Программа математического кружка "Математика и ее историческое развитие"
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс)

Программа математического кружка для учащихся 9 классов содержит материал, который  не только уже был изучен, но и новый для учащихся.Материал подкреплен историческими сведениями, приведены источники информации, указаны страницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematicheskogo_kruzhka_9_klass.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа для математического кружка  учащихся 9 классов «Математика и ее историческое развитие»

Главная цель:

Создать  условия для

  • позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами,
  • для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях,
  • интереса к внеклассной деятельности по математике
  • развитие творческих способностей, логического мышления,
  • углубление знаний, полученных на уроке,
  •  расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Занятиях кружка призваны решать следующие задачи обучения:

Обучающие задачи:

  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
  • учить быть критичными слушателями;
  • учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
  • учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
  •  учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
  •  изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
  •  демонстрировать высокий уровень предметных умений;
  • достигать более высоких показателей в основной учебе;
  • синтезировать знания.

Развивающие задачи

  • повышать интерес к математике;
  • развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
  • развивать эмоциональную отзывчивость
  • развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные задачи

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;  развивать пространственное воображение;
  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
  • воспитывать трудолюбие;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • формировать доброе отношение друг к другу.

Программа опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.

Программа « Занимательная  математика» рассчитана на один год обучения.  Общее количество часов – 34часа . Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая  (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная  (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие во Всероссийской  математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»  и других интернет – олимпиадах и конкурсах;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

Результатами изучения курса являются формирование следующих умений и навыков:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  •  сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»
  •  выявлять функциональные отношения между понятиями;
  •  выявлять закономерности и проводить аналогии.
  •  создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
  • осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • нестандартные методы решения различных математических задач и уметь применять их на практике;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
  •  рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  •  систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач;
  • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач.

№ урока

Тема занятия

Количество часов

Дата по плану

фактически

Примечания

1-3

Подготовка к решению олимпиадных задач Всероссийской математической олимпиады.

3

Материалы заданий предыдущих олимпиад, сборники олимпиадных задач

4 - 5

Решение уравнений 3 и 4 степени. Уравнения, приводимые к квадратным (из истории алгебры)

2

Стр.42, История математики в школе. Г.И.Глейзер

6 - 7

Решение рациональных уравнений и задач с использованием рациональных уравнений. О термине и понятии «алгоритм»

2

Стр.115,  История математики в школе. Г.И.Глейзер

8-9

Векторы. Из истории векторов

2

Стр.33, История математики в школе. Г.И.Глейзер

10-11

Системы  двух уравнений, содержащей одно уравнение первой степени, а другое второй степени

2

Стр.45, История математики в школе. Г.И.Глейзер

12-13

Комбинаторика. События и вероятности

2

С.76,с.123, В.А.Гусев Внеклассная работа по математике 8 – 9 класс

14

Круги Эйлера. О величайшем математике 18 в. Леонарде Эйлере.

1

С.159, История математики в школе. Г.И.Глейзер

15-16

Из науки о числах

2

И.Я.Депман. За страницами учебника математики

17-18

Иррациональные числа в древности и средние века. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби в 16-17 веках

2

С. 126 История математики в школе. Г.И.Глейзер

19-21

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия в древности. Решение заданий огэ

3

С.54 История математики в школе. Г.И.Глейзер

22-24

Геометрическая прогрессия в древности и в средние века. Развитие учения о прогрессиях. Решение заданий огэ

3

С.57, 57 История математики в школе. Г.И.Глейзер

25 - 26

Расстояние на плоскости. Параллельность и параллельный перенос. Разные задачи

2

С.40 ,73 В.А.Гусев Внеклассная работа по математике 8 – 9  

27-28

Площади. Задачи на площади в тестах ОГЭ. Вычисление площадей в Древней Греции

2

С.27, История математики в школе. Г.И.Глейзер

29-30

Многоугольники. О параллелограмме. О трапеции (из истории геометрии). Решение задач по тестам ОГЭ

2

С.25, В.А.Гусев Внеклассная работа по математике 8 – 9 С.26,  История математики в школе. Г.И.Глейзер

31

Окружность и круг. О касательных к  окружности. Вписанные углы. Архит Тарентский.

1

С.32, История математики в школе. Г.И.Глейзер

32

Из истории векторов. Рассказы о геометрии.

1

С.34, История математики в школе. Г.И.Глейзер

33

Подобие. О  «делении отрезка в данном соотношении» Аполлония. Построение подобных фигур. Пропорциональный циркуль. Галилей

1

С.37, История математики в школе. Г.И.Глейзер

34

Защита творческих работ по истории математики. Математический колейдоскоп.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа введения нового методологического раздела "Математика в историческом развитии"

В данном материале представлен возможный вариант введения в практику работы учителя нового раздела (по ФГОС) "Математика в историческом развитии" и перечислены различные формы введения исторического м...

Программа Межрегиональной НПК "Проблемы и перспективы развития математического образования" от 26 февраля 2016 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий, место проведения Межрегиональной НПК "Проблемы и перспективы развития математического образования" от 26 февраля 2016 года, организо...

Программа кружка по математике для 6 класса "Математика в историческом развитии"

Содержание занятий кружка полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к изучению предметной области «Математика&raq...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Историческое развитие хореографического искусства».

Освоение программы «Историческое развитие хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта духовно-нравственной и творческой деятельности, ознакомление с высшими достиже...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...