Рабочая программа кружка Искусство делать цветы
методическая разработка (5 класс) на тему

Корниенко Елена Сергеевна

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_iskusstvo_delat_tsvety.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

           

Рабочая программа

Кружка по технологии

для 5 классов

«Искусство делать цветы»

        Составитель: Кониенко Е. С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 2 часу.

Структура программы 

Программа кружка «Искусство делать цветы» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.   Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа природным материалом
  2. Работа с джинсовой тканью
  3. Работа с фетром
  4. Работа с тканью
  5. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

Дидактический материал:

 журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

 Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа)
  •  умения:
  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  •  создавать композицию из цветов, располагая их на панно;

 

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно

обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, с своей эпохой вровень,

                                             И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.

                                    Н. Майоров.

Тема

Количество часов

Вводное занятие

2

Работа с природным материалом

16

 Работа с джинсовой тканью.

11

4.

Работа с фетром

7

5.

Работа с тканью

32

Всего:

68

 

Учебно - тематический план

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

кружка «Искусство делать цветы» (2 часа в неделю)

 

п/п

Раздел

Темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

Примечание

Предпол. дата

Дата провед.

1

2

3

4

5

6

7

Вводное занятие

Беседа. Знакомство.

Знакомство с планом работы, целями. Задачами.

Провести инструктаж по технике безопасности.

2

«В чудесном лесу»

Работа с природным материалом

1) Экскурсия в лес. Заготовка природного материала

  16

2

2)Плоскостные композиции из сухих листьев. Аппликация

2

3)Художественные приемы изготовление цветов из природного материала.

2

4)Технология изготовления роз из кленовых листьев

4

5) Составление композиций «Розы из осенних листьев»

4

 

«Работа с джинсовой тканью»

 

1) История появления этого вида ткани

1

 

2)Изготовление цветов из джинсовой ткани

4

3)Изготовление ваз из джинсовой ткани и пластиковой бутылки

4

4) Составление композиций по теме «Работа с джинсовой тканью»

2

Работа с фетром

 

1)История появления этого вида ткани

1

 

2)Изготовление трафаретов, шаблонов

2

3)Изготовление не сложных цветов из фетра

4

Работа с тканью

 

1) История возникновения различных техник. Демонстрация изделий.

2)Технология изготовления цветов из различных видов ткани

3)Изготовление трафаретов, Перевод трафаретов на ткань, вырезание из ткани заготовок

4) Подготовка стебельков, сборка цветов

5) Цикл творческих индивидуальных работ

А) Изготовление несложных цветов

Б)Изготовление «Ромашки»

В)Изготовление «Георгины»6

6)изготовление цветов из органзы

7) изготовленеи цветов из ткани- сетки (фатин)

6)Декорирование цветами ободка для волос

7)Изготовление из различных цветов украшений для волос

1

2

4

4

4

4

4

5

4

-

Изготовление панно

 Панно цветы

2

 

Выставка

 

 

 

 ИТОГО:

68

 

Материальное обеспечение

Для занятий в кружке необходимо иметь материально техническую базу:
Мебель:
• столы,
• стулья,
• стол для педагога,
• шкафы для хранения,
• полки для выставочных работ.

Канцелярские принадлежности:
• цветную бумагу,
• миллиметровая бумага,
• калька,
• гофрированный картон,
• картон белый и цветной,
• клей карандаш, ПВА, Момент, горячий клей,
• двухсторонний скотч,
• клейкие полоски,
• зубочистки, и т.д.
Инструменты: 
• ножницы, , 
• пинцеты,
• шило,
• булавки,
• карандаши простые, 
• линейка прямая, с диаметровыми делениями,
• кисточки для клея, 
• салфетки, 
• клеенка, 
• ткань разной фактуры,
• фетр, 
Для оформления работ:
• рамки разных форматов,
• заготовки для украшения,
• заготовки открыток,
• гели с блесками,
• стразы,
• бусины,
• блески сыпучие разноцветные
• и т.д.

 

Литература использованная при написании программы:

Нормативные документы
1.Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. от 07.12.2006 № 752).
2.Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06¬1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Монографии, учебные пособия
1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 392 с.
2.Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
3.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. 1925. 240 с
4.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М., 2001. 105 с.
5.Козинкина Е.А. Цветы из ткани. - М.: Легкопромбытиздат, 1990. - 184с. Иллюстрированное
6.Методические разработки «Характеристика структурных элементов образовательного пространства» ДДТ, 1997 - 1998 года.
7.Методические рекомендации Е.В. Чикулаева, 1997 год Критерий эффективности современного урока в учреждениях дополнительного образования.
8.«Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ». 1986 г. «Культура быта» Москва, «Просвящение».
9.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / Пед. Об-о России - М., 1999. - 219 с.
10.Череда Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия . – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 136 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений). 
11.Конструирование из бумаги. Издательство Узбекистан, Ташкент 1988г. Б.Г.Гагарин.
12.«Бумажная планета» Издательский центр «Терра» 1995г.А.В.Чудин. редактор А.В.Новиков.
13.Кожа в умелых руках. Сборник (Ред.-сост: О.Г.Жукова.-М.,1997.
14. Нестеренко О.Н. Краткая энциклопедия дизайна.-М., 1994.
15.Основы изобразительного искусства /Под ред. Н.М.Сокольниковой. В 4 ч.-Обнинск., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия для кружка "Искусство делать цветы"

Материал представляет собою готовый план-конспект кружкого занятия по программе кружка декоративно-прикладного творчества "Изготовление искусственных цветов из ткани". Тема занятия: "Изготовление хриз...

Рабочая программа кружка "Добрые дела"

Рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса....

Рабочая программа кружка "Швейное дело" 7-8 класс

Рабочая программа кружка "Швейное дело" 7-8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Слесарное дело»

учебной практики   по курсу  слесарных работ, для  обучающихся 1  курса, для углубленного изучения.Программа разработана так, чтобы дать  возможность некоторым  обуч...

Рабочая программа кружка "Музейное дело"

Программа дополнительного образования «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования.Данная программа может быть реализована в качестве эле...

Рабочая программа кружка "Искусство оригами" 2020 - 2021 учебный год

Актуальность кружка «Искусство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение д...