы работы. Затем объясняются задания по практической работе. Здесь на заготовке или модели показывается, каким инструментом, что и как надо делать. Убедившись в том, что объяснение учащимся понятно, можно приступать к практической работе. Наблюдая за ходом работ, в случае, когда это необходимо, останавливается работа, показываются ещё раз безопасные приёмы работы и даётся разрешение на её продолжение.
За 5-7 минут до конца занятий работа останавливается, и подводятся итоги занятий: указывается на положительные моменты, отдельные недостатки, после чего дежурные начинают уборку помещения и наводят в нём порядок.
Альтернативные учебно-тематические планы дают возможность юным моделистам выбирать модели для изготовления в течение учебного года. К концу учебного года учащиеся должны изготовить три судомодели для участия в соревнованиях, выставках, конкурсах, на которых диагностируются результаты реализации программы.
Изготовленные модели оцениваются на основании следующих критериев:
– точность соответствия модели её чертежу;
– устойчивость и ходкость модели на курсе (точность прохождения моделью с заданной скоростью определённой дистанции);
– остойчивость модели (способность модели сохранять или восстанавливать исходное положение по окончании возмущающего воздействия волн, ветра);
– управляемость модели.
Оценка изготовленной модели производится коллегиально при участии педагога дополнительного образования, самих обучающихся и их родителей. С учётом полученной оценки в баллах обучающиеся награждаются соответствующими призами и дипломами. Победители конкурсов, соревнований внутри учебной группы становятся кандидатами на участие в районных, окружных, городских соревнованиях, конкурсах по моделизму.
Особенности учебно-воспитательного процесса.
Воспитательная работа направлена на сплочение юных судомоделистов в коллектив, на воспитание у них чувства справедливости и патриотизма, ответственности перед товарищами и обществом посредством участия в выставках (в том числе городских), соревнованиях, конкурсах, субботниках по уборке территории Дворца и в других массовых мероприятиях.
Основная воспитательная задача – патриотическое воспитание ребят. С этой целью в течение учебного года наряду с учебными занятиями в группах проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, моряками, судостроителями; экскурсии в музей современной истории России, Краеведческий музей.
Ежегодно между учебными группами в ноябре, декабре и марте организуются соревнования для моделей.
В течение года в группах проводятся беседы на темы: «Мои права и обязанности», «Кем быть, каким быть» и др.
На общих собраниях коллективов учебных групп (в начале и конце учебного года) планируется совместная деятельность, подводятся её итоги, поздравляют победители конкурсов и соревнований.
Обучающиеся активно привлекаются к участию в общественной жизни коллектива: обслуживание игровых уголков при проведении Недели игры и игрушки, работа на субботниках по благоустройству территории, участие в празднике юных техников, городском слёте юных моделистов и других мероприятиях.
Родители ребят привлекаются в качестве помощников при проведении соревнований, конкурсов, экскурсий, субботников. Два раза в год проводятся общие родительские собрания.
Условия реализации программы.
Помещение для проведения занятий должно отвечать санитарным нормам проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), строительным нормам и правилам (СН и ПII63-73). Объём помещения на каждого учащегося должен составлять не менее 15 м³, а площадь не менее 4,5 м2, при высоте потолка не менее 3 метров.
Освещённость горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть: при лампах – не менее 400 ЛК; при люминесцентных лампах накаливания – 200 ЛК. Вентиляция может быть естественной, принудительной или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.
Оборудование помещения:
● столы – 10 шт., стулья – 12 шт., шкафы – 2 шт. для материалов и поделок ребят, съёмные слесарные тиски – 10 шт.;
● сверлильный и токарный станки со свёрлами и полным набором резцов (по возможности);
● инструменты: рубанки малые – 10 шт.; рубанки большие – 5 шт.; ножницы – 10 шт.; ножницы по металлу – 2 шт.; кисти художественные – 10 шт.; линейки металлические – 10 шт.; кисточки для клея – 10 шт.; лобзики с пилками – 10 шт.; иголки швейные – 10 шт.; свёрла по металлу – 10 шт. 1-10 мм.; штангельциркуль – 1 шт.; круглогубцы – 2 шт.; пассатижи – 2 шт.
● материалы: бумага, картон 1-1,5 мм; древесина, нитки швейные, проволока стальная, медная 0,5-2 мм, жесть белая, латунь листовая – 0,5 мм, наждачная бумага, нитролак, нитрокраска, ацетон или растворитель, нитрошпатлёвка.
Проектная деятельность (технология):
Формы работы:
Основной формой организации учебно-воспитательной работы в моделировании является занятие.
Известны четыре формы ведения занятий: групповая (фронтальная), звеньевая, бригадная и индивидуальная. В той или иной мере в моделировании можно использовать их все.
Однако для каждого года занятий наиболее целесообразна своя, конкретная форма, которая и принимается за основную. Для групп 1-го года занятий наиболее оправдана фронтальная форма организации работы. При такой форме занятий все дети одновременно выполняют одно и то же задание, т.е. каждый член объединения изготовляет модель из заранее намеченных материалов по заранее разработанному чертежу, в определенной последовательности. Объяснения преподавателя относятся ко всем кружковцам и воспринимаются ими одновременно. Наполняемость групп объединения в течение всего учебного года высокая, занятия проходят с большим интересом. Фронтальная форма работы должна быть принята основной при ведении занятий в группе 1-го года обучения.
Знания и умения ученика к концу обучения:
В общих чертах знать мировую историю и историю оружейного дела.
Типы занятий: воспитательный, образовательный.
Принципы работы с детьми: Принципы посильности поставленной задачи, а так же коллективизма и взаимопомощи.
Список литературы.
- Военная техника. – М.: ООО Издательство Астрель, 2001.
- Вокруг света. Журнал Российского географического общества.
- Горбачева Е.Г., Смирнова Л.Н. всемирная история бронетехники. – М.: Вече, 2002.
- Моделист-конструктор. Журнал. Москва, с 1982 года.
- Модель-хит. Журнал для моделистов и коллекционеров. Проект издательского дома “Техника молодежи”. Москва, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 г.
- Стендовый моделизм. Журнал. Учредитель – АО “Звезда”. ООО АМА-ПРЕСС, Москва. 2003 – 2006 г.
- Строим диорамы. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов-коллекционеров стендовых моделей. № 32, 33.
- Танки Вермахта. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов-коллекционеров стендовых моделей. № 28.
Примечание: 144 часов (4 часов в неделю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»
Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»...
Рабочая программа кружка "Физико-техническое моделирование"
Рабочая программа и КТП кружка "Физико-техническое моделирование"....
Программа детского объединения "Начальное техническое моделирование и конструирование"
Программа расчитанана на 3 года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста ....
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
Рабочая программа Детского Объединения "Лего-конструирование и моделирование"
Рабочая программа детского объединения "Лего-конструирование и моделирование"...
программа Детского оздоровительного лагеря "Город детских сердец"
в данной программе воспитанники детского лагеря строят свой город из подручного материала...