Программа детского объединения "Начальное техническое моделирование и конструирование"
методическая разработка на тему
Программа расчитанана на 3 года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 66.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Начальное техническое моделирование» разработана на основе типовой программы «Начальное техническое моделирование» А.П. Журавлёвой 2003.
Вид программы – модифицированная.
Программа разработана, отредактирована в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (21.12.2012 №273-ФЗ).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования (утверждена Постановлением правительства РФ от 04.09. 2014 года №1726-р)
Приказ Минобразования России от 28.12.2010 г. №2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»"
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014 N 33660.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» соответствует начальному общему уровню образования и имеет научно-техническую направленность. Программа построена с учетом возрастных , умственных , физиологических особенностей детей . Рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 7 до 13 лет .
Актуальность, педагогическая целесообразность
Мир техники велик. Нас окружают различные машины, механизмы, приборы,
аппаратура. Обучающиеся младших классов знают марки автомобилей, самолетов, кораблей, Они пользуются разными видами транспорта и бытовой техникой. Желание узнать и понять, почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает их любознательность, но и стремление сделать что-то своими руками. Программа «Начальное техническое моделирование» вводит ребенка в удивительный мир технического творчества и дает возможность поверить в себя, и свои
способности. Начальное техническое моделирование – путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике, развитие конструкторской мысли и привитие трудолюбия во всем.
Занятия начальным техническим моделирование дают возможность обучающимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения. Помимо средства занятости свободного времени они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно
играть, их можно использовать в быту, их можно подарить.
Программа направлена на получение обучающимися знаний в области
конструирования и технологий, что дает возможность по окончании обучения в кружке не только определиться с выбором занятий в профильных кружках – авиамодельном, судомодельном, архитектурном и других, но и нацеливает их на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.
Новизна данной программы заключается, в том, что в содержание изучаемого курса введены темы «Оригами», «Астрономия», «Космос», «Экология»; при проведении занятий используются игровой и проектный методы; имеются авторские методические разработки по проведению учебных игр, викторин, чертежи технических объектов и технические задания.
Цель программы формирование у детей начальных научно – технических знаний и создание условий для самореализации личности ребенка в окружающем мире .
Задачи :
Обучающие
-знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями;
-знакомить с технической терминологией и основными узлами технических объектов;
-обучать работе с технической литературой;
-формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
-обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов;
-развивать интерес к технике, знаниям, устройству технических объектов.
Развивающие:
-формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
развивать у детей элементы технического мышления,
изобретательности, образное и пространственное мышление;
развивать волю, терпение, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,
гордости за достижения отечественной науки и техники.
Программа рассчитана на три года обучения детей младшего и среднего школьного возраста от7-13 лет.
Программа является первой ступенью в освоении программ научно- технической направленности. «Начальное техническое моделирование» выпускники могут продолжить обучение по программам научно-технической направленности более высокого уровня сложности.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных, умственных, физиологических особенностей детей. Дети возраста располагают значительными и незначительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В младшем и среднем возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.
Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими.
В среднем школьном возрасте самооценка ребенка зависит от характера оценок, даваемых взрослыми успехам ребенка в различных сферах деятельности. В этом возрасте дети узнают многое о самих себе, об окружающем мире и отношениях с близкими людьми. На данном этапе обучения детей важными составляющими содержания деятельности дополнительного образования являются развитие речи, как основного способа общения, формирование научно-популярной картины мира, этическое и эстетическое воспитание, развитие стремления к самосовершенствованию.
