кл.час "Значение семьи в жизни человека"
классный час (11 класс) на тему
кл.час "Значение семьи в жизни человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кл.час "Значение семьи в жизни человека" | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Благодаря нашей системе образования мы прекрасно ориентируемся, например, в вопросах законодательства или выборе профессии, так что с этим у нас все в порядке. Мы наслышаны о ценностях, нравственных критериях и идеалах наших семей. Но к созданию семьи, рождению детей наша молодежь приходит совершенно неподготовленной.
Любой профессии учим не менее 3-4 лет, а уж область брака - более обширная, чем любая профессия, - покрыта беспросветным мраком.
«Всё начинается с семьи, мы все родом из детства», - часто приходится слышать. И это действительно так. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Вот и надо готовить детей к семейной жизни заранее.
С этой целью мы и провели в 24 группе воспитательное мероприятие на тему: «Значение семьи в жизни человека».
Министерство образования Нижегородской области
ГОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»
Разработка воспитательного мероприятия
на тему:
«Значение семьи в жизни человека»
г. Лукоянов 2015 г.
Рассмотрено Одобрено методическим советом
на заседании методической ГОУ СПО «Лукояновский
комиссии классных руководителей сельскохозяйственный техникум»
Председатель комиссии Протокол №__________
Зотова И.С.__________ от «__»___________2010 г.
Разработал Председатель________ Бутусова Е.И.
социальный педагог Шмелева Н.М.
Содержание
- Введение…………………………………………………………..3
Выступление в записи священника Артемия Владимирова
II. Основная часть……………………………………………………….3
- Сценка «Адам и Ева»………………………………………………..3
- Объяснение смысла слова «семья»…………………………………4
- Пословицы и поговорки о семье, подготовленные дома (д\з)……4
- Функции семьи………………………………………………………4
- Чтение стихотворения С.Брандт…………………………………...5
- Ознакомление с результатами анкетирования……………………7
- Выступления детей и взрослых……………………………………8
- Составление «Заповедей семейной жизни»……………………….9
- Чтение отрывков из книги «Поучение Владимира Мономаха»...10
- Чтение стихов о семье……………………………………………..11
- Инсценировка притчи «Первый ангел»…………………………..11
- Заключение……………………………………………………...12
Подведение итогов, обобщение услышанного.
Список литературы…………………………………………………….13
Оборудование:
- Музыкальное сопровождение,
- Звукозапись.
- Компьютер с проектором.
- Плакаты.
Цель мероприятия: подготовка детей к семейной жизни, к выполнению семейных ролей, семейному воспитанию.
Ход занятия:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой
Звучит песня «Моя семья» (в записи)
- Введение.
Добрый день всем присутствующим!
Дорогие ребята! Все происходящее сегодня - ради вас. Здесь собрались уважаемые люди, педагоги, ваши родители, чтобы вместе с вами поразмыслить:
-о значении семьи в жизни каждого;
- о роли родителей в воспитании детей;
Звукозапись «Значение семьи в жизни человека».
–Давайте подумаем, что ещё дает человеку семья?
-понимание, теплоту, ласку и сочувствие.
-помощь, поддержку в делах и развлечениях.
-любовь и заботу.
-готовность разделить горе и радость.
-мой дом - моя крепость, где мы в безопасности.
-выслушают и посоветуют.
-вкусно накормят тем, что я хочу.
-купят нужные вещи.
2. Основная часть.
Сценка «Адам и Ева»
4. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «Семья»?
(Ответы детей)
Семья-это группа людей, связанных родственными узами.(С.И.Ожегов)
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью»
(Советский энциклопедический словарь, М., 1981 г.)
А вот как о семье высказывались великие люди:
«Семья- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
(В.А. Сухомлинский)
«Семья-это первое признание для каждого человека. Не ради же работы мы родились на свет, исключение только для гениев и высокоодаренных»
(Михаил Боярский)
«Семья есть самая аристократическая форма жизни»
(В.В. Розанов)
5. Ребята, я просила вас поискать пословицы о семье, о воспитании, о родственных связях. Зачитайте, пожалуйста.
«Муж да жена - одно дело, одно тело, один дух»
«Муж и жена из одного кремня искры»
«Муж – голова, жена- шея, куда хочет, туда и повернет»
«На что клад, когда в семье лад»
«У кого есть дед, у того есть обед»
«Братская любовь пуще каменной стены»
«Брат с братом на медведя ходят»
«Зять на двор - пироги на стол»
«Что делает отец, то старается делать и сын»
«Один добрый пример, лучше ста слов»
«Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются»
6. Ребята, а давайте подумаем, какие функции имеет семья (т.е. сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей её членов.
