Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые старты"
рабочая программа (5 класс) на тему

Орлов Максим Вячеславович

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vn_deyat_orlov.docx124.06 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Санкт-Петербургский кадетский военный корпус

Министерства обороны Российской Федерации»

                                                                                                              Утверждено.

                                                                                       Начальник  Санкт - Петербургского

                                                                                       кадетского военного корпуса МО РФ              

                                                                                                                                      И.Н.Царёв

                                                                                        Приказ  № 146  от «29» августа2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по учебному курсу «Весёлые старты»

для 5-ых классов на 35 часов 

 (спортивно – оздоровительное направление)

Составитель программы воспитатель Орлов Максим Вячеславович

Срок реализации 2015/2016 учебный год

                                                                                         Рекомендована к использованию

                                                                                         ПМК физической культуры и спорта

                                                                                         Протокол №1  от «28» августа 2015г. 

                                                                                         Руководитель   ПМК:          

_________________

                                   Согласовано:

                                                                                        Заместитель начальника кадетского

                                                                                        военного корпуса по учебной работе

С.Б. Матюк

                                                                                         «29»  августа 2015 года 

г. Санкт – Петербург

2015

Пояснительная записка

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов.

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «Веселые старты» имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.

Программа «Веселые старты» является программой внеурочной деятельности для кадет 5-х классов Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса Министерства обороны РФ.

Актуальность. В основе деятельности по данной программе лежит организация подвижных игр. Данная программа одна из форм реализации ФГОС – 2.

Подвижные игры занимают большое место в физическом воспитании детей, так как они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. В подвижных играх эти качества у детей развиваются в комплексе. Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем.

Именно благодаря этому свойству подвижные игры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей.

Цель программы: сформировать привычку к здоровому образу жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
  • формировать правильную осанку;
  • обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
  • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
  • формировать у детей навыки здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
  • совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

Воспитательные:

  • прививать жизненно важные гигиенические навыки;
  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
  • формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
  • воспитать активность и самостоятельность в двигательной деятельности.
  • воспитать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях игровой и соревновательной деятельности.
  • Воспитать эмпатию, умения работать в команде.

Оздоровительные:

  • улучшать функциональное состояние организма;
  • повышать физическую и умственную работоспособность;
  • способствовать снижению заболеваемости.

Педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей.

Повышается роль педагога дополнительного образования в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья детей. Для человека важнейшим показателем его жизнеспособности является фактор сознания и целеполагания, а также ценностных ориентаций, наиболее значимой и независимой единицы в структуре личности, которая в значительной степени определяет поведение, выбор стиля и социальную активность человека. Отрицательное влияние гиподинамии недооценивается ни педагогами, ни родителями. Поэтому так важно в здоровьеформирующих технологиях находить пути донесения информации о ЗОЖ, факторах риска для здоровья, о рациональных способах выполнения упражнений, уровне тренирующих воздействий и др.

Нормальное развитие и функционирование человека возможны в том случае, если у него сформировано позитивное отношение к самому себе и к своему здоровью.

В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., – направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

Эффективность реализации программы:

  • информационно-познавательные (беседы, показ);
  • творческие (развивающие игры);
  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование).

Условия реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 10-12 лет. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей. В группу принимаются все желающие

Формы и режим занятий.

Форма занятий – групповая.

Теоретические, практические, комбинированные - занятия. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП, игры;

  • занятия оздоровительной направленности;
  • праздники;
  • эстафеты, соревнования.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в игровой форме. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Ожидаемые результаты

  • Снижение уровня заболеваемости и пропусков занятий детьми;
  • Привлечение максимального количества детей к занятиям в спортивных секциях;
  • Создание положительной эмоциональной сферы психологического здоровья учащихся;
  • Повышение физической активности детей;
  • Сформированность у детей потребности в здоровом образе жизни.

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания дополнительной образовательной программы «Веселые старты», что приводит к ожидаемым результатам:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
  • умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
  • умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты изучения дополнительной образовательной программы «Веселые старты»:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
  • проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.

Метапредметные результаты изучения дополнительной образовательной программы «Веселые старты»:

  • характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

Формы подведения итогов реализации программы

  • В ходе каждого занятия педагог контролирует физическое состояние ребенка и уровень формирования двигательных навыков на текущий момент.
  • По итогам каждого тренировочного цикла проводится оценка уровня двигательных способностей ребенка и приобретенных навыков.
  • Контроль осуществляется в форме визуального наблюдения, контрольного задания, тестирования, соревнований.

