Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detskogo_obedineniya_moy_kray.docx | 53.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Сланцевский дом детского творчества»
УТВЕРЖДАЮ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«МОЙ КРАЙ: В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ»»
Программа разработана Степура Л.Н.,
учителем географии
«МОУ «Сланцевская СОШ №1»
г. Сланцы
Ленинградской области
2013 год
Содержание
Информационная карта…………………………………………………………...3
Пояснительная записка……………………………………………………………4
Учебно – тематический план дополнительной образовательной
программы по краеведению «Мой край: в прошлом, настоящем и
будущем»……………………………………………….....………………………..9
Содержание программного материала………………………………………….10
Методическое обеспечение………………………………………………………12
Список используемой литературы.……………………………………………..13
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1. Направленность краеведческая
2. Объединение Детское объединение «Мой край: в прошлом,
настоящем и будущем»
3. Ф. И.О. педагога Степура Любовь Николаевна
4. Вид программы модифицированная
5. Тип программы образовательная
6. Целевая установка познавательная
7. Уровень освоения общекультурный
8. Образовательная область краеведение
9. Возрастной диапазон 12-14 лет
10. Форма организации групповая
образовательного процесса
11. Срок реализации 1 год
12. По характеру интегрированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность. Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Вид программы. Данная программа модифицированная, относится к программам духовно-нравственной направленности и обеспечивает приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической группы, культурно-территориального сообщества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Это направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.
Актуальность. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Основной целью программы является формирование у обучающихся черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения и общей культуры.
Географическое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся. Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются природное, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.
Дополнительное образование детей играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Дополнительное образование детей дает знания о своем крае, прививает соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание географического краеведения и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности: признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего обучающимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города; обращение к реалиям повседневной жизни сланцевчан;
- решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для обучающихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации: реализация важнейшей особенности краеведения:
- возможность показа учащимся реального объекта изучения - равнин, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, ИКТ - технологий, Интернет-ресурсов;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования, экспедиции (экологические, гидрологические, геологические, и т.п.), экскурсии и туристические походы, создание образовательного веб-квеста .
Новизна. Интеграция научного, познавательного и занимательного компонента в одной программе. Использование ИКТ-технологий и проектно-исследовательской деятельности обучающихся на занятиях детского объединения.
Целесообразность. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного и природного наследия своей малой Родины – Сланцевской земли, как части Ленинградской области и России в целом. Краеведение помогает лучше понять закономерности исторического процесса, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Необходимо отметить, что программы образовательных областей «География», «История», «Биология» характеризуются рассогласованием между необходимостью всестороннего познания родного края и недостаточным количеством учебного времени, отводимого на его изучение. Воспитание детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, формирования к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным.
Цель: выявление и раскрытие духовных, творческих и организационных потенциалов личности школьников и создание условий для самореализации, самоутверждения обучающихся в активной социальной роли посредством ознакомления с историко – культурным и природным наследием родного края.
Задачи:
Обучающие:
- формирование системы знаний об истории и современной жизни Сланцевской земли, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей;
- формирование умений приобретения опыта самостоятельной практической деятельности; умений пользоваться картографическими источниками, материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания, Интернет-ресурсами.
Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и малой родине;
- формирование личностно-ценностного отношения к своему краю;
- формирование экологической культуры, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Отличительные особенности и механизм реализации:
- межпредметная интеграция;
- прикладная значимость;
- организация экскурсий в районный краеведческий музей;
- проведение экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;
- сбор материалов;
- создание проектов;
- оформление собранных материалов.
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа.
Программа ориентирована на детей 12-14 летнего возраста, обучающихся в основном звене средней общеобразовательной школы.
Объем программы в часах и продолжительность курса.
Программа рассчитана на один год обучения, 68 часов (два раза в неделю по одному учебному часу).
К концу обучения дети должны:
Знать | Уметь |
- особенности географического положения, природы, населения и хозяйства административного района, города; - особо охраняемые природные территории своего края; - объекты историко-культурного наследия районного уровня. | - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности; - вести простейшие наблюдения в природе; - ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты; - выявлять причины экологических последствий в природе; делать прогнозирование - соблюдать правила поведения в природе; - создавать и размещать в сети Интернет веб-квест. |
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
к концу обучения обучающиеся получат знания об:
- особенностях природы Сланцевского земли;
- основных исторических этапах развития района;
- правилах поведения в природе;
к концу обучения обучающиеся приобретают умения:
- работы с картой и атласом;
- работы с Интернет – ресурсами по представленному плану;
- создания образовательного веб-квеста краеведческой направленности;
- проектирования детских учебных проектов.
