«Искусство чайного стола» конспект
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное обшеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
Технологическая карта внеклассного мероприятия «Искусство чайного стола»
для обучающихся с НОДА и УО
Учитель: Евсеева Т.И.
2016 г.
Технологическая карта внеклассного мероприятия «Искусство чайного стола»
Ф.И.О. Евсеева Т.И.
Место работы: ГБСОУ школа – интернат № 113 г.о.Самара
Технология: здоровьесберегающие: сохранение здоровья обучающихся путём смены видов деятельности, проведения физкультминуток; групповое обсуждение, ИКТ,ЭОР
Методы: словесные, наглядные, игровые, поисковые, практические.
Цель: обучающая – познакомить обучающихся со структурой и назначением чая, видами и сортами чая; правилами приёма гостей, традициями чаепития разных стран, сервировкой стола и угощением на чаепитии;
развивающая – способствовать развитию умений накрывать на стол, принимать гостей, заваривать чай;
воспитывающая – воспитывать бережливость, аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям и обычаям других народов.
Планируемые результаты:
предметные: познакомить со структурой и назначением чая, закрепить знания о сортах и видах чая; дать знания об истории появления чая в России, обычаях чаепития у разных народов; правилах общения и гостеприимства;
личностные: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека;
познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде
регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата; планировать решение учебной задачи», оценивать результаты деятельности своей и чужой;
коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
коррекционные: уточнение и расширение знаний о традициях и правилах чаепития, формировать умение и навыки общения и сотрудничества, умения устанавливать логические связи между предметами и явлениями, формировать умение выделять частное и общее, расширять представления об окружающем мире.
Предварительная работа:
- Посещение школьной библиотеки: работа со справочным материалом
- Чтение дополнительной литературы по теме во внеурочное время.
- Рассматривание иллюстраций в книгах
- Сбор информации через Интернет
- Создание презентации «Искусство чайного стола в разных странах ».
- Консультация для родителей «Как привить любовь кчаепитию».
- Тренинг по завариванию чая.
- Выставка рисунков учащихся и родителей по теме мероприятия: чайная посуда
- Подбот пословиц и поговорок о чаепитиии.
- Подбор музыкального сопровождения совместно с музыкальным руководителем.
- Выбор ведущего из учащихся .
Оборудование:
- Компьютер.
- Слова спословицами п поговорками.
- Презентации обучающихся по теме «Искусство чайного стола»
- Презентация по правилам поведения за чаепитием и заваривания чая.
- Предметы и посуда для заваривания чая обучающимся и гостям.
- Музыкальный клип.
- Музыка для релаксации.
Эпиграф вечера отдыха «Искусство чайного стола»: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» /Экзюпери/.
Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предполагаемый результат, УУД, |
1. Организационный момент | Приветствие всех собравшихся и показ слайдов с домашним чаепитием в кругу семьи. | Приветствуют взрослых и друг друга. Просмотр слайдов. | Развивать зрительное и слуховое восприятие, концентрацию внимания, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этикета, принимать и сохранять учебную задачу,соответствующую данному этапу обучения. |
2. Самоопределение к деятельности. Постановка цели мероприятия. | В наш быт всё чаще входит приглашение на чашку чая, а не на огромный пир, как это было раньше. Поэтому наша цель сегодня: получить знания о чае, его родине, сортах и видах чая, традициях чаепития разных народов, узнать как принимать гостей дома, накрыть стол и чем угостить, и, конечно, просто отдохнуть и пообщаться. Человек всегда чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том – о сём. Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете – радость человеческого общения». И если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас пригласили к общению, к дружеской беседе. | Слушают вступительное слово и обучающийся читает стихотворение: Гостей и близких привечаем Мы ароматным сладким чаем. От всех невзгод, от всех болезней Пахучий чай всегда полезней. Наш гость, сегодня не скучай, Пей от души горячий чай! Дополнительный рассказ обучающегося: Чаепитие появилось давно, как – то органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были весьма примечательны. Каждая эпоха приносила что – то своё, менялись правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом – солью и добрым отношением. | Развивать словесно-логическое мышление, переключаемость внимания, воспроизводить по памяти необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, участвовать в групповой работе, связанной с общением. |
