Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".
рабочая программа по теме
Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества развития знаний, умений и навыков, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, расширяя и углубляя программный материал, тренирует его ум, так как чтение для ребёнка – труд, творчество, самовоспитание и новые открытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig_1-4.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV, V вида № 6»
Прошла обсуждение на МО Протокол № __ от _________ | Согласовано Заместитель директора по ВР_________Р. В. Бодрова ______________ 20 г. | Утверждаю Директор ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 6» _________ Н. В. Соловьёва ______________ 20 г. |
Рабочая программа
(модифицированная)
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«В мире книг»
для воспитанников 1-4 классов.
Срок реализации программы 4 года.
Составитель:
Боярова Валентина Вячеславовна,
воспитатель I квалификационной категории.
Волгоград, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………… стр. 3
Содержание программы …………………………………………………. стр. 4
Планируемые результаты изучения курса………………………………. стр. 6
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение программы……………………………………………………стр. 7
Календарно-тематическое планирование…………………………………стр. 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «В мире книг» составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав школы-интерната;
- Основная образовательная программа начального общего образования школы на.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Курс «В мире книг» в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества развития знаний, умений и навыков, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, расширяя и углубляя программный материал, тренирует его ум, так как чтение для ребёнка – труд, творчество, самовоспитание и новые открытия.
Главные цели занятий курса:
- создание на практике условий для реализации читательских умений;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Систематическая и постепенно усложняющаяся работа по обогащению читательского опыта и интеллектуального развития детей направлена на овладение детьми познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными умениями.
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты.
Для учащихся создаются условия для практической работы: от простого к сложному с разными видами и типами книг, с детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание программы занятий «В мире книг» создаёт возможность для общекультурного развития и воспитания грамотного читателя. Ученик овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в общении с книгой у него развивается память, внимание, воображение. Воспитывается гражданин, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран.
Программа занятий – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из её аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 33 часа в год. Во 2-4 классах всего 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Здравствуй, книга. | 2 |
|
2 | Книги о Родине и родной природе. | 2 | |
3 | Писатели детям. | 3 | |
4 | Сборники рассказов для детей. | 3 | |
5 | По страницам книг А.Барто | 3 | |
6 | Русские народные сказки | 3 | |
7 | Детские писатели | 3 | |
8 | Книги В.Бианки для детей | 2 | |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 | |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 3 | |
11 | Дети-герои книг | 3 | |
12 | Книги о животных | 4 |
2 класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Книга, здравствуй. | 3 |
|
2 | Книголюб – любитель чтения. | 2 | |
3 | Твои ровесники в книгах. | 4 | |
4 | Книги о народной мудрости. | 4 | |
5 | Писатели-сказочники. | 4 | |
6 | Детские писатели. В.Драгунский | 4 | |
7 | Волшебные сказки | 4 | |
8 | Книги о родителях | 3 | |
9 | Посвящается защитникам Отечества | 3 | |
10 | По страницам любимых книг | 3 |
3 класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | История создания книги | 4 |
|
2 | Русские народные и литературные сказки. | 3 | |
3 | Басни И.Крылова | 3 | |
4 | Книги о родной природе | 3 | |
5 | Книги Л.Н.Толстого для детей | 3 | |
6 | Животные-герои русских сказок | 4 | |
7 | Сказочный мир. А.Пушкин | 3 | |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | |
9 | Книги о детях войны | 3 | |
10 | Детские газеты и журналы | 3 | |
11 | Увлекательный мир книг | 3 |
4 класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Предания старины далёкой. | 4 |
|
2 | Народная мудрость русского фольклора | 4 | |
3 | Легенды и мифы народов мира | 2 | |
4 | Народные русские сказки А.Н.Афанасьева | 3 | |
5 | Мир книги | 4 | |
6 | Книги для детей. К.Чуковский | 3 | |
7 | Словари, справочники, энциклопедии. | 3 | |
8 | Стихотворения о Родине. | 3 | |
9 | Очерки и воспоминания русских писателей. | 4 | |
10 | Книжное обозрение. | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- осознать значимость систематического чтения для интеллектуального развития личности ребёнка;
- использовать разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое;
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные учебные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- ориентироваться в мире книг (работа с библиотечным фондом);
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- составлять аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- аргументировать свою точку зрения и мнения о прочитанной книге;
- высказывать свои суждения о нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
- вести диалог о прочитанной книге;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Материалы для педагогов:
Подгорная С.Н. Как научить ребёнка читать в начальной школе. – Изд.центр «Март», 2005
Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.1-4 классы/ Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.:ВАКО,2007-2008
Материалы для учащихся:
Занимательные викторины, конкурсы для начальной школы. – М.: «Омега», 1994
Полякова А.В. Превращения слов. – М.: Просвещение, 1996
Книги по внеклассному чтению 1-4 класс, М.: Просвещение, 2010
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2011
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ∗
1 класс.