Отличительные особенности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» отличается от типовой программы, на основе которых она разработана следующим:
Программа «Начальное техническое моделирование» | Типовая программа «Начальное техническое моделирование» А.П. Журавлёвой | ||||
Изменена цель образовательной программы | |||||
- Формирование у детей начальных научно-технических знаний и создание условий для самореализации личности ребенка в окружающем мире. | - Постепенный переход от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов и игрушек. | ||||
Задачи образовательной программы | |||||
- Сформулированы обучающие, воспитательные и развивающие задачи. | - Сформулированы общие задачи . | ||||
Изменён возрастной диапазон обучающихся | |||||
- 7-13 лет | - Дети младшего школьного возраста | ||||
Изменены формы занятий с обучающимися | |||||
- объединением | - фронтальная, - индивидуальная. | ||||
Изменены сроки реализации программы | |||||
- Программа рассчитана на три года обучения. | - Программа рассчитана на два года обучения. | ||||
Содержание программы изменено | |||||
Программа включает тему: - «Конструирование макетов и сувениров из разных материалов». | Программа включает темы: - «Технические занятия и декоративно-прикладные работы». - «Техническое моделирование из наборов готовых деталей». - «Простейшие электромонтажные работы» | ||||
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся | |||||
- Разработаны. | - Не разработаны. |
Режим занятий
Программа рассчитана на 3 года обучения. Режим занятий:
- 1 и 2 и 3 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями (всего 216 часов каждый год).
Методическое обеспечение образовательной программы
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактический материал и техническое оснащение | Форма подведения итогов | ||||||||
1 | Вводные основы конструирования | ||||||||||||
1.1 | Вводное занятие | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения | Стартовая диагностическая методика | ||||||||
1.2 | Материалы и инструменты | Объяснение | Словесные, наглядные, практические | Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль | Опрос, беседа | ||||||||
1.3 | Знакомство с технической деятельностью человека | Рассказ, Беседа, | Словесные, наглядные, практические | Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор | Опрос, беседа | ||||||||
1.4 | Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений | Объяснение | Словесные, наглядные, практические | Образцы графических изображений, чертежей | Опрос, беседа | ||||||||
2 | Конструирование | ||||||||||||
2.1 | Конструирование поделок путём сгибания бумаги | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Шаблоны, чертежи, образцы моделей Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей | ||||||||
2.2 | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти | Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях. | ||||||||
2.3 | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти | Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях. | ||||||||
2.4 | Работа с наборами готовых деталей | Индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Технологические схемы, образцы Материалы: фанера (готовый набор), краска Инструмент: режущий инструмент, наждачная бумага, кисти | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей | ||||||||
3 | Творческие проекты | Индивидуальная, групповая | практические | Эскизы, образцы моделей, Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти | Защита проектов | ||||||||
4 | Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Диагностическая методика Тест | Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей |
2-й год обучения
Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактический материал Техническое оснащение | Форма подведения итогов | |
1 | Основы конструирования | ||||
1.1 | Вводное занятие | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения | Стартовая диагностическая методика |
1.2 | Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом. | Объяснение | Словесные, наглядные, практические | Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль, шило, игла, линейка, угольник, кисти и др. | Опрос, беседа |
2 | Постройка моделей | ||||
2.1 | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Развёртки и образцы геометрических фигур, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент. | Самооценка и коллективная оценка объёмных моделей. |
2.2 | Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей. Оценка качества изготовления, участие в соревнованиях. |
2.3 | Постройка сложных объёмных моделей | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти | Самооценка и коллективная оценка изготовленных моделей. |
3 | Творческие проекты | Индивидуальная, групповая | практические | Эскизы, образцы моделей, Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти | Защита проектов |
4 | Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Диагностическая методика Тест | Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей |
3-й год обучения
Тема | Форма занятия | Примеры и методы | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма проведения |
Постройка моделей | Индивидуальная | Практические, наглядные, словесные | Чертежи, сборочные схемы, эскизы деталей. | Материалы: бумага, картон, краски, проволока, клей ПВА, Момент, UHU Инструменты: Специальные ножи, обрабатывающий инструмент, паяльник, наждачная бумага | Оценка качества изготовления деталей и модели, участие в выставках и конкурсах. |
Беседы | Групповая | Словесно наглядные | Видеоматериалы, чертежи, словарь терминов, пособие. | DVD проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор | Беседа |
Участие в выставках и конкурсах | Индивидуальная | Практические | Модели, правила выставок и конкурсов | Паспорт модели | Результаты выставок и конкурсов |
Программа решает следующие задачи по годам обучения:
Ожидаемые результаты 1года обучения
Обучающийся будет знать:
- правила безопасного пользования инструментами;
- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;
- основные линии на чертеже;
- основные простейшие технические термины;
- простейшие конструкторские понятия;
- основные узлы транспортных, военных, космических моделей;
- базовые формы и приемы складывания в технике оригами;
- начальные понятия в астрономии.
