внеурочная деятельность
рабочая программа (5 класс) на тему

Глушенко Марина Алексеевна

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Здоровый образ жизни, правильное питание должны стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления, правильное питание.  

Задача  курса «Разговор о правильном питании»  - помочь ребенку  задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,  рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые  задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

Работа  по программе начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_vneurochka.docx176.09 КБ
Файл 5_vneurochka.docx203.58 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Химия\Pictures\MP Navigator EX\2016_10_04\IMG_0021.jpg Пояснительная записка.

  1.      Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе (3 класс). 
  2. Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
  3.  Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  4. Учебного плана МБОУ Семибалковская СОШ Азовского района на 2016-2017 учебный год.

          Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.  

Реализации программы  предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления школьников  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение детьми  практических навыков рационального питания;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование школьников  о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора  детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.  
  1. Общая характеристика программы внеурочной работы

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Здоровый образ жизни, правильное питание должны стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления, правильное питание.  

Задача  курса «Разговор о правильном питании»  - помочь ребенку  задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,  рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые  задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

Работа  по программе начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

3.  Ценностные ориентиры содержания программы  внеурочной работы

     Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.   Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни через проектную деятельность. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

4.  Место внеурочной работы  в учебном плане:

      Курс «Разговор о правильном питании»» составлен  в соответствии с федеральным базисным  планом  по внеурочной деятельности.

     Общее количество часов в 3 классе 34 часа в год (1 час в неделю)

5.    Результаты внеурочной работы.

     В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.

     Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

Оценка эффективности занятий  проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы,  самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:                                                                                                                      

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                  

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                      

 — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;    

 — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;                                                                                        

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами  освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                                    

 — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                          — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;                                                                                                                 

 — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                          

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                          

 — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                                                                        

  — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                      

—   применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                    

—  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 

Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

   В 3 – м классе:

  • знание детей о правилах и основах  рационального питания, структуре ежедневного рациона питания , о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни, навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
  • умение определять полезные продукты питания, самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

6.    Содержание программы  внеурочной работы:

3 класс:

      Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.  Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.  Как избежать негативных  эмоций.  Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.

«Основы теоретических знаний»

  • Важность правильного питания.
  • Самые полезные продукты
  • Самые вредные продукты и добавки
  • Что нам осень принесла. Сбор и хранение осеннего урожая.
  • Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний.
  • Что такое жажда.
  • Спорт и правильное питание.
  • Молоко и молочные продукты.

«Практикум»

  • Практическая работа «Я эксперт»
  • Как сервировать стол.
  • Проектная работа  «Каша – еда наша»
  • Практическая работа «Как составить меню недели»
  • Практическая работа «Рецептура полезных фруктовых напитков.»
  • Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья.
  • Безопасность на кухне.

7.     Календарно-тематическое планирование  

«Разговор о правильном питании»

3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

Тема занятия

Кол –во

часов

Требования к уровню подготовки

Дата

(четверг)

план

факт

1

Важность правильного питания.

1

Продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

Свойства некоторых продуктов.

1.09

2.

Полезные и необходимые продукты. Свойства некоторых продуктов.

1

8.09

3

Разнообразие вкусовых свойств продуктов

1

Вкусовые свойства различных продуктов и блюд.

Как происходит распознавание вкуса.

Описывать вкусовые свойства продуктов и блюд.

15.09

4

Как происходит распознавание вкуса.

Вкусовые свойства продуктов и блюд.

1

22.09

5/6

Представление о ценности здоровья, значение правильного питания.

2

Ценности здоровья, значении правильного питания

29.09

6.10

7

Представление о вредных пищевых добавках.

1

Вредные продукты. Представление о пищевых добавках, усилители вкуса. Опасные добавки Е-356, 541, 329…

13.10

8

Исследование – в каких продуктах есть вредные добавки. Практическая работа.

1

Представление об экспертизе продуктов.

20.10

9

Овощи и их польза.

1

Представление о пользе фруктов, ягод и овощей. Содержание витаминов в овощах, фруктах, ягодах.

О пользе дикоросов ХМАО-Югры.

27.10

10

Что нам осень принесла.

1

10.11

11

Урок-игра «Лесное лукошко»

1

17.11

12

Как правильно есть.