3. Актуализация знаний обучающихся | В народном творчестве по поводу чаепития много пословиц. Какие вы знаете? | Ответы обучающихся: - от хозяина, чтоб пахло ветром, а от хозяйки – дымком; - не красна изба углами, красна пирогами; - в гости ходить – надо и к себе водить; - гостю в переднем углу место; - встречай не с лестью, а с честью; - в этом доме и вода, что мёд; - добрый гость всегда в пору… | Развивать устойчивость и переключаемость внимания, увеличивать объём памяти, учить работать коллективно, сопереживать радостям и бедам товарищей |
4. «Открытие» обучающимися новых знаний по теме занятия | Во время чаепития и беседа ладится, а после незаметно для себя самого становишься добрым и приветливым. Что нового вы узнали из выступления? Что вас удивило? Какой час вы предпочитаете? Почему? Чем руководствуетесь при выборе того или иного чая? | Презентация №1 Чай – это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус. Но сказать о вкусе и запахе чая – это сказать слишком мало. Чайный куст неприхотлив, он может расти на скудных почвах и склонах с каменистым грунтом, выдерживает различные температурные условия. Не боится тропической жары и хорошо переносит морозы. Чайные листы не имеют болезней. Плодоносить начинают рано, но наибольший сбор листа через 8 – 10 лет. Растёт до 100 лет, товаровыгоден до 60 – 80 лет. Сбор чая требует квалификации, выносливости, огромных затрат ручного труда. Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа. Ведь собирают только верхние молодые побеги (слайды и схемы) Презентация №2 Сорта чая: - высший – (байховый) перевод с китайского – «белая ресничка». Так китайцы называют типсы, т.е. почки, которые иногда бывают в чайных флешах; чем больше типсоы в сухом чае, тем он ароматнее, вкуснее и ценнее. Это флеши с типсами. - первый – это флеши без типсов. Т.Е.молодые побеги, состоящие не более чем из трёх листочков, сорванные вскоре после появления огрубевших листьев. - второй сорт – это следующие за флешами листья. Чайное сырьё может состоять из различных частей куста, вплоть до огрубевших листьев. Такие группы принято называть фракциями. - третий сорт - или кирпичный чай, наиболее популярный. Он состоит из взрослого огрубевшего листа. | Расширять представления об окружающем мире, формировать умение выделять общее и частное, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде, уметь структурировать свои знания. Формировать умения устанавливать логические связи между предметами и явлениями, развивать умение распределять внимание,учить работать по предложенному учителем плану, идентифицировать себя с принадлежностью к народу,стране, государству |
5. Первичное закрепления полученных знаний | Существует несколько типов чая. Что вы знаете об этом? Есть черный чай. Поставщики чёрного чая Индия, Китай, Шри – Ланка, Цейлон. Красный чай. Производят его в основном в Китае. Имеет своеобразный вкус и аромат. Как заваривают? Жёлтый чай. Его изготавливают из высококачественного сырья – молодых побегов и чайных почек. Поэтому производство этого чая ограничено. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и придаёт хорошее настроение. Зелёный чай. Что знаете о нём? Высокие сорта зелёного чая имеют серебристо – зеленый цвет. Цвет настоя светло – зелёный. Он хорошо выводит вредные вещества из организма. Поставщик – Китай. Лечебный чай. Что это такое? В свежих листьях лечебного чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зелёном в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает иммунитет, умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из почётных мест. Какой чай мы ещё не назвали? Правильно. Все виды чая существуют в зависимости от страны выращивания. Какая страна является родиной чая? Послушайте рассказ о первых упоминаниях о чае ( подготовленный обучающийся) | Ответы обучающихся. Он самый популярный. Имеет интенсивный настой и имеет терпкий вкус. Существует множество разновидностей. Красный чай насыпают в сухую чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немножко охлаждённым. Зелёный чай по распространению не втором месте. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Лист лечебного чая содержит стимулирующее вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. Ещё есть ароматизированный чай, когда добавляют различные ароматизаторы: лимон, яблоко, мёд, апельсин… Родиной чая является Китай. Чай стал известен человеку задолго до нашей эры. Его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно. Когда – то китайскому императору кипятили воду. В сосуд упало несколько листьев с чайного куста и вода потемнела, от неё исходил тонкий и приятный аромат. Настой решили попробовать. Попробовали и восхитились. Это было первое в мир чаепитие. Путь чая в Россию был долог и труден. | Расширять представления об окружающем мире, развивать гибкость мышления, пониматьзаданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека. Формировать умение выделять логическую последовательность, Развивать переключаемость внимания, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, помощь |
6. Презентации обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся, закрепление в практической деятельности | Наши «историки» приготовили интересные презентации : легенды о чае. | Презентация №3 В 1638 году русский царь Михаил Романов направил своих послов В.Старкова и В.Неверова в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан – Хану. Тот встретил их с почестями. Во время званного обеда гостей поили каким – то крепким и ароматным напитком. Старков донёс царю: «Я не знаю, листья ли то какого – то дерева или травы; варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя это чаем». Вторая версия. В 1654 году в Китай был послан боярский сын Ф.Байков. Вернувшись назад, он поведал, что чай выращивают и производят китайцы. Это было уже при царе Алексее Михайловиче. Он повелел снарядить особого гонца в Китай за чаем. Звали его И.Перфильев. В 1665 году он поставил своему повелителю 10 пудов чаю. Царь и его бояре вначале употребляли напиток как снадобьё от хвори и телесной усталости. Ведь лекари приписывали ему способность «освежать и очищать кровь» и умение удерживать ото сна во время церковной службы. Чай настолько пришёлся по вкусу, что его стали пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день. | Развивать креативность, расширять представления об окружающем мире, увеличивать объём восприятия, планировать решение учебной задачи, проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде |
7. Рефлексия | Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Чай в России для крестьян был недоступен. Они пили его только в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться». Кто знает поговорки и пословицы о чае? Чаепитие в России стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из путешественников заметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар. Послушайте стихотворение. Предлагаю вам провести две игры: «Этикет» и «Сервировка стола». Одни называют блюдо, подаваемое к чаю, а другие отвечают, как это блюдо едят. А сейчас Арина расскажет и покажет как правильно сервировать стол. Запомнили? Теперь проверим: надо сервировать столы. Столы у нас сервированы, а вот чай ещё не заварен. Послушайте, как правильно это делать. Предлагаю вам познакомиться с особенностями заваривания чая у разных народов. Надо отметить: -особенности приготовления; -особенности подачи чая; -особенности сервировки стола. |
Обучающиеся называют пословицы о чае: - чай пить – приятно жить. - выпей чайку – позабудешь тоску. - с чая лиха не бывает. - если чай не пьёшь, где силы берёшь?... Чтение стиха о самоваре обучающимся: Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром У него горят бока. Самовар поёт – гудит, Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец – самовар. Обучающиеся называют одно из блюд, которое можно подавать к чаю, другие рассказывают, как правильно его есть. Обучающаяся демонстрирует сервировку стола и рассказывает правила, которые необходимо при этом соблюдать: стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают полотняными цветными скатертями. Салфетки могут быть других цветов, но сочетаться со скатертью. К чайному столу подаются сладкие блюда (суфле,кремы, пирожные, торты, кексы, варенье, печенье, сушки, пряники, конфеты. Для сервировки используют десертные тарелки, фруктовые приборы, розетки для варенья. При подаче сладкого блюда для каждого гостя – десертная тарелка, справа кладётся десертная ложка или нож, слева – десертная вилка, рожками вверх. На десертных тарелках – салфетки. На столе по центру – конфеты, печенье, фрукты, варенье. Самовар находится слева от хозяйки дома. Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара. Обучающиеся сервируют столы, соблюдая вышеуказанные правила. При заварке чая обильная пена – знак того, что вода не докипела, что отрицательно скажется на вкусе чая. Отсутствие пены означает, что вода была слишком жёсткая, долго кипела и в итоге утратила весь кислород. Напиток станет невкусным. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, ополаскивают кипятком, всыпав чай, заливают горячей водой на 2\3, закрывают крышкой. Чёрный чай заваривают 3 – 5 минут, зелёный 5 -8 минут. Неправильно заваренный чай не только бесполезен, но и вреден. Презентации обучающихся: - китайский способ; - английский способ; - индийский способ. | Формировать умение выделять общее и частное, развивать устойчивость внимания, словесно – логическое мышление, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, корретировать свою деятельность, намечая способы устранения ошибок Развивать зрительное и слуховое восприятие, формировать умение самоконтроля в деятельности, умение выделять логическую последовательность, оценивать результаты своей и чужой деятельности, сопереживать радостям и бедам товарищей Презентовать подготовленную информацию, формировать познавательные мотивы, интерес к новому. |
Релаксация | Ну что же, столы накрыты, чай заварен, пора и к столу приглашать. У меня в руке чайная чашка. Пусть она послужит приглашением к чаю. Передавая её из рук в руки, сидящему соседу справа, подумайте, как бы вы сейчас пригласили его на чай? Какие слова найдёте для этого? Ведь это очень важно, как прозвучит ваше приглашение. | Все садятся за столы, приглашая друг друга к чаепитию. | Развивать гибкость мышления, умение планировать свою деятельность, ставить перед собой цели и задачи, принимать учебную задачу мероприятия и осуществлять её решение в процессе выполнения практических действий, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения. |
8. Подведение итогов чаепития | Вот и подошло к концу наше чаепитие. Поделитесь своими впечатлениями от нашего вечера, что нового вы узнали, что вас заинтересовало, что вызвало затруднения. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были рады гостям и умели их не только правильно принять, но и удивить оригинальным чаепитием в духе какого – нибудь народа. Напоследок дам полезный совет: Если хворь с кем приключится, Чаем можете лечиться. Чай всех снадобней полезней, Чай в жару нас освежает, И в морозы согревает, И сонливость переборет, И с усталостью поспорит, Сокрушит любой недуг, Чай здоровью лучший друг! | Обучающиеся делятся своими впечатлениями о проведённом чаепитии, отмечая, что нового узнали при подготовке презентаций, какие были трудности, кто и как помогал, какой получился результат. | Формировать умение выделять частное и целое, развивать устойчивость внимания, прочность запоминания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, участвовать в групповой работе, связанной с общением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физика за чайным столом
Проект представлен в виде викторины т.е. в виде игры в вопросы и ответы. Его можно использовать в любой школе, как для пропедевтики предмета физики, привития интереса к предмету, развития наблюдательн...
Конспект интегрированного с воспитателем занятия для обучающихся 5 класса по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»
Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразным...
11Сервировка чайного стола (итог проекта)
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК СЕРВИРОВАТЬ ЧАЙНЫЙ СТОЛ?...
Урок в 8 классе "Физика за чайным столом"
Урок-чаепитие обобщения и ситематизации знаний...
Презентация "Чайный стол"
Подробные рекомендации для сервировки чайного стола...
Методическая разработка урока "Физика за чайным столом"
Урок обобщения, систематизации и углубления знаний по теме "Тепловые явления" для 8 класса...
Конспект открытого урока " Сервировка чайного стола"
Встреча за чаем! это прекрасный повод поговорить о чём- то приятным.Как правильно организовать чаепитие, чтобы у всех было прекрасное настроение и приятное послевкусье? Чтобы ответить, нео...