Интегрированное внеклассное логопедическое занятие «Весна идет»
план-конспект на тему

Колмакова Татьяна Витальевна

Интегрированное внеклассное логопедическое занятие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolmakova_urok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное логопедическое занятие

«Весна идет»

Тема: Развитие словаря по теме «Весна идет»

Цель: В игровой форме закрепить у учащихся понятие о словах-предметах, отвечающих на вопросы «что это?», «кто это?», приметах весны.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о словах, обозначающих предмет. Тренировать в правильности задавать вопрос к словам-предметам.
  2. Развивать связную речь детей. Обогащать активный словарь по теме «Весна идет».
  3. Поощрять самостоятельность в высказываниях, в поисках решений. Воспитывать интерес к учебной и познавательной деятельности.

Оборудование: «Чудо-дерево»; цветы для украшения зала; магнитофон, диски с детскими песнями, фишки, названия слов-предметов по теме «Весна», шумовые музыкальные инструменты, иллюстрации к игре «Веселые сосульки», игрушка-кораблик, шаблоны сосулек, для раскрашивания по образцу, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, различная обувь с заданиями для «Чудо-дерева».

Ход занятия:

Дети под музыку входят в класс, садятся на стулья по кругу.

Логопед:   Как у наших у ворот-

Чудо-дерево растет!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки, да башмаки

Необычные они:

Все с загадками да с вопросами.

Логопед:

  • Посмотрите, какое необычное дерево выросло в нашем классе. Что в нем необычного?
  • Что растет на «Чудо-дереве»? (туфли, сапоги, ботинки…)
  • Как называются эти предметы одним словом? (обувь)
  • Обратите внимание, на каждом предмете обуви есть номер. Вы будете по порядку срывать туфли, башмаки, ботинки и выполнять спрятанные в них задания. Лучшие и самые активные получат жетоны. Итак, начинаем игру! (Тот, кто сидит первым – срывает обувь с первым заданием, и так по порядку)

1 задание

Выполните артикуляционную гимнастику

Логопед:

  • Для того чтобы во время занятия наша речь звучала правильно и четко - выполним артикуляционную гимнастику. (Выполняется разминочный комплекс артикуляционной гимнастики).
  • Молодцы! Мы готовы к выполнению следующего задания.

Логопед:

  • С кем во время своей прогулки здоровался веселый язычок?
  •  Какие сейчас деревья? Небо? Солнце? Почему?
  • Какое время года идет сейчас?

Задание 2

Разгадайте загадки о весенних признаках

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна.

Зовут меня… (весна)

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки-лучи

Очень горячи (солнце)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (сосулька)

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз

На ночь слезы прячет,

А на солнце плачет. (сосулька)

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится. (грач)

Солнышку послушна звонкая капель.

Ожила природа, на дворе… (апрель)

Для тебя мы дом построим,

Не скворечник, а дворец.

Прилетай же, наконец,

Наш пернатый друг… (скворец)

По ночам мороз силен

Днем капели слышен звон

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (март)

  • О каких признаках весны говорилось в загадках?

Задание 3

Исполнить песенку-попевку о весне

Логопед:

  • Ребята, на каком школьном занятии вы исполняете песни и попевки? Кто вас учит пению?

Учитель музыки:

  • Мы исполним песенку-попевку о весне, чтобы весна порадовалась и поскорее вступила в полную силу. (Исполнение попевки сопровождается шумовыми музыкальными инструментами)

По земле идет весна.

Тает снег, бежит вода.

Ах, весна! Ах, весна!

Нету снега, нету льда.

  • Молодцы!

Задание 4

Вспомните отгадки загадок о весне

Дети называют отгадки. Слова-отгадки вывешиваются на доске.

Логопед:

  •  Задайте вопрос к каждому слову. Распределите слова в два столбика: первый столбик – слова, отвечающие на вопрос «что это?»; второй столбик – слова, отвечающие на вопрос «кто это?»

Что это?                                                     Кто это?

