рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_5.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Пропедевтический этап обучения ИКТ в рамках внеурочной деятельности по ИКТ в 5 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Вклад внеурочной деятельности по ИКТ в достижение целей
основного общего образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Изучение ИКТ в рамках внеурочной деятельности по ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации, информационных процессов и ИКТ в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
На изучение ИКТ в рамках внеурочной деятельности по ИКТ в 5 классах отведено 34 часа в год, что соответствует 1 часу в неделю. Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ гимназии №61 на 2015 -2016 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывалось, что в классах по 30 человек и для проведения урока ИТ класс делится на 2 подгруппы, а так же контингент детей 5-х классов достаточно способный и хорошо успевающий по всем предметам. Поэтому в этом классе больший упор делается на понятие информационных процессов, усвоение которых требует хорошего развития абстрактного мышления и логического мышления, принимать правильные обоснованные решения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики в рамках внеурочной деятельности по ИКТ в 5 классах
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Информация вокруг нас. Технологии преобразования информации | 9 |
2 | Компьютер | 8 |
3 | Подготовка текстов на компьютере | 9 |
4 | Компьютерная графика | 3 |
5 | Компьютерная анимация | 3 |
6 | Резерв | 2 |
Итого: | 34 |
Содержание курса внеурочной деятельности
по ИКТ в 5 классах
1. Компьютер для начинающих
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
Планируемые результаты обучения
- Тема: Компьютер для начинающих
Учащиеся должны знать:
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. с компьютерным меню».
- тема: Информация вокруг нас
Учащиеся должны знать:
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации..
Передача информации.
Кодирование информации. Формы представления информации.
Метод координат.
Текст как форма представления информации.
Табличная форма представления информации.
Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации.
Систематизация информации. Поиск информации.
Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации.
Преобразование информации по заданным правилам.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
- тема: Информационные технологии
Учащиеся должны знать:.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере.
Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел программы (общее количество часов раздела) Тема урока в разделе. | Дата проведения урока по плану | Дата проведе- ния урока по факту | Применение ТСО, ИКТ, наглядность | Базовое домашнее задание | За счёт чего сделано уплотне- ние (если необходи- мо) |
I четверть | ||||||
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. | 05.09 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | Введение, §1, §2(3) | |||
Компьютер (8 часов) | ||||||
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 12.09 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §2 | |||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. | 19.09 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §3 | |||
Управление компьютером. | 26.09 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §4 | |||
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» | 03.10 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §5 | |||
Передача информации. | 10.10 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §6 (1) | |||
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | 17.10 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §6 (2) | |||
В мире кодов. Способы кодирования информации | 24.10 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §7 (1) | |||
Метод координат. | 31.10 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §7 (2) | |||
II четверть | ||||||
Подготовка текстов на компьютере (9 часов) | ||||||
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 14.11 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §8 (1, 2) | |||
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | 21.11 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §9 (3, 4) | |||
Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» | 28.11 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §9 (5) | |||
Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | 05.12 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §8 (6) | |||
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | 12.12 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §8 (7) | |||
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) | 19.12 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §9 (1) | |||
Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) | 26.12 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §9 (2) | |||
III четверть | ||||||
Разнообразие наглядных форм представления информации | 09.01 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §10 (1, 2) | |||
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» | 16.01 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §10 (3) | |||
Компьютерная графика (3 часа) | ||||||
Компьютерная графика. Графический редактор Paint Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 23.01 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §11 (1) | |||
Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | 30.01 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §11 (2) | |||
Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | 06.02 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §11 (1, 2) | |||
Технологии преобразования информации (8 часов) | ||||||
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 13.02 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (1, 2) | |||
Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | 20.02 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (2) | |||
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | 27.02 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (3) | |||
Кодирование как изменение формы представления информации | 06.03 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (4) | |||
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 13.03 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (5) | |||
Преобразование информации путём рассуждений | 20.03 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (6) | |||
Разработка плана действий. Задачи о переправах. | 03.04 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (7) | |||
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 10.04 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (7) | |||
Компьютерная анимация (3 часа) | ||||||
Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). | 17.04 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (8) | |||
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). | 24.04 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | §12 (8) | |||
Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | 08.05 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | ||||
Резерв учебного времени | 15.05 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | ||||
Резерв учебного времени | 22.05 | Компьютерный класс, мультимедийный комплекс | ||||
ВСЕГО | 34 часа |
Учебно-методические средства обучения
Список литературы
Учебники
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Пособия для учителя
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
- Коллекция ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru/
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Пособия для учащихся
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Коллекция ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru/
Диагностический материал
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007
Дидактический материал
Коллекция ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru/
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- Компьютерный класс (12 рабочих мест учеников и место учителя)
- Мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, доска маркерная)
- принтер (черно/белой печати, формата А4);
- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс
Программа разработана для организации внеурочной деятельности с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"
Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия 5-6 класс"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс
5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...