Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»
классный час (6, 7, 8 класс) на тему

Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»

 Цель: создание   условий   для   формирования   ценностного   отношения к нравственным качествам человека.

Задачи:

1. Выявить причины равнодушия в поступках людей.

2. Способствовать   воспитанию   чувства   доброты, отзывчивости к окружающим, неприятия к равнодушию и жестокости.

3. Совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ravnodushie.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»

 Цель: создание   условий   для   формирования   ценностного   отношения к нравственным качествам человека.

Задачи:

1. Выявить причины равнодушия в поступках людей.

2. Способствовать   воспитанию   чувства   доброты, отзывчивости к окружающим, неприятия к равнодушию и жестокости.

3. Совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование.

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Ребята, у нас сегодня не совсем обычный классный час.

Слайд  №1

Во время нашей беседы мы затронем тему,  которая  во все времена волновала умы и сердца миллионы людей разных стран, народов и   национальностей.

Учитель показывает два видео: одно –  «Помощь животных»,  второе – «Равнодушие»

 Вопрос: «Ребята, что объединяет, а может быть отличает эти два видеосюжета?».

Обсуждение детей.

А почему людей ставят выше животных? Что отличает нас  кроме развитой памяти, мышления, умения говорить.

Слайд  №2    Существует даже наука Психология. Что она изучает?

Слайд  №3   Душа. Так что же отличает человека от животных.

Ответ: наличие души.

Учитель: Но есть люди, которые не проявляют душевные качества.

Так о каком качестве личности мы говорим, о чем  данный фильм?

Слайд 4. О равнодушии. И мы сегодня тоже будем говорить о равнодушии.

Слайд 5. , в 2001 году в Москве на Болотной площади была установлена скульптурная композиция известного во всём мире скульптора Михаила Шемякина «13 пороков человека» или «Дети – жертвы пороков взрослых». Ее название говорит само за себя. В центре изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них — упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом обступают фигуры, символы пороков взрослых.  Как будто из болота, грязи, вязкой тины обыденной жизни эти уроды вылезли, тянут свои скрюченные руки к зрителю, пытаются уволочь на дно… Здесь есть скульптуры: Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность,  Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.

Слайд № 6 Налево от центра - 6 статуй, направо - 6 других. А что в центре?

Слайд № 7  Посмотрите на эту фигуру, смотрящую одновременно в две стороны и заткнувшую уши в нежелании слушать и слышать. Стоящую надо всеми остальными.

Слайд № 8 Вопрос учителя: «Ребята, почему автор поставил в Центр скульптуру «Равнодушие»? Дети по очереди высказываются.          

     Учитель: Это самый страшный из пороков современности, в первую очередь из-за него в мире ежесекундно множится количество горя, страданий, смертей, катастроф. И этот грех мы плодим каждым своим шагом, нередко даже не замечая этого. Михаил Шемякин в центр поставил самый страшный порок современности - Равнодушие. Оно слепо, оно глухо, мира вокруг него нет.

Слайд 9. «Хата с краю», «дело -сторона», «без меня разберутся», «пройти мимо», «думать о себе» - эти словосочетания сегодня характеризуют поведение людей.  Занятие, не приносящее денег, смешно… Мы, не задумываясь, говорим: «Все нормально», забывая, что синонимы «нормы» - это «никак», «обыденно», «серо», «стандартно», «безлико».

Слайд 10 – 21         Не трогай детка, а вдруг заразная!

                                Не гладь! Испачкаешь ладошки.

                                Зачем? Иди другой дорожкой.

                                А детка подрастает, зная:

                                Так проще жить, не замечая.

                                Зачем тащить чужую ношу?

                                Делить беду. Придумал тоже.

                                Сам разбирайся!

                                Не мне же больно.

                                С меня своих проблем довольно.                          Илья Черт

Слайд       .  «Равнодушие - болезнь нашего века». И эпиграфом к нашей беседе будут слова Антона Павловича Чехова:

«Равнодушие   -   это   паралич   души»

Рост равнодушия в людях - признак нашего времени. Каждый день мы слышим о трагедиях, разыгравшихся на других материках, о терактах, которые совершают в разных странах, а несколько дней назад в нашей стране, о военных действиях, например, в Сирии. О событиях, в которых из-за чьего-то чрезмерного желания денег и власти в нищете умирают люди, голодают дети, сводят концы с концами старики. Найти корни равнодушия, помочь избавиться от безразличия, этому посвящена наша встреча.

