Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Основной стороной программы является её прикладная направленность.
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Мой край» рассчитана на 34 часа.
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:
- задания для традиционной самостоятельной работы;
- творческое проектирование;
- работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий.
Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.
Цели курса:
- Расширять и углублять знания по краеведению Хабаровского края.
- Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитанию любви к природе родного края.
Задачи курса:
- Конкретизировать планетарные представления учащихся о Земле при изучении своей местности.
- Закрепить умения самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды, добывать необходимые знания из различных источников информации.
- Овладеть коммуникативной культурой.
- Сформировать стремление внести посильный вклад в развитие своей малой родины.
- Способствовать воспитанию экологического сознания.
- Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Хабаровского края, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.
- Расширять и углублять знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ.
Методы обучения
Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.
В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.
Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.
Формы проведения занятий
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Результаты программы:
- Приобщение подростков к изучению родного края.
- Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления.
- Воспитание настоящих хозяев своей земли.
Отслеживание результатов должно происходить через:
- качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
- выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях.
Факультативный курс «Мой край» призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его особенность. Программа рассчитана на 34 часа, адресована учащимся 8 класса.
Факультатив по географии «Мой край»
Календарно – тематический план
34 часов
№ | дата | дата факт | Тема занятия | Приложение |
1 | Введение. Физико – географическая положение Хабаровского края | Значение курса и цели его создания | ||
2 | Геологическое строение территории родного края. Тектонические плиты. | Работа с физической картой России | ||
3 | Складчатые области края: Сихоте – Алинская, Монголо – Охотская, Верхояно – Колымская. Тектоническими структуры расположенные на территории края. | Работа с геологической и тектонической картой Хабаровского края | ||
4 | Основные формы рельефа Хабаровского края | Работа с физической и рельефной картой Хабаровского края. | ||
5 | Сопки, горы и хребты. Сходства и различия. | Работа с физической и рельефной картой Хабаровского края. Описание одной из горной системы края. | ||
6 | Предания, легенды о происхождении сопок и гор Хабаровского края. | Презентация, Работа с источниками информации: литературой, интернет. | ||
7 | Чем богаты недра малой Родины? | Работа с физической картой края. | ||
8 | Что такое горная порода? Минералы. | Демонстрация горных пород и минералов. | ||
9 | Цветные металлы – богатство края | |||
10 | Климат. Чтение климатической карты, животного и растительного мира карты. | |||
11 | Вечная мерзлота. | |||
12 | Реки Хабаровского края. | |||
13 | Река давшая жизнь нашему городу и краю. «Амур-Батюшка». | |||
14 | Современное состояние реки Амур. Экология. | |||
15 | Придания о реке - Амур. Легенды и придания о реках Хабаровского края. | |||
16 | Водные жемчужины нашего края. Озеро Чукчигирское, Оболонь, Амут. | |||
17 | Один океан - два моря. Охотское и Японское моря –водная граница. | |||
18 | Болота, подземные воды и ледники. Минеральные воды нашего края. | |||
19 | Природные зоны края. | Физическая, климатическая, административная карты Хабаровского края. | ||
20 | Растительный и животный мир края. | Гербарий, презентация. (Фильм). | ||
21 | Особо охраняемые природные комплексы края (заказники, заповедники, памятники природы) | Тематические карты в атласе Хабаровского края. Презентации. | ||
22 | Население хабаровского края. Знакомство с коренными народами Хабаровского края. Знаменитые земляки. | Административная карта края. Тематические карты в атласе Хабаровского края. | ||
23 | Верования и религии; обряды, обычаи и традиции народов края. | Презентация. | ||
24 | Административное деление Хабаровского края. | Административная карта края. | ||
25 | По районам и городам края. Знакомство с географическим положением и историей города Комсомольск – на - Амуре | |||
26 | Знакомство с географическим положением и историей города Амурск. | Административная карта края. Тематические карты в атласе Хабаровского края. | ||
27 | Знакомство с географическим положением и историей города Николаевск – на - Амуре | |||
28 | Знакомство с географическим положением и историей города Бикин | |||
29 | Морской порт края Советская Гавань. | |||
30 | Географическое положение города Хабаровска. История и развитие столицы края. | |||
31 | Круглый стол – «Мои открытия о Родном крае» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...