программа внеурочной деятельности "Мой край, минни дуннэ"
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему

Ринчинова Нелли Валерьяновна

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Дети знакомятся с культурой, бытом своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy_kray_minni_dunne.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Курумканский район»

Районное управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»

                                                                   «Согласовано»                                                                 «Утверждено»

                                                   Заместитель директора по УВР                                                   Директор школы

                                                               ________/Е.М.Бадлуева/                                                  ______/Е.Б.Будаева/

                                                                    «04» сентября   2018 г.                                                Приказ №4 от  «01» сентября2018г.

                                                                                                                                                                                                                                         

 Программа внеурочной деятельности

 «Мой край, минӈи дуннэ»

ФИО разработчика: Ринчинова Н.В., учитель эвенкийского языка и литературы

 Срок действия программы: 1 год

Улюнхан

2018

Пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев

   Рабочая программа составлена на основе:

- Закона  РБ «Об образовании»  (в действующей редакции);

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв.приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (Приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., рег. номер 17785) с внесенными изменениями;

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ООО, МБОУ «Улюнханская СОШ», утвержденного 31 августа 2016 г. (Приказ № 4 от 31 августа 2016 г.)

«Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Улюнханская СОШ»

         Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у   школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

          Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в   школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом  воспитании, является  интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5-6-7 классы), призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

        Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные:  

§  формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

§  приобретение знаний о природе родного края, об истории,   культуре, обычаях и традициях своего народа;

развивающие: 

§  развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

§  сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

§  развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;   способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

§   воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;  

§   воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

 

Основные принципы, положенные в основу программы:

·         принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для   их развития;

·         принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

·         научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

·         систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.   Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Результаты освоения программы курса

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

·         определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

·         высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

·         определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

·         ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;

·         делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;

·         добывать новые знания: находить необходимую информацию;

·         добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

·         перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.

Коммуникативные УУД:

·         донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;  

·         слушать и понимать речь других;.

·         вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка является формирование следующих умений:

  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • оценивать правильность поведения людей в природе.

Режим занятий.

  • Общее количество часов в год –  34 часа
  •    Количество часов в неделю – 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс «Мой край» позволяют школьнику освоить понятие истокиузнать, что значат Родина, Малая Родина, моя семья, школа, карта Родины, культура и быт родного края.

Раздел I. Введение. Краеведение -  наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш общий дом».

Раздел II. Моя семья. Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Составление генеалогического древа. Традиции моей семьи.

Раздел III.  Наша школа. Знакомство с историей  школы. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы. Традиции моей школы. Презентация «Твоё имя – учитель!» о ветеранах педагогического труда.

Раздел IV. Мой край на карте Родины. Бурятия – частица. Флаг, герб, гимн республики. Работа с географической картой. Моя малая родина – Курумканский район. Курумкан  на карте России. Флаг, герб, гимн района.

Раздел V. Село, в котором я живу.  Экскурсия на тему «История возникновения моего села». Виртуальная экскурсия по селу «История села в названиях улиц». Памятники нашего села, района. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села. Люди, прославившие мое село. Использование презентационного материала.

Раздел VI. Мой край родной — мой Улюнхан. Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Соседние села (поселения). Памятники архитектуры моего края. Памятники природы. Достопримечательности. Топонимика моего края. Промышленность и сельское хозяйство.

Раздел VII. Культура и быт родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы. Экскурсия «Культура и  быт народа».

Раздел  VIII. Известные люди. Писатели   и поэты родного края. Художественное творчество. Спорт нашего края. Итоговое занятие.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема занятия

 Теория

Практика

1

 Краеведение — наука о родном крае

1

2

 Экскурсия «Природа — наш общий дом»

 

1

3

 Я и моё имя

0,5

0,5

4

 Корни моей семьи

1

 

5

 Моя родословная. Составление генеалогического древа

 

1

6

Традиции моей семьи  

1

 

7

Знакомство с историей  школы

1

 

8

Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

 

9

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы.

 

1

10

Традиции моей школы

1

 

11

Бурятия  — частица России. Флаг, герб, гимн республики. Работа с географической картой.

0,5

0.5

12

Моя малая родина – Курумканский район. Курумкан  на карте России. Флаг, герб, гимн района

0,5

0,5

13

Экскурсия на тему «История возникновения моего села»

 

1

14

Виртуальная экскурсия по селу «История села в названиях улиц». Использование презентационного материала

 

1

15

Памятники нашего села, района.

 

1

16

 Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села

1

 

17

Люди, прославившие мое село

0,5

0,5

Мой край родной — мой Улюнхан  (8 часов)

18

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

1

 

19

Исторические корни нашего края. Легенды и предания

0,5

0,5

20

Соседние села (поселения)

 

1

21

Памятники архитектуры моего края

1

 

22

Памятники природы

1

 

23

Достопримечательности

 

1

24

Топонимика моего края

 

 

25

 Промышленность и сельское хозяйство

0,5

0,5

26

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников

 

1

27

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

 

1

28

Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки)

 

1

29

Народные промыслы

0,5

0,5

30

Экскурсия «Культура и  быт народа «

 

1

31

 Писатели   и поэты родного края.

 

1

32

Художественное творчество

 

1

33-

34

Спорт нашего края

Итоговое занятие

 

1

Список учащихся

краеведческого кружка

«Мой край»

ФИ учащегося

Класс

1

Леонтьева Аяна

6

2

Аюшиева Юмжана

6

3

Шинкоев Дамдин

6

4

Бодиев Буянто

7

5

Шинкоева Арьяна

7

6

Гармаева Оюна

7

7

Норбоева Арюна

8

8

Баханова Цырема

8

9

Цыденова Туяна

8

10

Цыденова  Даяна

8

Руководитель: Ринчинова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся по "Мини-футболу"

Цели и задачи :"Всесторонне развитие школьников через занятия физической культурой и спортом"...

Программа внеурочной деятельности "Мой край"

Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у   школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивной секции «Мини-футбол»

Данная рабочая программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...