Ожидаемые результаты | Критерии | Показатели | Способы отслеживания |
Уровень усвоения краеведческих знаний. | 1.Патриотизм, бережное отношение к прошлому. 2. Восприятие красоты природных и сохранившихся исторических памятников. 3. Развитие желания познать и сохранить природу родного края | Знание основных дат, связанных с историей города, школы, области, хронологических рамок значительных событий и процессов, особенностей природы | Тестирование. Решение краеведческих, биологических и экологических задач. Творческие, проектные работы школьников. Оценка поведения ребенка при его общении с природными объектами. |
Уровень успешности ис-следовательской деятельности. | 1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки). 2.Целеполагать (ставить и удерживать цели). 3.Планировать (составлять план своей деятельности). 4.Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное). 5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи. 6.Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). | 1.Самостоятельность работы над проектом 2. Актуальность и значимость темы 3. Полнота раскрытия темы 4. Оригинальность решения проблемы 5. Артистизм и выразительность выступления 6. Как раскрыто содержание проекта в презентации 7. Использование средств наглядности, технических средств | Наблюдение. Самоанализ. Творческие работы учащихся. Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заин-тересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий |
Уровень развития коммуникативных качеств. | 1.Вежливость. 2.Доброжелатель-ность. 3.Толерантность. 4.Умение поддержать беседу. 5.Умение работать в группе. 6.Гибкость общения. | Эффективность общения. | Наблюдение. Беседа. Анкетирование. Тестовые методики. Игровые технологии. Педагогические ситуации. |
Уровень усвоение культурных форм сосуществования в социуме. | Соблюдение правил поведения на улице, в школе, в музее, в общественных местах. | Применение этих правил на практике. | Наблюдение. Беседа. Экскурсии. Игровые технологии. Педагогические ситуации. |
Условия реализации программы. Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
- будет использоваться разнообразный методический и дидактический материал.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Разделы, темы | Количество часов | В том числе | ||
на теоретические занятия | на практические занятия | |||
Раздел 1. Введение. | 3 | 2 | 1 | |
Раздел 2. Географическое положение города Сланцы, Сланцевского района, Ленинградской области. | 4 | 2 | 2 | |
Раздел 3. Историко-культурное наследие Ленинградской области и Сланцевского района. | 6 | 4 | 2 | |
Раздел 4. Общая характеристика природы родного края. Тема 1. Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф Сланцевского района. Тема 2. Погода и климат города Сланцы и Сланцевского района. Тема 3. Внутренние воды Сланцевского района, города Сланцы. Тема 4. Почвы, растительность и животный мир Ленинградской области, Сланцевского района. Тема 5. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы своего края. | 44 10 8 6 12 8 | 13 3 2 2 4 2 | 31 7 6 4 8 6 | |
Раздел 5. Подготовка и выполнение учебного проекта (веб-квест краеведческого напрвления). | 11 | 4 | 7 | |
Итого | 68 | 25 | 43 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. Введение. 3 ч.
Ознакомление с планом работы детского объединения. Знакомство с источниками знаний о своем городе, районе, области. Знакомство с литературой краеведческого содержания. Инструктаж по безопасному поведению.
Практическое занятие по овладению приемами работы с атласом и картой.
Раздел 2. Географическое положение города Сланцы, Сланцевского района, Ленинградской области. 4 ч.
Положение на физико-географической и политико-административной карте России. Площадь и протяженность по основным направлениям области, района. Административно-территориальное деление области, района. Географическое положение областного центра. Географическое положение районного центра. Местоположение школьного микрорайона на карте города.
Раздел 3. Историко-культурное наследие Ленинградской области и Сланцевского района. 6 ч.
Ленинградской области и Сланцевского района. Основные этапы заселения территории области, района. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Памятные даты истории и культуры родного края. Древние крепости области. Православные памятники Сланцевского района. Историческое развитие района в советский и современный периоды.
Раздел 4. Общая характеристика природы родного края. 44 ч.
Тема 1. Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф Сланцевского района. 10 ч.
Положение области и района на Восточно-Европейской равнине. Крупные элементы рельефа: Ижорская возвышенность, Вепсовская возвышенность, Тихвинская гряда. Мелкие формы рельефа. Полезные ископаемые, их главные месторождения. Влияние рельефа на ведение хозяйства. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности. Рельеф школьного окружения.
Тема 2. Погода и климат города Сланцы и Сланцевского района. 8 ч.
Погода и причины ее изменений. Метеорологические наблюдения. Изменение температуры в течение года. Продолжительность морозного и безморозного периодов. Распределение осадков по сезонам. Снеговой покров. Опасные погодные явления. Климат школьного микрорайона.
Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат. Температура воздуха и осадки. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Влияние климата на ведение сельского хозяйства.
Тема 3. Внутренние воды Сланцевского района, города Сланцы. 6 ч.
Речная сеть района. Река Плюсса и её притоки. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Проблемы, связанные со строительством Нарвской ТЭС. Озера, их происхождение и использование. Чудское озеро, оз. Долгое, оз. Самро, Нарвское водохранилище. Болота. Подземные воды. Проблемы малых рек.
Тема 4. Почвы, растительность и животный мир Ленинградской области, Сланцевского района. 12 ч.
Почвенный покров своего административного района. Распространенные типы почв и их особенности. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности. Мероприятия, направленные на улучшение плодородия почв. Естественные и антропогенные почвы. Загрязнение почв и его влияние на здоровье людей. Почвы школьного микрорайона.
