СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
статья (10 класс) на тему
Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках и быту. Показателями экологической культуры является внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровень культуры определяет внешний уровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими.
Все проблемы экологии неразрывно связаны с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.
В нашем техникуме проводится огромное количество мероприятий по экологическому воспитанию. Многие внеклассные мероприятия сосредоточены на развитии рациональной сферы личности, а чувственная сфера подростка в процессе таких мероприятий не задействована. В статье рассматриваются некоторые вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_cherez_zanyatiya_teatralnoy_deyatelnostyu.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Лариса Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках и быту. Показателями экологической культуры является внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровень культуры определяет внешний уровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими.
Все проблемы экологии неразрывно связаны с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.
В нашем техникуме проводится огромное количество мероприятий по экологическому воспитанию. Многие внеклассные мероприятия сосредоточены на развитии рациональной сферы личности, а чувственная сфера подростка в процессе таких мероприятий не задействована.
Для меня, как преподавателя русского языка и литературы, определяют нравственную и экологическую культуру подростка именно чувства и эмоции. Неразвитость эмоционального компонента влечет за собой индифиррентное восприятие природы и поэтому подросток склонен совершать экологически безнравственные поступки, он не способен переживать, с равнодушием относится ко всему живому. Очень важно создать на уроках условия для развития у подростков как рационального, так и образного мышления, это необходимо для эффективного экологического воспитания. И поэтому основными формами для меня на уроках литературы являются обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций по произведениям художественной литературы, театральная деятельность (рызыгрывание мизансцен), беседы с опорой на художественные образы. Участие ребят в мизансценах не только раскрывает их творческий потенциал, но и приносит подросткам первый опыт совершаемого доброго дела и, что немало важно, дает понимание того, что именно благодаря их стараниям у кого-то изменилось отношение к тому или иному образу. Театрализированные уроки и театральные мероприятия содержат формы и методы работы, которые способствуют формированию как образного, так и логического мышления, обуславливают развитие эмоциональной сферы личности подростка.
Метод театральной иллюстрации можно использовать на любом уроке. Такой иллюстрацией может стать большая часть урока, если преподаватель захочет представить литературное произведение в виде инсценировки. Инсценированная иллюстрация должна дать возможность студентам здесь, сейчас познакомиться с тем или иным произведением, его сюжетом, героями, проблемами, поставленными автором, с его идеей, поможет получить эмоциональное впечатление. В этом году методы театральной иллюстрации использованы на таких уроках как: «Изображение Н.В. Гоголем абсурдности бездуховного мира (Петербургские повести «Портрет»)», «Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры» (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), А.П. Чехов «Вишневый сад», И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Постановка мини-спектакля предполагает огромную самостоятельную работу студентов. Я лишь направляю юных актеров, присутствуя на уроках или репетициях, где обсуждаются характеры героев, их взаимоотношения, выстраиваются мизансцены, намечаются интонации. Ребята влюбляются в произведение, увлекаются им настолько, что приходит желание приобщить к тому, что нравится, своих товарищей. Так я приобретаю партнеров, которые помогут мне достичь цели урока или мероприятия, единомышленников, которые станут связующим звеном между произведением и сверстниками. Ребята оживляют страницы художественного текста, и наполняют их своими эмоциями, а самое главное даёт им пищу для ума, поле деятельности, возможность показать себя, создаёт ситуацию успеха.
Например, при обсуждении образа Евгения Базарова, главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема отношения природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает ее как мастерскую, а человека – как работника. Правильно ли это? Прежде чем показать на уроке героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», ребята обсуждают нравственный облик героев пьесы, отношение героев к вишневому саду и к природе вообще.
Огромную роль в экологической культуре человека играют уроки художественного мастерства. Правильное и грамотное прочтение текста формируют мировоззрение и основополагающие нравственных качеств. Подросток должен не только уметь читать, но и через правильное и эмоциональное чтение передавать поступки героев, качества их характера, красоту окружающего мира.
Прежде чем читать поэзию С.А. Есенина, мы говорим о безумной любви Есенина к природе, к своему родному дому и пытаемся читать его стихи эмоционально, с методом театральной иллюстрации. Природа и человек в русской литературе находятся в тесной взаимосвязи, взаимно влияя друг на друга.
Земля и природа исторически связаны с жизнью русского народа. В любом произведении искусства, будь то литературное произведение или живопись, музыка, отражены картины живой природы и тесная взаимосвязь человека с ней. Бездумное, потребительское отношение к ним оборачивается бездуховностью, аморальностью. Оно чревато трагическим конфликтом человека и человечества с первородным истоком жизни. Безнравственное отношение к природе разрушает самого человека, нравственное – обогащает.
Нам, преподавателям, необходимо развивать в подростках чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение ценить произведения искусства, как неповторимую ценность. Всё это будет содействовать развитию высокой экологической культуры и сохранению природной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры через изучение родной природы
Статья в экологический журнал "ЭКО образование, просвещение, культура", М., №2, 2012...
Статья "Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла".
Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла....
доклад "Экологическое воспитание через музыкально-театральную деятельность"
выступление на региональном семинаре в МБДОУ №19 ....
Статья «Формирование экологической культуры воспитанников посредством работы с комнатными растениями»
В данной статье показано как работая с комнатными растениями формировать экологическую культуру детей....
Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...
Статья: "Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ"
Экологическое воспитание детей с ОВЗ должно включать в себя бережное отношение к природе....
Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»
laquo;Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»...