МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ШКОЛЕ
методическая разработка по обж (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации г. Гуково Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 23 имени В.А.Шеболдаева
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СШ № 23 От __________ 2016г. № ___ | «Утверждаю» директор МБОУ СШ № 23 |
руководитель методического совета МБОУ СШ № 23 _________СавельеваО.Б. | приказ от «__» ______ 2016г. № _________ ___________Лушкина А.М. |
Предмет – « Основы военной службы »
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО « СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ » В ШКОЛЕ
Разработал:
преподаватель-организатор ОБЖ
высшей квалификационной категории
Демин Сергей Геннадьевич
г. Гуково - 2016
I. ВВЕДЕНИЕ
Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки ВС РФ, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности обучающихся. Она закаляет волю, способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий в чрезвычайных ситуациях и современном бою.
Первоначальное внимание вопросам строевой выучки должно уделяться в общеобразовательных учреждениях, так как основой подготовки к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у обучающихся способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.
Строевая выучка дисциплинирует, вырабатывает быстроту и четкость действий при работе с вооружением и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке, а так же на школьных уроках.
Строевая подготовка в школе включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей) при действиях в пешем порядке и па машинах; строевые смотры. Строевое обучение проводится на плановых занятиях в военно-спортивных клубах, кружках и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, военно-спортивных играх, на всех других занятиях (уроках) и в повседневной жизни.
В методическом пособии обобщен опыт строевого обучения подразделений Сухопутных войск. Разумеется, в практике работы командиров обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения преподаватель-организатор ОБЖ (учитель) должен постоянно вести воспитательную работу, направленную па привитие высокой дисциплины и исполнительности.
Излагая в методическом пособии закономерности, принципы, правила и методы строевого обучения, необходимо было показать их применительно к учебным занятиям и повседневной жизни. Вместе с тем надо иметь в виду, что данное пособие не ставит, да и не может ставить своей целью дать советы или рецепты на все случаи жизни. Это сделать и невозможно, так как ни в одной книге нельзя предусмотреть всех тех случаев, с которыми встречается учитель в работе по строевому обучению и воспитанию обучающихся.
Для овладения методическим мастерством решающее значение имеют умение учителя анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, систематическая работа над повышением своих знаний. Вот почему было бы желательно, чтобы учитель, опираясь на рекомендации данной разработки, настойчиво совершенствовал свое мастерство в обучении обучающихся строевой подготовке.
II. ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Строевая подготовка является самостоятельным предметом обучения и органически входит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, необходимых личному составу в современном бою. Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы советской и русской педагогики.
Высокая строевая выучка преподавателя-организатора ОБЖ ( далее учителя) имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать учащихся.
Учителю недостаточно владеть высоким методическим мастерством, хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками, ему важно еще уметь активизировать познавательную деятельность своих обучаемых, а этого можно достичь повышением качества строевого обучения, воспитанием у учеников творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приемами в ходе обучения,
Учитель должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строевых приемов, а также действий с оружием и на технике.
Известно, что пределы человеческого пoзнания относительны, поэтому необходимо добиваться того, чтобы ученики не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения). Ведь порицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.
Усвоение - это понимание плюс запоминание, а овладение знаниями - это усвоение плюс применение знаний на практике.
В обучении очень важно указать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанавливать наиболее эффективные формы и методы строевого обучения.
Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.
Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки обучающихся. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий с полным напряжением сил — вот требования, предъявляемые к строевым занятиям сегодня.
Практика показывает, что высокий уровень строевой выучки может быть достигнут:
- целеустремленным и правильным планированием строевой подготовки, четкой организацией и методически правильным проведением всех занятий;
- сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов каждым обучающимся в строгом соответствия с требованиями Строевого устава;
- регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке;
- совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни;
- самостоятельными тренировками обучающимися строевых приемов;
- постоянным контролем и высокой требовательностью со стороны учителей.
III. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ
В процессе учебной и воспитательной деятельности учитель, с одной стороны выступает как педагог и воспитатель, а с другой - как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу.
