Статья "Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла".
статья по биологии по теме
Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_khaybullina_faniya_faridovna.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи
на уроках естественнонаучного цикла
Хайбуллина Фания Фаридовна,
учитель биологии первой
квалификационной категории
МБОУ «Давликевская основная
общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
На сегодняшний день на лицо масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. У большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественнонаучные знания. Именно поэтому естественные науки – биология, география, физика, химия – представляют особую важность.
Для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся. В школах учитель каждого предмета по мере своей возможности преподает экологическое воспитание учащимся. Но предметы биологии и химии, учителем которых являюсь я, впрямую связаны с экологией. Мы, учителя биологии, начинаем формировать экологическую культуру на курсах природоведения. На уроках природоведения ученики знакомятся с развитием жизни на Земле и с окружающей средой в целом.
Курс ботаники, 6 класс по биологии формируют и воспитывают бережное отношение к растениям нашей планеты. Для того, что бы результаты преподавания были результативными, учащихся надо заинтересовать , входе работы применять различные методы преподавания. Я считаю, что в 5 и 6 классах на уроках природоведения и биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании группового метода с использованием регионального компонента.
Курс зоологии также формирует бережное отношение к обитателям природы, то есть животному миру. Проведение этих уроков в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ.
В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний.
Курс общей биологии включает основные экологические понятия и знания. При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимо-отношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида.
Так же для всестороннего формирования экологической культуры очень важно межпредметные связи, и как учитель я всегда стараюсь, чтобы преподаваемые мною предметы биологии и химии были взаимосвязанными.
В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.
Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна. Во-первых, она отвечает на вопрос, о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы. Во-вторых, способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы. В-третьих, позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.
В последние годы активизировалась работа со школьниками, увлеченными биологией и экологией, повысилась активность по участию в различных мероприятиях районного, окружного, областного уровней. Мои ученики с радостью и с удовольствием ходят на экскурсии в природу, делают исследовательские, проектные работы на различные экологические темы по биологии и химии.
Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы.
Важнейшей задачей учителей биологии, экологии является установление приоритетности экологических знаний, поскольку все другие науки направлены лишь на разработку технологий, и только экология способна организовать их в систему, которая будет отвечать законам Природы и, наконец, замыслу ее Творца. Экологическое воспитание личности школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремленности к прогрессу.
В настоящее время необходимость экологического образования школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Ведется активная работа по созданию системы экологического образования, как основы устойчивого развития общества.
Но основа формирования экологической культуры у учащихся и молодежи на руках у учителей естественнонаучного цикла, то есть в наших руках, коллеги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий для реализация метапредметного подхода на уроках естественнонаучного цикла
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти ...
СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE КАРТ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
В статье рассматривается вопрос использования сервисов Google на уроках естественнонаучного цикла. В частности, авторы предлагают читателям познакомиться с опытом работы в картографическом серви...
Экспериментальная площадка по теме «Использование современных технологий на уроках естественнонаучного цикла»
Цель: внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных ...
доклад на тему "Инновационные формы работы на уроках естественнонаучного цикла" (из опыта работы)
Доклад на августовское совещание-2015 обобщает опыт применяемых мною методов, приёмов и форм работы с учащимися на уроках географии....
Статья "Опыт внедрения интегрированных уроков естественнонаучного цикла в образовательный процесс и требования ФГОС ООО"
Статья будет интересна всем учителям биологии, ОБЖ, физики, химии, внедряющим ФГОС ООО....
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Статья посвящённая экологическому воспитанию и образованию. Содержит материал теоритической и практической направленности....
Статья. «Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся при обучении предметам естественнонаучного цикла на историко-научном подходе»
Статья о применении историко-научного содержания в пректно-исследовательской деятельности учащихся...