Мастер –класс «Секреты Гладиолуса»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Ласкуткина Надежда Сергеевна

Мастер-класс  раскрывает возможности использования игры для развития  коммуникативных способностей во внеурочной деятельности. Данная комбинация игр в лучших традициях способствует сплочению коллектива обучающихся. Раскрывает технологию проведения игр, направленных на развитие личностных качеств, подчеркивает как через сказку и ласку затронуть сердце ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_10.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ласкуткина Надежда Сергеевна,

воспитатель ГПД  

ГБОУ школа №212 Фрунзенского района

 г. Санкт-Петербурга

Мастер –класс «Секреты Гладиолуса»

Игры на взаимодействие и сплочение

        Мастер-класс  раскрывает возможности использования игры для развития  коммуникативных способностей во внеурочной деятельности. Данная комбинация игр в лучших традициях способствует сплочению коллектива обучающихся. Раскрывает технологию проведения игр, направленных на развитие личностных качеств, подчеркивает как через сказку и ласку затронуть сердце ребенка.


        В настоящее время в школе известны и широко практикуются разнообразные формы общения ребят с аудиторией: «Открытый микрофон», «Свободная трибуна» и др. Однако подобные мероприятия в большей степени рассчитаны на старшеклассников, которые уже могут логически изъясняться и свободно держаться во время выступления. Школьникам начальной и средней ступени обучения   это дается сложнее: они путаются в мыслях, не знают, с чего начать и куда деть свои руки.
        Раскрепощение детей обычно происходит, когда они играют со своими куклами, машинами, и это манипулирование предметами, переключение внимания на игрушки снимает психологический зажим, дети общаются со своими сказочными героями как с живыми, ведут с ними серьезные диалоги.
        Можно воспользоваться в работе со школьниками этой замечательной особенностью игры для развития у них коммуникативных способностей. В таком случае введем в группу сказочный персонаж или просто игрушку. Например, маленького солнечного котенка по имени Лучик. Котенок этот необычный, потому что он очень любит слушать, когда ему что-нибудь рассказывают. Кроме того, у Лучика, наверное, из-за того, что он еще совсем маленький, а хочет поскорее все узнать,  любознательный носик. Лучик умеет только мурлыкать и прекрасно хранит тайны.
        С методической точки зрения, такое представление детям игрушки необходимо, так как в этот момент педагог, показывая свое отношение к игре, сам становится ее соучастником, задавая при этом стиль и характер общения с игрушкой. Педагогу нужно предусмотреть, чтобы игрушка, которой он будет пользоваться, была приятной осязательно, так как дети передают ее из рук в руки.
        Первое обращение к игрушке может задаваться ведущим в виде некого условия игры «Знаешь, Лучик...», «Только тебе, Лучик, я могу сказать...». Если и такая игровая ситуация коммуникативного тренинга вызывает затруднение у некоторых детей, тогда можно предложить посекретничать с Лучиком «на ушко».
        Лучик (или другая игрушка) может находиться все время в холле и ребенок может в любой момент подойти и поговорить с ним о наболевшем, о трудностях, о своем состоянии. Появление такого стороннего наблюдателя предоставляет учителю большие возможности организовать свою коррекционную деятельность и высказывать педагогические оценки в адрес детей опосредованно через Лучика. Например, «Знаешь, Лучик, я всегда так переживаю, когда у нас в холле так шумно, может быть это потому, что задание непонятно, не все еще в нем разобрались и переспрашивают друг у друга». Высказанная таким образом педагогическая оценка не воспринимается детьми как оценка, но корректирует их поведение и сохраняет позитивное отношение к учителю  и его требованиям.
        Экспериментальная проверка этой игры свидетельствует о широком возрастном диапазоне в ее применении: в нее охотно играют и младшие и старшие; для первых Лучик является игрой и поводом для разговора, для вторых - возможностью высказаться о наболевшем.
                                        «Запрещенные слова»
        Каждому участнику игры выдается по пять горошин. Все играющие свободно передвигаются по комнате и разговаривают друг с другом, задавая различные вопросы, при этом отвечать словами "да" или "нет" нельзя. Если кому - то удается выманить слова "да" или "нет", то он забирает одну горошину у своего соперника себе. На заданный вопрос нужно обязательно быстро ответить. Если же тот, кому задали вопрос, не отвечает или медлит с ответом больше пяти секунд (задавший вопрос может тихо и медленно считать до пяти), то у него также забирается одна горошина. Если кто-то потерял все свои горошины, он продолжает игру дальше и пытается заставить кого-нибудь ответить "да" или "нет", возвращая, таким образом, себе горошины. Игра продолжается 10 - 20 минут, затем все подсчитывают свои трофеи.
                                «Я вижу в тебе»
Участники игры становятся в два круга лицом друг к другу (получается два круга внутренний и внешний).
        Первый этап игры - «Три пальца»: по команде ведущего, на счет 3 участники показывают человеку стоящему напротив пальцы от 1 до 3; 1 палец - просто постояли, посмотрели друг другу в глаза, 2 пальца - пожали друг другу руки, 3 пальца - обнялись; в случае если участники показывают разное количество пальцев, выполняется действие соответствующее меньшему количеству (например, один показал 3 пальца, а другой 2 - просто пожали друг другу руки). Ведущий после того как участники выполнили действия дает команду «Переход» и внешний круг смещается на одного человека вправо. После этого вожатый снова считает: «Раз, два, три. Переход» и так до тех пор пока люди не пройдут полный круг, оказавшись снова в паре с тем же человеком с которым и начинали данный этап.
        Второй этап игры - «Я хочу предложить тебе». «Я хочу предложить тебе» - коренная фраза этого этапа. По команде ведущего «Внутренний к внешнему, поехали», те кто стоят во внутреннем круге начинают говорить тому кто стоит напротив что они хотят ему предложить, начиная свою речь коренной фразой. По команде «Стоп» все разговоры прекращаются, и после следующей команды: «Внешний к внутреннему, поехали» начинает говорить тот, кто стоит во внешнем круге. Вторая команда «Стоп» прекращает разговоры. Ведущий дает 1-2 секунды на то, чтобы участники в паре посмотрели друг другу в глаза и подает команду «Переход», по которой игроки внешнего круга перемещаются на одного человека вправо. Очень важно вести строгий учет времени отведенного на предложения одного круга к другому; промежутки времени должны быть равными (20-30 сек.). Необходимо отметить, что предлагать можно все что угодно, начиная от мороженого и прогулки до поездки в Америку и виллы. Основная цель этого этапа «разговорить» ребят.
Третий этап - «Я вижу в тебе».
Четвертый этап - «Мне нравится в тебе».
Этапы с третьего по четвертый проводятся по тому же принципу, что и второй; заменяется только ключевая фраза.
                                        «Я + Ты=Мы»
Играющие делятся на две команды. Обе шеренги становятся напротив друг друга. Ведущий задает критерии по которым команды должны построиться на скорость и на качество. Например: построиться по росту, по цвету волос (от самых светлых к самым темным), по первым буквам имени, по размеру обуви, по длине волос, по цвету глаз и так далее. Дополнительным условием может быть - молчание участников во время выполнения заданий.

