Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла
статья по экологии на тему
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.
Цель экологического воспитания - формировать любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, необходимо добиться, чтобы все люди научились «думать по-зеленому», то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения человека.
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.
Цель экологического воспитания - формировать любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- Cформировать основные природоохранные умения и навыки, побуждать детей к применению полученных теоретических знаний на практике;
- Привлечь учащихся к научно-исследовательской работе по охране окружающей среды;
- Раскрыть глобальность проблем экологии, их взаимосвязи с деятельностью человека;
- Воспитание экологического сознания у детей, способности быть защитником природы, быть с природой.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности
Формы работы
- Уроки. Через уроки предметов естественнонаучного цикла педагоги формируют у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивают личность.
- Программа дополнительного образования «Экос».
Цель программы: в процессе изучения конкретных объектов природы способствовать формированию у воспитанников ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека - т.е. экологизация сознания воспитанников.
Задачи программы:
1. Освоение воспитанниками способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов;
2. Развитие специальных умений и навыков обращения с веществами, обучение выполнению несложных исследований, соблюдению правил по технике безопасности;
3. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве
4. Выработка на этой основе экологически грамотного поведения и критического мышления воспитанников;
5. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития воспитанников.
Формы и методы. С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. В своей программе предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
- стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ситуационная игра, конференции, семинары, лекции, беседы, рефераты, анкетирование, компьютерные технологии);
- способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы - беседа, наблюдение, опыт, лабораторные и практические работы исследовательского и проблемного характера с ипользованием параллельных заданий, экскурсия;
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений, интерактивные занятие с конечным продуктом обучения)
- вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, изучение источников загрязнения окружающей среды различными веществами, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции и пр.).
- Учебно-исследовательские проекты.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой они встречаются со всем многообразием фактов и явлений жизни. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.
Исследовательскую деятельность по экологическим проблемам целесообразно включать в учебный процесс только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности в выполнении экспериментов.
При подготовке к исследовательской работе основное внимание я уделяю анализу учебного и экологического содержания материала. Оно должно отвечать следующим требованиям:
а) новая информация не должна преобладать над опорными знаниями;
б) отобранный материал должен быть для учащихся значимым (в этом случае поддерживается стабильный интерес, и знания учащихся закрепляются);
в) учебный материал должен содержать в себе проблему, которая фактически становится основой эксперимента.
В курсе химии заложены большие потенциальные возможности для постановки исследовательской работы экологического характера. Круг проблем может быть обширным: исследование воды, воздуха, почвы на содержание в них загрязнителей; изучение влияния избытка и недостатка минеральных удобрений на рост растений, нефти и нефтепродуктов на жизнедеятельность организмов и т.д.
Исследовательская деятельность включает в себя не только лабораторную практику, но также и натурные наблюдения. Важными воспитательными моментами являются участие школьников в практической деятельности и обсуждение полученных результатов на уроке перед аудиторией, а также на научно-практических конференциях.
Исследовательской деятельностью в школе занимаются, как правило, мотивированные дети, в результате чего приобретают массу навыков, умений и способностей. Основной результат детской проектной деятельности – это развитие у ребенка уверенности в том, что он может изменить что-то в окружающем мире, или узнать то, что необходимо именно ему. Дети учатся находить, сравнивать, анализировать материал по проекту, проводить эксперименты, исследования, подводить итоги, делать выводы. За 4 года активного участия в исследовательской и проектной деятельности были созданы следующие работы.
2009 год
«Экологическая тропа учеников МОУ СОШ № 23»
«Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами»
«Колеус. Условия содержания»
2010 год
«Загрязнение воздуха чужеродными веществами»
«Определение качества воды»
«Диагностика физического здоровья выпускников МОУ СОШ № 23»
2011 год
«Экология почв приусадебного участка»
«Что скрывает чашка чая?»
«Шоколад: польза или вред?»
«Особенности волос и питание»
«Проблема атомных электростанций»
«Проблемы Мексиканского залива»
«Строительство хлебозавода в поселке шахты «Антрацит»
2012 год
«Сравнительный анализ майонезов с точки зрения здорового питания»
«Критерии выбора универсального моющего средства»
«Физическое расследование материального ущерба, наносимого школе»
«Альтернативные источники энергии»
«Проблемы чистой пресной воды»
«Влияние пищевых добавок на здоровье человека»
- Участие в конкурсах экологической направленности.
«Областной конкурс исследовательских работ», олимпиада «Созвездие», «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» Областной экологический центр учащихся
- Работа на пришкольном участке. Самые первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на пришкольных участках.
- Конференции. Итог большой работы, основанной на изучении литературы, проведении исследовательских работ – это выступление на школьных и городских научно-практических конференциях.
- Олимпиады по экологии.
- Экологическая тропа. Экскурсия по пригородам города Гуково
Цель: Воспитание природоохранных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность. Проведение экологического мониторинга.
Учебная экологическая тропа проходит в окрестностях школы на территории поселка шахты «Антрацит» города Гуково. Экологическая тропа школы создана в 2008 году для более широкого внедрения в образовательный процесс учебных экскурсий, усиления экологической направленности работы школы. В 2011 году учениками совместно с учителем географии Вервикиной Т.Н. была разработана экскурсия по пригородам города Гуково.
- Международные экологические акции.
22 марта День воды
1 апреля День птиц
7 апреля День здоровья
22 апреля День Земли
1 июня День защиты детей
5 июня День окружающей среды
27 сентября День туризма
Весной и осенью проводим экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории.
В школе традиционно отмечаются праздники: День защитника окружающей среды; день птиц – с вывешиванием домиков для птиц. Зимой вывешивали кормушки для птиц.
С 2009 года в школе проводим Декаду Экологии в рамках Дней защиты от экологической опасности «Экология – Безопасность – Жизнь». Среди запланированных мероприятий интеллектуальный марафон «Экология и другие науки», внеклассное мероприятие в форме ток-шоу «Изменение климата Земли», фестиваль экологических сказок, нестандартные уроки, викторины и многое другое.
И хотя сделано по экологическому воспитанию наших школьников немало в новом учебном году мы продолжили работу и запланированную экологическую работу проведем с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.
Педагоги убеждены, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности"
Разработанная система развития ключевых компетентностей учащихся через внеурочную деятельность (через работу правового кружка и работу по индивидуальным программам) может быть использована учителями и...
Статья "Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла".
Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла....
«Возможности использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла".
Статья и презентация могут быть использованы для проведения методического семинара для учителей преподающих предметы естественнонаучного цикла....
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявля...
«Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности учащихся»
Методическая разработка на тему:«Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности учащихся»...