Основной формой подведения итогов является участие детей в соревнованиях.


Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

В том числе

Общее количество

теоретических

практических

I. Основы знаний.

1.1

Вводное занятие.

2

0

2

Итого:

2

0

2

II. Специальная физическая подготовка.

2.1

Дыхатeльная гимнастика.

1

2

3

2.2

Формирование навыка правильной осанки.

1

5

6

2.3

Развитие гибкости.

1

2

3

2.4

Упражнения в равновесии.

1

2

3

2.5

Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.

1

3

4

2.6

Упражнения на расслабление.

1

1

2

Итого:

6

15

21

III. Общая физическая подготовка.

3.1

Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота.

1

3

4

3.2

Школа мяча.

1

4

5

Итого:

2

7

9

VI. Спортивные праздники.

0

4

4

Всего часов:

10

26

36

Содержание программы

I. Основы знаний.

1.1 Вводное занятие.

Теория. Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.

II. Специальная физическая подготовка.

2.1. Дыхательная гимнастика.

Теория. Беседа об органах дыхания. Правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе, беге, прыжках.

Практика. Комплексы дыхательной гимнастики. Выполнение Комплекса профилактических упражнений для верхних дыхательных путей «Паровоз привез нас в лес» по авторской разработке Арсеневской О.Н. Освоение методики диафрагмально-релаксационного дыхания (приложение №1).

Игры: «Кто громче?», «Шарик», «Хомячки», «Подпрыгни и подуй на шарик».

2.2. Формирование навыка правильной осанки.

Теория. Что такое осанка? Что влияет на формирование осанки? Краткие сведения из анатомии; рассказ о позвоночнике и его функциях, профилактика нарушений осанки.

Практика. Разучивание исходных положений (лежа на спине, животе, на боку, сидя на гимнастической скамейке, стоя).

Создание мышечного «корсета», за счет развития мышц разгибателей спины, мышц брюшного пресса и косых мышц живота.

Упражнения на формирование хорошей осанки: «Чайка», «чайка в ходьбе», «кобра», «пресс-папье» на животе, «вертолет», «стрекоза», «пресс-папье» на боку, «полумост», «морская звезда».

Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом). Комплексы упражнений для формирования правильной осанки (приложение №2).

Игры: «Ходим в шляпах», «Черепахи», «Великан и другие», «День, ночь», «Пересаживание».

2.3. Развитие гибкости.

Теория. Физическое качество – гибкость.

Практические занятия. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест «Гибкий ли я?»

2.4. Упражнение в равновесии.

Техника безопасности.

Практические занятия. Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом, руки за голову, с мячом, на каждый шаг, фиксируя положение мяча (вниз, вперед, вверх); ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая мячи; ходьба по гимнастической скамейке на носках, приседая на одной ноге, другую прямую махом пронести сбоку вперед (фиксируя движения руками); «перетяни за черту» (в парах перетягивают за руки друг друга у черты); Ходьба по гимнастической скамейке с поворотом кругом на середине (с мячом); легкий бег на носках по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие; ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через скакалку, сложенную вдвое, поднимая поочередно ногу вперед вверх и перекладывая предметы под ногой из одной руки в другую; выполняя хлопки под ногой; ходьба по гимнастической скамейке на середине выполнить «ласточку».

Игры: «Повязанный», «Ловкие ноги», «Вернись на место», «Удержись».

2.5. Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени

Теория. О профилактике плоскостопия. БАТ (биологически активные точки) на стопе.

Практика. Упражнения для укрепления мышц стопы: ходьба на месте; стоя, руки на поясе, левая нога на носке, правая на пятке, смена положения ног; «ходьба по колючкам» (ходьба с «поджатыми» пальцами); чередование ходьбы на носках и пятках; исходное положение, сидя на полу: поочередный подъем правой и левой стопы; сидя, колени сомкнуты, стопы развернуты, подъем наружных краев стоп, постепенно сближая стопы и увеличивая время напряжения мышц; давить большим пальцем правой стопы на опору, поднимая мизинец и пятку; стопы сомкнуты, подъем внутренних краев стоп; «гусеница», «прожорливая гусеница», «сытая гусеница», «черепаший ход».

Комплексы упражнений в различных И.П., в движении, игрового характера.

Упражнения с применением предметов: с гимнастической палкой, с мячами, со скакалкой, с мелкими предметами (карандаши, платочки) и т.д.

