Программа детского объединения "Военно-историческое моделирование"
статья по теме

Программа детского объединения рассчитана на 1 год обучения. В данном объединении ребята развивают свой кругозор в военно-историческом аспекте. А так же изготавливают макеты и модели рвзличных видов оружия.  В ходе занятий происходит синтез различных дисциплин, как технической направленности , так и гуманитарной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon to_chto_nado_voenno_istor_mod.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена

научно-методическим советом

протокол № 1 от «31» августа 2014 г.

Утверждена

директор МБОУ «Средней  общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 28»

                           _________________ /Е.Ю.Тарасова

Введена в действие приказом № _______

от «01»  сентября 2014 г.

Программа

«Военно-историческое моделирование»

                                                                                              Срок реализации:                  1год

                                                                                              Возраст обучающихся:        10-14 лет

Педагог дополнительного образования:                      Шумеев  Владимир Фёдорович  

Тип программы – модифицированная

Рецензент:                                                                           Загуменных К.Э., доцент кафедры

                                                                                               методики преподавания технологии

                                                                                               ФГБОУ ВПО «Курский

                                                                                               государственный университет»

2014 г.


Пояснительная записка.

Направленность программы – научно-техническая и военно-патриотическая. Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.  

Актуальность и новизна. В связи с тем, что последнее время мало внимания уделяется техническому моделированию с историческим уклоном, данное направление является одним из значимых факторов военно-патриотического воспитания.

Практическая значимость. Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Цель. Главная цель работы секции военно-исторического моделирования – формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности, гражданское и патриотическое воспитание учащихся. При создании моделей и диорам школьники открывают для себя новые страницы истории родной страны, знакомятся более детально с героическим прошлым России.

Задачи: Образовательные – формировать у учащихся понятие о долге и ответственности; учить анализировать и самостоятельно мыслить; способствовать начальной профориентации обучающихся.

Воспитательные – научить работать с инструментами и материалами.

Развивающие – развить у учащихся навыки конструктивного мышления; формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами; способствовать усвоению знаний по истории, основам теории и практики постройки моделей.

Условия реализации программы. Предметно-развивающая среда – материально-техническая база – слесарная и столярная мастерские МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа с углубленным  изучением отдельных предметов № 28».

Взаимодействие с краеведческим музеем: создание условий для развития военно-патриотических чувств у школьников через активные формы взаимодействия.

Взаимодействие с библиотекой – используется в качестве дополнения к воспитательной программе учреждения. Условия реализации программы.

Помещение для проведения занятий должно отвечать санитарным нормам проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), строительным нормам и правилам (СН и ПII63-73). Объём помещения на каждого учащегося должен составлять не менее 15 м³, а площадь не менее 4,5 м2, при высоте потолка не менее 3 метров.

Освещённость горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть: при лампах – не менее 400 ЛК; при люминесцентных лампах накаливания – 200 ЛК. Вентиляция может быть естественной, принудительной или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Оборудование помещения:

● столы – 10 шт., стулья – 12 шт., шкафы – 2 шт. для материалов и поделок ребят, съёмные слесарные тиски – 10 шт.;

 ● сверлильный и токарный станки со свёрлами и полным набором резцов (по возможности);

 ● инструменты: рубанки малые – 10 шт.; рубанки большие – 5 шт.; ножницы – 10 шт.; ножницы по металлу – 2 шт.; кисти художественные – 10 шт.; линейки металлические – 10 шт.; кисточки для клея – 10 шт.; лобзики с пилками – 10 шт.; иголки швейные – 10 шт.; свёрла по металлу – 10 шт. 1-10 мм.; штангельциркуль – 1 шт.; круглогубцы – 2 шт.; пассатижи – 2 шт.

материалы: бумага, картон 1-1,5 мм; древесина, нитки швейные, проволока стальная, медная 0,5-2 мм, жесть белая, латунь листовая – 0,5 мм, наждачная бумага, нитролак, нитрокраска, ацетон или растворитель, нитрошпаклёвка.

Возраст детей – 10-14 лет.

Сроки, режим занятий: 6 часов в неделю

Количество часов – 144 часов (теория – 23 и практика – 121)

Наполняемость групп (по годам): 2014 год – 12 человек

Форма занятий – групповая.