Поэтому проблема педагогического мастерства учителя - это в первую очередь проблема самовоспитания.
Анализ педагогической деятельности показывает, что учитель должны обладать большим диапазоном качеств, которые можно свести в следующие основные группы: идейно-политические, морально-боевые, военно-патриотические, организаторские, нравственные и педагогические,
Учитель должен уметь найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятельность каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей, психического состояния и настроения, в способности заражать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон в их деятельности, в умении поддержать высокую учебную дисциплину, вызвать стремление к соревнованию.
Современная молодежь - люди с большими духовными запросами, эрудированные, с разносторонними интересами, Чтобы удовлетворить их любознательность и запросы, учителю важно быть высококультурным человеком, находиться в курсе всего нового.
Учебно-воспитательная работа — дело творческое; каждая педагогическая ситуация требует своего особого решения. Эффективной она может быть, если учитель обладает такими качествами, как педагогическая наблюдательность и воображение, педагогическое мышление и такт.
Педагогическая наблюдательность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть особенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учебной деятельности и поведении.
Педагогическое воображение — способность запрограммировать личность обучаемого и предвидеть последствия воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы,
влияющие на учебную деятельность обучающихся.
С педагогическим воображением тесно связано педагогическое мышление, которое предполагает умение учителя своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, устанавливать связи и обобщать отдельные факты.
Педагогический такт представляет собой сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целесообразностью всего того, что делает учитель, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.
Педагогический такт слагается из следующих основных признаков:
- уравновешенности, самообладания, делового тона;
- умения слушать;
- серьезности подхода к ответам на поставленные вопросы;
- простоты в обращении, исключающей, однако, панибратство и фамильярность;
- принципиальности и настойчивости без упрямства;
- внимательности и чуткости;
- юмора без унижения личности;
- скромности в личном поведении.
Успех обучения во многом зависит от доказательности и логичности действий учителя, его способности вовлечь обучаемых в интеллектуальную работу, т. е. заставить думать и действовать вместе.
Учитель через свою речь и личные действия должен уметь передать обучающимся все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и полученное в результате собственного опыта.
Педагогическая техника — это комплекс навыков, умений и приемов, с помощью которых учитель достигает максимальной эффектности применяемых методов педагогического воздействия.
Педагогическая техника включает:
- навыки и умения в организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий;
- приемы выразительного показа своего отношения к тем или иным действиям обучающихся;
- умение владеть речью;
- способность изучать и учитывать морально-психологические особенности обучаемых;
- умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на обучающихся, в том числе со стороны коллектива;
- владение техническими средствами обучения, умение правильно их использовать;
- педагогический контроль и учет обученности и воспитанности.
Педагогическое мастерство связано с глубоким знанием учителем целей и задач обучения.
Мастерство определяется: умением передавать знания в наиболее доступной форме обучаемым;
- способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими действиями и формировать на этой основе необходимые навыки, умения и качества личности обучающегося;
- умением интересно, последовательно и логично излагать учебный материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки учебного труда и умственной деятельности;
- способностью целеустремленно и квалифицированно решать в процессе обучения воспитательные задачи, вытекающие из специфики учебной дисциплины н обучаемого контингента;
- твердыми навыками в использовании технических средств обучения.
Помимо решения учебных задач учитель в процессе обучения ведет воспитательную работу с обучающимися. Для достижения высокой ее эффективности он должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах и содержании идейно-политического, воинского, нравственного, эстетического, физического и правового воспитания;
- всесторонне изучать особенности личности воспитуемых и факторов, влияющих на ее формирование;
- твердо знать принципы, методы, этические и правовые нормы и правила воспитания, особенности их реализации в конкретных условиях деятельности;
- уметь творчески применять па практике знания военной педагогики и психологии, воинской этики, требований уставов, инструкций, приказов;
- учитывать особенности воспитуемых, настроения, мнения и традиции школы, быть способным установить правильнее взаимоотношение с воспитуемыми;
- постоянно совершенствовать систему приемов и средств воспитательного воздействия.
Способность учителя к педагогическому творчеству является одним из центральных звеньев в его деятельности. Она позволяет с максимальной эффективностью, каждый раз пo-новому и педагогически обоснованно применять в учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспитания, профессиональные знания, навыки и умения, свои личные качества.
Решающую роль в развитии педагогического творчества командира играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обучения, как и всякому другому искусству, только по книгам. Как бы человек не был талантлив, какими бы хорошими не были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положительном примере, то никогда не будет хорошим педагогом.
IV. МЕТОДЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения.
Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом — это приемы метода показа; изложение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например; показ с рассказом, объяснение с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную,
В строевом обучении в основном применяются следующие методы:
- устное изложение;
- показ;
- тренировка;
- самостоятельное изучение.
Устное изложение учебного материала всегда занимало и занимает важное место в учебном процессе. В строевом обучении, как правило, применяется объяснение, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и действий.
Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является демонстрация.
Показ может быть личный или с помощью специально проинструктированных обучаемых. Ознакомиться с новым приемом можно также в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов.
Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:
- глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия;
- выдерживать установленный темп выполнения приема или действия;
- умело использовать ракурс, под которым обучающиеся видят выполняемый руководителем прием или действие.
Тренировка - это многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов в целях выработки и совершенствования навыков и умений.
Для успеха тренировки необходимо:
- понимание цели упражнения;
- усвоение содержания и строгой последовательности выполнения разучиваемых действий;
- разделение руководителем сложных действий на составные части;
- наращивание темпа, чему должна предшествовать работа по выработке у обучаемых правильных действий;
- соблюдение определенного ритма, правильного чередования действий, требующих от обучаемых различного напряжения физических и моральных сил;
- постоянное поддержание у обучаемых интереса к тренировке.
Самостоятельное изучение приема или действия является важнейшим методом обучения.
Для правильной организации самостоятельной работы необходимо:
- определить объем задания на самостоятельную подготовку;
- дать методические советы по повторению изученного или по практической отработке приемов;
- указать учебное место, обеспечить необходимой литературой, наглядными пособиями;
- составить группы обучающихся таким образом, чтобы в них вместе с отстающими были и хорошо подготовленные ученики для обеспечения товарищеской взаимопомощи;
- осуществлять постоянный контроль и оказывать необходимую помощь в самостоятельном овладении учебным материалом.
Для достижения целей строевого обучения учитель может воспользоваться следующими рекомендациями:
- твердо знать предмет,
- уметь свободно ориентироваться в нем,
- излагать материал просто и доходчиво.
Однако для успешной организации строевого обучения недостаточно знать, чему учить, надо еще знать, как учить.
Методическое мастерство учителя определяется умением найти такой метод объяснения, показа и тренировки строевого приема, который в данное время, на данном занятии, при изучении именно этого строевого приема.
В процессе обучения учитель должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все обучающиеся.
Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием или действие. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.
Место учителя при проведении занятий по строевой подготовке должна обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы учитель мог своевременно заметить допущенные ошибки и добиться их устранения. Наиболее целесообразным удалением учителя от строя надо считать семь-восемь шагов. При таком удалении можно видеть весь строй.
Большое значение в строевом обучении имеет место - умение учителя четко и громко подавать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная - приводит обучающихся в замешательство или к невыполнению приема.
Перед подачей команды или отдачей приказа учитель обязан принять положение «смирно». Это подпитывает дисциплинированность и уважение к строю.
Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: -ознакомление;
- разучивание;
- тренировка.
Для ознакомления с приемом учитель должен:
- назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;
- подать команду, по которой выполняется прием;
- показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе - по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнении.
На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.
В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:
- в целом, если прием несложный;
- по разделениям, если прием сложный;
- с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.
Изучение каждого элемента приема (если он сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения.
При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме пли действии (его элементах), поэтому показ должен быть безупречным.
Приемы, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят па обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано.
Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь только зрительное представление, нужно его еще и осмыслить.
Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые трудно усваиваются при показе. Оно ориентирует обучаемых на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правильность выполнения строевого приема или действия.
После ознакомления со строевым приемом приступают к формированию навыков как целостного действия, включающего два связанных между собой основных этапа.
Первый этап заключается в расчленении сложного приема на элементы и в выполнении его по элементам.
Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем в единое целое.
В завершении обучения проходится тренировка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема в целом.
При этом учитель должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.
Учитель добьется лучших результатов в своей практической деятельности по обучению, сможет избежать ошибок, если будет учитывать состояние и индивидуальные особенности обучаемых.
Это поможет установить хороший контакт, правильно определить содержание учебного материала для данных обучающихся и объем заданий для самостоятельной работы, своевременно оказать помощь в ликвидации пробелов и строевом обучении, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого.
Учитель должен всегда помнить, что рациональное использование технических средств обучения, особенно учебных кинофильмов по строевой подготовке, не самоцель, а средство для лучшего усвоения и запоминания материала. Поэтому демонстрационный материал должен быть тщательно подобран, а его применение должно быть хорошо продумано, чтобы не допустить перенасыщенности им занятия.
V. ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Работа учителя по строевому обучению начинается с планирования. При планировании занятий по строевой подготовке необходимо руководствоваться требованиями программы, задачами, поставленными перед обучающимися, положениями Строевого устава Вооруженных Сил РФ, а также уровнем строевой выучки личного состава.
В планах находят отражение вопросы организации плановых и дополнительных занятий, методической подготовки с командирами отделений в классах, состязании на лучший класс, а также последовательность разработки наглядных пособий и совершенствования учебной базы по строевой подготовке.
Для более качественного изучения сложных строевых приемов, таких, как строевой шаг, повороты в движении, и др., занятия должны неоднократно повторяться. Нельзя переходить к изучению очередного учебного вопроса, пока качественно не будет отработан предыдущий. Если по какой-либо причине один из учебных вопросов данного занятия опущен или не усвоен, он должен быть отработан в часы самостоятельной подготовки или перенесен па очередное занятие.
Занятия по строевой подготовке проводятся регулярно, через равные промежутки времени, чтобы не утрачивались навыки, приобретенные на предыдущем занятии.
Не следует допускать, чтобы строевые занятия проводились несколько дней подряд или по два в день, потому что эти занятия при правильной их организации требуют большого физического напряжения.
Практика показывает, что наибольших успехов добиваются учителя, которые, планируют проведение строевых занятий один -два раза в неделю.
Занятие по строевой подготовке, как и любое другое занятие, достигает цели в том случае, если оно тщательно подготовлено и материально обеспечено. Вот почему при планировании необходимо предусматривать инструкторско-методические или показные занятии.
Каждое занятие должно состоять из трех частей:
- вводной части, в которую входят осмотр внешнего вида обучающихся и вывод их к месту занятий, объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и повторение ранее изученных приемов;
- основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом; тренировка приемов проводится по командам или под барабан, самостоятельно, попарно и в составе отделения (взвода, роты);
- заключительной части, в которой рекомендуется провести разбор и объявить оценки обучаемым, выделить лучших и дать задание на самоподготовку.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ
Важнейшим элементом педагогической деятельности учителя, обеспечивающим качественное решение задачи строевого обучения и воспитания, является общая и непосредственная подготовка к проведению занятий.
Общая подготовка включает;
- изучение планирующих документов, определяющих задачи, содержание и организацию учебного процесса;
- знание приказов, директив, организационно-методических указаний, программ, тематических планов.
Это даст возможность учителю видеть конечную цель обучения, представить общий объем знаний, навыков и умений, выделить главное и, таким образом, обеспечить целеустремленность в изучении предмета.
