Рабочая программа кружка «Музейное дело»
рабочая программа

Музей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

Принята на заседании

педагогического совета школа

Протокол №1 от 31.08.2017г

Утверждена   приказом директора

МБОУ «Средняя школа №4»

№93      от   31.08.2017г

Рабочая программа на 2017 – 2018 учебный год

по кружку «Музейное дело»

Класс    7 Б

Количество часов: всего 68 часов; в неделю2 часа

Учитель (категория)Якушева Светлана Викторовна

2017 год

Пояснительная записка

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. 
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. 
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 

Цели и задачи кружка:

  1. Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;
  2. организация деятельности по сбору краеведческого материала;
  3. развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);
  4. воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;

      5.  подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Программа кружка «Музейное дело» рассчитана на обучающихся 7 классов.  Краеведческие кружки  специфичны по составу участников, так как в краеведческий кружок приходят  заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий.

С учетом  возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в  кружок была составлена программа.

Время, отведенное на обучение, составляет 68    часов  в год, 2 часа в неделю.

Принципиальным отличием курса от  предметов общеобразовательной школы является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается,  прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций  в разных его проявлениях.

Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами,  экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад и конкурсов.

Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков,  разработка экскурсий,  проектов,  исследовательская    работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры городаРославль, Рославльского района, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры  и т.д.).

Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях  кружка изучается материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, а также материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.

Программа  сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.

Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии, литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории, МХК, ИЗО.

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего города, края, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых краеведческих конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам своего района, города, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя истории и т.п.

Примерная программа  кружка «Музейное дело»

Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия:знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия:поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия:фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия:экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы –герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.

Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий  в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.

Практические занятия: подготовка экспедиции.

Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.

Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».

Ресурсное обеспечение программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и  Совет школьного музея.

Совет школьного музея:

- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы;

- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;

- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации.

Социально - экономическая эффективность программы.

Количественное и качественное развитие школьных музеев.

Социальные функции школьного музея              

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, изучать факты и др.

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном  процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:        Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;        - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне  музея;        - туристические поездки;

- уроки в музее        - встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее        - уроки мужества, акции;

- изучение исторических событий.        - экскурсии, встречи в музее.

Учебно-тематический план

№№

Тема

Кол-во часов

Практические занятия:

1

Вводная беседа

1

2-3

Родной город в истории государства российского

2

4-5

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

2

6-8

Паспорт экспоната.

3

9-10

Учёт и описание музейных предметов

2

11

Где и как собирать материал для музея

1

12-13

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

2

14-15

Как оформить выставку, экспозицию

2

16-19

Экскурсионная работа в школьном музее

4

20-21

Военно-патриотическая работа.

2

22-23

Учителя школы – герои Великой Отечественной войны и труда.

2

24-25

Золотые медалисты школы

2

26-28

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

3

29

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

30-31

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

2

32

Копирование документов.

1

33-34

Изучение истории школы.

2

35

История образования школьного музея.

1

36-38

Составления альбома о школе. Создание компьютерной презентации о школе

3

39-40

Основные события в жизни школы

2

41

Работа музея.

1

42-43

Работа экскурсовода.

2

44-45

Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом

2

46-47

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

2

48-49

Историческое краеведение.

2

50-51

История Смоленской области

2

52-53

Родная область сегодня, перспективы развития.

2

54-55

Военно-патриотическая работа.

2

56

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

1

57-58

Записи историко-краеведческих наблюдений.

2

59-60

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

2

61-62

Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края.

2

63-64

Деятельность пионерской и комсомольской организаций

1

65-66

Исследовательская работа « История моего народа»

2

67-68

Итоговое занятие

2

Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
  7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов

Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"

Программа "Музейное дело" по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»  34 часа 8 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело

Происхождение музея.  Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа кружка "Музейное дело"

Программа дополнительного образования «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования.Данная программа может быть реализована в качестве эле...