Действительно в литературе принято выделять репродуктивную функцию, хозяйственно – бытовую, воспитательную и восстановительную.
Вот как мудро о воспитательной функции семьи сказал В.А. Сухомлинский: «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных…Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем, любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У такого ребенка мир и покой на душе, стойкое душевное здоровье, чистосердечная вера в красоту человеческую, чуткость к тонким средствам влияния на человеческую душу - доброму слову и красоте».
А вот как о воспитании, об этой наиглавнейшей функции семьи, высказался великий педагог А.С. Макаренко: «Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
7. Ребята, а когда, по-вашему, надо начинать учиться быть родителями?
«Детей надо воспитывать с момента рождения их родителей»
(О. Уайлд)
-Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?
8. Стихотворение С. Брандта
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:
Родители пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему научит.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал сквернословить в разговоре.
Мужья - пример для жен своих,
А дети учатся у них.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть детей
На нехороший путь.
С. Брандт
-Вы с этим согласны?
-Какие примеры можно привести?
9. А как вы думаете, легко ли быть родителем?
Давайте на секунду поставим себя на их место.
Решение педагогических ситуаций
-Ваш ребенок отказывается учиться
-Ваш ребенок не успевает по 3 предметам
- Ваш ребенок регулярно прогуливает
- Ваш ребенок постоянно конфликтует с учителями.
- Ваш ребенок употребляет алкоголь и наркотики
- Ваш ребенок ворует
Легко ли разрешить все эти ситуации и не испортить отношений с ребенком?
Вывод: Роль родителей нельзя назвать легкой даже в самой благополучной семье. Родители - это учителя в самой важной школе на свете-школе жизни. Они выступают здесь во всех лицах - они и педагоги, чтобы помочь в учебе, они и психологи, чтоб помочь разрешить сложные ситуации. Они и юристы, чтобы оградить, уберечь и предостеречь вас от правонарушений и преступлений; они и медики, чтобы вылечить вас, когда вы болеете.
В родительской школе нет выходных и нет каникул. Родители исполняют свои обязанности все 24 часа в сутки, все 365 дней в году, и как минимум первых 18 лет жизни ребенка. Поэтому цените своих родителей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы перед ними в неоплатном долгу.
Чтение стихотворения Э. Асадова.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите ли вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не будем детей корить:
Ведь им не всегда щебетать на ветках,
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «старинах» и «предках»
В группе провели социологическое анкетирование:
Вот результаты:
На вопрос: «Что бы ты хотел получить от семьи?» ответили
хорошую организацию быта-6чел
радость общения-6 чел
покой и защищенность-4 чел
-Одинок ли ты в своей семье?
Да-2 чел
Не знаю-1 чел
Нет- 13 чел
-Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
Да-3 чел
Не знаю-4чел
Нет-9 чел
-Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей?
Здоровье детей-8чел
Хорошаяучеба-6 чел
Трудовое участие детей в семейной жизни-4чел
Настроение детей и причины его изменения-3чел
-Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?
быть материально обеспеченным-3 чел
встретить любовь-6 чел
иметь много друзей- 6чел
реализовать свои интеллектуальныевозможности-5 чел
-Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?
Да-4
Нет-6
Не знаю-6
-Что для тебя значит вечер дома?
радость общения-5чел
возможность быть самим собой-5 чел
мучение и пытки-0
-Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами в семье?
Да-14 чел
Нет-2 чел
Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого начинается так: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
-Как вы думаете, чем похожи друг на друга счастливые семьи? Что у них у всех общего?
(Выслушаем мнения детей и взрослых)
-Любовь, доверие, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимоуважение, забота, терпение, прощение, совместимость характеров, общие интересы, совпадения желаний, жилье, работа, доход.
-Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания своей собственной?