Непосредственная подготовка включает:
- уяснение содержания предстоящего занятия, определение его места в подготовке обучающихся и анализ результатов предыдущего занятии но этой теме;
- определение, основной учебной цели и конкретных учебно-воспитательных задач;
- определение структуры занятия, его основных вопросов, времени, необходимого для его изучения, а также подбор соответствующего материала по обеспечению занятия;
- выбор приемов обучения по отдельным частям занятия (при отработке вопросов занятия по элементам);
- подготовку материального обеспечения занятия;
- разработку плана-конспекта занятия;
- подготовку к занятию помощников руководителя занятий.
План-конспект — это модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучающего и обучаемых. Вместе с тем конспект дает возможность учителю активно проявить свои педагогические способности.
Для правильного проведения занятия одних теоретических знаний недостаточно, нужно систематически повышать методическое мастерство. Основными формами повышения методического мастерства по строевой подготовке являются показные, инструкторско-методические занятия и инструктажи.
Показные занятия
Показные занятия в целях достижения единства взглядов на организацию и методику обучения проводятся в масштабе школы, по наиболее сложным темам или отдельным вопросам, по которым требуется дать единые установки.
Показные занятия могут иметь различную направленность. Одни могут быть исключительно методическими, и главное внимание на них уделяется тому, как должен учить командир юнармейского отделения. Другие имеют целью продемонстрировать результаты обучения или показать, чего нужно достичь в ходе проведении того или иного занятия. Для такого занятия школа готовится заблаговременно. Образцовый показ и пояснения позволят обучаемым усвоить последовательность работы руководителя занятия и передовые методы подготовки.
Инструкторско-методические занятия
Одним из основных методов строевого обучения являются тренировки, эффективность которых зависит, прежде всего, от личной подготовки и методического мастерства командиров юнармейских отделений, проводящих занятия. В целях повышения методического мастерства командиров юнармейских отделений перед отработкой новой темы целесообразно проводить с ними инструкторско-методические занятия. Руководителем таких занятий, как правило, является учитель. На инструкторско-методических занятиях в отличие от показных, командиры юнармейских отделений принимают участие в отработке строевых приемов в качестве обучаемых и выступают в роли руководителей занятий.
На инструкторско-методических занятиях проверяются знание командирами юнармейских отделений положений Строевого устава и их умение практически выполнять те строевые приемы, которым они будут обучать своё отделение. В то же время они усваивают методику обучения по данной теме. Поэтому инструкторско-методические занятия проводятся за три - пять дней до занятия с юнармейскими отделениями.
Инструкторско-методические занятия рекомендуется проводить в такой последовательности:
- руководитель занятия проверяет внешний, вид, знание уставных положений в объеме отрабатываемой темы, проводит строевой расчет и формирует отделения (взвод) из участников занятия;
- со сформированным отделением (взводом) проводит занятие, обращая особое внимание на методику обучения строевым приемам, образцовое выполнение их обучаемыми, и на ошибки, наиболее часто встречающиеся в действиях обучаемых;
- по окончании занятия проводит разбор, на котором дает оценку каждому участнику занятия за личную строевую и методическую подготовку, указывает порядок подготовки к предстоящим занятиям и что нужно сделать до их начала.
Инструктажи
Инструктаж руководителей предстоящих занятий начинается с проверки у них знаний методических указаний программы боевой подготовки, уставных положений, содержания темы и отрабатываемых учебных вопросов, порядка составления плана-конспекта и распределения учебного времени. Особое внимание на инструктаже обращается на технику показа выполнения строчных приемов, действий и на практическую тренировку. Наиболее широкое распространение этот метод получил при подготовке командиров юнармейских отделений к проведению занятий.
Инструктаж проводится, как правило, на плацу (площадке) в районе предстоящего занятия заблаговременно, чтобы командиры юнармейских отделений после инструктажа имели возможность устранить отмеченные недостатки и качественно подготовиться к предстоящим занятиям.