Прогнозируемый результат. По трудовой деятельности знать:

  • Виды материалов, их свойства и способы применения при изготовлении диорам и моделей.
  • Многодетальные конструкции, неподвижное и подвижное соединение деталей.
  • Назначение и методы использования специальных ручных инструментов.
  • Технологическую последовательность изготовления моделей. Способы соединения с помощью клея.
  • Виды отделки.

Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами. Контроль осуществляет учитель.

Анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. Самостоятельно правильно осуществлять клеевое соединение деталей и их сушку. Экономно использовать материалы при изготовлении изделий.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Знать особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания моделей и диорам.

Уметь реализовать замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой и трудовой деятельности.

Учебно-тематический план занятий

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Первый год обучения

1. Вводное занятие.

2

2

-

2. Выбор модели и чтение схем и чертежей.

2

1

1

3. Инструменты и материалы.

4

2

2

4.Изготовление модели.

118

8

110

5. Окраска модели.

16

8

8

6. Заключительное занятие.

2

2

-

ИТОГО

144

23

121

Содержание программы кружка военно-историческое моделирование.

Цели и задачи: воссоздание копий и моделей военной техники различных периодов истории.

Вводное занятие – 2 часа.

Назначение моделирования. Правила техники безопасности. Предназначение исторического моделирования . История его развития.

Выбор модели и чтение схем и чертежей – 2 часа.

Чертежи и их предназначение. Основные элементы черчения.

Инструменты и материалы – 4 часа.

Виды инструментов. Материалы и их предназначение. Столярный и слесарный инструмент. Основные виды материалов. Древесина, металл, пластик.

Изготовление модели – 118 часов.

Выбор простейших моделей, выбор материала. Приемы  работы с режущими инструментами. Применение различных режущих инструментов к различным материалам. Резак и его применение. Работа с древесиной. Приемы работы с фанерой. Работа с ножовкой по дереву. Приемы разметки. Ручной лобзик. Стамеска и правила работы с ней. Виды напильников. Угол заточки стамески. Ножовка по металлу и правила работы с нею. Резание металла. Основные технологические операции. Разметка, обдирка, доводка. Представление о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Металлы и сплавы. Соединение деталей. Виды клеевых соединений.

Исторический аспект занятий проводится в форме лекции.

Оружие первобытных людей. Вооружение древних греков, спартанский воин. Италия и Рим. Римская империя и вооружение легионера.. Римская империя и варвары. Вооружение германских и славянских племен. Возникновение рыцарства. Вооружение и доспехи раннесредневекового рыцаря. Вооружение и доспехи средневекового рыцаря. Вооружение и доспехи рыцаря позднего средневековья. Русские дружины. Вооружение и доспехи русского воина в до монгольский период. Вооружение воинов востока. Изобретение пороха и его применение. появление огнестрельного оружия. Первые артиллерийские системы и их применение.  Развитие артиллерийского вооружения в различных странах мира. Применение артиллерии на флоте. Вклад русских мастеров в развитие артиллерии. Иван Чохов и царь-пушка. Возникновение нарезного оружия. Вытеснение нарезными системами гладкоствольного вооружения. Первые ракеты. Появление унитарных патронов и революция в стрелковом оружии. Кольт. Первые пулеметы. Винтовка Мосина и стрелковое вооружение различных стран мира. Вооружение флота. Казнозарядные орудия.  Оружие Русско-Японской войны. Оборона порт-Артура. Крейсер «Варяг». Вооружение армий мира во время первой мировой войны. Появление бронеавтомобилей . Первые танки и их применение. Появление военной авиации. Великая отечественная война. Вооружение РККА. Вооружение Вермахта. Вооружение стран антигитлеровской коалиции. Бронетехника РККА. Бронетехника вермахта. Бронетехника союзников. Развитие флота в период ВОВ. Авиация второй мировой войны. Развитие реактивной и ракетной техники.  Современные виды стрелкового оружия. Современные виды бронетехники. Современная авиация. космические корабли.

Окраска модели – 16 часов.

Окраска элементов модели. Сборка модели. Окраска в сборе. Доводка изделия. Окраска элементов диорамы. Косметическая окраска элементов модели. Сборка элементов диорамы. Общая сборка стенда. Конкурс на лучшее изделие.

Заключительное занятие – 2 часа.

Выставка изготовленных изделий.

