Математические кружки как средство развития интереса к математике в 5 – 6 классах
статья (5, 6 класс) на тему

Заикина Наталья Алексеевна

В статье даются цели и задачи кружка математики в 5 -6 классе, учебные пособия, которые может использовать учитель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические кружки как средство развития интереса  

к математике в 5 – 6 классах

Изучение математики в школе было  бы неполным, если бы оно не сопровождалось внеклассной работой по математике. Внеклассная работа способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий.  

Математический кружок позволяет создать условия для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Я люблю вести математический кружок, когда обучаю 5 – 6 классы. В этом году мой математический кружок называется  «Юные эрудиты», он создан  для учащихся двух шестых классов, занимаются примерно 15 человек. Очень важно, просто необходимо учить математическому видению, математической логике  именно в этом возрасте, так как учащиеся 11-13 лет очень позитивно воспринимают новое. У них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля и  самоорганизации. Для учащихся 5 и 6 классов очень важен уровень личных достижений. Необходимо помочь подростку почувствовать радость познания, умения учиться, быть уверенным в своих способностях и возможностях. Культура счета и математической речи улучшаются вычислительными умениями и навыками работы с величинами.

 Программа кружка у меня рассчитана на 35 занятий, раз в неделю. Чаще не получается как по объективным так и субъективным причинам.

Какие темы я включаю в программу кружка? Думаю, такие же как и большинство моих коллег, это традиционные темы занимательной математики: арифметика, логика, комбинаторика, геометрические задачи, задачи на свойства чисел, исторические фрагменты – рассказы об ученых-математиках и истории их открытий.

Какие же задачи может решать успешно организованный и активно работающий математический кружок?

  • развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения, ясного и точного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического);
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
  • воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  • установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
  • создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими учениками, выпуск газет и рисунков, посвященных математике).

Литература, из которой учитель – руководитель кружка для 5 – 6 классов подбирает материал для занятий, так же как и темы занятий традиционна и всем известна. Думаю, что вы, коллеги, тоже имеете в своей библиотеке эти книги:

— Яков Перельман «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра» и другие его книги. Они недавно переиздавались.

—  Владимир Лёвшин и Эмилия Александрова «Рассказы рассеянного магистра», «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре».

—  Дмитрий Клименко «Задачи по математике для любознательных»

—  Алексей Мазаник «Реши сам»

— Федор Нагибин, Евгений Канин «Математическая шкатулка»

—  Емельян Игнатьев «В царстве смекалки»

— Раймонд Смолиан в переводе Алексея Куликова «Тигриная алгебра»

 — Борис Кордемский «Удивительный мир чисел»

В наше время огромные возможности подбора задач дает интернет.

Но, согласитесь,  удобно, когда материал уже систематизирован и подобран по темам. И в этом случае очень интересны и полезны книги  - пособия для математического кружка Анатолия Алексеевича Гусева, которые так и названы «Математический кружок – 5 класс» и «Математический кружок – 6 класс». Пособия изданы в «Мнемозине»,  в 2014 году и содержат программу кружка, набор задач для решения в классе и дома, а также задачи для математических соревнований – индивидуальных и командных. Я купила эти книги в Интернет-магазине «Лабиринт», они и сейчас есть в продаже, так же как и книга «Математический кружок – 7 класс»

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими успешную работу кружка, являются:

— учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

— доброжелательный психологический климат на занятиях;

—личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

— подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

— оптимальное сочетание форм деятельности;

— доступность.

Кроме того, эффективности организации кружка  способствует использование различных форм проведения занятий:

—  эвристическая беседа;

— практикум по решению задач;

— интеллектуальная игра;

— дискуссия;

— творческая работа (проект, сообщение, мини-доклад).

Также я стараюсь на занятиях кружка использовать возможности сети Интернет. В интернете можно найти исторические сведения по математике,  биографии ученых,  истории их открытий. Если задаю сделать презентации на ту или иную тему, проверяю, чтобы это были самостоятельные работы, а не слепое копирование уже сделанного кем-то, учу правильному оформлению.

Ожидаемые результаты  занятий учащихся в кружке:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план

решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.

  • Научиться работать с дополнительной литературой и в сети Интернет.
  • Защищать свои творческие работы.
  • Участвовать в математических олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

Дидактическая игра как средство развития математических вычислительных навыков на уроках математики.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает некоторые затруднения:одна из них -  снижение интереса у обучающихся к математическим вычислениям из-за их однообразия, монотонности ...

Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС

Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....

Программа математического кружка "Математика и ее историческое развитие"

Программа математического кружка для учащихся 9 классов содержит материал, который  не только уже был изучен, но и новый для учащихся.Материал подкреплен историческими сведениями, приведены источ...

Математический диктант как средство развития внимания учащихся

В работе представлены виды математических диктантов для применения на уроках математики....

Метод проектов, как средство развития способностей обучающихся начальных классов

Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует с...

Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

С помощью математических игр, можно развивать речь ребенка. Ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Использование математических игр – один из самых...