Методический материал по теме «Подготовка к проведению ролевых игр»
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Методический материал предназначен для педагогов, и организаторов внеклассной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА

Методический материал

по теме «Подготовка к проведению ролевых игр»

I группа, первого года обучения

(14-16 лет)

педагог дополнительного образования

                                                               Татьяна Валерьевна Буханцова        

ст. Кавказская, 2017г.

people

тема «Подготовка к проведению ролевых игр»

Ролевая игра - отличное средство работы со свободной активностью детей, а одна из главных проблем - как справиться с этой самой неуправляемой активностью.

В своей педагогической практике мы постоянно используем игры и игровые методы, ведь игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, получить знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. Применяем, как правило, разнообразные игры, особенно для старшеклассников, деятельность которых осуществляется во внеурочное время в рамках школы…

Прежде всего, что же такое игра, каковы её признаки? Выделим несколько из них:

- игра происходит отдельно от всего остального, обязательно отделена от жизни, от текущей жизни,

-  игра обязательно предполагает собственную активность участников игры,

- игра – это значимое для ее участников действо, т.е., если победа, успешное действие в игре для человека незначимо, то он и не играет,

- в игре должно быть производство, которое не производит ничего значимого,

- игра обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей и отношения людей, как личностей.

А в ролевой игре можно выделить еще два требования:

- обязательно предполагается наличие организатора игры,

- наличие комплекса правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Ролевую игру можно сравнить с сыгранной пьесой в театре, где прописан только первый акт, а все остальное оставлено на актеров: как и что они сыграют, то и получится.

Любая ролевая игра имеет свой регламент, продолжительность которой – 30-40 минут.

1.        Сначала участникам задается игровая ситуация, объявляются роли. В ходе установки важно выделить конфликтность игровой ситуации и основные проблемы, стоящие перед каждой игровой ролью.

2.        Распределение ролей среди участников игры - по собственному выбору или по жребию.

3.         Обдумывание ситуации каждым участником (своей роли) и постановку целей, на что отводится 5 минут.

4.        Проводится игра - в течение 20 мин.

5.        Организуется рефлексия – 5 мин.

Для проведения игры педагогу необходимо тщательно подготовиться. Необходимо обеспечить подготовку помещения под игру – так, чтобы организация пространства отвечала конструкции игры. Это предполагает следующее: каждый участник должен видеть всех остальных, все должны видеть ведущего/педагога и используемые им информационные носители и иметь возможность свободного передвижения для ведения переговоров. Можно подготовить бэйджи с названиями ролей, чтобы участники быстрее ориентировались.

Педагогу тщательно продумать и разработать игровые задания (технические, творческие, художественные, конструктивные, диалоговые и тд.). Задания лучше прописать на бумаге для каждого участника и его роли.

Рефлексия. Рефлексия проводится с участниками непосредственно после ролевой игры. Здесь мы обсудим принципиальные основы, на которых строится рефлексия участия в ролевых играх Выше мы уже отмечали, что рефлексия необходима после игры для перехода от опыта проживания ситуации к выделению и освоению средств (с возможностью их дальнейшего применения в будущей ситуации). Это и зафиксировано на рис. 7, где изображена принципиальная схема рефлексии: для рефлексии необходима остановка действия и обращение сознания человека на это – совершавшееся им – действие. Назначение рефлексии состоит в том, чтобы сформировать новую позицию (на схеме она выделена пунктиром). В структуре движения человека (как в мероприятии, так и в жизни) это означает, что рефлексия является сознательным переходом от одной ситуации действия к следующей. При этом из одной ситуации в другую переносится не опыт оперирования с конкретными предметами, а способность к постановке самостоятельных целей, способы анализа ситуации и средства, отделенные от прожитой ситуации.

Из сказанного следует, что в качестве базового средства организации рефлексии мы должны использовать понятие позиции. Понятие позиции собирается как минимум на трех вещах: целях, средствах и ситуации (см. рис. 8). Для того, чтобы рефлексия у участников случилась, нужно совместно с ними в их действиях выделить их цели, средства (как они предполагали и пытались достичь своих целей) и ситуацию (что они принимали во внимание и почему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему"Подготовка и проведение диктантов в профессиональном училище"

Использование диктантов с профессиональном уклоном позволяет повысить интерес учащихся к русскому языку...

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Методическая разработка по предмету «Русский язык» по теме «Подготовка и проведение диктантов в аграрном лицее»

В профессиональный лицей приходят обучающиеся, которые уже в течение 9 лет изучали, постигали теорию и практику владения русским языком.Отпущенное нам небольшое количество часов согласно учебных плано...

Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация».

Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация»....

Методический материал по теме «Проведение игровой программы»

Методический материал по подготовке и проведению игровой программы предназначен для педагогов и учащихся...