№ п/п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
По плану | Фактически | |||
1 | Здравствуй, книга. | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | ||
2 | Книга-произведение. Художественные книги. | |||
3 | Книги о Родине и родной природе. | Знакомство со школьной библиотекой. | ||
4 | Книги о Родине и природе. | |||
5 | Писатели детям. | Сборники книг писателей-классиков о детях. | ||
6 | Книги современных писателей о детях. | |||
7 | Элементы книги. | |||
8 | Сборники рассказов для детей. | В.Г.Сутеев – автор книг для детей. | ||
9 | По страницам книг В.Г.Сутеева. | |||
10 | По страницам книг А.Барто | По страницам книг А.Барто. | ||
11 | А.Барто «Первоклассники». | |||
12 | А.Барто «Первый урок». | |||
13 | Русские народные сказки | «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин | ||
14 | Сказка-сказывать-рассказывать. | |||
15 | Социально-бытовые сказки «Семилетка». | |||
16 | Детские писатели | Книги С.Я.Маршака. Выставка книг. | ||
17 | Сборник произведений К.Чуковского | |||
18 | Е.И.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг. | |||
19 | Книги В.Бианки для детей | В.Бианки – детский писатель. | ||
20 | «Первая охота». В.Бианки. | |||
21 | Сказки зарубежных писателей | Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | ||
22 | Книга Ш.Перро «Красная шапочка». | |||
23 | В гостях у сказки. | |||
24 | Книги-сборники стихотворений для детей | Стихотворения для детей С.Михалков. | ||
25 | Книги-сборники стихотворений для детей. | |||
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | |||
27 | Дети-герои книг | Дети-герои книг детских писателей. | ||
28 | «Юная разведчица» | |||
29 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | |||
30 | Книги о животных | В.Приходько «Улетали лебеди». | ||
31 | Б.Житков «Как слон спас хозяина от тигра». | |||
32 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | |||
33 | По страницам любимых книг. | |||
Итого | 33 часа |
2 класс.
№п/п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
По плану | Фактически | |||
1 | Книга, здравствуй. | Важная роль книги в жизни человека. | ||
2 | Иван Фёдоров. Первая печатная книга на Руси. | |||
3 | Структура книги. | |||
4 | Книголюб – любитель чтения. | Экскурсия в районную библиотеку. | ||
5 | Правила поведения в библиотеке. | |||
6 | Твои ровесники в книгах. | Тематическая выставка книг. | ||
7 | Книга-сборник В.Осеевой. | |||
8 | Обзор книг Е.Пермяка. Оформление титульного листа. | |||
9 | Книги Б.Заходера. | |||
10 | Книги о народной мудрости. | Сказка - ложь, да в ней намёк. | ||
11 | Малые жанры фольклора. | |||
12 | Путешествие по дорогам пословиц и загадок. | |||
13 | Скороговорки и чистоговорки. | |||
14 | Писатели-сказочники. | Писатели-сказочники. | ||
15 | Герои сказок. | |||
16 | По страницам сказок Братьев Гримм. | |||
17 | Проект «Сказочная страна». | |||
18 | Детские писатели. В.Драгунский | «Друг детства» В.Драгунский. | ||
19 | «Четыре желания» К.Ушинский. | |||
20 | Книги С.Михалкова. | |||
21 | «Никитка и его друзья» Е.Чарушин. | |||
22 | Волшебные сказки | Сказочные герои и волшебные превращения. | ||
23 | «Елена премудрая» | |||
24 | «Сивка-бурка» | |||
25 | «Волшебное кольцо» | |||
26 | Книги о родителях | Книги о семье. | ||
27 | «А мама говорит…» В.Приходько | |||
28 | Проект «Моя семья». | |||
29 | Посвящается защитникам Отечества | Героические былины. | ||
30 | «Сказка о Военной тайне» А.Гайдар. | |||
31 | Проект «Защитники Отечества в моей семье». | |||
32 | По страницам любимых книг | Библиотечный урок «Кто много читает, тот и много знает». | ||
33 | Проект «Презентация любимых книг». | |||
34 | Внеклассное летнее чтение. | |||
Итого | 34 часа |
3 класс.
