Мастер-класс "Секреты невербального общения"
методическая разработка по теме

Чекмезова Марина Владимировна

Мастер-класс посвящён роли средств невербальной коммуникации, мимике, жестам, телодвижениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Секреты невербального общения».

Мы говорим о силе слова

На протяжении веков.

Но не всегда порой готовы

Понять, почувствовать без слов.

Добрый день, уважаемая аудитория! Очень рада приветствовать всех в этом зале. В настоящее время мы много говорим о необходимости воспитать  инициативную, всесторонне развитую и творчески мыслящую личность  в условиях общеобразовательной школы, личность, способную выжить в нашем конкурентном мире. Научив ребёнка мыслить, необходимо показать ему способы выражения своих мыслей. Мы каждый день общаемся на языке слов, но есть не менее интересный язык, которому порой не уделяется так много внимания, - это язык жестов, мимики, телодвижений. Сегодня мы поговорим о значении невербального общения.

- Уважаемые коллеги, как вы думаете, в каких случаях мы обращаемся к этому языку? А как вы считаете, умение общаться с помощью невербальных средств важно для нас сегодня?

Спасибо. Действительно, владение языком невербального общения необходимо современному образованному человеку, который может оказаться в различных  жизненных ситуациях, для того чтобы сделать речь более выразительной. К тому же нам известно, что выступление, сопровождаемое жестами, запоминается на 80%. Конечно, это личное дело каждого – пользоваться языком невербального общения или нет, но мы сегодня попробуем убедиться в том, что очень многое можно выразить на языке жестов, мимики и телодвижений.

Мне потребуется четыре человека, прошу вас выйти на сцену. Я раздам вам карточки, на которых написаны известные русские пословицы. У вас будет время, чтобы подумать, как можно  данное утверждение выразить с помощью только невербальных средств.

А я попрошу зал посмотреть на экран. Вы увидите кадры из фильмов, давайте попробуем определить, что обозначает каждый жест (слайды).

 Спасибо. А теперь посмотрим, что у нас получилось:

Что написано пером, не вырубишь топором.

Не место красит человека, а человек место.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

(Угадывание пословиц).

Спасибо, уважаемые коллеги. Я думаю. Мы все понимаем, как важно знать язык жестов и телодвижений. От этого зависит то, насколько правильно нас поймут окружающие люди. Ведь мы можем оказаться в такой ситуации, когда придётся воспользоваться только невербальными средствами общения. Когда это может произойти? Да, в том случае, если мы оказались в той стране, в которой говорят на незнакомом для нас языке. В условиях диалога культур нам необходимо знать, что порой одни и те же жесты в разных странах имеют  совершенно противоположное значение. Отправляясь в путешествие, мы стараемся как можно больше узнать о пункте нашего назначения. Просматриваем сводки погоды, новости о политической обстановке, берем с собой разговорник, но даже подготовившись приходим в замешательство, когда наши жесты истолковываются неверно.
Одни и те же жесты у разных народов могут иметь разные значения.

И чтобы случайно не оказаться в неловкой ситуации, давайте попробуем прикоснуться к языку жестов разных стран.

Посмотрите на экран, как вы думаете, что обозначает этот жест?

Например, жест, известный нам по голливудскому кино как “о`кей” (сложенные колечком большой и указательный пальцы), во Франции означает “ноль”, в Японии – “деньги”, а в Тунисе (приблизительно) – “До тех пор ты и жил...”. Например, в Германии в суде был прецедент связанный с этим, казалось бы, безобидным жестом. Некий водитель, мимоходом оскорбил полицейского, показав ему из окна машины большой и указательный пальцы руки, сомкнутые колечком. Но немецкий полицейский обиделся и подал в суд. Судья, основательно изучив соответствующую литературу и расспросив психологов, пришел к выводу, что в Германии приняты оба значения этого сигнала, а как его понимать - ваше личное дело. Водитель был оправдан.

Еще один распространенный жест  - оттопыренный вверх большой  палец. Применять его можно по -разному.  Так,  у автостопщиков всего мира он служит для остановки попутного транспорта, подняв перед собой руку будет означать «Все нормально», дернув руку вверх показывая большим пальцем за плечо означает оскорбление. Так в основном он применяется в Европе. В мусульманских странах же этот жест является неприличным, а в Саудовской Аравии, совершив вращательные движения выставленным вверх большим пальцем,  вы говорите «катись отсюда».

"Рога", образованные из указательного пальца и мизинца, служат итальянцам для того, чтобы "отвести дурной глаз". Попробуйте пожестикулировать так перед французом - и он посчитает, что его хотят обозвать рогоносцем.