Обучающийся будет уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- читать простейшие чертежи;
- изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;
- находить линии сгиба;
- владеть элементарными графическими навыками;
- изготавливать простейшие технические модели;
- изготавливать изделие в технике оригами по образцу с пояснениями
педагога;
- находить планеты на карте Солнечной системы;
- организовать рабочее место.
Ожидаемые результаты 2 года обучения
Обучающийся будет знать:
- правила безопасного пользования инструментами;
- виды чертежей;
- линии на чертежах;
- виды соединений на модели;
- способы изготовления моделей;
- маркировки в авиации, что они обозначают;
- основные термины в технике, в моделировании;
- виды энергий, их использование в технике, виды двигателей;
- влияние технического прогресса на экологию;
- отличие планет от звезд;
- основные этапы освоения космоса;
- элементарные понятия о цветовой гамме и технической эстетике;
Обучающийся будет уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- читать простейшие чертежи;
- работать с доступной технической литературой;
- чертить простейшие чертежи разверток;
- изготавливать усложненные модели;
- подбирать материал для модели;
- определять недостающие детали в модели и вычерчивать их;
- анализировать свою модель;
- изготавливать простые изделия в технике оригами по схеме с рекомендациями педагога;
- презентовать собственный проект;
- проявлять усидчивость в достижении конечного результата.
Ожидаемые результаты 3 года обучения
Обучающийся будет знать:
- правила безопасного пользования инструментами;
- чертежные инструменты;
- основные узлы технических объектов;
- теорию полетов;
- основные понятия о Вселенной;
- историю развития космонавтики;
Обучающийся будет уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- пользоваться чертежными инструментами;
- изготавливать простые развертки;
- выполнять сложные модели;
- находить рациональный способ использования материала;
- находить способы соединений в моделях;
- работать с технической литературой;
- изготавливать изделия в технике оригами по схеме;
- самостоятельно находить техническое решение;
- анализировать модель своего товарища;
- самостоятельно выбирать дизайн модели;
- проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;
- конструктивно работать в коллективе.
Ожидаемые результаты по окончании обучения
- наличие положительной мотивации к обучению и творчеству;
- проявление устойчивого интереса к технике, знаниям, устройству
технических объектов;
- знание основных сведений об истории развития отечественной и мировой техники, ее создателей;
- владение необходимой терминологией;
- умение работать с научно-технической литературой;
- элементарные графические умения, навыки работы с чертежно- измерительными и ручным инструментом;
- владение приемами и технологиями изготовления простейших моделей технических объектов, проявление творческой активности в создании собственных проектов;
- аналитические умения;
- умение анализировать свои модели, провести их презентацию;
- умение оценивать свои результаты и планировать дальнейшую работу;
- проявление усидчивости и воли в достижении конечного результата;
- проявление на занятиях дисциплинированности, ответственности,
культуры поведения;
- умение работать в коллективе, проявление коммуникативных умений и навыков.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей обучающихся: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления. Итоговая оценка развития личностных качеств воспитанника производится по трѐм уровням:
- «высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
- «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
- «низкий»: изменения не замечены.
Результатом усвоения учащимися программы по каждому уровню программы являются: устойчивый интерес к занятиям по НТМ, сохранность контингента на протяжении 3-х лет обучения, результаты достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри объединения, областных конкурсах-выставках.
Формы и методы контроля
1-й год обучения
Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма контроля | Методы контроля |
Знания | |||
Начало года Текущий (по мере изучения материала) Середина года | 1.Технология изготовления моделей методом сгибания из бумаги и картона 2.Судо-, авиа-, автостроительная терминология. 3.Технология изготовления плоских и объёмных моделей. | Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией. Знание специализированных названий деталей. Знание технологии изготовления контурных моделей. | Наблюдение, контрольные работы, опрос, тестирование. Опрос, тестирование Наблюдение |
Умения | |||
Начало года Начало года Середина и конец года Текущий (по мере готовности моделей) | 1.Разметка: точность и правильность. 2.Изготовление деталей моделей по шаблону. 3.Изготовление деталей по эскизу и чертежу. 4.Окраска | Умение работать с чертёжными инструментами, точность разметки деталей. Работа с шаблонами деталей моделей. Умение вычерчивать детали по эскизу, точность изготовления деталей и сборки. Умение окрасить детали модели кистью. | Наблюдение, контрольное задание. Наблюдение. Наблюдение, контрольное задание. Наблюдение. |
Навыки | |||
Текущий Текущий (по мере изучения материала) Постоянно Итоговый (в конце года) | 1.Работа ручным инструментом. 2.Качество изготовления деталей и модели в целом. 3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль. 4.Участие в конкурсах и выставках | Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе. Навыки работы чертёжным, ручным и др. инструментом, качество изготовления деталей и моделей. Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах. | Наблюдение. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение. Грамоты. |
2-й год обучения
Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма контроля | Методы контроля | |
Знания | ||||
Начало года Текущий (по мере изучения материала) | 1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей. 2.Устройство технических объектов | Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией. Знание названий и назначение деталей технических объектов. | Наблюдение Опрос | |
Умение | ||||
Начало года Середина года Текущий (по мере готовности моделей) Коней года | 1. Изготовление корпуса модели 2.Изготовление деталей модели. 3.Окраска. 4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели | Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели. Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность. Умения в окраске корпуса и деталей кистью. Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам. | Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение. | |
Навыки | ||||
Текущий Постоянный Постоянный Итоговый (в конце года) | 1.Работа с ручным инструментом 2.Качество изготовления деталей и модели в целом 3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль. 4.Участие в выставках и конкурсах. | Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе. Навыки качественного изготовления деталей и модели. Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах. | Наблюдение. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение. Протоколы выставок, дипломы, грамоты |
3-й год обучения
Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма контроля | Методы контроля |
Знания | |||
Начало года Текущий (по мере усложнения материала) | 1.Теоретические 2.Устройство технических объектов | Теоретический чертёж. Основы теории судо-, авто, авиастроения, технология изготовления моделей. Знание названий и назначение деталей технических объектов. | Наблюдение, опрос Опрос, использование терминов в работе. |
Умение | |||
Постоянный Текущий (по мере готовности моделей) Итоговый (в конце года) | 1.Качественное изготовление моделей. 2.Окраска. 3.Подготовка к выставкам и конкурсам моделей. | Умения изготовлении корпуса и деталей модели, работа с чертежами. Окраска моделей кистью. Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам. | Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение. |
Навыки | |||
Постоянный Постоянный Итоговый (в конце года) | 1.Работа с ручным инструментом 2.Самостоятельность в работе. Самоконтроль. 3.Участие в выставках и конкурсах | Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе. Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах. | Наблюдение. Наблюдение. Протоколы выставок, дипломы. |
Учебно - тематический план
1-й год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы моделирования и конструирования | 10 | 6 | 4 | |
1.1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1.2. | Материалы и инструменты | 2 | 1 | 1 | |
1.3. | Знакомство с технической деятельностью человека | 2 | 2 | - | |
1.4. | Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений | 4 | 2 | 2 | |
2. | Первые модели | 50 | 10 | 40 | |