К девушке на улице пристали хулиганы. Было ещё светло, вокруг много людей. Все проходили и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошёл и попытался угомонить хулиганов. Завязалась драка. На помощь никто и не пришёл. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошёл. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Это равнодушие и страх окружающих убили молодого человека.

Слайд    . Равнодушие – это самая страшная черта в характере человека. Но почему?

(равнодушный не придет на помощь, равнодушие бывает губительным, от равнодушия происходит много бед, равнодушие приводит к плохим поступкам, к страданиям и боли других, является проявлением безнравственности).

Учитель: Так что же обозначает слово Равнодушие?  

Дети по желанию высказываются.

Слайд    Равнодушие – это безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.

Слайд        . А вот, что говорит нам малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо.

Слайд       . Равнодушие – ровная душа.

Слайд          . Главное, чтобы нас не коснулось.

Слайд      . Какие синонимы равнодушия можете назвать? (черствость, эгоизм, безжалостность, безразличие, бездушие, апатия, бесчувственность, бессердечность, безучастность, пассивность) 

Выберите любое слово из этого списка и объясните, как вы его понимаете.

Слайд    Учитель А сейчас назовите черту характера противоположную равнодушию (отзывчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, милосердие, терпимость, уважение, чуткость, добросердечие, сострадание, благожелательность)

Учитель: вы можете выбрать из предложенного вам списка человеческих качеств качества отзывчивого человека и  равнодушного

Добрый, жалостливый, любящий, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный, добропорядочный, достойный, безразличный, равнодушный, злой, сухой, недоверчивый, непонимающий, грубый, тревожный враждебный, угрюмый, обманщик

Команды зачитывают выбранные качества и вывешивают рисунки на доску. (Сначала отзывчивого человека, затем равнодушного)

Учитель:   «Жизнь прожить – не поле перейти» - гласит народная мудрость. Часто эта жизнь устраивает нам экзамен – экзамен на порядочность и милосердие, доброту. И порой ох как не просто сделать этот нравственный выбор в реальной жизненной ситуации. И сейчас я предлагаю вам пройти такие испытания.

Выбрать  билет с определенной жизненной ситуацией  и предложить  свой вариант выхода из ситуации, совершая выбор между милосердием, добротой и равнодушием, эгоизмом.

№1

Вы идете по улице и видите нищенку, которая просит милостыню. Как вы поступите?

          №2

Вы дома один. К вам в дверь звонит пьяный мужчина и просит вызвать по телефону скорую помощь. Как вы поступите?

№3

Вы с другом возвращались из школы  и переходили дорогу. Вдруг появилась машина. Ваш друг растерялся, и водитель, не успев притормозить, наехал на него, после чего, испугавшись, скрылся. Но вы узнали в водителе близкого  друга  вашего отца. А у вашего друга в результате этого происшествия ссадины на ноге и сотрясение мозга. Ваши действия?

№4

Вы на переходе городской улицы с оживленным транспортным движением. Вы очень торопитесь, потому что зеленый сигнал светофора уже замигал и вот-вот загорится красный. Перед вами очень медленно идет немощная старушка, опираясь на посох. Неожиданно она спотыкается и падает, а на светофоре уже зажигается красный свет. Нетерпеливые водители сигналят и газуют. Выши действия?

№5

На остановке  к вам подошла хорошо одетая девочка и попросила 14 рублей на проезд, чтобы отвезти младшую сестру к тете на другой конец города. Как вы поступите?

№6

В  у одного из школьников  пропал сотовый телефон. Ты знаешь, кто это сделал? Как ты поступишь?

Учитель: Если бы каждый из людей всегда и во всем поступал так, как предлагали сейчас вы, насколько добрее стал бы мир. Так почему же люди стали такими равнодушными? В чем причина этого? И как можно исправить эту ситуацию?

Посмотрите еще один ролик «Равнодушие».  

Вот видите, как можно победить зло, жестокость и равнодушие: только добрыми поступками, только конкретными делами, несущими добро людям

Учитель: Можете из своего опыта привести примеры неравнодушного отношения к окружающим.