Если англичанин намерен кого–то проучить, он поднимает два пальца, сложенные вместе, что означает “Ну я тебе покажу!”. А в США тот же жест воспримут как “Мы с тобой хорошая команда” или “Нас с тобой водой не разольешь”!

Типичный жест итальянцев - ладонь в форме лодочки - означает вопрос, призыв к объяснениям. А аналогичный жест в Мексике - призыв заплатить за информацию: "Ничего тебе не скажу бесплатно". 
Так покачивание головой из стороны в сторону,

означающий в России и большинстве стран Европы «нет», в Болгарии, Греции и Индии означает одобрение, в то время как кивок головой  - несогласие. Отрицатльный жест у неаполитанцев, тоже несколько для нас непривычен, это вздернутая вверх голова при неодобрительно оттопыренной нижней губе.

Здороваться и прощаться в разных странах принято тоже по-разному.

Во многих государствах, включая Китай и Японию, при знакомстве принято сначала называть фамилию. В Японииимя практически не используется, даже при неформальных встречах, а официальный поклон является необходимым ритуалом при знакомстве. В Лапландии приветствуя друг руга, трутся носами. Европейцы, прощаясь, машут ладонью, поднимая ее вверх и шевеля пальцами. Американец воспримет этот жест как призыв «иди сюда». Прощаясь, американцы держат ладонь горизонтально, лишь слегка ее приподнимая, как будто похлопывают кого-то по голове или по плечу. Русские при прощании обычно машут рукой не вперед-назад, а из стороны в сторону, правда, латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А жители Андаманских острововна прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.

А может, совсем отказаться от жестов? Ну их… К тому же говорят, что наличие жестов – это признак низкой культуры оратора – у оратора не хватает слов, вот он и пытается заменить их движениями рук…

 Вопрос спорный… Если отойти от теоретических конструкций – то на практике 90% успешных ораторов (те, которые собирают стадионы…) жесты используют, и используют еще как активно. Поэтому если вы практик, а не теоретик, то выводы делайте сами.

 

Что касается высказывания о том, что «жесты вскрывают нехватку слов», то здесь скорее всего речь идёт о жестах хаотических, про которые мы говорили чуть выше в этой рассылке. И здесь соглашусь, что от беспорядочных жестов (белого шума) избавляться нужно.

 

Что же касается иллюстрирующих, «говорящих», облегчающих восприятие информации жестах, то использовать их стоит! С одной стороны, заботясь о слушателях – им не нужно будет сильно напрягаться, чтобы понять, о чем речь. С другой стороны, из соображений собственной выгоды – если я буду жестикулировать, то слушатели запомнят 80% того о чем я говорю… а если не буду, то дай бог 40%.

 

Применительно к предмету английский язык считаю развитие коммуникативной компетенции обучающихся своей первостепенной задачей. Приёмы обучения невербальному общению использую при изучении новой лексики. К тому же в рамках предмета мы изучаем культуру и традиции образа жизни, особенности поведения жителей разных стран. Воспитывая личность творческую, способную найти себе применение в условиях диалога культур, считаю, что нужно учить общению, используя разные средства выразительности, оформления и убедительности речи. К ним относятся словесное оформление речи, средства выразительности языка, интонация, голос, а также невербальное общение.

Уважаемые коллеги! В какой бы ситуации и в какой стране мы не оказались, давайте не забывать везде и всюду брать с собой улыбку! Поэтому сегодня мне хочется попрощаться по  Латино-Американски: они помахивают ладонью так, как мы это делаем, когда зовем кого-нибудь к себе, как будто хотят сказать “Мне  жаль расставаться, надеюсь, что мы ещё увидимся.”



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Невербальное общение. Язык жестов"

«Невербальное общение. Язык жестов» - межпредметный ориентационный краткосрочный курс, рассчитанный для учащихся 9 классов на 8 – 9 часов.Цель этого курса: дать учащимся знания, сформировать нав...

Невербальное общение на уроках английского языка

Данная статья рассказывает о позитивном влиянии правильного невербального общения учителя  на качество урока....

"Невербальное общение"

Тема: Невербальное общениеКонспект занятияЦели занятия:Сформировать представление о понятии «общение» и его видах.Способствовать актуализации представлений учащихся о невербальном общении, его с...

Доклад по теме:"Невербальное общение в педагогической деятельности учителя".

В предложенном материале описываютсят невербальные средства общения и примеры их применения в педагогической деятельности учителя....

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика.

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика....

Научно-исследовательская работа по немецкому языку на тему: "Особенности невербального общения немцев и русских"

Отправляясь в путешествие за границу, важно быть знакомым с нюансами общения с представителями той культуры, в которую Вам предстоит окунуться, с их менталитетом, особенностями поведения, которые, без...

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...