Игры: «Барабан», «Великан и другие», «Ну- ка, донеси», «Поймай комара»

2.6. Упражнения на расслабление.

Теория. Дыхательные упражнения для снятия напряжения, расслабление, релаксация.

Практика. Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой: «Запрещенное движение», «Угадай, где мяч», «Тряпичная кукла», «Кто летает?», «Слушай внимательно»

III. Общая физическая подготовка.

3.1. Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота.

Теория. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.

Практика. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки. ОРУ на координацию в сочетании с ходьбой и бегом, челночный бег 3X10 м. Прыжки через скакалку. Подсчёт частоты пульса после физического нагрузки и в состоянии покоя.

Игры: «Салочки», «Третий лишний», «Поезд с арбузами», «Чей красивее прыжок?», «Послушный мяч», «Ловишки с мячом», «Удочка», «Казаки разбойники», «Мы весёлые ребята».

3.2. Школа мяча.

Теория. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячами разного диаметра.

Практика. Броски, ловля и передача мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с теннисными и резиновыми (волейбольными) мячами. Метание в вертикальную цель. Игры и эстафеты с мячами.

Подвижные игры: «Перестрелка», «Снайпер», «Не давай мяч водящему», «Достань мяч», «Мяч ловцу», «Гонка мячей» и игры с элементами волейбола и баскетбола.

V. Спортивные праздники.

Для зрелищности и повышения интереса проводятся праздники: «Путешествие в страну здоровья, «Зимние забавы», «Здравствуй лето!». Подвижно-дидактическая игра «Физкульт-лото». Подведение итогов. Награждение отличившихся.

 

Материально-техническое обеспечение:

  1. Различные мячи
  2. Насос для надувания мячей
  3. Сетка для переноса и хранения мячей
  4. Футбольные ворота для мини-футбола
  5. Свисток судейский
  6. Флажки разметочные с опорой
  7. Скакалки
  8. Гимнастическая скамья
  9. Гимнастические палочки
  10. Гантели
  11. Кегли
  12. Клюшки для игры в хоккей на траве
  13. Гимнастические маты
  14. Компьютер
  15. Мультимедиа-проекторы
  16. DVD-проигрыватель
  17. Чистая спортивная форма, для занятия в спортивном зале, для занятий на местности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для детей:

  1. Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96 с.
  2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с., ил. + цв. приложения, 32 с.
  3. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 1980.
  4. Шефер И.В. Дружи с гимнастикой. – М.: Физкультура и спорт, 1976.

Литература для преподавателя:

  1. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение«, 1976.
  2. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 109 с., ил. – (Физкультура и здоровье).
  3. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
  4. Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2003. – 176 с.: ил.
  5. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. – СПб: Издательский центр «Учитель и ученик», 2002. – 128 с.: ил.
  6. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /С.Н.Попов, Н.М. Валеев, Т.С.Гарасева и др.; Под ред. С.Н.Попова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.
  7. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. – М.:Знание, 1986. -64с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»;№3)
  8. Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство/ Ред. С.Д.Соловей. – С.-Петербург: Ривьера, 1995,214с.
  9. Потапчук А.А, Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб: Речь, 2001. – 166 с.
  10. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
  11. Хрипкова О.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
  12. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы/авт.-сост. А.Н.Каинов, И.Ю. Шалаева -_Волгоград: Учитель,2009.- 185 с.

Приложение 1

Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей «Паровоз привез нас в лес»  (авторская разработка Арсеневской О.Н.)

Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов.

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.

Там полным-полно чудес.

Удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

 Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

Низко наклониться, обхватив руками грудь — свернувшийся в клубок ежик.

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з! З-з-з!

Звук и взгляд направлять по тексту.

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з! З-з-з!

Пчелу ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Укрепление связок гортани, профилактика храпа.

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком.

Устали? Нужно отдыхать.

Сесть и сладко позевать.

Дети садятся на пол и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга

Приложение2

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки:

1. Принять правильную осанку. Стоя у стены, касание затылком, лопатками, ягодичными мышцами, икроножными мышцами и пятками.

2. И.П.  принять правильную осанку у стены. Отойти от стены на 1 – 2  шага, сохраняя И.П.

3. И.П.  принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Принять И.П.