Инструктаж выгодно отличается от других форм и методов методической подготовки
к занятиям и имеет ряд преимуществ:
- может проводиться как индивидуально, так и с группой;
- отличается оперативностью, позволяет быстро, практически немедленно прореагировать на отмеченные недостатки, возникшие новые задачи;
- непродолжителен по времени и часто длится всего 15 - 20 мин, в течение которых даются самые необходимые методические советы и рекомендации по устранению недостатков;
- в отличие от других форм и методов обучения носит целенаправленный характер; всегда проходится в конкретной обстановке по решаемым задачам.
На инструктаже представляется возможность полнее учитывать специфику решаемых отделением задач, уровень подготовки и методического мастерства командиров, опыт их работы и практические навыки.
Подготовка к очередному занятию по строевой подготовке проводится, как правило, в часы самостоятельной подготовки самостоятельно или под руководством одного из командиров отделений.
Порядок проведения занятия
Перед выходом на занятие учитель, приняв доклад от командира одного из отделений о готовности, осматривает внешний вид личного состава и выводит их к месту занятия. Прибыв к месту занятия, учитель выстраивает отделение в развернутый двухшереножный строй. Затем объявляет тему, цель занятия и учебные вопросы, указывает место для занятия. Командир отделений разводит отделение по места. Учитель подает команду «К проведению занятий —ПРИСТУПИТЬ».
Командир отделения, выйдя на середину строя, начинают занятие с повторения ранее изученных приемов, а затем приступают к изучению нового приема и тренировке. Разучивание нового строевого приема командир отделения начинает с показа его в целом, а затем но элементам в медленном и в уставном темпе. Закончив показ и установив, что обучаемые поняли прием, командир отделения приступает к его разучиванию с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем ц целом. Когда прием разучен, но учителя отделение приступает к тренировке попарно и самостоятельно.
Для проведения тренировки учитель становится в центре строевой площадки, а личный состав отделения выстраивает по ее периметру с интервалом четыре шага. Заметив ошибку в выполнении приема одним из обучающихся, учитель подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько обучающихся, учитель прекращает тренировку отделения и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается.
При проведении тренировки попарно обучающиеся поочередно действуют в качестве командира. Учитель контролирует действия, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.
При переходе к тренировке под барабан учитель становится в центре плаца, вызывает к себе сигналиста-барабанщика и, подавая ему команды, руководит тренировкой. В этом случае командиры отделений следят за действиями обучаемых и устраняют допущенные ими ошибки по ходу тренировки. В конце занятия командир отделения организует состязание на лучшее исполнение приема, а затем указывает каждому, что и к какому сроку доработать, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.
Учитель при проведении разбора отмечает лучших и наиболее отличившихся, подводит итоги состязания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...
Методическая разработка по теме "Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов"
Вданной разработке показано, чем отличается форма личностно-ориентированного классного часа от традиционной, даны рекомендации по разработке личностно-ориентированного классного часа....
Организация проектной деятельности учащихся на примере подготовки и проведения игры «Сто к одному»
В данной разработке предлагаются этапы реализации проекта создания "Игры сто к одному" и правила игры, благодаря которой учитель можт совместно у учащимися найти материал и реализовать проект в своей ...
Методическая разработка по предмету «Русский язык» по теме «Подготовка и проведение диктантов в аграрном лицее»
В профессиональный лицей приходят обучающиеся, которые уже в течение 9 лет изучали, постигали теорию и практику владения русским языком.Отпущенное нам небольшое количество часов согласно учебных плано...
Методическая разработка для учителей и педагогов центров по подготовке и проведению тематической недели «Спасти Амурского тигра – хозяина тайги».
Метадическая разработка тематической недели "Спасти Амурского тигра -- Хозяина тайги" предназначина для учителей и педагогов дополнительного образования детей, которую можно использовать в рамках Межд...
План мероприятий по подготовке и проведению 90-летнего юбилея Олинской школы
ЦЕЛЬ: Развитие интереса к истории родного края и родной школы, воспитание уважения к педагогическому труду, приобщение обучающихся и родителей к традициям школы.ЗАДАЧИ:1. Работа педагогического и учен...
Организация работы учителей математики по вопросу подготовки и проведения ВПР и РДР
доклад и презентация...