Статья: "Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ"
статья на тему
Экологическое воспитание детей с ОВЗ должно включать в себя бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_detey.odt | 13.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Важность экологического воспитания в современном мире невозможно переоценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии, обществознания, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные возможности детей, особенности местности, в которой они проживают
История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество задумалось о том, как жить дальше и будет ли что оставить потомкам.
В это же время становятся очевидными последствия нерационального природопользования – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты.
Так заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало первостепенной задачей. Так что же такое экологическая культура?
С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.
Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой рациональное природопользование, осознанное выполнение экологических правил и требований, личной ответственности перед обществом за сохранение окружающей среды.
Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, привитые с детства, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Позиция многих родителей не всегда является правильной, они перекладывают ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.
Характеризуя различные виды ощущений и восприятия детей с ОВЗ, необходимо сослаться на положение доктора психологических наук В.И. Лубовского о том, что всем детям с ОВЗ свойственны снижение темпа и качества переработки информации; ограниченность, неполнота формирования образов и понятий. Слабое различение мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием. Можно отметить также общую пассивность восприятия, проявляющаяся в желании подменить сложную задачу более легкой. Становится ясно, что характерные трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Особенности восприятия окружающего мира слабослышащими, позднооглохшие, глухими, слабовидящими, слепыми детьми опосредовано ограниченными возможностями ребенка к познанию окружающего мира, бедностью запаса представлений об окружающем мире. Формирование представлений, познание окружающего мира такими детьми возможно только при создании специальных образовательных условий.
Восприятие, лежащее в основе формирования представлений об окружающем мире – необходимый этап познания, который заключается в целостном отражении предметов (явлений), возникающем при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Целостное восприятие является важным условием правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Остановимся более подробно на особенностях развития восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с ОВЗ, а именно для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром.
Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется в узости и недостаточной точности представлений об окружающей действительности, наличии частных и случайно запомнившихся фактов. Большое количество ошибок дети с интеллектуальной недостаточностью допускают при восприятии изображения перевернутых, по-разному расположенных предметов, ошибочно принимая их за иные изображения, за «новый» предмет, расположенный правильно.
Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и отсутствии дифференциации зрительных образов, инертности, непрочности зрительных следов, а также в отсутствии адекватной связи слова с визуализацией предмета. Указанные особенности являются характерными практически для любого вида восприятия, что подтверждают имеющиеся научные исследования. Искаженность предметно-пространственных представлений проявляется в сглаживании представлений, забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление одних предметов другим. Подчеркнем, что ориентировка в пространстве складывается постепенно, от осознания собственного тела до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире. Это сложный полифункциональный процесс, включающий такие составляющие, как целостность поля зрения, острота зрения, глазомер. Дети с интеллектуальной недостаточностью неточно понимают и употребляют в активной речи предлоги. Это свидетельствует о нарушении осознания пространственных отношений между предметами, сложность в обобщении и адекватном обозначении этих понятий. Дефектное развитие словесно-логического мышления не обеспечивает базы для полноценного осмысления пространственной ситуации. Нарушения ориентировки в пространстве оценивается многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов данной патологии развития. Низкий уровень анализирующего наблюдения детей с интеллектуальными отклонениями проявляется в следующем: – ограниченный объем анализа; – преобладание анализа над синтезом; – смешение существенных и несущественных признаков; – преимущественная фиксация внимания на видимых различиях объектов; – редкое использование обобщенных терминов, понятий.
Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта вне зависимости от канала восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.
Наблюдение как вид деятельности особенно интенсивно развивается в процессе обучения. Педагог показывает приемы осмотра (прослушивания, ощупывания) предметов и явлений, порядок выявления их свойств; маршруты движения руки, глаз; средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово) и др., благодаря чему постепенно исчезает неполноценность представлений, возникших в процессе самостоятельного восприятия и исследования объектов и явлений. В дальнейшем ребенок с ОВЗ сможет самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере обобщенности. Восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения, обеспечивающих успешное познание окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста "
Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»: представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду»,...
Формирование гражданской идентичности через воспитание экологической культуры у детей
В презентации промежуточный отчет по самообразованию педагога дополнительного образования по теме. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества. Велико значение в эко...
Статья "Формирование имиджа учреждения дополнительного образования детей на примере ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга"
Статья о формировании имиджа учреждения дополнительного образования детей....
Статья "Формирование социально значимых навыков у детей с ОВЗ"
Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – это особая группа, нуждающаяся в максимальной помощи окружающих их людей. Основной целью педагогов является обучение учащихся социально значимым уме...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...
Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....
Проект «Разработка пособия для формирования основ экологической культуры у детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения»
В настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении к...