СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
статья (10 класс) на тему

Андреева  Лариса Николаевна

Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках и быту. Показателями экологической культуры является внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровень культуры определяет внешний уровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими.

Все проблемы экологии неразрывно связаны с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.

В нашем техникуме проводится огромное количество мероприятий по экологическому воспитанию. Многие внеклассные мероприятия сосредоточены на развитии рациональной сферы личности, а чувственная сфера подростка в процессе таких мероприятий не задействована. В статье рассматриваются некоторые вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева Лариса Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках и быту. Показателями экологической культуры является внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровень культуры определяет внешний уровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими.

Все проблемы экологии неразрывно связаны с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.

В нашем техникуме проводится огромное количество мероприятий по экологическому воспитанию. Многие внеклассные мероприятия сосредоточены на развитии рациональной сферы личности, а чувственная сфера подростка в процессе таких мероприятий не задействована.

Для меня, как преподавателя русского языка и литературы, определяют нравственную и экологическую  культуру подростка именно чувства и эмоции. Неразвитость эмоционального компонента  влечет за собой индифиррентное восприятие природы и поэтому подросток склонен совершать экологически безнравственные поступки, он не способен переживать, с равнодушием относится ко всему живому. Очень важно создать на уроках условия для развития у подростков как рационального,  так и образного мышления, это необходимо для эффективного экологического воспитания. И поэтому основными формами для меня на уроках литературы являются обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций по произведениям художественной литературы, театральная деятельность (рызыгрывание мизансцен), беседы с опорой на художественные образы. Участие ребят в мизансценах не только раскрывает их творческий потенциал, но и приносит подросткам первый опыт совершаемого доброго дела и, что немало важно, дает понимание того, что именно благодаря их стараниям у кого-то изменилось отношение к тому или иному образу. Театрализированные уроки и театральные мероприятия содержат формы и методы работы, которые способствуют формированию как образного, так и логического мышления, обуславливают развитие эмоциональной сферы личности подростка.

Метод театральной иллюстрации можно использовать на любом уроке. Такой иллюстрацией может стать большая часть урока, если преподаватель захочет представить литературное произведение в виде инсценировки. Инсценированная иллюстрация должна дать возможность студентам здесь, сейчас познакомиться с тем или иным произведением, его сюжетом, героями, проблемами, поставленными автором, с его идеей, поможет получить эмоциональное впечатление. В этом году методы театральной иллюстрации использованы на таких уроках как: «Изображение Н.В. Гоголем абсурдности бездуховного мира (Петербургские повести «Портрет»)», «Образ Катерины  - воплощение лучших качеств женской натуры» (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), А.П. Чехов «Вишневый сад», И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Постановка мини-спектакля предполагает огромную самостоятельную работу студентов. Я лишь направляю юных актеров, присутствуя на уроках или репетициях, где обсуждаются характеры героев, их взаимоотношения, выстраиваются мизансцены, намечаются интонации. Ребята влюбляются в произведение, увлекаются им настолько, что приходит желание приобщить к тому, что нравится, своих товарищей. Так я приобретаю партнеров, которые помогут мне достичь цели урока или мероприятия, единомышленников, которые станут связующим звеном между произведением и сверстниками. Ребята оживляют страницы художественного текста, и наполняют их своими эмоциями, а самое главное   даёт им пищу для ума, поле деятельности, возможность показать себя, создаёт ситуацию успеха.

Например, при обсуждении образа Евгения Базарова, главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема отношения природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает ее как мастерскую, а человека – как работника. Правильно ли это? Прежде чем показать на уроке героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», ребята обсуждают нравственный облик героев пьесы, отношение героев к вишневому саду и к природе вообще.

Огромную роль в экологической культуре человека играют уроки художественного мастерства. Правильное и грамотное прочтение текста формируют мировоззрение и основополагающие нравственных качеств. Подросток должен не только уметь читать, но и через правильное и эмоциональное чтение передавать поступки героев, качества их характера, красоту окружающего мира.

Прежде чем читать поэзию С.А. Есенина, мы говорим о безумной любви Есенина к природе, к своему родному дому и пытаемся читать его стихи эмоционально, с методом театральной иллюстрации. Природа и человек в русской литературе находятся в тесной взаимосвязи, взаимно влияя друг на друга.

Земля и природа исторически связаны с жизнью русского народа. В любом произведении искусства, будь то литературное произведение или живопись, музыка, отражены картины живой природы и тесная взаимосвязь человека с ней. Бездумное, потребительское отношение к ним оборачивается бездуховностью, аморальностью. Оно чревато трагическим конфликтом человека и человечества с первородным истоком жизни. Безнравственное отношение к природе разрушает самого человека, нравственное – обогащает.

Нам, преподавателям, необходимо развивать в подростках чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение ценить произведения искусства, как неповторимую ценность. Всё это будет содействовать развитию высокой экологической культуры и сохранению природной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры через изучение родной природы

Статья в экологический журнал "ЭКО образование, просвещение, культура", М., №2, 2012...

Статья "Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла".

Формирование экологической культуры у учащихся и  молодежи на уроках естественнонаучного цикла....

Статья «Формирование экологической культуры воспитанников посредством работы с комнатными растениями»

В данной статье показано как работая с комнатными растениями  формировать экологическую культуру детей....

Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла

    Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...

Статья: "Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ"

Экологическое воспитание  детей с ОВЗ должно включать в себя бережное отношение к природе....

Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»

laquo;Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»...