(прочитать сочинение Дружинина, Метлина, Разумова, Полянского)
-Давайте составим «Заповеди семейной жизни»
-Уважение друг к другу и детям
-Не наказывать детей физически
-Поровну делить права и обязанности
А вот мнение специалиста, составившего «Заповеди семейной жизни»
-Семья начинается с «мы», будь более требовательным к себе;
-Не демонстрируй свое превосходство, будь проще;
-Не упрекай; критикуя, не унижай;
-Спеши повторить хорошее; сделал хорошее дело, спеши сделать ещё одно и не жди награды;
-Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга;
-Если уверен, что виноват супруг, ищи причину в себе;
-Не давай советов, если тебя не просят;
-Делай первым шаг на встречу, если возникает ссора или конфликт, прости супругу раздражительность;
-Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах;
-Смейся вместе с человеком, а не над ним;
-Не верит тот, кто сам обманывает;
-Будь другом друзей супруга;
-Решай вместе с человеком, а не вместо человека;
-Не обвиняй - ты не прокурор.
-Князь Владимир Мономах в книге «Поучение Владимира Мономаха» дает наказ сыновьям. Эти наказы важны для нас и сегодня.
- Владимир призывал детей иметь душу чистую, при старых людях молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, младших и равных любить.
- Никого не хулить (не осуждать то есть), стыдиться плохих поступков, убогих не забывать. Остерегаться лжи, пьянства и блуда. Больного навестить, покойника проводить…
Эти нормы поведения являются ценными для всего народа на протяжении всей истории. Это наше духовно-нравственные ценности, их ещё называют вечными ценностями. Эти ценности своего рода внутренними законами человека, т.е. его совестью.
Мы говорим «бессовестный» и понимаем это как безнравственный, т.е. утративший совесть. Присутствие нравственности это, кстати, то, что отличает человека от других живых существ. А.С. Пушкин считает неуважение к памяти своих предков первым таким симптомом, первым признаком.
«Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости. Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» (А.С. Пушкин)
Вот, оказывается, с чего начинается нравственное падение человечества, людей- с потери уважения к предкам, к их делам, к их достижениям…
Недаром таких людей называют Иванами, не помнящими родства.
Стихотворение «Два чувства дивно…» А.С. Пушкина (читает Д.Дружинин)
Два чувства дивно близких нам,
В них отражает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,-
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва:
Без них нам целый мир-пустыня.
Душа-алтарь без божества.
Все в нашей душе не случайно…Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Стихотворение «Жизнь человека - только миг» читает Разумов
Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Все это так. Да вот беда,
Откуда мы, кто наши предки?
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений-
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить
(Р.И. Кабаев)
«Есть одна связующая нить. И это…мать! Что может быть священнее имени матери! Человек только-только начинающий лопотать, неуверенно складывает «мама» и, почувствовав свою удачу, смеётся счастливый…
Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу, говоря: «За Родину-мать».
Все самые дорогие святыни названы и озарены этим именем, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Притча «Первый ангел»
Эпиграфом к нашему классному часу мы взяли слова Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
-Будьте счастливы и вы у себя дома, в семье! Пусть будут счастливы ваши дети и внуки! Спасибо за удовольствие общаться с вами, спасибо за этот час!
Список литературы
- Диалоги о воспитании: Книга для родителей \Под ред. В.Н. Столетова, - М.: Педагогика, 2005
- Ю.П. Азаров, Искусство воспитания, М.: Педагогика, 2008.
- Ж. «Школьный психолог», №14, 2009 г.
- А.С. Макаренко «О семейном воспитании», М.: Просвещение, 3-е издание, 1998 г.
- Разумихина Г.П. Мир семьи; Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни, М., Просвещение, 1985
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну, М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию "Семья в жизни человека" 6 класс
Урок по обществознанию для учащихся 6 класса, на котором дети защищают свои проекты и выполняют познавательные и проблемные задания....
Час общения "Семья в жизни человека"
Семья в жизни человека играет важную роль. В ходе круглого стола учащиеся обсуждают проблемные вопросы семейных отношений. Данную тему предлагается обсудить на часах общения в старших классах....
"О роли семьи в жизни человека"
Цель мероприятия: показать значимость семьи в формировании личности ребенка. Классный час включает семь заданий - увлекательных конкурсов....
Число семь в жизни человека
Данная презентация содержит интересные сведения, сохранившиеся с давних времен, о значении числа семь для разных народов....
Классный час на тему: "Семья в жизни человека"
Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; дать возможность осмыслить ценность семейного очага..Задачи: Воспитывать уважительное отношени...
Семья. Значение семьи в жизни человека
Какое же значение семья имеет в жизни человека?Для человека семья – это …и трудовой коллектив,и моральная опора,и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),и пространство для отд...
Семья. Значение семьи в жизни человека
Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы, и смех,Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –Сердце на...