Трудовая деятельность

Художественно-творческая

изобразительная деятельность

Организация рабочего места при работе с различными материалами.

О правилах пользования инструментами: резцами, кусачками, напильниками, надфилями, пинцетом, кисточкой.

О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”.

О материалах: природные материалы (песок, древесина, сухоцветы), виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения.

Организация рабочего места при окрашивании деталей моделей и диорам.

Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками.

Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), пастель, графит, гуашь, глина, гипс.

О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей.

Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья.

Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Соотношение частей диорамы.

Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций.

Разделение заготовки на части при помощи кусачек и резцов, зачистка деталей.

Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное.

Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе.

Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая.

Сборка диорамы.

Компоненты изобразительной деятельности: изготовление и подготовка к работе палитры, способы разведения и смешивания красок, нанесение точек, линий, мазков, выполнение камуфляжа военной техники, формы солдат.

Оформление диорамы: выполнение рельефа местности, расположение моделей военной техники и фигурок солдат, макетов деревьев и оборонительных сооружений.


Календарно-тематическое планирование.

п/п

Название

раздела программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

Дата

1

2

3

4

5

6

7

10

1

Вводное занятие (2 часа)

Назначение моделирования.

2

Урок-лекция

Предназначение исторического моделирования. История его развития

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место.

2

Выбор модели и чтение схем и чертежей

(2 часа)

Чертежи. Их предназначение.

2

Урок-лекция

Основные элементы черчения.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место.

3

4

Инструменты и материалы

(4 часа)

Виды инструментов.

2

Комбинированное занятие

Слесарный и столярный инструмент.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

Материалы и их предназначение.

2

Комбинированное занятие

Основные виды материалов. Древесина, металл, пластик.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

5

Изготовление модели (118 часов)

Выбор простейших моделей.

2

Комбинированное занятие

Выбор материалов.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

6

Приемы работы с режущими инструментами.

2

Комбинированное занятие

Применение различных режущих инструментов к различным материалам.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

7

Резак и его применение.

2

Комбинированное занятие

Работа с древесиной.  Приемы работы с фанерой.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

8

Ножовка по дереву.

2

Комбинированное занятие

Разметка при опиливании.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

9

Ручной лобзик.

2

Комбинированное занятие

Разметка по шаблонам.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

10

Стамеска и правила работы с ней.

2

Комбинированное занятие

Угол заточки стамески. Приемы при работе со стамеской.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

11

Виды напильников.

2

Комбинированное занятие

Виды напильников. Приему работы с напильником.  Обработка различных материалов.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

12

Ножовка по металлу и правила работы с нею.

2

Комбинированное занятие

Резание металлических заготовок.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

13

Основные технологические операции.

2

Комбинированное занятие

Разметка. Обдирка. Доводка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

14

Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм.

2

Комбинированное занятие

Разметка. Обдирка. Доводка

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

15

Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов.

2

Комбинированное занятие

Алюминий , железо, сталь и бронза.
пластик.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

16

Соединение деталей.

2

Комбинированное занятие

Соединение в шип. Соединение пайкой. Соединение при помощи клепки.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

17

Виды клеевых соединений.

2

Комбинированное занятие

Клей ПВА, ЭДП, БФ.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

18

Введение в историческое моделирование.

2

Занятие-лекция.

Основы моделирования

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

19

Оружие первобытных людей.

2

Комбинированное занятие

 Применение природных материалов.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

20

Вооружение древних греков. Спартанский воин.

2

Комбинированное занятие

Работа с медью и бронзой.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

21

Италия и Рим.

2

Комбинированное занятие

Приемы работы сто сталью.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

22

Римская империя и оружие легионера.

2

Комбинированное занятие

Обработка стальных изделий.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

23

Римская империя и варвары.

2

Комбинированное занятие

Обработка стальных изделий.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

24

Вооружение германских и славянских племен.

2

Комбинированное занятие

Элементы кольчуги. Проволока.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

25

Возникновение Рыцарства.

2

Комбинированное занятие

Элементы кольчуги. Проволока

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

26

Вооружение и доспехи раннесредневекового рыцаря

2

Комбинированное занятие

Изготовление деревянного меча.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

27

Вооружение и доспехи средневекового рыцаря.

2

Комбинированное занятие

Изготовление деревянного щита.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

28

Вооружение и доспехи рыцаря позднего средневековья.

