Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".
рабочая программа по теме

Боярова Валентина Вячеславовна

                     Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества развития знаний, умений и навыков, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, расширяя и углубляя программный материал, тренирует его ум, так как чтение для ребёнка – труд, творчество, самовоспитание и новые открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_knig_1-4.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV, V вида № 6»

Прошла обсуждение на МО

Протокол № __ от _________

Согласовано

Заместитель директора по ВР_________Р. В. Бодрова

______________ 20      г.

Утверждаю

Директор ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ

 № 6»

_________ Н. В. Соловьёва

______________ 20      г.

Рабочая программа

(модифицированная)

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

«В мире книг»

 для воспитанников 1-4 классов.

Срок реализации программы 4 года.

Составитель:

Боярова Валентина Вячеславовна,

воспитатель I квалификационной категории.

                                                       

                                                        Волгоград, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………… стр. 3

Содержание программы …………………………………………………. стр. 4

Планируемые результаты изучения курса………………………………. стр. 6

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение программы……………………………………………………стр. 7

Календарно-тематическое планирование…………………………………стр. 8

                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «В мире книг» составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав школы-интерната;
  • Основная образовательная программа начального общего образования школы на.

             Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика курса.

        Курс «В мире книг» в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества развития знаний, умений и навыков, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, расширяя и углубляя программный материал, тренирует его ум, так как чтение для ребёнка – труд, творчество, самовоспитание и новые открытия.

        Главные цели занятий курса:

  • создание на практике условий для реализации читательских умений;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Систематическая и постепенно усложняющаяся работа по обогащению читательского опыта и интеллектуального развития детей направлена на овладение детьми познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными умениями.

Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты.

Для учащихся создаются условия для практической работы: от простого к сложному с разными видами и типами книг, с детскими периодическими и электронными изданиями.

                          Ценностные ориентиры содержания занятий.

Содержание программы занятий «В мире книг» создаёт возможность для общекультурного развития и воспитания грамотного читателя. Ученик овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в общении с книгой у него развивается память, внимание, воображение. Воспитывается гражданин, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран.

Программа занятий – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из её аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

                                Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 33 часа в год. Во 2-4 классах всего 34 часа в год.

                                 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

                                                   1 класс.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

Здравствуй, книга.

2

  • знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;
  • высказывать свои впечатления о выбранной книге;
  • определять тему и жанр книги;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать или читать книгу;
  • уметь определять тему;
  • овладевать правилами поведения в библиотеке;
  • уметь систематизировать детские книги по темам;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру, авторской принадлежности;
  • выражать своё мнение о героях и их поступках из прочитанных историй;
  • формировать гуманное отношение к животному миру.

2

Книги о Родине и родной природе.

2

3

Писатели детям.

3

4

Сборники рассказов для детей.

3

5

По страницам книг А.Барто

3

6

Русские народные сказки

3

7

Детские писатели

3

8

Книги В.Бианки для детей

2

9

Сказки зарубежных писателей

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

3

11

Дети-герои книг

3

12

Книги о животных

4

                                                                    2 класс.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

Книга, здравствуй.

3

  • определять структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

  • отбирать книги по авторской принадлежности;

  • составлять список прочитанных книг;

  • находить особенности учебной книги;

  • самостоятельно работать по алгоритму «работаем с книгой»;

  • высказывать мнение о выбранной книге.

2

Книголюб – любитель чтения.

2

3

Твои ровесники в книгах.

4

4

Книги о народной мудрости.

4

5

Писатели-сказочники.

4

6

Детские писатели. В.Драгунский

4

7

Волшебные сказки

4

8

Книги о родителях

3

9

Посвящается защитникам Отечества

3

10

По страницам любимых книг

3

                                                   3 класс.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

История создания книги

4

  • собирать историческую информацию для библиографической справки;
  • сравнивать сказки по сюжету;
  • работать с книгой-сборником басен И.Крылова;
  • сравнивать басни по структуре и сюжету;
  • выполнять поисковую работу по проекту;
  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  • обсуждать разные точки зрения и готовить отзыв о книге;
  • писать отзыв о героях книги;
  • находить нужную информацию в газетах и журналах для проекта «История детского журнала»;
  • готовить материал для классной газеты и пользоваться электронными журналами.

2

Русские народные и литературные сказки.

3

3

Басни И.Крылова

3

4

Книги о родной природе

3

5

Книги Л.Н.Толстого для детей

3

6

Животные-герои русских сказок

4

7

Сказочный мир. А.Пушкин

3

8

Книги зарубежных писателей

2

9

Книги о детях войны

3

10

Детские газеты и журналы

3

11

Увлекательный мир книг

3

                                                   4 класс.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

Предания старины далёкой.

