Рабочая программа кружка «Музейное дело»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Принята на заседании педагогического совета школа Протокол №1 от 31.08.2017г | Утверждена приказом директора МБОУ «Средняя школа №4» №93 от 31.08.2017г |
Рабочая программа на 2017 – 2018 учебный год
по кружку «Музейное дело»
Класс 7 Б
Количество часов: всего 68 часов; в неделю2 часа
Учитель (категория)Якушева Светлана Викторовна
2017 год
Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Цели и задачи кружка:
- Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;
- организация деятельности по сбору краеведческого материала;
- развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);
- воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;
5. подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Программа кружка «Музейное дело» рассчитана на обучающихся 7 классов. Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий.
С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в кружок была составлена программа.
Время, отведенное на обучение, составляет 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается, прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад и конкурсов.
Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры городаРославль, Рославльского района, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры и т.д.).
Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях кружка изучается материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, а также материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.
Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.
Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии, литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории, МХК, ИЗО.
К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего города, края, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых краеведческих конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам своего района, города, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя истории и т.п.
Примерная программа кружка «Музейное дело»
Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия:знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия:поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия:фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия:экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы –герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.
Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.
Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.
Практические занятия: подготовка экспедиции.
Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.
Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».
Ресурсное обеспечение программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьного музея.
Совет школьного музея:
- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы;
- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;
- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации.
Социально - экономическая эффективность программы.
Количественное и качественное развитие школьных музеев.
Социальные функции школьного музея
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, изучать факты и др.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее - уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий. - экскурсии, встречи в музее.
Учебно-тематический план
№№ | Тема | Кол-во часов | Практические занятия: |
1 | Вводная беседа | 1 | |
2-3 | Родной город в истории государства российского | 2 | |
4-5 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 2 | |
6-8 | Паспорт экспоната. | 3 | |
9-10 | Учёт и описание музейных предметов | 2 | |
11 | Где и как собирать материал для музея | 1 | |
12-13 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции | 2 | |
14-15 | Как оформить выставку, экспозицию | 2 | |
16-19 | Экскурсионная работа в школьном музее | 4 | |
20-21 | Военно-патриотическая работа. | 2 | |
22-23 | Учителя школы – герои Великой Отечественной войны и труда. | 2 | |
24-25 | Золотые медалисты школы | 2 | |
26-28 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. | 3 | |
29 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | |
30-31 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | 2 | |
32 | Копирование документов. | 1 | |
33-34 | Изучение истории школы. | 2 | |
35 | История образования школьного музея. | 1 | |
36-38 | Составления альбома о школе. Создание компьютерной презентации о школе | 3 | |
39-40 | Основные события в жизни школы | 2 | |
41 | Работа музея. | 1 | |
42-43 | Работа экскурсовода. | 2 | |
44-45 | Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом | 2 | |
46-47 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 2 | |
48-49 | Историческое краеведение. | 2 | |
50-51 | История Смоленской области | 2 | |
52-53 | Родная область сегодня, перспективы развития. | 2 | |
54-55 | Военно-патриотическая работа. | 2 | |
56 | Пропаганда героических подвигов советских воинов. | 1 | |
57-58 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 2 | |
59-60 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 2 | |
61-62 | Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края. | 2 | |
63-64 | Деятельность пионерской и комсомольской организаций | 1 | |
65-66 | Исследовательская работа « История моего народа» | 2 | |
67-68 | Итоговое занятие | 2 |
Список литературы
- Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
- Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
- Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
- Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
- Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов
Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело» 34 часа 8 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело
Происхождение музея. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
Рабочая программа кружка "Музейное дело"
Программа дополнительного образования «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования.Данная программа может быть реализована в качестве эле...