Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"
проект по теме
Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывались дети в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект Устное народное творчество, как средство развития речи" | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект:
Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида
Автор: Князева Е.В.
Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывались дети в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Роль малых форм фольклора трудно переоценить. Народные песенки, потешки, сказки, скороговорки, загадки и т.п. погружают ребенка в светлый уютный мир, оказывает врачующее влияние на детскую душу.
Фольклор обладает обучающими свойствами: развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, развивает фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определенным нравственным нормам. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Именно младший возраст обладает особой восприимчивостью, у ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление, эмоциональное воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. В то же время, развитие речи - одна из важнейших проблем в специальных коррекционных классах. Недостатки речевого развития проявляются у учащихся такой школы наиболее отчётливо.
Поэтому развитие речи на основе практического усвоения средств языка выступает как одна из главных задач. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли еѐ нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением. Научить ребѐнка говорить - значит научить его мыслить. Решение этой задачи невозможно без использования самых разнообразных форм работы, поиска нестандартных путей и технологий. Наиболее полно реализует эту задачу использование устного народного творчества на уроках и внеклассных занятиях.
Проблема:
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Цель проекта: Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта :
- знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
Объектом исследования в данном опыте явился речевой материал,
связанный с устным народным творчеством, для занятий в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы 8 вида, его влияние на обогащение словаря детей с нарушениями развития.
Новизна опыта заключается в том, что речевой материал с использованием элементов устного народного творчества используется не
только на уроках чтения и письма, но и на таких уроках как математика,
изобразительное искусство, трудовое обучение и внеклассной работе.
Система поэтапного использования жанров устного народного
творчества на различных предметах учебного плана.
Предмет | Формы работы | Речевой материал |
Чтение и развитие речи | Ответы на вопросы Сравнивание рисунков Инсценировка сюжета Артикуляционные, дыхательные упражнения Пересказ по вопросам Рассказ по картинке, используя опорные слова Чтение по ролям Выборочное чтение Заучивание Работа по картинкам Игры-упражнения на Классификацию предметов-отгадок Выбор пословицы, народной приметы к содержанию текста | Сказки о животных Речевые народные игры Песенки Скороговорки, заклички Волшебные сказки Считалки Загадки Сказки разных народов Пословицы Народный календарь |
Письмо и развитие речи | Составление предложений по иллюстрации Составление схем предложений Гимнастика для пальцев Списывание с печатного текста Списывание с рукописного текста Дополнение предложений Словарная работа Игры на закрепление пройденного Разгадывание кроссвордов, ребусов Объяснительный диктант Зрительный диктант Выборочный диктант Работа по индивидуальным карточкам | Герои народных сказок Потешки Адаптированные тексты народных сказок, считалки Загадки по темам "Учебные вещи", "Животные", "Одежда", "Обувь". Пословицы и поговорки |
Математика | Устный счѐт Решение задач Составление задач по картинкам Полные и краткие ответы на вопросы Дополнение текста Задачи Игры на закрепление пройденного Упражнение на развитие логического мышления | Весѐлые стихи Сказочные вопросы Скороговорки с использованием чисел Задачи – шутки Занимательные вопросы Загадки с использованием порядковых и количественных числительных Пословицы и поговорки на сравнение отдельных предметов и групп предметов |
Трудовое обучение | Упражнения на развитие мелкой моторики Речевая зарядка Составление композиций, макетов к сказкам Изготовление поделок из бумаги, пластилина, ткани, природного материала Организация учащихся Игры Подведение итогов работы | Речевые народные игры – забавы Скороговорки Русские народные сказки Загадки о материалах и инструментах Загадки, пословицы и поговорки о труде и трудолюбии |
Изобразительное Искусство | Пальчиковая гимнастика Физкультминутки Рисование орнаментов Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем Рисование отгадок Организация учащихся Игры Подведение итогов | Народные игры на создание образов животных Орнамент русского и хакасского народного костюма Загадки по темам "Животные", "Растения" Пословицы и поговорки о положительных качествах человека |
Внеклассная работа. | Классные часы. Праздники, конкурсы, театрализованные представления и т.п. Весёлые переменки | Сказки. Загадки, пословицы, потешки, скороговорки, считалки. Подвижные и хороводные игры |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как на уроках, так и во внеклассной деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития младших школьников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа в этом направлении является эффективной и нужной для дальнейшего развития детей.
Фольклор является средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.
Народное поэтическое слово, адресованное детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Семинар для учителей начальных классов....
Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г ) В реферате освещается актуальность проблемы исследования. Изложена теория вопроса.П...
Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида
В статье " Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида" рассказывается о создании эффективного и успешно развивающегося в максимально...
Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
У детей с умственной отсталостью отмечаются следующие нарушения интонационной выразительности речи: • нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растяну...
Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.
Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII вида....
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями д...