  1.  И.П.  принять правильную осанку у стены. Сделать 1  2 шага вперед. Расслабить последовательно мышцы шеи, рук и туловища. Принять И.П.
  2.  И.П.  принять правильную осанку у стенки. Встать на носки, удерживаясь в этом положении 3  4 секунды. Вернуться в И.П.
  3.  То же упражнение, но без гимнастической стенки.
  4.  Принять правильную осанку. Ходьба с остановками.
  5.  Ходьба с предметом (книгой, мешочком, «бубликом») на голове с сохранением правильной осанки, перешагивая через препятствия. Остановка с проверкой правильной осанки.
  6.  Игры с сохранением правильной осанки.

лфк1рис1

Рисунок 1

лфк2рис2

Рисунок 2

Упражнения для развития подвижности грудной клетки, укрепления мышц спины, межлопаточной области спины, груди, ног: упражнения с преодолением собственного веса (приседания, поднимание туловища, ног из положения лежа, разгибание рук из положения лежа);  упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами (вес мяча до 1 кг), легкими гантелями,  с резиновыми бинтами и др. (рисунок 3)

лфк5

Рисунок 3

Приложение 3

ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

  1. “Гуси лебеди”

Гуси серые летели (бег на месте, или врассыпную, движение руками, как “крыльями”).

Да, летели. Да, летели (продолжение бега).

И присели, посидели (выполняют два приседа).

Да и снова полетели (снова бег).

А потом опять присели (присед).

Игровое упражнение повторить 2  3 раза.

  1. “Мы топаем ногами”

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладошки).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

  1. “Вышла мышка”

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук  «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему  месту).

Игровое упражнение повторить 2  3 раза.  

  1. “Печка горяча”

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).

Печка очень горяча (4 полупреседа).

Чи-чи-чи (3 хлопка над головой).

Печет печка калачи (4 прыжка на месте).

  1. “Ровным кругом”

Ровным кругом.

Друг за другом.

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте.

Дружно вместе

Сделаем вот так...

Играющие, образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании они останавливаются, а водящий (затейник) показывает какие-то движения; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется.

  1. “У реки росла рябина”

У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (приседы).

Эта рыба  рыбий царь (прыжки).

Называется  пескарь (ходьба на месте).

7. “Где ноги” (нарушение осанки).

Задача: Формирование правильной осанки

Ребенок лежит на спине, вытянув прямые ноги, ноги сомкнуты. Затем приподнимает носки и одновременно голову, смотрит на ноги на счет (1.2.3.4), затем медленно опускает голову на подстилку, потом ноги.

Взрослый контролирует положение позвоночника, который должен всей спиной прижиматься к подстилке.

8. Комплекс упражнений игрового характера (6-7 лет)

Задача: Формирование сводов стоп;  упражнение  для мышечного «корсета»; формирование правильной осанки дыхательного акта (его глубины, ритма); развитие внимания, выдержки, быстроты реакции.

Упражнение 1: “Ходьба”

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развернута. Проверить осанку перед зеркалом. Ходить  обычно, затем на носках, на пятках, на наружном своде стопы. Повторить все упражнения в ходьбе, меняя направления движения по комнате. Следите за осанкой. Продолжительность ходьбы 40  60 секунд.

Упражнение 2: “Куры”

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки  «крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах»; одновременно похлопывая себя по коленям  выдох; выпрямляясь, поднимают руки к плечам  вдох. Повторить 3  5 раз.

Упражнение 3: “Самолет”

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх  вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж»  выдох; стать прямо, опустить руки  пауза. Повторить 2  4 раза в каждую сторону.

Упражнение 4: “Насос”

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочередно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс»; выпрямляясь, вдох. Повторить 4  6 раз.

Упражнение 5: ”Дом маленький, дом большой”

Дети стоят. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки  вдох, («у медведя дом большой»). Присесть, обхватив руками колени, опустить голову  выдох с произнесением звука «шшш» («у зайки дом маленький»). Ходьба по залу «Мишка наш пришел домой, да и крошка-заинька». Повторять 4  6 раз.

Упражнение 6: “Косарь”

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево  назад, вправо. Выдох, вдох. Махом снова перевести руки через перед влево со звуком «зз-уу». Повторять 3  4 раза.

Упражнение 7: “Цветы”

Дети стоят по кругу. Поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют ее вперед, отводят назад, чередуя вдох и выдох. По окончании упражнения дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6  8 раз.

Упражнение 8: “Ёж”

Дети ложатся на спину  (на ковер) руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде инструктора дети делают глубокий вдох через нос. Дети принимают исходное положение и потягиваются как ежик, становятся большими, вырастают, а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Повторять 4  6 раз.

