программа внеурочной деятельности "Мой край, минни дуннэ"
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Дети знакомятся с культурой, бытом своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moy_kray_minni_dunne.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Курумканский район»
Районное управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор школы
________/Е.М.Бадлуева/ ______/Е.Б.Будаева/
«04» сентября 2018 г. Приказ №4 от «01» сентября2018г.
Программа внеурочной деятельности
«Мой край, минӈи дуннэ»
ФИО разработчика: Ринчинова Н.В., учитель эвенкийского языка и литературы
Срок действия программы: 1 год
Улюнхан
2018
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона РБ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв.приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (Приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., рег. номер 17785) с внесенными изменениями;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ООО, МБОУ «Улюнханская СОШ», утвержденного 31 августа 2016 г. (Приказ № 4 от 31 августа 2016 г.)
«Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Улюнханская СОШ»
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5-6-7 классы), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные:
§ формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
§ приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
развивающие:
§ развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
§ сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
§ развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
§ воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
§ воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
· принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
· научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
· систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Результаты освоения программы курса
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
· определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
· высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
· определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
· делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
· добывать новые знания: находить необходимую информацию;
· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
· перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод;.
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
· слушать и понимать речь других;.
· вступать в беседу на занятии и в жизни
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка является формирование следующих умений:
- узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- оценивать правильность поведения людей в природе.
Режим занятий.
- Общее количество часов в год – 34 часа
- Количество часов в неделю – 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебный курс «Мой край» позволяют школьнику освоить понятие истоки, узнать, что значат Родина, Малая Родина, моя семья, школа, карта Родины, культура и быт родного края.
Раздел I. Введение. Краеведение - наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш общий дом».
Раздел II. Моя семья. Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Составление генеалогического древа. Традиции моей семьи.
Раздел III. Наша школа. Знакомство с историей школы. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. Традиции моей школы. Презентация «Твоё имя – учитель!» о ветеранах педагогического труда.
Раздел IV. Мой край на карте Родины. Бурятия – частица. Флаг, герб, гимн республики. Работа с географической картой. Моя малая родина – Курумканский район. Курумкан на карте России. Флаг, герб, гимн района.
Раздел V. Село, в котором я живу. Экскурсия на тему «История возникновения моего села». Виртуальная экскурсия по селу «История села в названиях улиц». Памятники нашего села, района. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села. Люди, прославившие мое село. Использование презентационного материала.
Раздел VI. Мой край родной — мой Улюнхан. Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Соседние села (поселения). Памятники архитектуры моего края. Памятники природы. Достопримечательности. Топонимика моего края. Промышленность и сельское хозяйство.
Раздел VII. Культура и быт родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы. Экскурсия «Культура и быт народа».
Раздел VIII. Известные люди. Писатели и поэты родного края. Художественное творчество. Спорт нашего края. Итоговое занятие.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Теория | Практика |
1 | Краеведение — наука о родном крае | 1 | |
2 | Экскурсия «Природа — наш общий дом» |
| 1 |
3 | Я и моё имя | 0,5 | 0,5 |
4 | Корни моей семьи | 1 |
|
5 | Моя родословная. Составление генеалогического древа |
| 1 |
6 | Традиции моей семьи | 1 |
|
7 | Знакомство с историей школы | 1 |
|
8 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | 1 |
|
9 | Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. |
| 1 |
10 | Традиции моей школы | 1 |
|
11 | Бурятия — частица России. Флаг, герб, гимн республики. Работа с географической картой. | 0,5 | 0.5 |
12 | Моя малая родина – Курумканский район. Курумкан на карте России. Флаг, герб, гимн района | 0,5 | 0,5 |
13 | Экскурсия на тему «История возникновения моего села» |
| 1 |
14 | Виртуальная экскурсия по селу «История села в названиях улиц». Использование презентационного материала |
| 1 |
15 | Памятники нашего села, района. |
| 1 |
16 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села | 1 |
|
17 | Люди, прославившие мое село | 0,5 | 0,5 |
Мой край родной — мой Улюнхан (8 часов) | |||
18 | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. | 1 |
|
19 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания | 0,5 | 0,5 |
20 | Соседние села (поселения) |
| 1 |
21 | Памятники архитектуры моего края | 1 |
|
22 | Памятники природы | 1 |
|
23 | Достопримечательности |
| 1 |
24 | Топонимика моего края |
|
|
25 | Промышленность и сельское хозяйство | 0,5 | 0,5 |
26 | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников |
| 1 |
27 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. |
| 1 |
28 | Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки) |
| 1 |
29 | Народные промыслы | 0,5 | 0,5 |
30 | Экскурсия «Культура и быт народа « |
| 1 |
31 | Писатели и поэты родного края. |
| 1 |
32 | Художественное творчество |
| 1 |
33- 34 | Спорт нашего края Итоговое занятие |
| 1 |
Список учащихся
краеведческого кружка
«Мой край»
№ | ФИ учащегося | Класс |
1 | Леонтьева Аяна | 6 |
2 | Аюшиева Юмжана | 6 |
3 | Шинкоев Дамдин | 6 |
4 | Бодиев Буянто | 7 |
5 | Шинкоева Арьяна | 7 |
6 | Гармаева Оюна | 7 |
7 | Норбоева Арюна | 8 |
8 | Баханова Цырема | 8 |
9 | Цыденова Туяна | 8 |
10 | Цыденова Даяна | 8 |
Руководитель: Ринчинова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности учащихся по "Мини-футболу"
Цели и задачи :"Всесторонне развитие школьников через занятия физической культурой и спортом"...
Программа внеурочной деятельности "Мой край"
Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивной секции «Мини-футбол»
Данная рабочая программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 7 класс
Мой Край " 7 класс...
Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 8 класс
quot;Мой Край " 8 класс...
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...