Курс внеурочной деятельности "Основы жизненного самоопределения", программа "Я среди людей" для 5 класса.
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Программа для 5 класса «Я среди людей» носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 255
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Курс внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
Программа «Я среди людей»
5 класс
Учитель: Васильева Н.Ф.
2016-2017 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Основы жизненного самоопределения» (программа «Я среди людей») для 5 класса создана на основе программы элективного курса «Основы жизненного самоопределения: 5 класс: Пропедевтика обществознания» / автор Е.В. Чжан-Имашева (festival.1september.ru/articles/511481).
Программа для 5 класса «Я среди людей» носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
2. Цели обучения.
Изучение программы «Я среди людей» направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
- формирование правовой культуры школьников посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей; самостоятельной познавательной деятельности; семейно-бытовых отношений.
3. Курс «Основы жизненного самоопределения» (программа «Я среди людей») рассчитан на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Основы жизненного самоопределения» ученик 5 класса должен
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- оперировать терминами и формулировками;
- сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);
- отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Мы пришли в школу (2 ч.)
Цели и задачи предмета. Цели и задачи саморазвития.
Тема 1. Я - человек (3 ч.)
Зачем человек рождается. Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Что человек наследует от своих родителей.
Здоровье человека. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Свободное время и занятия физкультурой.
Как я отношусь к другим людям. Ты и другие ребята. Презентация «О нас и нашем классе»
Тема 2. Я отличаюсь от других (3 ч.)
Способности человека. Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Потребности. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Мои интересы и увлечения. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Тема 3. Я выбираю (4 ч.)
Свобода выбора. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Опыт выбора в конкретных ситуациях. «Я чувствую себя взрослым. Это означает…»; «Если ты ссоришься с другом, как ты поступаешь…»
Результаты выбора и их последствия. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора.
Ценностные основания выбора. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Тема 4. Мораль и я (4 ч.)
Мораль. Ценности. Добро и зло. «Золотое правило морали». Смелость. Страх. Отвага. «Я говорю злу нет».
Тема 5. Я и другие (4 ч.)
Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Проблемы общения. Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта.
Умение договариваться.
Тема 6. Я и моя семья (4 ч.)
Значение семьи для человека и общества. Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства Любовь и забота. Семейные обязанности. Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Взаимоотношение родителей и детей. Домохозяйство и домоводство. Свободное время. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Тема 7. Я – гражданин (4 ч.)
Наша Родина - Российская Федерация. Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.
Права и обязанности.
Гражданин – отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ. Обязанности граждан. Гражданственность. Россия – многонациональное государство. Толерантность. Малая Родина. Историческая память. «Плоха та птица, которой родное гнездо не мило».
Тема 8. Я и экономика (4 ч.)
Труд – основа жизни. Что создается трудом. Как оценивается труд. Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Тема 9. Я взрослею (3 ч)
Самооценка себя и изученного курса: что я узнал в этом учебном году и что мне пригодится.
6. Предполагаемые результаты обучения.
Результаты изучения курса «Основы жизненного самоопределения» предполагают реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной практической жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Ученик 5 класса должен научиться усваивать и осознанно воспроизводить учебный материал; использовать более сложные виды деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решать разнообразные жизненные задачи.
7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учащихся:
- Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Прутченков А.С., Смирнова Г.К. Учебно-методический комплекс «Мой выбор». - М.: Ижица, 2005.
- Школьный словарь по обществознанию / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аве-рьянова.- М.: Просвещение, 2001.
Литература для учителя:
- Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Прутченков А.С., Смирнова Г.К. Учебно-методический комплекс «Мой выбор». - М.: Ижица, 2005.
- Боголюбов Л.Н. Учебно-методический комплекс «Обществознание». - М.: Просвеще-ние, 2010.
- Соколов Я.В. Учебно-методический комплекс «Граждановедение». - М.: НВЦ «Граж-данин», 2006.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика (экспериментальный материал для воспита-телей и классных руководителей) / Академия Педагогических Наук СССР. - М., 1984.