Каких людей в мире больше? 

Сможете ли вы привести примеры из вашего личного опыта, когда вы не остались равнодушными к недостойным поступкам других людей либо не прошли мимо чужой беды? Дети приводят свои примеры.

Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относишься ты? Всегда ли ты добр и внимателен к окружающим? На эти вопросы поможет ответить тест, выбери по одному ответу:

слайд

АНКЕТА: «ДОБРЫЙ ЛИ Я ЧЕЛОВЕК?»             ОТВЕТЫ:     да, нет.

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто, чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

 11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то., чтобы развеселить окружающих?

Слайд

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и за ответ «нет» на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь,да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Доброе дело начинается с мелочи: помог словом, делом. В малом виден человек, его поступки. Остался не равнодушен, значит, ты - настоящий человек.

Многие любят, сидя у телевизора, обсудить положение в мире, посочувствовать, поохать… Но есть и другие люди…

Слайд

- жительница Магадана  Руфина Ивановна Коробейникова  связала и пожертвовала пострадавшим от паводка в Хабаровске триста пар теплы носков.

Слайд

-Во время московского концерта группы KoЯn зрители неожиданно подняли вверх инвалидную коляску с молодым человеком и поднесли ее поближе к сцене, чтобы тот смог лучше разглядеть своих кумиров.

Слайд

 - Благотворительный фонд "Детские Сердца" создан для помощи детям, больным врожденными пороками сердца.

Слайд

- Инициативная группа "Доноры - детям" ориентирована на поиск доноров крови для пациентов Гематологического центра Российской детской клинической больницы.

- Учащиеся нашей школы каждый год собирают вещи, книги и канцелярские товары для малообеспеченных семей.

Милосердное отношение ко всему, что нас окружает: к человеку, к природе, к животным, птицам, рыбам, даже к насекомым, проявляется в поступках. Научитесь дарить тепло, доброту, милосердие, и оно обязательно вам вернётся.

   Учитель: притча:

Слайд

 Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему  часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень  хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям.  Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать  другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней,иподойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и  скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это  бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда  я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая,  тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Слайд

 Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: - У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: - Скажи, живая она или  мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:  Все в твоих руках. 

Вопрос  учителя: Как связана эта притча с нашей темой?

Дети задумываются о необходимости выбора,  и о том, что человеческая жизнь невозможна без любви, внимания и заботы, осознав это, невозможно оставаться равнодушным.  Совершил добрый поступок, и добро к тебе вернётся, и наоборот.

Учитель: Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть незначительно в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Нужно частицу собственной жизни отдавать иным. Как ты это сделаешь - зависит от тебя.

 Наш классный час подходит к завершению.  

Я вам советую, каждый день   задавать себе вопрос: кому я сегодня помог? Чего от меня стало в мире больше – добра или зла? Будьте милосердными и добрыми, всегда идите только дорогой добра.

Слайд 27.   Не стой в стороне равнодушно,
                  Когда, у кого то беда.
                  Рвануться на выручку нужно
                  В любую минуту, всегда
                  И если кому — то, кому — то поможет
                 Твоя доброта, улыбка твоя,
                 Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
                 Что годы живешь ты не зря.                          В.М. Найденов

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

Перед авторами поставлена задача - привлечь внимание подростков к проблеме наркомании....

Классный час "Равнодушие - болезнь 21 века"

Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»   Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека. Задачи: Выявить причины равнодушия в посту...

Классный час "Наркомания-болезнь века"

Наркомания - болезнь века....

Суицид – серьезная проблема среди подростков. Суицид – болезнь 21 века

Содержание данного материала можно использовать для проведения классных часов вс старших классах, так как проблема, раскрытая в материала стала в последнее время актуальной среди молодежи. Так же можн...

Классный час на тему: "Герои нашего века".

В данной презентации рассказывается о людях, которые совершают поступки ради других людей....

Классный час «Равнодушие... Что это такое?»

Рост равнодушия в людях – признак нашего времени. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, на Ближнем Востоке. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете у...

разработка классного часа "СПИД - болезнь века"

разработка классного часа по теме "СПИД - болезнь века" для учащихся старших классов....