Программа внеурочной деятельности "Мой край"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у   школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у   школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Краеведческий принцип дает возможность знакомить с материалом  согласно  принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий  многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения  школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Воспитание патриотизма через краеведение  —  сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

 Новизна и теоретическая значимость программы по внеурочной деятельности «Мой край» заключается: 

 в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры  школьника;

 в создании системы формирования краеведческой культуры у пятиклассников

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: 

 в разработке программы по формированию  краеведческой культуры школьников через вовлечение  обучающихся  в  поисковую, исследовательскую деятельность;

 в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой  культуры.

 в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности  школьников

В реализации данной  образовательной программы участвуют  школьники в возрасте 10-11 лет.

Внеурочная деятельность программы «Мой край» рассчитана на 1 год.

 Методы и приемы: 

 диалоги; элементы дискуссий

 игры-практикумы;

 проблемные ситуации;

 сюжетно-ролевые игры;

 конкурсы, викторины;

 беседы;

 коллективно-творческие дела;

 экскурсии;

 посещение выставок, музеев, библиотек.

 Формы проведения 

 рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

 экскурсия; поездка, поход

 практическое занятие, викторина, консультация

 проблемная лекция, работа в музеях

 встречи с участниками исторических событий

 Цель и задачи данной программы:

Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка  через формирование основ краеведческой культуры

Задачи программы:

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы.

Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

 Ожидаемые результаты реализации программы:

Ученики, которые знают   культуру, историю, природу родного края.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой  культуры  (дневник наблюдений)

Критерии результативности

Участие в общешкольных и поселковых мероприятиях ;

Участие в социально-значимых проектах.

 

 Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

 знания:  необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

 умения: школьник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

 

Тематическое планирование

 

 

Тема

Кол-во

 часов

Содержание теоретической части занятия

Практическая часть

Край, в котором я живу.

1

Ростовская область

Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»

Дружная  семья

1

Народы, населяющие территорию РО

Викторина

Памятники Ростовской области

1

О чем могут поведать памятники нашего края.

Памятники посёлка

1

О чем могут поведать памятники нашего края.

Сочинение «Памятники  – хранители истории»

Мой родной посёлок

1

Экскурсия

Дискуссия

Казачьи народные сказки

1

Особенности казачьих сказок. Чему учат сказки.

Чтение  и обсуждение сказок.

Фольклорные мотивы писателей Дона

1

Особенности загадок

Конкурс знатоков

Пословицы и поговорки казаков, как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта

1

Особенности пословиц и поговорок

Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество казачества»

Посещение поселкового краеведческого музея

1

 Изучение экспонатов

Экскурсия

Сочинение

Малые жанры фольклора

1

 Знакомство

Праздник

Детские казачьи игры и забавы

1

Знакомство с играми

Игры

Сезонные изменения в природе

1

Путешествие в зимний лес

Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы»

Многообразие растительного мира Донского края

1

Растительный мир

 Создание газеты «Растительный  мир Донского края

Многообразие животного мира Донского края

1

 Животный мир

 Создание газеты «Животный  мир Донского края

Красная книга РО

 1

Животные, под охраной закона.

Создание газеты «Красная книга»

Зеленая аптека РО

1

Лекарственные травы.

Проект «Зеленая аптека»

Освобождение посёлка

1

Основные исторические памятные места нашего города

 Литературно-музыкальный монтаж

Замечательные земляки

1

Знакомство с биографией и делами человека

Встреча

Посещение поселковой библиотеки.

1

 Знакомство с книжной выставкой

Сочинение

Куберле-река

1

Знакомство с водными ресурсами

Экология  реки

История реки в поэме Безуглова "Река Куберле"

1

Особенности поэмы

Люблю я донскую природу.

1

Стихи, песни

Литературный вечер

Фольклорный праздник

1

Народные забавы

Конкурс игр

Как казачат в старину учили

1

 Чтение произведений донских писателей

 

Писатели  и поэты Дона

1

Презентация

 Литературная гостиная

Писатели и поэты-земляки

1

Презентация о Гончарове, Безуглове.

Сочинение-отчёт

Неделя детской книги

1

Конкурсы, викторины по произведениям детских писателей

 

Художники- певцы родного края

1

Презентация

 Заметка в газету

Наш дом: какой он.

1

Иллюстрации

Рисунки

Обереги для дома

1

 Презентация

Рисунки

На тихом Дону походная песня звучала

1

Праздник, посвященный дню Победы

Встреча с ветеранами

Православный праздник- Пасха

1

 Народные обряды и традиции

 

Обобщающий урок «Родная сторонушка»

1

Игры, викторины, конкурсы

 

Экскурсия к речке

1

Сезонные изменения, экология родного посёлка

Экскурсия

Список литературы

1. Сейненский Е.  Краеведение в школьном историческом образовании

2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению.
3. Смолицкий В.Т. Народная эстетика жилища.

4. Ходарев. Детские казачьи игры и забавы.

5. Софронов.  Над Доном рекою.

6. Левченко. История донского края.

7. Егоров. По донским просторам.

8. Александровская Л.П. Истории строки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной краеведческой деятельности для младших школьников "Мой родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умен...

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» для 5 класса

       Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы з...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...