1

Питание, здоровье, правила гигиены.

24.11

13/14

Как сервировать стол.

2

Правила сервировки.

Культура питания.

1.12

8.12

15/16

Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?

2

Завтрак, режим, меню, каша, крупы.

15.12

22.12

17

Проектная работа  «Каша – еда наша»

1

Виды круп и их польза.

12.01

18

Плох обед, если хлеба нет.

1

Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню.

Обед, как обязательный компонент ежедневного рациона.

19.01

19

Полдник. Время есть булочки.

1

Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты. Полдник, как обязатель ной части ежедневного меню.

26.01

20

Пора ужинать.

1

Ужин, как обязательная часть ежедневного меню.

Блюда, которые могут быть включены в меню ужина.

2.02

21

Практическая работа «Как составить меню недели»

1

Составление меню на неделю.

9.02

22

Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний.

Витамины от простуды.

1

Представление о ценности здоровья, значении приема витамин для предотвращения простудных заболеваний.

16.02

23

Весенний авитаминоз. Где найти витамины весной?

1

Фрукты и овощи, как источники витаминов.

Представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи. Овощи, фрукты, витамины.

2.03

24

Фармацевтика – аптечные витамины.

1

Детские профилактические витамины.

9.03

25

Что такое жажда.

Как утолить жажду.

1

Значение жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

Роль воды для организма человека

Польза  различных видов напитков

16.03

26

Практическая работа.

Рецептура полезных фруктовых напитков.

1

Из чего делают витаминные напитки.

Как сделать полезные напитки.

30.03.

27

Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья.

1

Групповая творческая работа.

6.04

28

Спорт и правильное питание.

 

1

Зависимости рациона питания от физической активности.

Важность занятий спортом для здоровья.

Здоровье, питание, спорт, рацион.

13.04

29

Где и как готовят пищу.

1

Представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

20.04

30

Безопасность на кухне.

1

Представление об основных правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи.

Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника.

27.04

31

Хлеб – всему голова.

1

Важность употребления хлебобулочных изделий.

4.05

32

Кто работает на ферме?

1

Представление  о фермерских профессиях.

11. 05

33

Молоко и молочные продукты.

1

Представление о молоке и молочных продуктах как обязательно компоненте ежедневного рациона.

18. 05

34

Заключительный урок.

1

Подвести итог своим знаниям о правильном питании.

25.05

Всего – 34 часа.

34часа

8.  Литература:

1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС,   2014 г.

2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.  Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014 г.

3.  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013 г.

4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.

5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.

6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.

«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»

Протокол заседания МО

Начальных классов

МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района

от 30.08. 2016  года № 1

___________  Новикова Е.А.

подпись руководителя МО            Ф.И.О.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

_______________  Ересько Е.А.

подпись                                           Ф.И.О.

31.08. 2016  года



Предварительный просмотр:

C:\Users\Химия\Pictures\MP Navigator EX\2016_10_04\IMG_0022.jpg

Пояснительная записка.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

  1. Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
  2.  Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Учебного плана МБОУ Семибалковская СОШ Азовского района на 2016-2017 учебный год.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель программы:

  -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

 Задачи:

 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 - Приобщать школьников к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

 -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Основные формы работы.

Основной формой работы являются учебные занятия.   На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

         Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Содержание программы.

    Содержание программы «Декоративно-прикладное искусство» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства.

          В программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного творчества: пластилинография,  бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.

         Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

 -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

 -формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

 -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

      -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

 -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

  -знакомству с историей пластилина, бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

В основу программы положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
  • связи с жизнью;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка;
  • единство и целостность субъект-субъектных отношений;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала  «от простого к сложному»).

Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы.

 Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.

Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.

Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа «Декоративно-прикладное искусство» разработана для  занятий с детьми 4 класса согласно учебному плану МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района из расчета 59 часов в год (2 часа в неделю)

Схема методики проведения занятий.

- беседы;

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

- выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников – в районе;

- просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;

- видеоуроки;

- экскурсии;

- дидактические игры;

- экспериментирование с материалами;

- соревнования, развлечения;

- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
  • практическая работа
  • физкультминутки
  • подведение итогов, анализ, оценка работ
  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Личностные ценности.

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание программы 5 класс.