9. Веселая гимнастика

Задача: Формирование сводов стоп, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование правильной осанки, развитие быстроты реакции

Упражнение 1.

Встать прямо, голову не опускать, плечи немного опустить и несколько отвести назад. Сначала глубоко подышать. Делать длинный выдох, будто  хочешь сдуть с одуванчика пух. Затем сделать глубокий вдох носом.

Упражнение 2.

Дети стоят, руки на поясе. По команде инструктора ходят как цапли, высоко поднимая ноги. Продолжительность 10  20 секунд.

Упражнение 3.

«Посмотрите, как мальчики играют  пилят дрова». Встать попарно, лицом друг к другу, взяться  за руки, ноги слегка расставить, правая рука впереди. В каждой паре партнер должен сгибать вначале правую руку, а левую выпрямлять, затем наоборот. Движения делать ритмично, произнося «жжж». Повторять 6  10 раз.

Упражнение 4. 

«А теперь, наколем дров». Соедините руки внизу вместе в «замок», а ноги расставьте шире плеч. Поднимите руки вверх и с наклоном быстро опустите их вниз, одновременно произнося «ух, ух». Повторить 4  6 раз.

Упражнение 5.

Дети стоят, руки опущены. «Сейчас будем играть в игру «бабочка, журавль, лягушка». Ходите ровным шагом по комнате, а когда я скажу «бабочка», разведите руки в стороны и взмахивают ими, как бабочки крыльями. А если я произнесу «аист»  остановитесь и стойте на одной ноге (руки на поясе), скажу «лягушка», присядьте на корточки, коснитесь руками пола перед собой и скажите «ква-ква». Продолжать 2  4 раза.

Упражнение 6.

 «Вы знаете, как каркает ворона и машет крыльями, когда прогоняет воробышка? Разведите руки в стороны пошире, скажите «карр...» и опустите руки. Звук «р» тяните как можно дольше. Опуская руки, немного согните ноги. Повторять 4  6 раз.

Упражнение 7.

«Теперь покатаемся на лыжах». Делайте большие скользящие шаги и маховые движения руками, как будто мы катаемся на лыжах. Надо следить за тем, чтобы дети не делали резких выпадов и, чтобы шаг был плавным, скользящим, темп движений средний. Через 15  20 шагов можно и «с горки спускаться»: взмахнув обеими руками, присесть, наклоняясь слегка вперед и опуская маховым движением руки вниз и назад. Общая продолжительность упражнения 30  60 секунд.

Упражнение 8. 

«А теперь расчистим дорожки от снега». Взмахнем  вправо обеими руками, затем налево. Дети ходят, делая маховые движения обеими руками перед собой вправо и влево, с поворотом туловища в ту же сторону (кисти слегка сжаты в кулаки). Продолжительность 10  20 секунд.

Упражнение 9.

Дети стоят, ступни параллельны, слегка расставлены. «Мороз становится сильнее  согреемся». Разведите руки широко в стороны, ладонями вперед и крепко обхватите себя руками за плечи, при этом скажите «ухх» (надо следить  за тем, чтобы ребенок, обхватывая грудную клетку при  выдохе, попеременно кладя сверху, то правую, то левую руку). Проводить 4  6 раз.

10.  “Ходим в шляпах”

Задача: Формирование правильной осанки; укрепление мышечного «корсета» позвоночника; развитие чувства равновесия, ловкости, координации движений.

Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз  «шляпу»  мешочек с песком 200  500 г или дощечку, колесико от пирамиды. Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), инструктор дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате, сохраняя хорошую осанку. Для старших детей игру можно усложнить: детям предлагают пританцовывать, пройти по извилистой линии, по гимнастической скакалке или переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом, он не нарушил осанку.

11.  “Осень”

Задача: Развитие координации  движений в малых и крупных мышечных группах, чувства ритма, умения согласовывать свои действия  с действиями играющих; формирование правильной осанки; улучшение функции дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы, тонизирующее и успокаивающее воздействие на весь организм ребенка; нормализация прикуса

Дети  стоят широким кругом. Инструктор четко показывает движения, дети их повторяют. Инструктор говорит:

«Осенью клубятся большие тучи» (кругообразные движения руками перед телом), «моросит дождик  кап-кап» (потряхивание кистями рук).

«Все реже показывается солнышко» (поднимание полусогнутых рук вверх), улыбка (изображение солнышка), сжимание и разведение пальцев рук (солнечные лучики).

«Опадают листья с деревьев»: поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями. Показывать, как, кружась, падают на землю листья.