Весна                                                            медведь

Солнце                                                                грач

Сосулька                                                        скворец

                          Апрель

                           Март

  • В чем отличие слов первого и второго столбиков?

Задание 5

Ритмическая игра «Веселые сосульки»

Логопед:

  • И вновь у нас гость.

Учитель ритмики.

  • Пришла весна. Тает снег, с крыш свисают сосульки. Пригрело солнышко и начали сосульки песни петь. А как они поют? («Кап-кап». Слышна их капель)
  • Мы поиграем в игру на внимание. Вы будете смотреть на карточку, и хлопать столько раз, сколько капель нарисовано, а там где капель нет – следует сказать слово «хлюп».

  • Самые внимательные получают жетоны.

Задание 6

Исполнить танец веселого ручейка

Логопед:

  • Что такое ручеек?
  • В какие игры можно играть возле весеннего ручейка? (пускать кораблики, щепки, разные не тонущие предметы)

Учитель ритмики: В путешествие по ручейку мы отправим вот этот кораблик. А в ручеек превратимся все мы.

(играет веселая музыка) 

Веселились, ребятня, в ручеек играть пора.

Что бы было веселей

Пригласи друзей скорей.

Будь внимателен, смотри

Кораблик наш не утопи.

(Дети встают в колонну парами, взявшись за руки. Один участник без пары. В его руках игрушка кораблик. Он передает его тому, кто остается без пары)

Задание 7

Игра «Палочка, остановись»

Логопед:

  • Вы будете передавать друг другу волшебную палочку, и называть признаки весны. Тот, кто остановится или ошибется, тот выходит из игры.
  • На дереве осталась лишь одна туфелька. Ее сорву я.

Задание 8

Рисуем сосульки

  • Сегодня одним из первых признаков весны вы назвали появившиеся на крышах сосульки. Сейчас вы будете их рисовать. Кто-то будет просто штриховать сосульку по образцу, кто-то рисовать свою. И все вместе мы устроим веселую капель в нашем классе.

Звучит тихая музыка. Дети раскрашивают и рисуют сосульки .Работы вывешиваются на доску.

  • Вот и в нашем классе наступила настоящая весна. Появились сосульки. Птицы поют. Солнце светит. У всех хорошее настроение.
  • А у вас хорошее настроение?
  • Давайте, определим у кого сегодня больше всего фишек за правильные ответы и хорошую работу на занятии. Вам в подарок первые весенние цветы. Как они называются? (подснежники)
  • Спасибо за занятие!

        


Список используемой литературы

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил.
  2. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384 с.
  3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда)
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с. – (Логопед в ДОУ).
  5. Коррекционные приемы на уроках русского языка. Ю.А. Афанасьева, О.А. Гапцарь // Начальная школа. 2007, №7, с.57-60
  6. Логопедия в школе: Практический опыт/Под ред. В.С. Кукушина, Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с. (Серия «Педагогическое образование»)
  7. Современная работа психолога и логопеда в начальной школе. Л.Н. Вершинина, Е.А. Ипкаева // Начальная школа. 2007, №11, с.68-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...

Интегрированное психолого-логопедическое занятие

Занятие можно проводить на коррекционных занятиях в 4-5 классах для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Интегрированное психолого-логопедическое занятие как один из приемов здоровьесберегающих образовательных технологий.

Объединение усилий психолога и логопеда в работе с учащимися начальных классов, у которых имеются специфические нарушения речи, позволяет успешне...

конспект логопедического утренника " Весна идет! Весне дорогу!"

Конспек утренника, проходившего в 1-5 коррекционных классах 8 вида в апреле, как итог работы за год....

интегрированное коррекционное логопедическое занятие "Путешествие в Африку"

Интегрированные занятия позволяют организовать  непосредственную образовательную деятельность, раскрывая  в увлекательной игровой форме тему занятия и одновременно закрепляя ее в продуктивно...

Конспект интегрированного коррекционно-логопедического занятия с обучающимися с ТНР "Путешествие в страну Жужжандию"

Конспект группового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ТНР...