Программа внеурочной деятельности "Мой край"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Краеведческий принцип дает возможность знакомить с материалом согласно принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Новизна и теоретическая значимость программы по внеурочной деятельности «Мой край» заключается:
∙ в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры школьника;
∙ в создании системы формирования краеведческой культуры у пятиклассников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
∙ в разработке программы по формированию краеведческой культуры школьников через вовлечение обучающихся в поисковую, исследовательскую деятельность;
∙ в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
∙ в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности школьников
В реализации данной образовательной программы участвуют школьники в возрасте 10-11 лет.
Внеурочная деятельность программы «Мой край» рассчитана на 1 год.
Методы и приемы:
∙ диалоги; элементы дискуссий
∙ игры-практикумы;
∙ проблемные ситуации;
∙ сюжетно-ролевые игры;
∙ конкурсы, викторины;
∙ беседы;
∙ коллективно-творческие дела;
∙ экскурсии;
∙ посещение выставок, музеев, библиотек.
Формы проведения
∙ рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
∙ экскурсия; поездка, поход
∙ практическое занятие, викторина, консультация
∙ проблемная лекция, работа в музеях
∙ встречи с участниками исторических событий
Цель и задачи данной программы:
Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Ученики, которые знают культуру, историю, природу родного края.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры (дневник наблюдений)
Критерии результативности
Участие в общешкольных и поселковых мероприятиях ;
Участие в социально-значимых проектах.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
∙ знания: необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
∙ умения: школьник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Содержание теоретической части занятия | Практическая часть | |
Край, в котором я живу. | 1 | Ростовская область | Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый» | |
Дружная семья | 1 | Народы, населяющие территорию РО | Викторина | |
Памятники Ростовской области | 1 | О чем могут поведать памятники нашего края. | ||
Памятники посёлка | 1 | О чем могут поведать памятники нашего края. | Сочинение «Памятники – хранители истории» | |
Мой родной посёлок | 1 | Экскурсия | Дискуссия | |
Казачьи народные сказки | 1 | Особенности казачьих сказок. Чему учат сказки. | Чтение и обсуждение сказок. | |
Фольклорные мотивы писателей Дона | 1 | Особенности загадок | Конкурс знатоков | |
Пословицы и поговорки казаков, как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта | 1 | Особенности пословиц и поговорок | Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество казачества» | |
Посещение поселкового краеведческого музея | 1 | Изучение экспонатов | Экскурсия Сочинение | |
Малые жанры фольклора | 1 | Знакомство | Праздник | |
Детские казачьи игры и забавы | 1 | Знакомство с играми | Игры | |
Сезонные изменения в природе | 1 | Путешествие в зимний лес | Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы» | |
Многообразие растительного мира Донского края | 1 | Растительный мир | Создание газеты «Растительный мир Донского края | |
Многообразие животного мира Донского края | 1 | Животный мир | Создание газеты «Животный мир Донского края | |
Красная книга РО | 1 | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга» | |
Зеленая аптека РО | 1 | Лекарственные травы. | Проект «Зеленая аптека» | |
Освобождение посёлка | 1 | Основные исторические памятные места нашего города | Литературно-музыкальный монтаж | |
Замечательные земляки | 1 | Знакомство с биографией и делами человека | Встреча | |
Посещение поселковой библиотеки. | 1 | Знакомство с книжной выставкой | Сочинение | |
Куберле-река | 1 | Знакомство с водными ресурсами | Экология реки | |
История реки в поэме Безуглова "Река Куберле" | 1 | Особенности поэмы | ||
Люблю я донскую природу. | 1 | Стихи, песни | Литературный вечер | |
Фольклорный праздник | 1 | Народные забавы | Конкурс игр | |
Как казачат в старину учили | 1 | Чтение произведений донских писателей |
| |
Писатели и поэты Дона | 1 | Презентация | Литературная гостиная | |
Писатели и поэты-земляки | 1 | Презентация о Гончарове, Безуглове. | Сочинение-отчёт | |
Неделя детской книги | 1 | Конкурсы, викторины по произведениям детских писателей |
| |
Художники- певцы родного края | 1 | Презентация | Заметка в газету | |
Наш дом: какой он. | 1 | Иллюстрации | Рисунки | |
Обереги для дома | 1 | Презентация | Рисунки | |
На тихом Дону походная песня звучала | 1 | Праздник, посвященный дню Победы | Встреча с ветеранами | |
Православный праздник- Пасха | 1 | Народные обряды и традиции |
| |
Обобщающий урок «Родная сторонушка» | 1 | Игры, викторины, конкурсы |
| |
Экскурсия к речке | 1 | Сезонные изменения, экология родного посёлка | Экскурсия |
Список литературы
1. Сейненский Е. Краеведение в школьном историческом образовании
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению.
3. Смолицкий В.Т. Народная эстетика жилища.
4. Ходарев. Детские казачьи игры и забавы.
5. Софронов. Над Доном рекою.
6. Левченко. История донского края.
7. Егоров. По донским просторам.
8. Александровская Л.П. Истории строки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Программа внеурочной краеведческой деятельности для младших школьников "Мой родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умен...
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» для 5 класса
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы з...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...