«Шумит ветер в лесу»: глубокий вдох через нос; выдох  будто слышится шум ветра «шшш..».

«На поля ложатся туманы»: поднимание рук плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и все более низким наклоном  изобразить, как стелются туманы.

«Птицы собираются в стаи»: построение небольшими группами в колонны по одному (изображая караваны гусей), клиньями (как строятся журавлиные стаи), врассыпную (будто стаи чижей).

«Улетают птицы в теплые края», медленный бег по площадке; затем по знаку инструктора остановка.

«А в школе осенью уже занимаются первоклассники. Покажем, как они стройно, прямо ходят», дети строятся в колонну по одному, ходят под счет руководителя. При выполнении проверяется носовое дыхание, смыкание губ.

12.  Комплекс упражнений игрового характера (5-12 лет)

Задача. Формирование  правильной осанки, рациональной походки, умения заниматься с физкультурными пособиями; развитие координации движений, равновесия; улучшения функции дыхания; укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, мышечного «корсета»позвоночника.

Упражнение 1.  

Дети перед зеркалом принимают правильную осанку: голову держат прямо, губы спокойно сомкнуты, дыхание через нос, смотрят перед собой, плечи слегка опущены и отведены назад, на одном уровне, руки опущены, ноги прямые, носки слегка развернуты; идут простым шагом на носках, на пятках.

Упражнение 2.

Голова прямо, пятки вместе, носки врозь, в руках за плечами гимнастическая палка: «багаж». Ходить, не опуская головы, на носках. Дети повторяют за инструктором: «Да, багаж, на этаж». Продолжительность 10  15 секунд.

 Упражнение 3. 

Дети стоят прямо, в руках за плечами гимнастическая палка («багаж»). По команде  инструктора, дети переводят палку из-за плеч  через голову вперед и накланяются, доставая палкой пол. При наклонах с выдохом скандировать: «багаж, саквояж,  жжж...». Повторить 5 раз.

Упражнение 4. 

Дети стоят прямо, руки опущены. Повороты туловища с одновременным отведением руки и поворотом головы в ту же сторону. Повторять 5  10 раз.

Упражнение 5. 

Приседая, колени развернуты, руки касаются пола. Повторять 5  10 раз.

Упражнение 6. 

Дети стоят, ноги расставлены на ширину плеч. Движение рук и корпуса вперед  назад (полунаклоны). Повторять 5  10 раз.

Упражнение 7.

Дети стоят, ноги на ширине плеч. Слегка наклониться вперед, пояс верхних конечностей и руки расслаблены (руки свободно «висят» впереди туловища). Делать маховые движения руками с поворотом туловища вправо и влево. Ритмично произносить «буль-буль-буль...». Повторять 6  12 раз.

Упражнение 8. 

Дети стоят. Руки согнуты в локтях перед собой, кисти сжаты в кулаки. Движения имитируют отжимания белья, ритмично.

Упражнение 9.

Дети стоят, ноги на ширине ступни, наклониться и быстро выпрямиться, встать на носки, поднять руки, потянуться. Повторить 5  10 раз.  

Приложение 4

Сказочные веселые старты

Цель: развитие быстроты, ловкости, выносливости.

Задачи:

        Улучшение физкультурной и спортивной работы в школе.

        Привлечение детей к занятиям спортом

        Умение общаться в коллективе

Инвентарь: шляпы (3 шт.), большие сапоги (3 пары), мешки (3 шт.), баскетбольный мяч (3 шт.), гимнастические палочки (3 шт.), швабры (3 шт.), платки (3 шт.), фартуки (3 шт.), кубики (12 шт.), кегли (12 шт.), ракетки теннисные (3 шт.), шарики теннисные (3 шт.), ромашка (21 лепесток, 3 серединки).

Ход мероприятия:

Общее построение. Приветствие команд. Представление членов жюри.