4

  • составлять выставку книг по заданной теме;
  • разбираться в видах и типах книг;
  • писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
  • выполнять правила работы в библиотеке;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • пользоваться энциклопедией для получения информации о писателе;
  • задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
  • собирать и оформлять материал для презентации (выставки, электронные версии, конкурсы);
  • работать с детской литературой, газетами и журналами.

2

Народная мудрость русского фольклора

4

3

Легенды и мифы народов мира

2

4

Народные русские сказки А.Н.Афанасьева

3

5

Мир книги

4

6

Книги для детей. К.Чуковский

3

7

Словари, справочники, энциклопедии.

3

8

Стихотворения о Родине.

3

9

Очерки и воспоминания русских писателей.

4

10

Книжное обозрение.

4

                               

                       ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

  • осознать значимость систематического чтения для интеллектуального развития личности ребёнка;
  • использовать разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое;
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные учебные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:  

  • ориентироваться в мире книг (работа с библиотечным фондом);
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • составлять аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.  

Коммуникативные учебные умения:  

  • аргументировать свою точку зрения и мнения о прочитанной книге;
  • высказывать свои суждения о нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
  • вести диалог о прочитанной книге;
  • пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке.    

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Материалы для педагогов:

Подгорная С.Н. Как научить ребёнка читать в начальной школе. – Изд.центр «Март», 2005

Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.1-4 классы/ Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.:ВАКО,2007-2008

Материалы для учащихся:

Занимательные викторины, конкурсы для начальной школы. – М.: «Омега», 1994

Полякова А.В. Превращения слов. – М.: Просвещение, 1996

Книги по внеклассному чтению 1-4 класс, М.: Просвещение, 2010

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

Иллюстрации к литературным произведениям.

Электронно-программное обеспечение:

Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2011

             

       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

                                                 1 класс.

№ п/п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

По плану

Фактически

1

Здравствуй, книга.

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

2

Книга-произведение. Художественные книги.

3

Книги о Родине и родной природе.

Знакомство со школьной библиотекой.

4

Книги о Родине и природе.

5

Писатели детям.

Сборники книг писателей-классиков о детях.

6

Книги современных писателей о детях.

7

Элементы книги.

8

Сборники рассказов для детей.

В.Г.Сутеев – автор книг для детей.

9

По страницам книг В.Г.Сутеева.

10

По страницам книг А.Барто

По страницам книг А.Барто.

11

А.Барто «Первоклассники».

12

А.Барто «Первый урок».

13

Русские народные сказки

«Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин

14

Сказка-сказывать-рассказывать.

15

Социально-бытовые сказки «Семилетка».

16

Детские писатели

Книги С.Я.Маршака. Выставка книг.

17

Сборник произведений К.Чуковского

18

Е.И.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг.

19

Книги В.Бианки для детей

В.Бианки – детский писатель.

20

«Первая охота». В.Бианки.

21

Сказки зарубежных писателей

Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

22

Книга Ш.Перро «Красная шапочка».

23

В гостях у сказки.

24

Книги-сборники стихотворений для детей

Стихотворения для детей С.Михалков.

25

Книги-сборники стихотворений для детей.

26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

27

Дети-герои книг

Дети-герои книг детских писателей.

28

«Юная разведчица»

29

Литературная игра «Вопросы и ответы».

30

Книги о животных

В.Приходько «Улетали лебеди».

31

Б.Житков «Как слон спас хозяина от тигра».

32

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

33

По страницам любимых книг.

Итого

33 часа

                                                   2 класс.

№п/п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

По плану

Фактически

1

Книга, здравствуй.

Важная роль книги в жизни человека.

2

Иван Фёдоров. Первая печатная книга на Руси.

3

Структура книги.

4

Книголюб – любитель чтения.

Экскурсия в районную библиотеку.

5

Правила поведения в библиотеке.

6

Твои ровесники в книгах.

Тематическая выставка книг.

7

Книга-сборник В.Осеевой.

8

Обзор книг Е.Пермяка. Оформление титульного листа.

9

Книги Б.Заходера.

10

Книги о народной мудрости.

Сказка -  ложь, да в ней намёк.

11

Малые жанры фольклора.

12

Путешествие по дорогам пословиц и загадок.

13

Скороговорки и чистоговорки.

14

Писатели-сказочники.

Писатели-сказочники.

15

Герои сказок.

16

По страницам сказок Братьев Гримм.

17

Проект «Сказочная страна».

18

Детские писатели. В.Драгунский

«Друг детства» В.Драгунский.

19

«Четыре желания» К.Ушинский.

20

Книги С.Михалкова.

21

«Никитка и его друзья» Е.Чарушин.

22

Волшебные сказки

Сказочные герои и волшебные превращения.