2.1. | Техника «Оригами» - технология сгибания и складывания бумаги; - выполнение моделей наземного транспорта; - выполнение моделей воздушного транспорта; -выполнение моделей водного транспорта; | 10 16 14 10 | 2 2 2 2 | 8 14 12 8 | |
2.2. | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей - технология работы с бумагой по шаблонам; - технология сборки плоских деталей; - выполнение моделей наземного транспорта - выполнение моделей воздушного транспорта -выполнение моделей водного транспорта | 60 | 16 | 44 | |
2.3. | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей - конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм; - конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; - конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток; - изготовление упрощённой модели автомобиля. | 48 12 14 14 8 | 6 2 2 2 - | 42 10 12 12 8 | |
2.4. | Работа с наборами готовых деталей - Ознакомление с деталями набора; - Сборка макетов и моделей по образцу; - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме; - Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. | 24 6 8 4 6 | 4 2 2 1 1 | 20 4 6 3 7 | |
3. | Творческие проекты -основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; - оформление работ; -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. | 22 2 10 2 2 2 | 2 2 - - - - | 20 - 12 2 2 2 | |
4. | Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год | 2 | 2 | - | |
ИТОГО: | 216 | 42 | 174 |
Содержание деятельности
1-й год обучения
1. Основы моделирования и конструирования
- 1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Практическая работа.
Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками.
1.2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.
1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.
Практическая работа.
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Первые модели
2.1. Техника «Оригами»
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования.
2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.
2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;
б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .
Практическая работа.
Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.
2.4. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и модлей конструктора по собственному замыслу.
3.Творческие проекты
-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы объединения.
Банк проектов:
- модель «Космическая паутинка»;
- модель «Робот»;
- модель «Автомобиль моей мечты»;
- модель «Многоэтажный дом»;
- модель «Жираф»;
- модель «Человечек»;
- модель «Гусеница»;
- модель «Гусеничный трактор"
4.Заключительное занятиеПодведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
2-й год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Основы конструирования | 8 | 4 | 4 |
1.1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
1.2. | Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом. | 6 | 2 | 4 |
2. | Постройка моделей | 40 | 10 | 30 |
2.1. | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей - технология работы изготовления модели из плоских деталей; - изготовление модели «Космонавт»; - изготовление модели «Грузовик»; - изготовление модели «Вертолёт»; | 16 4 4 4 4 | 4 1 1 1 1 | 12 3 3 3 3 |
2.2. | Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам - технология изготовления моделей из бумаги и картона - изготовление сложных геометрических фигур из бумаги - построение выкроек деталей - сборка отдельных узлов и деталей в единое целое - изготовление и установка деталировки - окраска и отделка деталей модели - сборка модели - Изготовление коллективной модели «Танковое сражение» | 46 6 4 6 8 6 16 | 6 2 2 2 | 40 4 4 4 6 6 16 |
2.3. | Постройка сложных объёмных моделей -изготовление моделей из готовых геометрических форм; - постройка моделей наземного транспорта -постройка моделей воздушного транспорта -изготовление модели движущегося человечка; - изготовление моделей домашней мебели; - изготовление моделей художественных образов. | 48 6 8 8 8 8 10 | 8 2 2 2 2 | 40 4 6 6 6 8 10 |
3. | Изготовление моделей из деталей конструктора. - постройка моделей наземного транспорта; -постройка моделей воздушного транспорта; - постройка моделей водного транспорта; | 20 8 6 6 | 3 1 1 1 | 17 7 5 5 |
4. | Творческие проекты -выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов; - выполнение проекта; - защита проекта; -оформление итоговой выставки работы объединения | 28 4 16 4 4 | 2 2 | 26 2 16 4 4 |
4. | Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 216 | 43 | 173 |
Содержание деятельности
2-й год обучения
1.Основы конструирования
1.1.Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
1.2.Первоначальные графические знания и умения. Умение пользоваться чертёжным инструментом.
Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.
Практическая работа.
Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.Постройка моделей
2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.
Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей: «Космонавт», «Грузовик», «Вертолёт».
Практическая работа.
Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.
Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.
Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.
Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели.
Сборка модели.
Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»
2.3. Постройка сложных объёмных моделей
Изготовление моделей из готовых геометрических форм.
Постройка моделей наземного и воздушного транспорта.
Изготовление моделей художественных образов.
3. Изготовление моделей из деталей конструктора.
Беседа о возможностях и разнообразии конструкторов (метталический, деревянный, магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».)
Практическая работа.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному замыслу.
3. Творческие проекты
-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;
- выполнение проекта;
- защита проекта.
Банк проектов:
- модель «Автобус»;
- модель «Грузовик»;
- модель автомобиль «Жигули»;
- модель «Танк»;
- модель «Ракета»;
- модель «Паровоз»;
- модель «Космический корабль»;
- модель «Гусеничный трактор"
- коллективный проект «Автопарк»;
- коллективный проект «Космическая станция»;
- коллективный проект « Виды спорта».
5.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
3-й год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Постройка моделей | |||
2.1. | Постройка сложных объёмных моделей с самостоятельно разработанными элементами по чертежам и эскизам | 180 | 24 | 156 |
2.2. | Подготовка моделей к выставкам и конкурсам | 8 | - | 8 |
3. | Выставки Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России | 24 | - | 24 |
4. | Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 216 | 28 | 188 |
3-й год обучения
1.Введение
Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в клубе и кружке. Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.
2.Постройка моделей
2.1.Постройка объёмных моделей.
Построение моделей из альбомов, по самостоятельно построенным выкройкам по чертежам и эскизам. Технологии изготовления корпуса моделей, надстроек и деталировки из бумаги и картона. Использование других материалов (рейки, фанера, проволока, нитки и др.) для улучшения внешнего вида модели.
Практическая работа.
Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.
2.2.Подготовка моделей к выставкам и конкурсам.
Ознакомление с правилами проведения выставок и конкурсов. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)
Практическая работа.
Составление паспорта модели.
3.Выставки
Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России.
4.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год.
Литература для педагога.
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и
дополнениями)
2.Конституция РФ.
3.Конвенция ООН о правах ребёнка.
4.Федеральная программа образования на 5 лет.
5.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей
и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.
6.Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных
техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.
7.Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.:
«Просвещение», 1971.
8.Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:
Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.:
Просвещение, 1982.
9.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.
10.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.
11.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 1995.
12.Майорова И.Г. ; Романина В.И. . Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М.: Просвещение, 1986 – 96 с. ил.
13.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение , 1988 .
14.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
15.Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2003.
16.Методист. Научно - методический журнал . № № 1,2,3,4,5 2008.
17.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № № 1,2,З 2008.
18.Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
19. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.
20. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.
21. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.
22. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.
Литература для обучающихся
- Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.
- Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
- Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
- Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3
6. . Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.
7. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Физико-техническое моделирование"
Рабочая программа и КТП кружка "Физико-техническое моделирование"....
Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева".
Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева" составлена на 3 года обучения. Её содержание рассчинано на возраст детей от 7 до 14 лет. Основ...
Дополнительная общеобразовательная программа объединения начального технического моделирования ( с элементами художественного конструирования) «Кузница Гефеста»
Методические разработки и материалы по начальному техническому моделированию....
Проект «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования с помощью личностно-ориентированного обучения»
Проект предусматривает создание условий для развития технических и творческих способностей учащихся: представлен опыт проведения занятий, определены пути обучения детей техническому моделированию на о...
Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич
Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается острым востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...
Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич
Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается острым востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Конструкторское бюро: основы моделирования и конструирования»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструкторское бюро: основы моделирования и конструирования» имеет техническую направленность и предполагает подготовку обуча...