Классный час «Равнодушие... Что это такое?»
классный час (10 класс) на тему

Рост равнодушия в людях – признак нашего времени. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, на Ближнем Востоке. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете умирают люди, голодают дети, сводят концы с концами старики. Найти корни равнодушия, помочь избавиться от безразличия – этому посвящен классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  

«Равнодушие... Что это такое?» (слайд1)

Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека.

Задачи:

  1. Выявить причины равнодушия в поступках людей.
  2. Способствовать воспитанию чувства  доброты, чуткости, отзывчивости к окружающим, неприятия к равнодушию и жестокости.
  3. Совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания.

Оборудование и наглядность:

  • Компьютер, проектор;
  • Видеоролик «Равнодушие»;
  • Презентация к классному часу;

 

Ход  классного часа

(слайд1)Людское равнодушие
Границы перешло.
К добру пути ведущие -
Cейчас они ничто.

Рост равнодушия в людях – признак нашего времени. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, на Ближнем Востоке. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете умирают люди, голодают дети, сводят концы с концами старики. Найти корни равнодушия, помочь избавиться от безразличия – этому посвящена наша встреча. (слайд 2)

Я принесла кусочек черствого хлеба. Как вы думаете, чем сходен такой хлеб с  равнодушным человеком?

Ответ: Равнодушный человек сухой на эмоции, чёрств к окружающему его миру.

Что еще можно сказать о равнодушии? Перечислите синонимы слова «равнодушие».

(слайд 3)Равнодушие – это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, подлость, бессердечность, безучастность, бесстрастие, пассивность, бездушие. Равнодушие – это смерть души!

Равнодушие... Это диагноз? Равнодушное отношение... Равнодушие... Что это такое? Откуда оно берется в людях? И если равнодушие – это диагноз, то чем его лечить? В последнее время равнодушие – привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают. Потому что равнодушие – это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого. Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно..., как мелко... Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит. Равнодушие – это черствость и несостоятельность человеческой души. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

 

Предлагаю вам посмотреть ролик. Попробуйте дать свою оценку увиденному.

(показ ролика «Не наше дело»)

- Какие мысли, чувства, эмоции вызвал у вас этот ролик?

 

Равнодушие (слайд 4)

Равнодушие — страшный грех…

И таких ведь на свете много,

Отмахнувшись от «вся и всех»,

Продолжают свой путь-дорогу.

Взгляда нет, вместо глаз — дыра,

Пустотою зияют зеницы,

А в душе лишь кромешная мгла,

Некрасивы, уродливы лица.

Ни дитё, ни больная мать,

Ни котёнок, ни смерть и войны,

Не способны его взволновать,

И не станет на сердце больно.

Берегитесь таких людей!

Оправдания нет бездушию.

Пусть средь ваших родных и друзей

Не встречается равнодушия.

                                                                                  Светлана Александрова

(слайд 5,6)Бруно Ясенский (1901-1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова: «Не бойся друзей своих – в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих – в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных – только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства». Не менее красноречиво высказался на этот счет А.П. Чехов: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.»

 Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

Порой жестокость человеческая переходит всякие допустимые границы. Жаль, что такому вообще есть место на земле.
-Давайте посмотрим еще один
ролик «Человеческое равнодушие»

«Жизнь прожить – не поле перейти» - гласит народная мудрость. Часто эта жизнь устраивает нам экзамен – экзамен на порядочность и милосердие, доброту. И порой ох как не просто сделать этот нравственный выбор в реальной жизненной ситуации. И сейчас я предлагаю вам пройти такие испытания.

Выбрать  билет с определенной жизненной ситуацией  и предложить  свой вариант выхода из ситуации, совершая выбор между милосердием, добротой и равнодушием, эгоизмом. 

№1

Вы идете по городской улице и видите нищенку, которая просит милостыню. Как вы поступите?

№2

Вы дома один. К вам в дверь звонит пьяный мужчина и просит вызвать по телефону скорую помощь. Как вы поступите?

№3

Вы с другом возвращались из техникума и переходили дорогу. Вдруг появилась машина. Ваш друг растерялся, и водитель, не успев притормозить, наехал на него, после чего, испугавшись, скрылся. Но вы узнали в водителе близкого  друга  вашего отца. А у вашего друга в результате этого происшествия ссадины на ноге и сотрясение мозга. Ваши действия?

