Рабочая программа кружка " Головоломки"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Апробированная программа кружка "Головоломки" для учащихся 5-6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_golovolomki.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «В мире головоломок»
Пояснительная записка
Возрастной состав обучающихся: 5-8 классы основной школы. Продолжительность образовательного процесса – 1 учебный год.
Головоломка – непростая задача, обличенная в форму какой-либо игрушки с секретом. Для решения головоломки, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Головоломки в первую очередь влияют на умственное развитие ребенка и относятся к ряду интересных и развлекательных игр. Ведь так интересно разгадывать то, что скрыто секретом и не доступно каждому.
Также головоломка может помочь повысить самооценку ребенка и обнаружить такие способности, о которых даже и не имели представления. Любая головоломка поможет успокоиться, снять негативные эмоции. После такой игры ученик будет гораздо спокойнее и уравновешеннее.
Польза головоломки состоит и в приучении к самостоятельности. Решая головоломку, ученик должен самостоятельно разгадать её секрет. Такой навык поможет ему в дальнейшей жизни самостоятельно работать над серьезными проектами, решать сложные задачи, принимать ответственные решения.
Если головоломка предусматривает участие нескольких игроков, то ученик обретает навыки общения с другими, что пригодится во всех сферах жизни как в настоящем, так и в будущем.
Все головоломки, используемые в данном курсе, соответствуют возрасту учащихся. И подобраны так, что позволяют учащимся переходить от знакомства с простой головоломки к более сложной, не нарушая основного принципа дидактики.
Играя с головоломкой, ребенок будет постепенно повышать интеллект, и переходить на более высокий уровень. Ведь психологами доказано, что дети, которые с самого раннего детства играют с различного вида головоломками, интеллектуально развиты, имеют хорошее логическое мышление, а в старшем возрасте продуктивно мыслят.
Цели и задачи кружка:
- повышать уровень развития учащихся, их логического мышления и расширять кругозор;
- развивать у школьников интерес к головоломкам и истории их создания, знакомство с авторами и изобретателями головоломок;
- развивать навыки самостоятельной работы и усидчивости;
- воспитывать у учащихся настойчивость, волю, упорство и терпение в достижении цели.
Требование к подготовке учащихся кружка.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и уметь:
- отличать головоломку от простой игрушки;
- понимать, что такое головоломка;
- знать историю некоторых головоломок;
- решать изучаемые головоломки;
- решать задачи на переливания и взвешивания;
- разрезать фигуры на равные части;
- собирать кубик Рубика;
- уметь применять изученные алгоритмы при решении головоломок.
Содержание курса
Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие, на котором учащиеся «окунаются» в большой мир головоломок. Здесь же дается определение головоломки и знакомство с видами головоломок.
Геометрические головоломки (3 час)
Геометрические головоломки на разрезание, старинный «Танграм», современное «Пентамино».
Головоломки на внимание (2 час)
Головоломки на внимание, в которых требуется найти отличие на двух рисунках, знакомство с картинами двойного содержания, просмотр геометрических иллюзий.
Переместительные головоломки (5 час)
Переместительные головоломки, такие как «Пятнашки», «15», «Собери картинку», «Ханойская башня», «Вавилонская башня».
Комбинаторные головоломки (3 час)
Комбинаторные головоломки на плоскости и в пространстве: «10 шашек», «Красное и белое», «Футбольные мячи».
Проволочные и веревочные головоломки (2 час)
Проволочные и веревочные головоломки: «Сердце», «Африканская головоломка».
Головоломки различной тематики (3 час)
Головоломки самой различной тематики для развития логического мышления и расширения кругозора: «Удивительный крест», доминошные и спичечные головоломки, «Ожерелье из кубиков», «Змейка Рубика» и др.
Кубик Рубика ( 8 час)
Знакомство с самой популярной головоломкой современности, кубиком Рубика. Его устройство, принципы вращения и перемещения его элементов. Алгоритм сборки кубика Рубика.
Итогового занятие ( 1 час)
Подготовка и проведение итогового занятия «Праздника головоломок»
Тематическое планирование кружка
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 70 занятия.
№ | Содержание | Часов |
1 | Что такое головоломка | |
2 | Геометрические головоломки | |
3-4 | Головоломка «Танграм» | |
5-6 | Со второго взгляда(спички) | |
7-8 | Одним росчерком | |
9-10 | Геометрические иллюзии | |
11-12 | Найди отличия | |
13-16 | Головоломка «Квадратная сетка»(японские кроссворды) | |
17-18 | Головоломка «Пентамино» | |
19-20 | Головоломка «Волшебный куб» | |
21-22 | Крестики-нолики в пространстве | |
23-24 | Головоломка «Удивительный крест» | |
25-26 | Головоломка «Ожерелье из кубиков» | |
27-28 | Головоломка «Пирамида из шариков» | |
29-30 | Головоломка «Ханойская башня» | |
31-32 | Новогодний конкурс «Головоломка - это круто!» | |
33-34 | Проволочная головоломка «Сердце» | |
35-36 | Африканская веревочная головоломка | |
37-38 | Головоломка «10 шашек» | |
39-40 | Головоломка «Вавилонская башня» | |
41-42 | Головоломка «Красное и белое» | |
43-44 | Головоломка «Футбольные мячи» | |
45-46 | Доминошные головоломки | |
47-48 | Спичечные головоломки | |
49-50 | Головоломка «Змейка Рубика» | |
51-52 | Головоломка «15» | |
53-54 | Проведение «Праздника головоломок» | |
55 | Знакомство с кубиком Рубика | |
56 | Азбука кубика Рубика | |
57-58 | Вращения и запись ходов | |
59-60 | Алгоритм послойной сборки кубика | |
61-62 | Этап 1 и 2 сборка первого слоя | |
63-64 | Этап 3 сборка среднего слоя | |
65-66 | Этап 4 и 5 сборка креста на грани | |
67-68 | Этап 6 и 7 сборка последнего слоя | |
69-70 | Конкурс «Собери кубик Рубика» |
Список используемой литературы
- Л.П. Мочалов, Головоломки, М., Просвещение, 1996;
- М.А.Гершензон, Головоломки проф. Головоломки, М., Детская литература, 1989;
- А.Т. Калинин, Видение тайны, М., Кучково поле, 2012;
- Рубрика «В кладовой головоломок» журнала «Мтематика», ИД «1 сентября», 2012.
Литература используемая при составлении занятий по кружку:
- «Веселые задачки»,Остер Г.,М.,2000.
- «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
- «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников» , МихалковаЗ.А., М., 1985.
- «Логика»,Нежинская О.Ю., В.,2004.
- «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.
- «Математические задания», ВолковС.И., СтоляроваН.Н., М.,»Просвещение»1994.
- «От игры к знаниям»МинскинЕ.М.,М. «Просвещение»,1982.
- «Практикум по специальной психологии» Учебное пособие БГПИ, ШаповаловаО.Е., Биробиджан, 2000.
- «Развивающие занятия с детьми», ЗабрамнаяС.Д., КостенковаЮ.А., «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», Институт общегуманитарных исследований СекачевВ.,М.,2006.
Интернет Ресурсы
- http://partvork.ru/kollekciya-zanimatelnye-golovolomki-deagostini.html
- http://www.nvgazeta.ru/news/12381/501337/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...