Растительный покров своего административного района. Положение района на карте растительности области. Современные особенности растительного покрова.
Основные типы растительности. Распространение и особенности таежных, смешанных, боровых лесов. Хозяйственное использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Значение лесов для отдыха. Крупные зоны отдыха. Нелесные типы растительности и их использование. Полезные дикорастущие растения. Растения, внесенные в Красную книгу.
Растительность парков. Уличные насаждения. Растительность жилых микрорайонов и промышленных зон. Проблемы озеленения района. Растительный покров школьного окружения.
Животный мир своего административного района. Основные представители животного мира. Объекты охотничьего промысла и рыбной ловли. Животные, занесенные в Красную книгу. Животный мир своего городского района. Перелетные, кочующие, оседлые птицы. Грызуны - переносчики опасных заболеваний. Домашние животные и проблемы их содержания. Животный мир школьного окружения.
Тема 5. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы своего края. 8 ч.
Природные ресурсы. Основы природопользования и охрана природы родного края. Оценка экологической ситуации в родном крае. Экологическое состояние р. Плюсса. Качество питьевой воды в городе Сланцы.
Охраняемые природные территории родного края. История формирования сети особо охраняемых природных территорий. Типы охраняемых территорий. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи. Правила поведения в заповедных территориях.
Раздел 5. Подготовка и выполнение учебного проекта (веб-квест краеведческого направления). 11 ч.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам. Главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы. Центральное задание. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы). Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Этапы работы над квестом. Начальный этап (командный). Знакомство с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат в соответствии с выбранными ролями. Заключительный этап. Размещение веб-квеста в сети.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы и методы занятий:
Формы занятий – групповые, индивидуальные, вводные, ознакомительные, комбинированные, практические, игровые, контроля, викторина, экскурсия, конкурс и др.
Основной формой обучения является групповое занятие, во время проведения которых оказываются и индивидуальные консультации обучающимся.
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, творческий, эвристический, проектно-исследовательский и др.
Дидактические материалы, ТСО:
- Карты России, Ленинградской области, Сланцевского района и города Сланцы.
- Коллекции минералов и горных пород.
- Приборы для метеонаблюдений.
- Компасы.
- Технические средства обучения: фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон.
- Компьютерное оборудование (с выходом в Интернет).
- Мультимедийное оборудование.
- CD-Rom «Туризм в Ленинградской области».
- Справочная литература.
- Карточки-задания для самостоятельных наблюдений.
- Карточки-задания для усвоения нового материала.
- Карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила.
- Викторины по изучаемому разделу.
- Кроссворды по изучаемому разделу.
- Тесты по изучаемому разделу.
- Загадки по изучаемому разделу.
- Биологические задачи.
- Экологические ситуации.
- Мультимедийные презентации педагога по изучаемому разделу.
Формы подведения итогов реализации программы
- Создание веб-квеста краеведческой направленности и размещение его в сети Интернет. Презентации личного участия обучающегося в учебном проекте.
- Организация фотовыставки «Мой город».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Томанова З.А., Любарский А.Н. Природа родного края: учебное пособие для 6 кл., – СПб.: Специальная литература, 2008.
- ДаринскийА.В., Фролов А.И. География Ленинградской области, – Спб: Глагол, 2006.
- Лисицын С.А. История и культура Ленинградской земли с древних времен до наших дней, - СПб .: Специальная литература, 2005.
- Бабочка над заливом, - Издательство «Первый класс», Специальная литература, СПб, 2008.
- Природа Ленинградской области и ее охрана,- Л.: Лениздат, 1983.
- Федоров А.А. Полезные и вредные растения Ленинградской области, –Лениздат, 1970.
- Миронова Т. И., Слепян Э.И. Природа и ее охрана. - Л.: Лениздат 1983.
- Иванов В.В. Сланцы, - Л:. Лениздат, 1988.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
- Томанова З.А., Любарский А.Н. Природа родного края: учебное пособие для 6 кл., – СПб.: Специальная Литература, 2008.
- ДаринскийА.В., Фролов А.И. География Ленинградской области, – Спб: Глагол, 2006.
- Лисицын С.А. История и культура Ленинградской земли с древних времен до наших дней, - СПб .: Специальная Литература, 2005.
- Бабочка над заливом, - СПб.: Издательство «Первый класс», Специальная литература, СПб, 2008.
- Природа Ленинградской области и ее охрана,- Л.: Лениздат, 1983.
- Федоров А.А. Полезные и вредные растения Ленинградской области, –Лениздат, 1970.
- Иванов В.В. Сланцы, - Л:. Лениздат, 1988.
- А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
- Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
- В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
- Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
- Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
- Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
- Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
- И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
- Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.
- Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
- Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
- В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
- Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"
Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове...
Материалы конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее"
Материалы научно-практической конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее" 2012 год...
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".
Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...
Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"
Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....
Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов
Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города" расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет познакомить учащихся с экономическо...