Интернет – ресурсы:
- Федеральный центр ИОР www.fcior.edu.ru
- Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru
- Единое окно доступа к ОР window.edu.ru
8. Техническое обеспечение образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение кабинета:
- персональный компьютер с доступом к локальной сети и сети Интернет;
- проектор;
- экран;
- акустические колонки;
- принтер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
5 КЛАСС (2016-2017 УЧ. ГОД)
Название темы программы | Колич. часов | Дата проведе-ния урока по факту | № урока | Тема урока | Тип и форма урока | Понятия и основное содержание урока | Основные умения и навыки | Формы контроля | |
всего | в т.ч. практ. р. | ||||||||
Введение. Мы пришли в школу | 2 | 05.09.2016 | 1 | Цели и задачи предмета. | Изучение нового материала | Цель, задачи. | Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание. | Беседа | |
12.09 | 2 | Цели и задачи саморазвития. | Изучение нового материала | Самоопределение, развитие, саморазвитие. | Уметь исп-ть ранее изученный материал для решения познават-ных задач. | Беседа | |||
Тема 1. Я – человек. | 3 | 1 | 19.09 | 3 | Зачем человек рождается. | Изучение нового материала | Человек, жизнь. | Уметь анализ-ть, делать выводы. | Подобрать материал по теме. |
26.09 | 4 | Здоровье человека. | Изучение нового материала | Здоровье, наследствен-ность. | Уметь развивать способности к самоопределению и самореал-ции. | Диспут | |||
03.10 | 5 | Как я отношусь к другим. | Изучение нового материала | Отношения | Уметь принимать на себя личную ответствен-ность за свое решение. | Привести примеры о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, помогают друг другу. | |||
Тема 2. Я – отличаюсь от других. | 3 | 1 | 10.10 | 6 | Мои способности. | Комбини-рованный урок | Способности, самосознание, самооценка, самопознание | Уметь анализиро-вать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения. | Покажи свои достоинства! Удиви окружающих! Это прибавит тебе уважения и повысит твою самооценку. |
17.10 | 7 | Потребности. | Комбини-рованный урок | Потребности, духовный мир, чувства. | Уметь анализ-ть наиболее типичные социальные ситуации. | Индивидуальность – плохо или хорошо (привести примеры). | |||
24.10 | 8 | Мои интересы и увлечения. | Комбини-рованный урок | Интересы, увлечения, самостоятель-ность. | Уметь анализ-вать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения. | Рассказать о себе: внешний вид, привычки, любимые занятия, игры, черты характера. | |||
Тема 3. Я – выбираю. | 4 | 3 | 9 | Свобода выбора и ответственность. | Изучение нового материала | Свобода и ответствен-ность. | Уметь анализир-ть собственные помыслы и поступки. | «Я люблю тебя любого» (творческие задания). | |
10 | Практикум (выбор в конкретных ситуациях). | Практикум | Формир-ние социальной компетенции. | Творческие задания | |||||
11 | Результаты выбора и их ответственность. | Изучение нового материала | Выбор, самоконтроль. | Уметь принимать на себя личную ответствен-ность за свое решение. | Проект «Народная мудрость». Ответить самому себе честно и прямо: хватало ли тебе мужества поступать по совести. | ||||
12 | Ценностные основания выбора. | Комбини-рованный урок | Мировоззре-ние, ценности, личность. | Уметь анализиро-вать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения. | Составить словесный портрет сильного человека. | ||||
Тема 4. Мораль и я. | 4 | 3 | 13 | Мораль, ценности. | Изучение нового материала | Мораль, ценности. | Умение моделиро-вать ситуации и анализ-ть их. | Ролевая игра. | |
14 | Добро и зло. | Комбини-рованный урок | Добро, зло. | Умение моделир-ть ситуации и анализир-ть их. | Подготовить рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни. | ||||
15 | «Золотое правило морали». | Комбини-рованный урок | Правило | Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения. | Творческие задания | ||||
16 | Практикум « Я говорю злу нет». | Практикум | Гуманизм | Умение моделир-ть ситуации и анализир-ть их. | С чего начинается доброта. Подобрать примеры к трем основным правилам. | ||||
Тема 5. Я и другие. | 4 | 2 | 17 | Межличностные отношения. | Изучение нового материала | Межличн. отношения. | Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы. | Подобрать материал к уроку. | |
