Авторский элективный курс «Личностное и профессиональное самоопределение» для учащихся 9 классов
рабочая программа (9 класс) на тему
В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Данный курс знакомит учащихся 9 классов с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторский элективный курс
«Личностное и профессиональное самоопределение»
для учащихся 9 классов
Составитель: МОСАЛЁВА К. В. Педагог-психолог ГБОУ ДПО РСПЦ Самарской области, г. Тольятти, Российская Федерация
Пояснительная записка
Я интересуюсь своим будущим потому, что собираюсь
провести там всю свою остальную жизнь.
К. Чарлз
В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Многие при выборе профессии руководствуются чужим мнением, стремятся к власти, шумной славе, большим деньгам. Забывая о главных вопросах для каждого человека: «Кто Я? Что Я могу?». Знания себя, своих способностей и возможностей, а также совпадение их с потребностями рынка труда – залог успеха. Быть профессионально успешным значит состояться как личность, быть угодным и полезным себе и окружающим.
Данный курс знакомит учащихся 9 классов с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.
Ключевыми понятиями в данном курсе являются: личностное и профессиональное самоопределение, перспектива будущего, психологическое время, профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, самопрезентация.
Форма организации образовательного процесса, по программе предполагает использование в работе различных форм занятий:
Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е. Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л. Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), ЛПП Пряжникова Н.С., тренинги, игры, психотехнологические упражнения и др.
Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, ролевые игры, тренинг.
В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания учащихся. На теоретических занятиях используются ИКТ – информационные и коммуникативные технологии (компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией).
Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.
Ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.
В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.
Новизна в данной программе заключается в том, что занятия являются практико-ориентированными, то есть большее количество часов отведено на выполнение практических работ. Содержание программы предусмотрено на 1 полугодие учебного года. Конечным результатом является защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств».
Цель курса: Развитие личной профессиональной перспективы.
Задачи курса:
- Раскрыть возможности психологической науки в приобретении профессии;
- Сформировать у учащихся профессиональную направленность, профессиональное самосознание и призвание, положительное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности;
- Обучить на практике применять знания о мире профессий, уметь ориентироваться на рынке труда.
В результате выполнения данного курса учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- личная профессиональная перспектива;
- восприятие времени и перспектива будущего;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- карьера, этапы построения карьеры;
- личный профессиональный план;
- адекватная самооценка;
- профпригодность;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям,
- личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- разработать этапы своей профессиональной карьеры.
В программе «Личностное и профессиональное самоопределение» четыре раздела:
Темы разделов и количество часов курса
№ п/п | Тема разделов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
1. | Введение | 1 | |
2. | Юность – пора самоопределения | 2 | 2 |
3. | Профессиональное самоопределение | 2 | 2 |
4. | Мир профессий | 1 | 2 |
5. | Познай себя | 1 | 4 |
Всего: 17 часов | 7 | 10 |
Содержание программы:
1. Введение (1час) Предмет, цель и задачи курса. Предмет, цель и задачи курса. Профессия и человек. Важность выбора профессии в жизни человека. Выбор профессии и жизненное самоопределение. Что такое жизненное самоопределение.
2. Юность – пора самоопределения (4 час) Возрастные границы юности. На пороге взрослой жизни. Время в жизни человека. Физическое, биологическое, психологическое и другие виды времени. Понятие психологического времени. «Быстрое» и «медленное» время. Отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. Самоопределение – главная задача юности. Варианты жизненного самоопределения: творческое и прагматическое самоопределение. Временная перспектива и умение жить в настоящем. Факторы, влияющие на жизненное самоопределение: личный опыт, семейные традиции, мнение окружающих, социальное окружение, социально-экономические условия и др. Личностное самоопределение – центр социализации. Объективные и субъектиные предпосылки феномена.