23

«Елена премудрая»

24

«Сивка-бурка»

25

«Волшебное кольцо»

26

Книги о родителях

Книги о семье.

27

«А мама говорит…» В.Приходько

28

Проект «Моя семья».

29

Посвящается защитникам Отечества

Героические былины.

30

«Сказка о Военной тайне» А.Гайдар.

31

Проект «Защитники Отечества в моей семье».

32

По страницам любимых книг

Библиотечный урок «Кто много читает, тот и много знает».

33

Проект «Презентация любимых книг».

34

Внеклассное летнее чтение.

Итого

34 часа

3 класс.

№п/п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

По плану

Фактически

1

История создания книги.

Былины, легенды, сказы.

2

Первые книги. Библия.

3

Летопись. Рукописные книги.

4

История книги из древних источников.

5

Русские народные и литературные сказки.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

6

«Царевна-лягушка».

7

«Аленький цветочек» пересказ С.Т.Аксакова.

8

Басни И.Крылова.

История создания басни.

9

«Мартышка и очки».

10

«Слон и моська».

11

Книги о родной природе.

Родные поэты.

12

Стихотворения Ф.Тютчева.

13

«Цветёт вишня», «Полдень у речки» В.Приходько.

14

Книги Л.Н.Толстого для детей.

Л.Н.Толстой – обработчик русских народных сказок.

15

«Филипок», «Булька».

16

«Черепаха» Л.Толстой.

17

Животные-герои русских сказок.

«Лисица и волк», «Лиса и журавль».

18

«Мужик, медведь и лиса».

19

«Пузырь, соломинка и лапоть».

20

«Журавль и цапля».

21

Сказочный мир. А.Пушкин.

«Сказка о рыбаке и рыбке».

22

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

23

«Сказка о золотом петушке».

24

Книги зарубежных писателей.

Зарубежные писатели. М.Крюгер.

25

Библиографический справочник.

26

Книги о детях войны.

Кто они – дети войны.

27

Сталинградский дневник.

28

Л.Пантелеев «Новенькая».

29

Детские газеты и журналы.

Детские газеты и журналы.

30

Журнал для детей «Весёлые животные».

31

Электронные периодические издания.

32

Увлекательный мир книг.

Классная газета «В мире книг».

33

Уголок читателя «Мой добрый друг – книга».

34

Библиотечная мозаика «О чём нам рассказали книги».

Итого

34 часа

                                                 4 класс.

№п/п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

По плану

Фактически

1

Предания старины далёкой.

Книги Древней руси.

2

Героический эпос.

3

Былинные богатыри и библейские предания.

4

Экскурсия в книжный магазин.

5

Народная мудрость русского фольклора.

Героические песни о героях России.

6

Русь в произведениях фольклора.

7

А.С.Алексеев «Рассказы о Суворове»

8

Проект «Великие полководцы нашей Родины».

9

Легенды и мифы народов мира.

Мифы народов мира.

10

Мифологические герои

11

Народные русские сказки А.Н.Афанасьева.

Мир сказок А.Н.Афанасьева

12

Источники создания сказок

13

Фольклорные корни сказочных книг.

14

Мир книги.

Книга. Элементы книги.

15

Первые библиотеки.

16

Мир книги.

17

Типы книг.

18

Книги для детей. К.Чуковский.

К.Чуковский – детский писатель.

19

Сказки К.Чуковского

20

«Телефон».

21

Словари, справочники, энциклопедии.

Словари – «хранители слов».

22

Справочники и энциклопедии.

23

Игра «Сто вопросов почемучек».

24

Стихотворения о Родине.

Поэты о родной природе.

25

Стихотворения о Родине.

26

Конкурс чтецов «Стихи и Родине и родной природе».

27

Очерки и воспоминания русских писателей.

Писатели о писателях.

28

Воспоминания русских писателей.

29

Корреспондент газеты.

30

«Очерк о моём классе и школе».

31

Книжное обозрение.

Книги о мире.

32

Книги о космосе.

33

Детские газеты и журналы.

34

Библиотечная мозаика «Таинственный и увлекательный мир книг».

Итого

34 часа

 - в календарно-тематическое планирование могут быть внесены изменения в зависимости от возможностей класса/группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Культура речи" 6 класс

Данная программа направлена на формирование у обучающихся УУД, обеспечивающих незатрудненноек построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом".

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Страна этикета» для обучающихся с умственной отсталостью

Пояснительная записка Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления практикум «Путешествуем с английским»

Целью работы курса внеурочной деятельности дать представление о социокультурном портрете стран, прививать интерес к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, расширить...

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Музыкальный театр»

Данная программа разработана для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ. Может быть также рекомендована для 1,2,4 -х классов. Программа составлена на 1 учебный год  (1 час в неделю, всего ...