№4

Вы на переходе городской улицы с оживленным транспортным движением. Вы очень торопитесь, потому что зеленый сигнал светофора уже замигал и вот-вот загорится красный. Перед вами очень медленно идет немощная старушка, опираясь на посох. Неожиданно она спотыкается и падает, а на светофоре уже зажигается красный свет. Нетерпеливые водители сигналят и газуют. Выши действия?

№5

На остановке  к вам подошла хорошо одетая девочка и попросила 14 рублей на проезд, чтобы отвезти младшую сестру к тете на другой конец города. Как вы поступите?

№6

При посадке на электричку вас грубо толкнула одна старушка, пытаясь протиснуться вперед. Но тяжелый рюкзак за спиной помешал ей, и вы, подталкиваемые толпой, оказались в вагоне раньше ее и даже смогли найти свободное место. Вагон переполнен, и люди стоят не только в проходах, но и в тамбуре. Довольные собой и оглядываясь по сторонам, вы неожиданно замечаете страдальческое лицо своей недавней обидчицы. Ей так и не удалось занять сидячее место в вагоне. Ваши действия?

№7

В  у одного из студентов  пропал сотовый телефон. Ты знаешь, кто это сделал? Как ты поступишь?

  • Если бы каждый из людей всегда и во всем поступал так, как предлагали сейчас вы, насколько добрее стал бы мир. Так почему же люди стали такими равнодушными? В чем причина этого? И как можно исправить эту ситуацию?

Посмотрите еще один ролик «Равнодушие».  

Вот видите, как можно победить зло, жестокость и равнодушие: только добрыми поступками, только конкретными делами, несущими добро людям

Ценней всего на свете Доброта, (слайд 7)
Она сияет добрыми глазами,
Невидима,но яркими лучами
Согреет и откликнется душа.

Меняет свою цену красота,
От времени тускнеет,будто стразы,
Но только,как блестящие алмазы,
Желанный лучик,светит Доброта.

Нет ничего прекрасней красоты,
Она достойна всяческих похвал,
Но только тот,кто Доброту познал,
Поклонится ей низко до земли.

Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относишься ты? Всегда ли ты добр и внимателен к окружающим? На эти вопросы поможет ответить тест, выбери по одному ответу:

(слайд 8,9)

АНКЕТА: «ДОБРЫЙ ЛИ Я ЧЕЛОВЕК?»             ОТВЕТЫ:     да, нет.

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто, чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

               11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то., чтобы развеселить окружающих?

(слайд 10)

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и за ответ «нет» на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь,да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

  1. Рефлексия

Наш классный час подходит к завершению.  

Я вам советую, каждый день   задавать себе вопрос: кому я сегодня помог? Чего от меня стало в мире больше – добра или зла? Будьте милосердными и добрыми, всегда идите только дорогой добра.

(звучит песня «Дорога добра»). (слайд 11)

(слайд 12)

Закончить  нашу встречу  я бы хотела словами В.А.Сухомлинского. который говорил: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что  такое же может произойти и с тобой. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Всепрощение и равнодушие - добро или зло?"

Урок-дисскусия "Всепрощение и равнодушие - добро или зло." Основываясь на знаниях, жизненном опыте учащихся вводится представление о всепрощение и равнодушии; обсуждаются эти понятия....

Классный час на тему: Есть ли рецепт от равнодушия?

Данная разработка классного часа составлена на основе  технологии дебатов. Темы для обсуждения предложенные детьми  в ходе дебатов: что такое равнодушие, как оно проявляется в личности челов...

Классный час "Равнодушие - болезнь 21 века"

Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»   Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека. Задачи: Выявить причины равнодушия в посту...

Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие»

Классный час по теме   «Сочувствие, жестокость, равнодушие».Цели: Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера ...

Классный час Равнодушие

конспект классного часа...

Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»

Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века» Цель: создание   условий   для   формирования   ценностного   отношения к нравс...

Классный час "Равнодушие. К чему оно ведёт?"

Откуда  берется равнодушие ко всем и ко всему: к близким, к окружающим, к животным, к самой жизни? Может, сейчас и время такое? Или дети такие? А может это лишь последствия бесконтрольного исполь...