3. Профессиональное самоопределение (4 часа). Понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – основные этапы. Понятие психологической готовности к профессиональному самоопределению. Элементы психологической готовности к профессиональному самоопределению. Осознание своих способностей, интересов, склонностей. Общие и специальные способности в освоении профессий. Этапы осознания своих способностей, интересов, склонностей. Препятствия для осознания своих профессионально значимых качеств. Средства осознания своих способностей, интересов, склонностей. Профориентационная психодиагностика. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Внешние детерминанты: социальная ситуация, система ценностей в обществе, экономическая ситуация, влияние микросоциума (семейной ситуации и др.). Внутренние детерминанты: система ценностей человека, мотивация личности (доминирующие мотивы — познавательные или другие), самооценка, способности. Принятие ответственности за решение. Выбор профессиональной сферы. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Внешние – «престиж» профессии как общественное мнение, мода на профессию, возможности получения профессионального образования в существующих условиях, ситуация на рынке труда. «Микросоциальные» внешние обстоятельства – мнение родных и друзей. Внутренние детерминанты – профессиональные интересы, специальные способности и другие профессионально значимые качества. Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии. Этапы становления профессионала. Профессиональный труд и достижение человеком вершины жизненного пути. Значение профессионального самообразования. Самообразование в овладении профессией. Самообразование как непременное условие успехов в овладении профессией. Потребность в самообразовании как признак интереса к выбранной профессии. Особенности современной ситуации в мире профессий и необходимость непрерывного профессионального и самообразования. Построение осуществимого плана профессионального самоопределения.
Мир профессий (3 часа)
Мир профессий: классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям. Формула профессии. Матрица выбора профессии. Понятие профессиограммы. Пути получения профессии. Типичные ошибки в выборе профессии.
Познание себя (5 часа).
Профессиональные интересы. Самооценка и уровень притязаний. Творческий потенциал. Способности и профессиональная пригодность. Здоровье и профессия. Защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»
Календарно- тематическое планирование
Наименование тем занятий | Кол-во часов | Календарные сроки | Вид занятий | Наглядные пособия |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Введение | 1 | - | - | - |
Тема 1.1. Предмет, цель и задачи курса. Профессия и человек. Важность выбора профессии в жизни человека. Выбор профессии и жизненное самоопределение. Что такое жизненное самоопределение. | 1 | сентябрь | ЛК | ИКТ |
Раздел 2. Юность – пора самоопределения | 4 | - | - | - |
Тема 2.1 Возрастные границы юности. Время в жизни человека. Физическое, биологическое, психологическое и другие виды времени. Понятие психологического времени. Отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. Временная перспектива. | 1 | сентябрь | ЛК | ИКТ |
Практическое занятие. Размышление о прошлом настоящем и будущем. Учащимся предлагается присоединиться к спору трех мудрецов ведущих спор о важности прошлого, настоящего и будущего в жизни человека. Поразмышлять на эту тему письменно, в виде небольшого эссе. | 1 | сентябрь | ПЗ | Раздаточный материал для инд. работы |
Тема 2.2 Самоопределение – главная задача юности. Варианты жизненного самоопределения. Факторы, влияющие на жизненное самоопределение. | 1 | сентябрь | ЛЗ | ИКТ |
Практическое занятие. Основы персонального менеджмента | 1 | октябрь | ПР | Раздаточный материал для инд. работы |
Раздел 3. Профессиональное самоопределение | 4 | - | - | - |
Тема 3.1. Понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – основные этапы. Понятие психологической готовности к профессиональному самоопределению. Элементы психологической готовности к профессиональному самоопределению (осознание своих способностей, этапы и средства осознания, препятствия для осознания). | 1 | октябрь | ЛК | |
Практическое занятие Ролевая профориентационная игра «Три судьбы» | 1 | октябрь | ПР | Раздаточный материал для инд. работы |
Тема 3.2. Профориентационная психодиагностика. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Принятие ответственности за решение. Выбор профессиональной сферы. Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии. Этапы становления профессионала. Значение профессионального самообразования. Самообразование в овладении профессией. Потребность в самообразовании как признак интереса к выбранной профессии. | 1 | октябрь | ЛК | ИКТ |
Практическая занятие Личная профессиональная перспектива. Выявить ЛПП с помощью опросника Н.С. Пряжникова. Анализ результатов. | 1 | ноябрь | ПЗ | Раздаточный материал для инд. работы |