№п/п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
По плану | Фактически | |||
1 | История создания книги. | Былины, легенды, сказы. | ||
2 | Первые книги. Библия. | |||
3 | Летопись. Рукописные книги. | |||
4 | История книги из древних источников. | |||
5 | Русские народные и литературные сказки. | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | ||
6 | «Царевна-лягушка». | |||
7 | «Аленький цветочек» пересказ С.Т.Аксакова. | |||
8 | Басни И.Крылова. | История создания басни. | ||
9 | «Мартышка и очки». | |||
10 | «Слон и моська». | |||
11 | Книги о родной природе. | Родные поэты. | ||
12 | Стихотворения Ф.Тютчева. | |||
13 | «Цветёт вишня», «Полдень у речки» В.Приходько. | |||
14 | Книги Л.Н.Толстого для детей. | Л.Н.Толстой – обработчик русских народных сказок. | ||
15 | «Филипок», «Булька». | |||
16 | «Черепаха» Л.Толстой. | |||
17 | Животные-герои русских сказок. | «Лисица и волк», «Лиса и журавль». | ||
18 | «Мужик, медведь и лиса». | |||
19 | «Пузырь, соломинка и лапоть». | |||
20 | «Журавль и цапля». | |||
21 | Сказочный мир. А.Пушкин. | «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||
22 | «Сказка о попе и о работнике его Балде». | |||
23 | «Сказка о золотом петушке». | |||
24 | Книги зарубежных писателей. | Зарубежные писатели. М.Крюгер. | ||
25 | Библиографический справочник. | |||
26 | Книги о детях войны. | Кто они – дети войны. | ||
27 | Сталинградский дневник. | |||
28 | Л.Пантелеев «Новенькая». | |||
29 | Детские газеты и журналы. | Детские газеты и журналы. | ||
30 | Журнал для детей «Весёлые животные». | |||
31 | Электронные периодические издания. | |||
32 | Увлекательный мир книг. | Классная газета «В мире книг». | ||
33 | Уголок читателя «Мой добрый друг – книга». | |||
34 | Библиотечная мозаика «О чём нам рассказали книги». | |||
Итого | 34 часа |
4 класс.
№п/п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
По плану | Фактически | |||
1 | Предания старины далёкой. | Книги Древней руси. | ||
2 | Героический эпос. | |||
3 | Былинные богатыри и библейские предания. | |||
4 | Экскурсия в книжный магазин. | |||
5 | Народная мудрость русского фольклора. | Героические песни о героях России. | ||
6 | Русь в произведениях фольклора. | |||
7 | А.С.Алексеев «Рассказы о Суворове» | |||
8 | Проект «Великие полководцы нашей Родины». | |||
9 | Легенды и мифы народов мира. | Мифы народов мира. | ||
10 | Мифологические герои | |||
11 | Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. | Мир сказок А.Н.Афанасьева | ||
12 | Источники создания сказок | |||
13 | Фольклорные корни сказочных книг. | |||
14 | Мир книги. | Книга. Элементы книги. | ||
15 | Первые библиотеки. | |||
16 | Мир книги. | |||
17 | Типы книг. | |||
18 | Книги для детей. К.Чуковский. | К.Чуковский – детский писатель. | ||
19 | Сказки К.Чуковского | |||
20 | «Телефон». | |||
21 | Словари, справочники, энциклопедии. | Словари – «хранители слов». | ||
22 | Справочники и энциклопедии. | |||
23 | Игра «Сто вопросов почемучек». | |||
24 | Стихотворения о Родине. | Поэты о родной природе. | ||
25 | Стихотворения о Родине. | |||
26 | Конкурс чтецов «Стихи и Родине и родной природе». | |||
27 | Очерки и воспоминания русских писателей. | Писатели о писателях. | ||
28 | Воспоминания русских писателей. | |||
29 | Корреспондент газеты. | |||
30 | «Очерк о моём классе и школе». | |||
31 | Книжное обозрение. | Книги о мире. | ||
32 | Книги о космосе. | |||
33 | Детские газеты и журналы. | |||
34 | Библиотечная мозаика «Таинственный и увлекательный мир книг». | |||
Итого | 34 часа |
∗ - в календарно-тематическое планирование могут быть внесены изменения в зависимости от возможностей класса/группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Культура речи" 6 класс
Данная программа направлена на формирование у обучающихся УУД, обеспечивающих незатрудненноек построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Изобразительное искусство России"
Рабочая программа предназначена для обучающихся 7-8 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом".
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Страна этикета» для обучающихся с умственной отсталостью
Пояснительная записка Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления практикум «Путешествуем с английским»
Целью работы курса внеурочной деятельности дать представление о социокультурном портрете стран, прививать интерес к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, расширить...
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Музыкальный театр»
Данная программа разработана для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ. Может быть также рекомендована для 1,2,4 -х классов. Программа составлена на 1 учебный год (1 час в неделю, всего ...