        Команда, которая успешно выполняет задание, получает строчку из стихотворения Зинаиды Гиппиус «Игра».


Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры...
Ее и мудрость не заменит.
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство...
И всякий ведал - за рулем -
Игру бездумную с пространством.
Играет с рифмами поэт,
И пена - по краям бокала...
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый. (4)

        Далее участники должны составить четверостишия и установить их порядок затем выразительно прочитать.
                                        «Путаница»
Все участники встают в круг держась за руки. Выбирается ведущий, который отходит так, чтобы не видеть, что делает остальная группа. Игроки не размыкая рук, деформируют круг, запутывают цепочку. После того как цепочка запутана, приглашается ведущий задачей которого становится распутать всех и восстановить первоначальный круг.
                        Театрализация сказки «Репка»
Персонажи: Репка, Дед, Бабка, Кошка, Мышка, Жучка, Внучка.

Можно выдать игрокам: Деду – бороду; Бабке – шляпку или косынку;

Внучке – две косички на ободке ; Жучке – маску собаки или просто ошейник; Кошке – привязать длинный хвост;

Мышке – ушки;

Репке – шляпу, похожую на ботву настоящей репы.

Участники игры используют фразы, которые герой должен упоминать всякий раз, когда его называет ведущий.

Примерами таких фраз могут стать:

Репка: «Оба-на!»

Дедка: «Ух ты!»

Бабка: «Авось повезет»

Внучка: «Я еще не готова»

Жучка: «Гав-гав»

Мурка: «Мяу-мяу, мур-мур-мур»

Мышка: «Пи-пи-пи»

Ведущий:

        Начинаем играть сказку:

Жили были бабка с дедкой,

Жили дружно, дрались редко.

Говорила бабка дедке:

«Ты бы, дед посеял репку!

Если б репка удалась,

Мы б с тобой поели всласть!»

Дедка репку посадил,

Дедка бабке угодил.

Лето красное прошло ,

Репка выросла давно.

