Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Культура речи" 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Данная программа направлена на формирование у обучающихся УУД, обеспечивающих незатрудненноек построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот» МО «АР»
Рассмотрена на заседании НМС: протокол № _1_ от «_31__» 08.17г | Утверждена:_________________________ И.о.директора МБОУ СОШ № 8: Казакова Т.Н. Приказ № _279___ от «_31__»08.17г_ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Культура речи»
Направление: общекультурное
для 6 класса
Ф.И.О. педагога Сергеенко Людмила Вячеславовна, учитель русского языка литературы высшей категории
год составления программы. 2017
Пояснительная записка
Концепция программы
Главная цель общения – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л.Н.Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру.
Речевая культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет большое образовательное значение. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Актуальность программы
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Культура речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Практическая значимость
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Вид программы
Модифицированная программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы – формирование у учащихся УУД, обеспечивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Задачи программы
- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;
- дать общие сведения о культуре речи;
- обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 6-х классов;
УУД
Личностные
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Особенности возрастной группы учащихся
Настоящая программа ориентирована на учащихся 6-х классов.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- общие сведения о культуре речи;
- основные нормы современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 6-х классов»;
Учащиеся должны уметь:
- отличать текст от набора предложений на одну тему;
- определять тему, главную мысль текста;
- уметь озаглавить текст;
- уметь составлять текст;
- употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности;
- участвовать в беседе.
Формы реализации программы
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Просмотр видеоматериала
- Исследования и решение проблем
Практические занятия:
- Конкурсы
- Викторины
- Игры
Формы контроля
- Анкетирование
- Презентация
- Представление связного текста
- Творческая работа
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных результатов школьников.
Личностные
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
коммуникативные:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
- аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.
.
познавательные
- самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
- составляет сложный план текста;
- сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
- самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает ее, представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;
- умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
- планирует свою работу по изучению незнакомого материала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Культура речи-8
Вводное занятие. Речевая культура – часть общечеловеческой культуры
Речевой этикет как правило речевого общения
Особенности разговорного стиля речи.
Правила речевого этикета.
Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».
Азбука важных и вежливых слов.
Наш язык богат и могуч
Великие люди о языке.
«Вначале было слово…»- 31
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество»-15
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.
Качества хорошей речи-14
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Виды деятельности учащихся | Дата |
Культура речи-8 | |||
1 | Вводное занятие. Речевая культура – часть общечеловеческой культуры | Дискуссия по теме |
|
2 | Речевой этикет как правило речевого общения | Мини-сочинение: что я знаю о речевом этикете | |
3 | Особенности разговорного стиля речи. | Составление таблицы |
|
4 | Правила речевого этикета. | Работа в группах |
|
5 | Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». | Ролевая игра | |
6 | Азбука важных и вежливых слов. | Работа в парах |
|
7 | Наш язык богат и могуч | Написание докладов |
|
8 | Великие люди о языке. | Написание докладов | |
«Вначале было слово…»- 31 | |||
9 | О чём рассказывает устное народное творчество? | Поиск ответа на вопрос(работа с источниками) |
|
10 | Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. | Анализ сказки | |
11 | Историзмы | Работа со справочной литературой |
|
12 | архаизмы, | Работа со справочной литературой | |
13 | неологизмы. | Работа со справочной литературой | |
14 | Словесный практикум | Практическая работа | |
15 | Литературный язык | Коллективная работа |
|
16 | Местные говоры. | Работа в группах | |
17 | Лексические диалектные различия и их типы. | Поиск информации |
|
18 | Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». | Работа с текстом |
