Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
консультация

Артанова Ирина Владиславовна

С помощью математических игр, можно развивать речь ребенка. Ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Использование математических игр – один из самых эффективных методов развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_matematicheskim_soderzhaniem_.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с математическим содержанием как средство развития речи

детей старшего дошкольного возраста

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально - смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Развитие речевой активности одна из главных задач речевого воспитания дошкольника.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Использование в работе с детьми игровых технологий способствует тому, что ребенок, свободно выражает свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- способствует обогащению словаря;

- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

С помощью математических игр, можно развивать речь ребенка. Ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма ее выражения.

Использование математических игр – один из самых эффективных методов развития речи дошкольников. Включение игровых моментов в образовательный процесс, делает обучение более интересным и занимательным, создает особое рабочее настроение.

Игры с математическим содержанием, не утомляют детей, не вызывают у них негативных реакций, а лишь наоборот дети проявляют огромный интерес, оживление и радость, что поддерживает постоянно положительныи эмоциональный настрой.

Содержание игр направлено на активизацию и закрепление детьми математических понятий. Кроме того, применение игровых средств и ситуаций, направленных на самостоятельное закрепление детьми математического словаря, обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала для развития речи.

Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Это игры, по математике направлены на систематизацию, уточнение представлений, знании и умений, расширение области их применения. Когда дается новая информация. Словесные игры с математическим содержанием помогают детям: в умении сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения; в умении проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному признаку; в умении формулировать, противоположное значение; в умении логически правильно обосновывать свой ответ.

Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находиться?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается?», «Узнай̆ по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай̆», «Четвёртый̆ лишний̆» др.

Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый шестой седьмой̆; вверху, внизу, между; наблюдай, считай̆, сравнивай̆. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу.

«Посчитай». Цель. Закреплять умение правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.

Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы, например, «Если сосна выше, чем березы, то береза ... (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы. (тоньше ствола дуба)»). Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок» (круглый), Буратино (тонкий), дядя Степа (высокий), гном (низкий).

«Составь загадку». Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

«Четвёртый лишний». Цель. Закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей, совершенствуют чёткое и внятное произношение звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом. Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по ФЭМП в детском саду.

Условное деление словаря на активный и пассивный дает возможность последовательно вести занятия от понимания смысла (значения) слов, обозначающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи

Цель  исследования –  изучить развитие навыков изобразительной  деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью, разработать ...

«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

       Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь р...