Четвертый  год направлен  на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

Введение: правила техники безопасности-1час.

1.Чему будем учиться на занятиях.

 Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.

Пластилинография-21час.

1.Панно из пластилина.

Знакомство с принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

 Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть.Проект. Подбор эскиза  для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.  Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

3.Подбор цветовой гаммы.

        Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Практическая часть.  Выполнение практической работы

4.Тематические композиции.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть.   Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Бумагопластика-13часов.

1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Практическая часть.   Кошка, собака.

2.Завивка, закругленияРазвивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.

Практическая часть.   Эльф, фея, ангел.

Бисероплетение-16часов.

1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера

Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2.Праздничные сувениры

Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть.   Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

3.Цветочные композиции – букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.      Практическая часть.  Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

Изготовление кукол-8часов.

  1. Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

  1. Подготовка материалов и инструментов.

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.

Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

  1. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.

Планирование этапов работы

Практическая часть.   Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

Контроль и оценка планируемых результатов.

  • Первый уровень результатов – занятия  художественным творчеством,  приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;

Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах ДПИ в школе.

Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий для детского сада и т.д., участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.

Формы контроля.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

  • организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
  •   однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  •   постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  •  итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
  • выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете);
  • Портфолио достижений учащихся.

Методы оценки результативности программы:

  • количественный анализ;
  • статистические данные;
  • отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (наблюдение, диагностика);
  • практические материалы.

Учащиеся должны знать:

              - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

              - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

             - особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;

- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера;

 - основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;  

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

               - историю возникновения  и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;  

            -  виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

            -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;

- историю русского  народного костюма;

    -игровые  куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;

   -сувенир, виды и назначение сувениров;

   -Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.      Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.  

Учащиеся должны уметь:

           -передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

            -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

           -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

         -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что

       -в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

        -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

             – называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

 -добывать необходимую информацию (устную и графическую).

  - анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления;

 - определять основные конструктивные особенности изделий;

– подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

 - планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль

Учебно – тематический план 4 класс.

Название разделов

Количество часов

                 5 класс

теория

практика

1

Введение: правила техники безопасности

1

2

Пластилинография(гипсография)

2

19

3

Бумагопластика

1

12

4

Бисероплетение

16

5

Изготовление кукол

1

7

Итого

59часов

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в результате

изучения данного курса в 4-ом  классе.

Личностные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

— оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

— описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

— принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;

— опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

— понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

Уметь:

— самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

— с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

— совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

— самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

— предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

— самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

— выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;

— осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

— искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

— приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

— делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД

— формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

— высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;

— слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

— уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать на уровне представлений:

— об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);

— о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

— организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

— использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

— бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  «Декоративно-прикладное искусство».

5год обучения.     (2 час в неделю)

Дата

план

Дата

факт

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

I (1)

1.09

Введение: правила техники безопасности.

     1ч.

2

7.09

Чему будем учиться на занятиях

1

II.

Пластилинография/гипсография.

   21ч.

3

8.09

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы.

1

4

14.09

Панно из пластилина «На выборы всей семьёй ». (Начало работы)

1

5

15.09

Нанесение  пластилина на прозрачную основу «Калейдоскоп из осенних листьев» (начало работы)

1

6

21.09

Перенесение рисунка на прозрачную основу «Калейдоскоп из осенних листьев» (продолжение работы). Подбор цветовой гаммы.

1

7

22.09

Гипсография. Изготовление «Герои мультфильмов» (начало работы).

1

8

28.09

Подбор красок и роспись фоторамки «Герои мультфильмов».

1

9

29.09

Изготовление зверей из гипса. (Начало работы).

1

10

5.10

Раскрашивание зверей (продолжение работы).

1

11

6.10

Коллективная работа Изделие «Зонтик».

1

12

12.10

Аппликация из пластилина «Кто под деревом живёт?»

1

13

13.10

Изделия «Морская звезда» и «Осьминог».

1

14

19.10

Создание картины «Звёздное  небо» (начало работы).

1

15

20.10

Картина «Звёздное небо» (продолжение работы).

1

16

26.10

Выполнение сложных изделий. Тема «Озеро»

Изделие «Утка». Изделие «Гусь». Изделие «Лебедь».