И так далее ведущий импровизирует по мотивам сказки «Репка» на свое усмотрение, как вариант можно в стихотворной форме.

                                «Апплодисменты»
        Перед началом игры ведущий предлагает нескольким участникам выйти в другую комнату – это будущие водящие. Все остальные участники становятся полукругом. Их задача – повторять за водящими все движения и не смеяться. Затем приглашают одного из водящих. Ведущий предлагает водящему следующие условия: «Перед Вами театральная труппа. На самом деле эта труппа очень известная и знаменитая. Они готовы принять еще нескольких актеров, но для того чтобы к ним попасть, необходимо их чем-то удивить, сделать что-то необычное и тогда все они Вам захлопают в ладоши. Это будет означать что Вы приняты. Готовы попробовать?». Водящий начинает прыгать, кривляться, петь, просить, чтобы похлопали, а участники дружно повторяют его движения. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймет, что все повторяют движения за ним и для того чтобы ему похлопали, надо просто начать хлопать самому.
                                        «Садовник»

        Игра служит педагогическим корректированием практики общения детей в группе, повышением уровня общения и научением их культуре взаимодействия.
        Фабула игры: садовник планирует разместить цветы в саду; он приглашает разные цветы занять место на его клумбе; цветы могут отказать в просьбе, но могут и принять приглашение, в зависимости от того, каким образом произнесено приглашение.
Все присутствующие получают яркие цветные карточки с названием цветов. Тот кто играет роль садовника, обращается избирательно к цветкам до первого отказа. Победителем оказывается тот садовник, которому удастся разместить наибольшее количество цветов в своем саду.
        На обороте полученной карточки указано, какие формы обращения особенно любит этот цветок. Если садовнику удается использовать эту форму в ходе обращения к цветку, то у того появляется основание согласиться на просьбу. Например, на карточке «Роза» написано: «Любит, чтобы с ней говорили нежно», а на карточке «Гладиолус» - «Обязательно требует чтобы его как-то называли при обращении (сударь, господин, уважаемый и т.д.)» Но садовник не знает об этических причудах цветов, поэтому вынужден максимально использовать все формы этикета. Таким образом, игра становится своеобразным тренингом по этикету.

                Игра может стать классной традицией.

        Люди очень любят играть. Это не проходит ни с возрастом, ни со сменой статуса. Им нравятся правила, условности и идеи. Им нравится чему-то следовать и выполнять какие-то требования. А детям больше того нравится быть действующими лицами какой-то игры. Они очень любят придерживаться традиции. Банальное чаепитие по праздникам или коробка с пожеланиями имениннику – беспроигрышный вариант. Главное, чтобы участвовали все. От фантазии учителя зависит то, насколько оригинальной и эффективной будет эта самая классная традиция.
                                Ритуал прощания «Подсолнух»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Список источников :

 1.Афанасьев С.П. Коморин С.В. Веселые конкурсы для больших и маленьких М.:Изд-во: АСТ-ПРЕСС СКД ,  2007

2. Стрелкова Л.П. Уроки сказки.-М.: Педагогика, 1990.

3.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006

4. nsportal.ru/blog/detskii-sad/stikhotvorenie-zngippius-igra

5.www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/questions-of-pedagogy/4228-kak-splotit-klassnyj-kollektiv.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Секреты невербального общения"

Мастер-класс посвящён роли средств невербальной коммуникации, мимике, жестам, телодвижениям....

Мастер-класс "Секреты красоты"

Описание работы.      Данная презентация является электронным сопровождением к внеклассному мероприятию  по химии «Секреты красоты», которое  проводится  ...

Мастер-класс «Секреты репортажной фотографии»

Цель проведения мастер-класса - создание условий для обучения репортажной фотографии с последующим применением на практике....

Мастер-класс "Секреты выбора одежды"

Развитие даже элементарных творческих способностей является залогом успешной социализации воспитанников в современном обществе. Развивать творчество детей с нарушениями интеллекта можно разными путями...

Мастер-класс "Секреты английского языка"

Тема инфинитива и герундия – одна из наиболее обширных в английском языке и имеет множество нюансов. Почему возникают трудности при изучении этой темы? В нашем родном языке нет части речи, анало...

Профориентационный мастер-класс "СекреТЫ ПРОФессиИ"

Цель Данный мастер-класс направлен на раннюю профориентацию обучающихся 3 -5 классов по компетенции «графический дизайн». Участники мастер-кдасса знакомятся с основными видами (направ...

Мастер-класс "Секреты детской памяти. Играем и развиваем"

На мастер-классе были представлены игры и упражнения, направленные на развитие памяти дошкольников...