2

Комбинированное занятие

Холодная ковка железных изделий.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

29

Русские дружины.
Вооружение и доспехи русского воина до монгольского нашествия.

2

Комбинированное занятие

Работа с круглогубцами.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

30

Вооружение и доспехи русского воина монгольского периода.

2

Комбинированное занятие

Работа с инструментом по металлу.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

31

Вооружение воинов востока.

2

Комбинированное занятие

Изучение вооружения восточных воинов средневековья. Сабля.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

32

Изобретение пороха и его первое применение.

2

Комбинированное занятие

Работа с инструментом по металлу.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

33

Появление огнестрельного оружия.

2

Комбинированное занятие

Работа с древесиной . изготовление шаблонов.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

34

Первые артиллерийские орудия и их применение.

2

Комбинированное занятие

Разметка по шаблону.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

35

Развитие артиллерийского вооружения в различных странах мира.

2

Комбинированное занятие

Просмотр материалов по артиллерийским системам.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

36

Применение артиллерии на флоте.

2

Комбинированное занятие

Ознакомление с различными видами парусных судов. Изготовление модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

37

Вклад русских мастеров в развитие артиллерии. Иван Чохов и Царь-пушка.

2

Комбинированное занятие

Царь-пушка. Царь-колокол. Изготовление выбранной модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

38

Возникновение гладкоствольного стрелкового оружия.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

39

Первые нарезные системы.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

40

Вытеснение нарезными системами гладкоствольного вооружения. Первые ракеты.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

41

Появление унитарных патронов и революция в стрелковом оружии. Кольт.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

42

Первые пулеметы.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

43

Винтовка Мосина и стрелковое вооружение различных стран мира.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

44

Вооружение флота.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

45

Казнозарядные орудия.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

46

Оружие Русско-Японской войны. Оборона порт-Артура. Крейсер «Варяг»

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии.
Начало общей сборки.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

47

Вооружение армий мира во время первой мировой войны.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии.
Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

48

Появление бронеавтомобилей.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии.
Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

49

Первые танки и их применение.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии. Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

50

Появление военной авиации.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии. Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

51

Великая отечественная война.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии.
Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

52

Вооружение РККА.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии. Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

53

Вооружение Вермахта.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии. Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

54

Вооружение стран антигитлеровской коалиции.

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии. Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

55

Бронетехника РККА

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии. Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

56

Бронетехника Вермахта

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии. Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

57

Бронетехника союзников

2

Комбинированное занятие

Изготовление модели – копии.
Общая сборка.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

58

Развитие флота в период ВОВ.

2

Комбинированное занятие

Доводка модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

59

Авиация второй мировой войны.

2

Комбинированное занятие

Доводка модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

60

Развитие реактивной и ракетной техники.

2

Комбинированное занятие

Доводка модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

61

Современные виды стрелкового оружия.

2

Комбинированное занятие

Доводка модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

62

Современные виды бронетехники.

2

Комбинированное занятие

Доводка модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

63

Современная авиация.

Космические корабли.

2

Комбинированное занятие

Тонкая доводка модели.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

64

Окраска модели

(16 часов)

Окраска элементов модели.

2

Комбинированное занятие

Окраска модели в разобранном виде.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

65

Сборка модели.

2

Комбинированное занятие

Окраска модели в собранном виде.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

66

Окраска в сборке.

2

Комбинированное занятие

Доводка изделия.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

67

Доводка изделия.

2

Доводка изделия.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

68

Окраска  элементов диорамы.

2

Окраска  элементов диорамы.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

69

Косметическая окраска элементов модели и диорамы.

2

Косметическая окраска элементов модели и диорамы.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

70

Сборка элементов диорамы.

2

Сборка элементов диорамы.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

71

Общая сборка стенда.

2

Общая сборка стенда.

Знать: правила поведения и технику безопасности при работе в мастерской.

Уметь  правильно организовать рабочее место

72

Заключительное занятие

(2 часа)

Конкурс на лучшее изделие.

2

Подведение итогов.

Выставка изготовленных изделий.

ИТОГО

144


Методическое обеспечение.

Методы и приемы обучения. 

Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.