1

17

27.10

Тема: «Мой двор». Изделие  «Курица с цыплятами».

Изделие «Поросёнок». Изделие  «Индюк».

1

18

9.11

Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок.   «Осеннее небо».

1

19

10.11

Барельеф. Историческая справка.

Рельефные картины.                                  

1

20

16.11

Рельефные картины «Жители подводного  мира» (начало работы).                            

1

21

17.11

Рельефные картины «Жители подводного  мира» (завершение работы).        

1

22

23.11

Рельефные картины    «Лесная сказка» (начало работы).                                                  

1

23

24.11

Рельефные картины  «Лесная сказка» (завершение работы).                                    

1

III.

Бумагопластика.

13ч.

24

30.11

Чему будем учиться на занятиях по бумагопластике.

1

25

1.12

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

1

26

7.12

Завивка, закругления. Изготовления снежинок  разной формы.

1

27

8.12

Ажурное вырезание зимних украшений.

1

28

14.12

Создание композиции зимние узоры.

1

29

15.12

Аппликация «Снежный  хоровод».

1

30

21.12

Модульное оригами. ТБ.

1

31

22.12

Модульное оригами  «Клубничка» (начало работы)

1

32

11.01

Модульное оригами «Клубничка» (продолжение работы).

1

33

12.01

Модульное оригами «Клубничка» - сборка модулей.

1

34

18.01

Модульное оригами «Ананас» (начало работы).

1

35

19.01

Модульное оригами «Ананас» (продолжение работы).

1

36

25.01

Модульное оригами «Ананас» - сборка модулей.

1

IV.

Бисероплетение.

16ч.

37

26.01

Бисероплетение – как способ оформления интерьера.

1

38

1.02

Праздничные сувениры из бисера (начало работы).

1

39

2.02

Праздничные сувениры из бисера (продолжение работы).

1

40

8.02

Цветочные композиции – букеты (начало работы).

1

41

9.02

Цветочные композиции – букеты (завершение  работы).

1

42

15.02

Низание бисера «в две нити».Низание бисера «в одну нить»

Плетение брошек и подвесок.

1

43

16.02

Составление картин из бисера «Ветка сакуры»- начало работы.

1

44

20.02

Составление картин из бисера «Ветка сакуры» - продолжение работы.

1

45

29.02

«Земляника с ягодами и цветами» - составление композиции.

1

46

1.03

«Земляника с ягодами и цветами» - сбор модулей.

1

46

14.03

Изготовление украшений из бисера «Подвеска».

1

47

15.03

Создание орнамента из цветов.

1

48

4.04

Поделка «Чудо-дерево» - начало работы.

1

49

5.04

Поделка «Чудо-дерево» - продолжение работы.

1

50

11.04

Поделка «Чудо-дерево»- сборка модулей.

1

51

12.04

Поделка «Чудо-дерево» - завершение работы.

1

V.

      Изготовление кукол.

8

52

18.04

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

1

53

19.04

Работа над  образом. Эскиз.

1

54

25.04

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

1

55

26.04

Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня».

1

56

16.05

Изготовление сувенира «Домовичок».

1

57

17.05

Изготовление кукол из лоскутков.

1

58

23.05

Коллективная работа «Кукольная семья».

1

59

24.04

Коллективная работа «Кукольная семья» - составление композиции. Итоговое занятие.  Выставка « Мои успехи».

1

Итого: 59  часов

Предметные результаты.

                -уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;

                -понимать образную сущность искусства;

                -сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

               -выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

               -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

              -создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

  Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Материально – техническое обеспечение программы.

Оборудование:

- учебные столы;

-доска (с возможностью магнитного крепления);

Технические средства обучения:

- компьютер;-экран;                                                                                                        

Список литературы:

      Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно –

      методическое   пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –    

      Ростов р/Д: Феникс, 2009. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.

Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011.  - 112с., ил.

Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 112с.

Список литературы для детей

Основная литература:

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 48с. – (Город мастеров)

«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»

Протокол заседания МО

Начальных классов

МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района

от 30.08. 2016  года № 1

___________  Новикова Е.А.

подпись руководителя МО            Ф.И.О.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

_______________  Ересько Е.А.

подпись                                           Ф.И.О.

31.08. 2016  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...