Эстафеты:

  1. Маленький Мук. Всем известно, что Маленький Мук очень быстро бегал в своих волшебных башмаках. Ребята, сейчас вам нужно показать, как быстро вы бегаете в своих кроссовках. Ваша задача: добежать до стенки, коснуться ее рукой и вернуться обратно, передав эстафету своему товарищу.
  2. Кот в сапогах. В этой сказке кот ходит в больших сапогах и в шляпе. Я вам предлагаю на время очутиться в этой сказке в образе кота. Ваша задача: быстро надеть сапоги и шляпу, добежать до стенки, красиво поклониться зрителям, вернуться и передать эстафету своему товарищу. Судьи будут оценивать не только быстроту команды, но и ваши поклоны. За красивый поклон можно получить дополнительные баллы. Следующий начинает эстафету только тогда, когда наденет на себя сапоги и шляпу, в противном случае команда получает штрафное очко.
  3. Попрыгунчики. Ваша задача: в мешке допрыгать до стенки, коснуться ее рукой и вернуться обратно, передав эстафету своему товарищу по команде.
  4. Догони мяч. Ваша задача: с помощью гимнастической палочки докатить мяч до стенки и обратно, передав эстафету своему товарищу по команде.
  5. Баба Яга в тылу врага. Сейчас каждый из вас побывает в роли Бабы Яги. Баба Яга летает на метле. Мы же будем использовать швабру. Ваша задача: надеть на голову платок и верхом на швабре добежать до стенки, коснуться ее рукой и вернуться обратно, передав эстафету товарищу. Следующий игрок начинает эстафету после того как завяжет на голове платок, за нарушение правил штрафное очко.
  6. Лягушки. В этой эстафете вам необходимо допрыгать с мячом между коленей до стенки. Обратно возвращаемся бегом с мячом в руках и передаем эстафету товарищу по команде. Если мяч выпал, то продолжаем эстафету с того места, где мяч был потерян.
  7. Комбинированная эстафета. В этой эстафете каждый игрок команды будет выполнять свою роль. Первые номера – ведение с мячом до стенки. Мяч оставляем и бегом возвращаемся назад. Вторые номера – бегут до стенки, а обратно возвращаются с ведением мяча. Третьи номера – прыгают с мячом до стенки как лягушки, оставляют мяч и возвращаются обратно бегом. Четвертые номера – бегут до стенки, обратно возвращаются как лягушки. Пятые номера – должны пройти всю дистанцию с теннисной ракеткой и шариком в руках не уронив шарик. Если шарик упал, то продолжаем эстафету с того места, где потеряли шарик. Шестые номера – прыгают в мешках до стенки, обратно возвращаются бегом. Седьмые номера – бегут до стенки, обратно возвращаются прыжками в мешке. Восьмые номера – замыкают эстафету, быстро бегут до стенки и обратно.
  8. Ромашка. Каждой команде нужно выложить ромашку. Первые номера добегают до элементов цветка, берут серединку, бегут до стенки – выкладывают. Остальные участники выкладывают лепестки. Побеждает команда, которая быстрее выложит цветок.
  9. Золушка. Эта девочка очень работящая. Каждый день она выполняла работу по дому: убирала, готовила, штопала. Я предлагаю помочь Золушке навести уборку. Каждой команде необходимо рассортировать кубики и кегли. Мальчики приносят кегли и складывают их слева от команды, а девочки приносят кубики и складывают их справа от команды. Не забываем передавать своим товарищам по команде фартук, который будет вместо эстафетной палочки. Побеждает та команда, которая быстрее справится с этим заданием.
  10. Дружная команда (замыкающая). Здесь все просто. Первый игрок бежит до стенки, возвращается обратно, берет второго игрока за руку, теперь вдвоем они бегут до стенки и обратно, берут за руку третьего и так далее. После финиша команда должна построиться в колонну. Чья команда быстрее справится с заданием, та и побеждает в этом конкурсе.

Общее построение. Подведение итогов соревнований. Награждение участников.

Приложение 5

Спортивные состязания

«Весёлые старты»

Цели и задачи:

1. Формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни.

2.Создание духовной, творческой атмосферы, способствующей развитию творческого потенциала ребенка

3.Привитие интересов к различным видам спорта.

Предварительная работа

1. Подготовить сценарий соревнования.

3. Подготовить реквизит.

4. Ознакомить учащихся с условиями соревнования: подготовить команды из 12-ти человек, название команды, кричалку и взять с собой по луковице.

5. Подготовить ведущих соревнования.

Оборудование

1. Вёдра – по количеству команд.

2. Луковицы – по количеству всех игроков.

3. Мячи – по количеству команд.

4. Скакалки, либо мел для разметки пути движения «паука».

5. Обручи – 8 – 12 штук.

6. Камешки – по 10 для каждой команды.

7. Оценочный лист.

8. Грамоты.

Ход соревнований

«Весёлые старты»

1 конкурс

Представление команды

1 В. – Каждая команда должна представиться: название команды и свою кричалку.

2 В. – кто сделает это более громко и чётко – получит 5 баллов.