В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий; просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить ребятам, выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа, подготавливаются наглядные пособия, готовится в необходимом количестве и в соответствующем состоянии инструмент, нарезаются из картона, бумаги, древесины, жести, проволоки полуфабрикаты для изготовления деталей модели, а также подбирается соответствующий дидактический материал, чертежи, шаблоны (в необходимом количестве комплектов) развёрток корпусов согласно чертежам моделей швертботов, яхт, прогулочных катеров и других деталей, а также образцы моделей, которые в течение года будут строить юные моделисты. Форма занятий – фронтально-индивидуальная.

При такой форме занятий часть обучающихся выполняет одно и то же задание, т.е. каждый член группы изготавливает модель из заранее подготовленных материалов по разработанному чертежу и определённой технологии, а для другой части обучающихся, способной самостоятельно планировать работу и пользоваться дидактическим материалом, инструментом и приспособлениями, применяется индивидуальная форма занятий.

Для того чтобы уменьшить количество отходов, сэкономить материал и сократить время изготовления моделей и таким образом рационализировать процесс обучения, размеры заготовок делаются такими же или близкими к размерам деталей; готовится к занятиям только необходимый для работы инструмент на протяжении всего учебного года. В результате учащиеся приучаются пользоваться во время занятий только необходимыми инструментами, материалами, наглядными пособиями и чертежами. Учитывая возрастные особенности учащихся, теоретические вопросы освещаются в течение 10-15 минут, а с демонстрацией дидактического материала – до 20 минут.

Особое внимание уделяется вопросам правил техники безопасности, которые строго соблюдаются во время практических занятий.

Обращается внимание учащихся на возможные опасности, возникающие во время работы инструментом и на станках, показываются безопасные приёмы работы. Затем объясняются задания по практической работе. Здесь на заготовке или модели показывается, каким инструментом, что и как надо делать. Убедившись в том, что объяснение учащимся понятно, можно приступать к практической работе. Наблюдая за ходом работ, в случае, когда это необходимо, останавливается работа, показываются ещё раз безопасные приёмы работы и даётся разрешение на её продолжение.

За 5-7 минут до конца занятий работа останавливается, и подводятся итоги занятий: указывается на положительные моменты, отдельные недостатки, после чего дежурные начинают уборку помещения и наводят в нём порядок.

Альтернативные учебно-тематические планы дают возможность юным моделистам выбирать модели для изготовления в течение учебного года. К концу учебного года учащиеся должны изготовить три судомодели для участия в соревнованиях, выставках, конкурсах, на которых диагностируются результаты реализации программы.

Изготовленные модели оцениваются на основании следующих критериев:

– точность соответствия модели её чертежу;

– устойчивость и ходкость модели на курсе (точность прохождения моделью с заданной скоростью определённой дистанции);

– остойчивость модели (способность модели сохранять или восстанавливать исходное положение по окончании возмущающего воздействия волн, ветра);

– управляемость модели.

Оценка изготовленной модели производится коллегиально при участии педагога дополнительного образования, самих обучающихся и их родителей. С учётом полученной оценки в баллах обучающиеся награждаются соответствующими призами и дипломами. Победители конкурсов, соревнований внутри учебной группы становятся кандидатами на участие в районных, окружных, городских соревнованиях, конкурсах по моделизму.

Особенности учебно-воспитательного процесса. 

Воспитательная работа направлена на сплочение юных судомоделистов в коллектив, на воспитание у них чувства справедливости и патриотизма, ответственности перед товарищами и обществом посредством участия в выставках (в том числе городских), соревнованиях, конкурсах, субботниках по уборке территории Дворца и в других массовых мероприятиях.

Основная воспитательная задача – патриотическое воспитание ребят. С этой целью в течение учебного года наряду с учебными занятиями в группах проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, моряками, судостроителями; экскурсии в музей современной истории России,  Краеведческий музей.

Ежегодно между учебными группами в ноябре, декабре и марте организуются соревнования для  моделей.

В течение года в группах проводятся беседы на темы: «Мои права и обязанности», «Кем быть, каким быть» и др.

На общих собраниях коллективов учебных групп (в начале и конце учебного года) планируется совместная деятельность, подводятся её итоги, поздравляют победители конкурсов и соревнований.

Обучающиеся активно привлекаются к участию в общественной жизни коллектива: обслуживание игровых уголков при проведении Недели игры и игрушки, работа на субботниках по благоустройству территории, участие в празднике юных техников, городском слёте юных моделистов и других мероприятиях.

