Мастер-класс "Секреты детской памяти. Играем и развиваем"
методическая разработка
На мастер-классе были представлены игры и упражнения, направленные на развитие памяти дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sekrety_detskoy_pamyati.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов ДОУ на тему:
«Секреты детской памяти.
Играем и развиваем»
Подготовила и провела:
Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог
Дата проведения: 17.01.2024 г.
г. Гусев
Цель: ознакомление воспитателей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание информации дошкольниками.
Задачи:
1. Активизировать инновационные идеи и технологии, способствующие развитию детской памяти;
2. Познакомить педагогов с дидактическими играми. Направленными на развитие у детей разных видов памяти;
3. Дать рекомендации педагогам по использованию дидактических игр для развития памяти у дошкольников с ОВЗ.
Практическая значимость: мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике работы с дидактическими играми и упражнениями на развитие детской памяти;
- внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
Оборудование: презентация на тему мастер-класса; игрушки для проведения игр.
Ход мастер-класса:
Слайд 1
Дефектолог:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе. Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Секреты детской памяти. Играем и развиваем». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми для развития детской памяти.
Слайд 2
Период дошкольного детства – это время активного развития всех познавательных процессов, в том числе и памяти.
Ежедневно, ребенок, гуляя в парке или играя на детской площадке видит, узнает и запоминает что-то новое. Но бывает и по-другому, например, Вы у ребенка спрашиваете: «Что ты сегодня делал в детском саду», а он отвечает «Я не помню». И поэтому, нам взрослым, нужно уделять внимание развитию памяти малыша.
Что же такое память? Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.
Слайд 3
ВИДЫ ПАМЯТИ:
1. По сроку хранения информации:
- мгновенная (0,1 – 3 сек.)
- кратковременная (3 -30 сек)
- долговременная (может храниться годами)
2. По объекту запоминания:
- зрительная
- слуховая
- тактильная
- вкусовая
- обонятельная
- двигательная
- эмоциональная
3. По форме хранения информации в памяти:
- образная
- словесно-логическая
4. По участию воли в процессах памяти:
- произвольная (необходимы усилия)
- непроизвольная (информация запоминается сама по себе)
5. По участию мышления в процессах памяти:
- механическая (простое заучивание)
- логическая (запоминание смысла)
У каждого из нас, какой-то вид памяти развит лучше, нежели другой. Кто-то из Вас может сказать про себя: «Я хорошо запоминаю новую информацию на слух». А кто-то скажет: «Мне достаточно один раз посмотреть на предмет, и я его запомнил».
Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер (т.е. ребенок лучше запоминает ощущаемые предметы, образные картины и эмоционально окрашенные случаи и описания).
Используя описанные ниже игры и игровые упражнения, Вы сможете помочь развить у ребенка слуховую и зрительную память. Но не забывайте, уважаемые родители, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка не нужно.
Слайд 4
Игры для развития зрительной памяти
1. Игра «Прятки»
Описание игры: разложите на столе перед ребенком несколько хорошо знакомых ему игрушек (до 5-ти шт.) Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами спрячьте одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какую игрушку Вы спрятали.
2. «Что изменилось?»
Описание игры: разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте переставьте предметы местами. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось.
3. Игра «Дорога домой»
Описание игры: во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
4. Игра «Что в мешочке?»
Описание игры: взрослый на глазах у ребенка кладет в непрозрачный мешочек 5 разных предметов. Затем ребенок должен вспомнить и перечислить, что лежит в мешочке.
5. Игра «Башня»
Описание игры: Взрослый, в присутствии ребенка, строит простую башню из кубиков и просит ребенка построить точно такую же.
6. Игра «У кого что было?
Описание игры: посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику - кубик, мишке – мячик, обезьянке – машинку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что держит в лапах зайчик, а что мишка, а что обезьянка.
7. Игра «Сказочная память»
Описание игры: если Ваш ребенок хорошо знает русские народные сказки, такие, например, как «Репка», «Колобок», «Теремок» то Вы можете поиграть в эту игру.
Подготовьте карточки с изображением персонажей одной из этих сказок и расскажите с их помощью сказку. А затем попросите ребенка самостоятельно выложить карточки в нужном порядке, например, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.
Слайд 5
Упражнения для развития слуховой памяти
1. Игра «Слова»
Описание игры: предложите малышу запомнить 5 слов, которые не связаны по смыслу. Произносите слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу, а потом попросите малыша повторить все слова, сказанные вами.
2. Игра «Гуляем по зоопарку»
Описание игры: предложите ребенку закрыть глаза и пусть он представит, что гуляет по зоопарку. Дайте инструкцию «Я буду называть тебе животных, ты запоминай, кого я называю». Затем пусть ребенок откроет глаза и перечислит всех животных.
Список используемой литературы:
1. Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя.
2. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста.
3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по внеурочной деятельности "Играй, двигайся, развивайся"
Занятие имеет целью продолжать формировать знания и представления о правилах подвижных игр, о необходимости соблюдения правил безопасности при занятиях физическими упражнениями; Содействов...
Проект "С пальчиками играем речь развиваем"
Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением руки, по средствам пальчиковой гимнастики, масс, игр, упражнений. Развитие графо моторных навыков....
Презентация "Играем пальчиками - развиваем речь"
Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы, он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью....
Играя пальчиками, развиваем речь
Играя пальчиками, развиваем речь...
"В ИГРЫ ИГРАЕМ – ВНИМАНИЕ РАЗВИВАЕМ". (Рекомендации для родителей.)
Методические рекомендации социального педагога для родителей, чьи дети учатся в школе....
Буклет для родителей "В игры играем - память развиваем"
В своей работе использую памятки для родителей в виде буклетов....
«В игры играем – речь развиваем»
Начинаем говорить, играяИгра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог...