Классный час Равнодушие
классный час на тему
конспект классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kl_chasa_ravnodushie-bolezn_nashego_veka.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»
Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека.
Задачи:
-Выявить причины равнодушия в поступках людей.
-Способствовать воспитанию чувства доброты, чуткости, отзывчивости к окружающим, неприятия к равнодушию и жестокости.
-Совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, листы бумаги формата А4 – 10 шт., карандаши – 10 шт. аудиозапись песни М. Ножкина «Равнодушие».
Ход классного часа
Перед началом классного часа посмотрите видео. О чем оно?
Слайд 1. «Равнодушие – болезнь нашего века»
Эпиграф: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть» (А.П.Чехов)
Не трогай детка, а вдруг заразная!
Не гладь! Испачкаешь ладошки.
Зачем? Иди другой дорожкой.
А детка подрастает, зная:
Так проще жить, не замечая.
Зачем тащить чужую ношу?
Делить беду. Придумал тоже.
Сам разбирайся! Не мне же больно.
С меня своих проблем довольно.
Рост равнодушия в людях – признак нашего времени. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, в Украине. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете умирают люди, голодают дети, сводят концы с концами старики. Найти корни равнодушия, помочь избавиться от безразличия – этому посвящена наша встреча.
Я принесла кусочек черствого хлеба. Как вы думаете, чем сходен такой хлеб с равнодушным человеком?
Ответ: Равнодушный человек сухой на эмоции, чёрств к окружающему его миру.
Как ещё можно назвать равнодушие? Перечислите синонимы слова «равнодушие».
Ответы: черствость, эгоизм, безжалостность, равнодушие, безразличие, бездушие, апатия, бесчувственность, бессердечность, безучастность, пассивность, индифферентность.
А вот, что говорит нам малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: безразличие – это равнодушие к вопросам знания, морали, общественной жизни.
А сейчас я зачитаю вам притчу о старике и юноше.
Как-то на рассвете юноша шёл по берегу моря и увидел старика, который подбирал на песке морские звезды и бросал их воду.
Юноша: «Для чего ты это делаешь?»
Старик: «Звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца».
Юноша: «Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях».
Старик взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс.
Старик: Толк есть для этой морской звёзды.
Как вы думаете, что побуждало старика бросать в воду морские звёзды? (милосердие, доброта, вниманиие, сострадание)
А вот и другой пример.
Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на медицинский факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной и прилежной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал радость (только у него в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благовение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Слово студента:
«Сердце чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Слово учителя:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.
Сможете ли вы привести примеры из вашего личного опыта, когда вы не остались равнодушными?
Как вы думаете, какие причины проявления равнодушия?
Появляются на доске слова: гордость, эгоизм, карьеризм, себялюбие
Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни террористического акта на Дубровке помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша их детдома и радуется вместе с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…
Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери - гласит старинное украинское изречение. В нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку - матери, отцу, дедушке, бабушке.
Слово учителя:
Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные дети.
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…
А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила:
-Кем же стал твой сын?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», - сказал он на прощанье и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
-У сына сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…
на второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и, морщины расправились.
К Белокосой матери никто не проходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.
В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села – привез два больших арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:
-Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она заплакала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.
Слово матери:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих - детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.
Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.
Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.
Доброе дело начинается с мелочи: помог словом, делом. В малом виден человек, его поступки. Остался не равнодушен, значит, ты – настоящий человек. Мы с вами на уроках обществознания говорим человек – это биосоциальное существо. Человек выше животных, обладает социальными и духовными качествами. Но иногда и мы поступаем хуже чем животные. В марте этого года например произошел такой случай в Индии, который бурно обсуждался в инетсообществах. Посмотрим видео.
(обезьяна из индийского города Канпур, которая помогла избежать смерти своему другу. Заботливый примат вытащил оказавшегося на железнодорожных рельсах без сознания сородича за несколько минут до того, как по этому месту проехал поезд. Животное оказалось на опасном участке после того, как его ударило током. После того, как бедолага оказался вне опасности попасть под поезд, обезьяна-спасатель продолжала приводить его в чувство – она похлопывала его, трясла и даже обливала водой из расположенного рядом водоема. До момента, когда пострадавшее животное пришло в себя, прошло около двадцати минут.
Местные жители, ожидавшие прибытия поезда на платформе, все это время снимали происходящее на мобильные телефоны. Теперь ролики с трогательной сценой являются хитами социальных сетей.
Раньше приматы не так часто оказывались на железнодорожных путях в этой стране. Сейчас из-за вырубки лесов, животные пытаются найти себе пищу поближе к людям. Некоторые из них выбрали для себя опасные железнодорожные станции.)
Объясните поведение индивидов в сюжете данного видеоролика?
А как мы отплачиваем нашим братьям меньшим за их веру в нас? Ведь все мы знаем историю про Хатико. Каждое животное а особенно приученное нами вверяет нам свою жизнь. И не всегда человек поступает правильно. Прослушайте песню Светланы Копыловой.
Какие существуют антонимы к слову «равнодушие»?
Учащиеся выступают со своими предложениями.
Слайд 5.
Ответы: сопереживание, сочувствие, доброта, милосердие, терпимость, уважение, чуткость, добросердечие, отзывчивость, сострадание, благожелательность.
Используя данные слова, перечислите несколько пунктов для определения милосердия.
Слайд 6.
Ответы: Милосердие - это
-готовность отозваться на чужую беду;
-готовность оказать помощь окружающим;
-заботливое отношение к людям и т.д..
Мы заканчиваем наше общение. На прощание давайте зажжём свечу, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание.
Учитель, передавая свечу, говорит: «Не забывай дарить добро родителям, учителю и другу. Оно, как истинное волшебство, вернётся к вам по кругу».
Заслушиваются слова учащихся.
Слайд 7.
«Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание».
До свидания!
Звучит песня российского актёра, поэта и музыканта М. Ножкина «Равнодушие».
«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть»
(А.П.Чехов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Всепрощение и равнодушие - добро или зло?"
Урок-дисскусия "Всепрощение и равнодушие - добро или зло." Основываясь на знаниях, жизненном опыте учащихся вводится представление о всепрощение и равнодушии; обсуждаются эти понятия....
Классный час на тему: Есть ли рецепт от равнодушия?
Данная разработка классного часа составлена на основе технологии дебатов. Темы для обсуждения предложенные детьми в ходе дебатов: что такое равнодушие, как оно проявляется в личности челов...
Классный час "Равнодушие - болезнь 21 века"
Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века» Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека. Задачи: Выявить причины равнодушия в посту...
Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие»
Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие».Цели: Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера ...
Классный час «Равнодушие... Что это такое?»
Рост равнодушия в людях – признак нашего времени. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, на Ближнем Востоке. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете у...
Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»
Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века» Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравс...
Классный час "Равнодушие. К чему оно ведёт?"
Откуда берется равнодушие ко всем и ко всему: к близким, к окружающим, к животным, к самой жизни? Может, сейчас и время такое? Или дети такие? А может это лишь последствия бесконтрольного исполь...