Родители ребят привлекаются в качестве помощников при проведении соревнований, конкурсов, экскурсий, субботников. Два раза в год проводятся общие родительские собрания.

Условия реализации программы.

Помещение для проведения занятий должно отвечать санитарным нормам проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), строительным нормам и правилам (СН и ПII63-73). Объём помещения на каждого учащегося должен составлять не менее 15 м³, а площадь не менее 4,5 м2, при высоте потолка не менее 3 метров.

Освещённость горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть: при лампах – не менее 400 ЛК; при люминесцентных лампах накаливания – 200 ЛК. Вентиляция может быть естественной, принудительной или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Оборудование помещения:

● столы – 10 шт., стулья – 12 шт., шкафы – 2 шт. для материалов и поделок ребят, съёмные слесарные тиски – 10 шт.;

● сверлильный и токарный станки со свёрлами и полным набором резцов (по возможности);

инструменты: рубанки малые – 10 шт.; рубанки большие – 5 шт.; ножницы – 10 шт.; ножницы по металлу – 2 шт.; кисти художественные – 10 шт.; линейки металлические – 10 шт.; кисточки для клея – 10 шт.; лобзики с пилками – 10 шт.; иголки швейные – 10 шт.; свёрла по металлу – 10 шт. 1-10 мм.; штангельциркуль – 1 шт.; круглогубцы – 2 шт.; пассатижи – 2 шт.

материалы: бумага, картон 1-1,5 мм; древесина, нитки швейные, проволока стальная, медная 0,5-2 мм, жесть белая, латунь листовая – 0,5 мм, наждачная бумага, нитролак, нитрокраска, ацетон или растворитель, нитрошпатлёвка.

Проектная деятельность (технология):

Формы работы: 

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в моделировании является занятие.

Известны четыре формы ведения занятий: групповая (фронтальная), звеньевая, бригадная и индивидуальная. В той или иной мере в моделировании можно использовать их все.

Однако для каждого года занятий наиболее целесообразна своя, конкретная форма, которая и принимается за основную. Для групп 1-го года занятий наиболее оправдана фронтальная форма организации работы. При такой форме занятий все дети одновременно выполняют одно и то же задание, т.е. каждый член объединения изготовляет модель из заранее намеченных материалов по заранее разработанному чертежу, в определенной последовательности. Объяснения преподавателя относятся ко всем кружковцам и воспринимаются ими одновременно. Наполняемость групп объединения в течение всего учебного года высокая, занятия проходят с большим интересом. Фронтальная форма работы должна быть принята основной при ведении занятий в группе 1-го года обучения.

Знания и умения ученика к концу обучения:

В общих чертах знать мировую историю и историю оружейного дела.

Типы занятий: воспитательный, образовательный.

Принципы работы с детьми: Принципы посильности поставленной задачи, а так же коллективизма и взаимопомощи.


Список литературы.

  1. Военная техника. – М.: ООО Издательство Астрель, 2001.
  2. Вокруг света. Журнал Российского географического общества.
  3. Горбачева Е.Г., Смирнова Л.Н. всемирная история бронетехники. – М.: Вече, 2002.
  4. Моделист-конструктор. Журнал. Москва, с 1982 года.
  5. Модель-хит. Журнал для моделистов и коллекционеров. Проект издательского дома “Техника молодежи”. Москва, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 г.
  6. Стендовый моделизм. Журнал. Учредитель – АО “Звезда”. ООО АМА-ПРЕСС, Москва. 2003 – 2006 г.
  7. Строим диорамы. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов-коллекционеров стендовых моделей. № 32, 33.
  8. Танки Вермахта. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов-коллекционеров стендовых моделей. № 28.

Примечание: 144 часов (4 часов в неделю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»

Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»...

Рабочая программа кружка "Физико-техническое моделирование"

Рабочая программа и КТП кружка "Физико-техническое моделирование"....

Программа детского объединения "Начальное техническое моделирование и конструирование"

Программа расчитанана на 3 года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста ....

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Рабочая программа Детского Объединения "Лего-конструирование и моделирование"

Рабочая программа детского объединения "Лего-конструирование и моделирование"...

программа Детского оздоровительного лагеря "Город детских сердец"

в данной программе воспитанники детского лагеря строят свой  город из подручного материала...