2 конкурс

Стрельба из лука

1 В. – Мишень – ведро. Лук – репчатый лук.

2 В. – Ведро ставится на расстоянии 5-ти метров дальше финиша. Луковицы лежат на финишной черте.

1 В. – Первый участник начинает движение от старта к финишу, берёт   луковицу и кидает в ведро.

2 В. – После этого возвращается в команду, передаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая не только быстрее закончит эстафету, но и будет точнее в «стрельбе».

3 конкурс

Фигурное катание

1 В. – Для участия в этом конкурсе, вам необходимо разбиться на пары.  Пары берутся за руки: правая с правой, левая с левой.

2 В. – Оба поднимают по сигналу левую ногу и начинают прыгать от  старта к финишу и обратно. Чья команда быстрее закончит катание – получает 5 баллов.

4 конкурс

Пингвины

1 В. – Пингвины очень интересно ходят, а ещё умудряются носить яйца    со своими детёнышами между ног, чтобы те не замёрзли.

2 В. – Вы должны между коленок зажать мяч и нести таким образом до отметки и обратно. Не прыгать, а только идти.

1 В. – Чтобы «детёныш» не замёрз, необходимо передать его следующему игроку из ног в ноги, без помощи рук.

2 В. – Чья команда быстрее перенесёт своих детёнышей и при этом не  «заморозит» - получает максимальное количество баллов.

5 конкурс

Паук

1 В. – В этой эстафете участвуют одновременно по 4 человека из команды. Они изображают паука: сцепляются руками, повернувшись спинами  друг к другу.

2 В. – «Паук» должен добежать по начерченной на полу линии – «паутине» до отметки и обратно, передавая эстафету следующей четвёрке.

 Команда «пауков» - победителей получает 5 баллов.

6 конкурс

Сороконожки

1 В. – Сороконожка, как известно, имеет много ножек и поэтому быстро бегает. Ваши команды в этом конкурсе преобразятся в сороконожек.

2 В. – Первый участник команды бежит до отметки и обратно, затем берёт с собой второго участника, который держится за пояс первого, и с  ним совершает этот путь.

1 В. – Потом к паре добавляется третий, четвёртый и так до последнего игрока.

2 В. – Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание и не потерявшая свои «ножки».

7 конкурс

Гусеница

1 В. – В отличие от сороконожки, гусеница передвигается медленно, «волнами». Бегут все участники команды одновременно, взявшись за руки.

2 В. – На пути движения «гусеницы» устанавливаются препятствия, под которые она должна пролезть или перелезть через них. Побеждает команда, чья «гусеница» окажется быстрее и проворнее.

8 конкурс

Сиамские близнецы

1 В. – А сейчас вам придётся буквально «срастись» спинами как сиамские  близнецы. Для этого вам нужно стать друг к другу спиной и крепко сцепиться руками.

2 В. – Бежать в таком положении можно только боком. Поэтому первая пара боком встаёт на линию старта, боком бежит и так же возвращается, передавая эстафету следующим «сросшимся близнецам».

1 В. – Спины игроков на протяжении всего бега должны быть плотно прижаты друг к другу.

2 В. – Победит наиболее согласованная и быстрая команда.

9 конкурс

Игольное ушко

1 В. – Вдоль линии эстафеты на полу лежат по 2-3 обруча. Стартуя, первый участник должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя. Как нитка проходит через игольное ушко. Затем, добежав до следующего обруча, проделать с ним то же упражнение.

2 В. – И так со всеми обручами на прямом и обратном пути. Побеждает та команда, участники которой быстрее проденут «нитку», то есть проделают все операцию с обручами.

10 конкурс

Передай по цепочке

1 В. – Участники команд должны взять под руки своих соседей. По сигналу первые участники поднимают по одному камешку из лежащих перед ними кучек и передают соседям, которые передают их дальше по цепочке.

2 В. – Руки играющих должны быть соединены на протяжении всей игры. Если кто-то уронит камешек, то должен его поднять, не разрывая цепи

1 В. – Первый участник, передав первый камешек, может сразу же поднимать второй.

2 В. – Выигрывает команда, первая передавшая все камешки последнему игроку.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно - оздоровительное направление) "К веселым стартам готов"

Программа «К веселым стартам готов» имеет спортивно-оздоровительную направленность. Разработана данная программа в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.Данная программа с...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочной деятельности "К стартам ГТО готов!"

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС последнего поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа кружка "Весёлые старты"

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации спортивно-оздоровительного направления. Темы и разделы выбраны с уче...