Раздел 4. Мир профессий | 3 | - | - | - |
Тема 4.1 Мир профессий: классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям. Формула профессии. Матрица выбора профессии. Понятие профессиограммы. Пути получения профессии. Типичные ошибки в выборе профессии. | 1 | ноябрь | ЛК | ИКТ |
Практическое занятие. Формула профессии (Н.С.Пряжников). Матрица выбора профессии. Профориентационная игра «Ассоциация» | 1 | ноябрь | ПЗ | Раздаточный материал для инд. работы |
Практическое занятие. Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии. Ролевая игра «Персонажи и профессии» | 1 | ноябрь | ПЗ | Раздаточный материал для инд. работы |
Раздел 5. Познай себя | 5 | - | - | - |
Тема 5.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Влияние темперамента на выбор профессии. Здоровье и выбор профессии. | 1 | декабрь | ЛК | ИКТ |
Практическая занятие. Учебный сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса». | 1 | декабрь | ПК | Раздаточный материал для инд. работы |
Тема 5.2 Самооценка и уровень притязаний Самопрезентация. Составление резюме. | 1 | декабрь | ЛК | ИКТ |
Практическая занятие. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей. Изучения профессий по психологическим характеристикам – требованиям. | 1 | декабрь | ПР | Раздаточный материал для инд. работы |
Практическое занятие. Защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств» | 1 | декабрь | ПЗ | Проекты, презентации |
ВСЕГО: 17 часов | 7/10 | - | - | - |
Методическое обеспечение программы:
- для педагогов:
- «Профориентация старшеклассников» / сост. Т.В. Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.
- «Теория и практика профориентации и профконсультирования» / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.
- Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блонский - М.6 - 1994. - 262с.
- Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с.
- Быков О.В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты./Hовые исследования в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2000.- с. 13-15.
- Возрастная и педагогическая психология / сост. И.В. Дубровина, А.М, Прихоожан, В.В. Зацепин. - М.,1999. - 320с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1998.- 543с.
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога.- Питер, 2005
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000. - 159 с.
- Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2003. -312с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.
- Махаева О.Л. Я выбираю профессию// Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. – М.:УЦ «Перспектива», 2005
- Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2003.- 688с.
- Орлов В. Шаги к профессии. «Школьный психолог» №13, 2006г. стр. 6-10.
- Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ. Ч.3.-Вологда, 1997
- Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
- Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2004. – 203 с.
- Психологическое сопровождениевыбора профессии // Под ред. Митиной Л.М. –М.: Фликта, 2003
- Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- для учащихся:
- Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 203с.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. кл. средней школы. - М.: Просвещение, 1991.
- Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии», Москва:, Генезис, 2005 г. – 208с.
- Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии». – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.
- Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» // «Школьный психолог», 1999 г. – №14.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограмма 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
- Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений; под редакцией С.Н.Чистякова- М.: Просвещение,2006г.
- Технология профессионального успеха: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений; под редакцией С.Н.Чистякова- М.: Просвещение, 2006г.
- Филлимонова О. «Как научиться выбирать профессию», Москва.: Чистые пруды, 2008 г. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...
Личностное и профессиональное самоопределение.
Подготовка учащихся к выбору профессии....
Проектная деятельность на элективных курсах как средство профессионального самоопределения ученика
В статье автор подводит итог своей работы в качестве преподавателя элективных курсов....
Авторский элективный курс «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.
Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:· ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределе...
Элективный курс по технологии «Профессиональное самоопределение. Человек и профессия» для учащихся 9 класса
Элективный курс по технологии«Профессиональное самоопределение. Человек и профессия»для учащихся 9 класса...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...