|
19 | Фразеологическое богатство языка. | Работа со справочной литературой; просмотр видеоматериалов |
|
20 | Фразеологические словари. | Работа со справочной литературой | |
21 | Краткие мудрые изречения.. | Работа со справочной литературой |
|
22 | Афоризмы | Работа со справочной литературой | |
23 | Крылатые слова. | Работа со справочной литературой | |
24 | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. | Написание сочинения |
|
25 | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. | Написание сочинения | |
26 | Общеупотребительные слова, | Работа в группах |
|
27 | Термины и профессионализмы. | Работа в группах | |
28 | Жаргонная лексика. | Работа в группах | |
29 | Молодёжный сленг и отношение к нему. | Участие в дискуссии |
|
30 | Ролевая игра «Давайте поговорим» | Игра | |
31 | Антропонимика как наука. | Составление конспекта |
|
32 | Личное имя. Отчество. | Сообщения о своих именах и отчествах | |
22 | История возникновения фамилий. | Мини-сочинение: что я знаю о своей фамилии |
|
34 | О чем могут рассказать фамилии? | Выступление по теме | |
35 | Творческая работа «История моей фамилии» | Составление презентации | |
36 | Презентация творческих работ | Защита своей работы | |
37 | Прозвища как объект научного изучения. | Участие в проблемном диалоге |
|
38 | Происхождение прозвищ. | Участие в проблемном диалоге | |
39 | Игра «Наши прозвища» | игра | |
«Слово – понятие, слово – творчество»-15 | |||
40 | К истокам слова. Почему мы так говорим? | Размышление по теме; просмотр видеоматериалов |
|
41 | Происхождение слов. | Работа со справочной литературой |
|
42 | Работа с этимологическим словарем. | Работа со справочной литературой | |
43 | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. | Работа со справочной литературой |
|
44 | Толковый словарь. | Работа со справочной литературой | |
45 | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. | Работа в группах |
|
46 | Как правильно употреблять слова. | Анализ предложенных текстов |
|
47 | Многозначность как основа художественных тропов. | Анализ предложенных текстов |
|
48 | Метафора в загадках, пословицах, поговорках. | Составляем загадки | |
49 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | Коллективная работа |
|
50 | Текст как речевое произведение. | Работа с текстом |
|
51 | Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. | Работа с текстом | |
52 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | Готовимся написать письмо |
|
53 | Напиши письмо Другу. | Письмо другу |
|
54 | Анализ писем | Обсуждение работ | |
Качества хорошей речи-14 1 | |||
55 | Разговор как искусство устной речи. | исследование |
|
56 | Основные нормы современного литературного произношения. | Конкурс на лучшего знатока | |
57 | Ударение в словах | Практическая работа |
|
58 | Основные речевые правила общения посредством телефона. | игра |
|
59 | Орфоэпические нормы русского языка | Работа со словарем |
|
60 | Невербальные средства общения. | Инд.работа: что я знаю о невербальных средствах общения |
|
61 | Значение мимики и жестикуляции при общении. | Инсценирование | |
62 | Качества хорошей речи. | Подготовка к итоговой презентации по выбранной теме | |
63 | Правильность как основа хорошей речи. | Подготовка к итоговой презентации по выбранной теме | |
64 | Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. | Подготовка к итоговой презентации по выбранной теме | |
65 | Точность речи. | Подготовка к итоговой презентации по выбранной теме | |
66 | Модель создания речевого высказывания. | Готовимся к конкурсу | |
67 | Конкурс юных ораторов | Участие в конкурсе | |
68 | Итоговое занятие. Презентации | Защита работ |
|
Дидактическое обеспечение программы:
Литература
- Богословская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» (развитие коммуникативных способностей) – Екатеринбург: «АРГО», 2007.
- Богданов В.В. Речевое общение. – Л., 2007.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2008.
- Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре речи. – М., 2008.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.,2006.
- Культура речи и эффективность общения. – М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".
Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Изобразительное искусство России"
Рабочая программа предназначена для обучающихся 7-8 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом".
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Страна этикета» для обучающихся с умственной отсталостью
Пояснительная записка Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления практикум «Путешествуем с английским»
Целью работы курса внеурочной деятельности дать представление о социокультурном портрете стран, прививать интерес к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, расширить...
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Музыкальный театр»
Данная программа разработана для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ. Может быть также рекомендована для 1,2,4 -х классов. Программа составлена на 1 учебный год (1 час в неделю, всего ...