18 | Проблемы общения. | Изучение нового материала | Общение, лояльность, взаимо-понимание. | Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы. | Составить таблицу «Цели общения». | ||||
19 | Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. | Комбини-рованный урок | Агрессивное поведение, межличн-ые конфликты, способы разрешения, солидарность, лояльность, толерантность | Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения. | Составить памятку «Как победить обиду и установить контакт». | ||||
20 | Практикум «Умение договариваться». | Практикум | Умение моделир-ть ситуации и анализир-ть их. | Придумать себе дела доброго волшебника. | |||||
Тема 6. Я и моя семья. | 4 | 2 | 21 | Самое главное – это семья. | Комбини-рованный урок | Семья, брак | Уметь работать с нормативно-правовыми документами. | Эссе «Вся семья вместе, так и душа на месте». | |
22 | Семейные обязанности. | Изучение нового материала | Обязанности | Уметь разумно вести домашнее хозяйство. | Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома». | ||||
23 | Родители и дети. | Изучение нового материала | Отношения между поколениями. | Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | Есть ли совместные дела в твоей семье. Кто принимает в них участие. | ||||
24 | Практикум « Моя семья». | Практикум | Умение моделир-ть ситуации и анализир-ть их. | Составить свои правила ведения домашнего хозяйства. | |||||
Тема 7. Я – гражданин. | 4 | 3 | 25 | Наша Родина – Россия. | Изучение нового материала | Патриотизм, гражданствен-ность. | Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы. | Подготовить плакаты, рисунки на тему: «С чего начинается Родина». | |
26 | Государственные символы. | Комбини-рованный урок | Флаг, герб, гимн. | Уметь рассказать историю государствен-ных символов. | Что можно рассказать об истории городов по их гербам. | ||||
27 | Права и обязанности. | Комбини-рованный урок | Права, обязанности. | Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны. | Сочинение-эссе «Гражданин – Отечества достойный сын». | ||||
28 | Малая Родина. | Изучение новго материала | Предки, родословная. | Уметь объяснять, что такое малая родина. | Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от твоего дома. Расскажи ему о твоей малой Родине. | ||||
Тема 8. Я и экономика. | 4 | 4 | 29 | Труд - основа жизни. | Изучение нового материала | Труд, экономика. | Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы. | Составить памятку «От чего зависит достаток в твоем доме». | |
30 | Труд и творчество. | Комбини-рованный урок | Творчество, ремесло. | Давать определение понятий. Уметь анализир-ть, делать выводы. | Презентация «Поспешишь – людей насмешишь». | ||||
31 | Богатство и бедность. | Изучение нового материала | Богатство, бедность. | Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы. | Составить схему слагаемых успеха «Учимся трудиться и уважать чужой труд». | ||||
32 | Благотворительность и меценатство. | Комбини-рованный урок | Благотвори-тельность и меценатство. | Уметь принимать на себя личную ответствен-ность за свое решение. | Творческие задания | ||||
Тема 9. Я взрослею. | 3 | 2 | 33 | Как я поработал в этом году. | Урок применения знаний | Цели, задачи, результаты. | Умение обобщать и систематизи-ровать изученное ранее. | Защита проектов | |
34 | Мне это в жизни пригодится Итоговое занятие. | Урок применения знаний | Уметь анализир-ть, делать выводы, объяснять свою точку зрения. | Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса "Увлекательное страноведение" 2014-2015г.г.
Ограниченное количество учебных часов и рамки школьной программы не позволяют в полной мере удовлетворять интересы подростков. Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей,...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...
Авторский элективный курс «Личностное и профессиональное самоопределение» для учащихся 9 классов
В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Данный курс знакомит учащихся 9 классов с многообразием м...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....
Рабочая программа курса «Проектные технологии жизненного самоопределения», 10 класс
Рабочая программа курса «Проектные технологии жизненного самоопределения», 10 класс, 2 часа в неделю...