кл.час "Значение семьи в жизни человека"
классный час (11 класс) на тему

кл.час "Значение семьи в жизни человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Благодаря нашей системе образования мы прекрасно ориентируемся, например, в вопросах законодательства или выборе профессии, так что с этим у нас все в порядке. Мы наслышаны о ценностях, нравственных критериях и идеалах наших семей. Но к созданию семьи, рождению детей наша молодежь приходит совершенно неподготовленной.

Любой профессии учим не менее 3-4 лет, а уж область брака - более обширная, чем любая профессия, - покрыта беспросветным мраком.

«Всё начинается с семьи, мы все родом из детства», - часто приходится слышать. И это действительно так. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Вот и надо готовить детей к семейной жизни заранее.

        С этой целью мы и провели в 24 группе воспитательное мероприятие на тему: «Значение семьи в жизни человека».

Министерство образования Нижегородской области

ГОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

Разработка воспитательного мероприятия

на тему:

«Значение семьи в жизни человека»

г. Лукоянов 2015 г.

Рассмотрено                                                  Одобрено методическим советом

на заседании методической                           ГОУ СПО «Лукояновский

комиссии классных руководителей             сельскохозяйственный техникум»

Председатель комиссии                                 Протокол №__________

Зотова И.С.__________                                 от «__»___________2010 г.

Разработал                                              Председатель________ Бутусова Е.И.

социальный педагог Шмелева Н.М.                          

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………..3

Выступление в записи священника Артемия Владимирова

II. Основная часть……………………………………………………….3

  1. Сценка «Адам и Ева»………………………………………………..3
  2. Объяснение смысла слова «семья»…………………………………4
  3. Пословицы и поговорки о семье, подготовленные дома (д\з)……4
  4. Функции семьи………………………………………………………4
  5. Чтение стихотворения С.Брандт…………………………………...5
  6. Ознакомление с результатами анкетирования……………………7
  7. Выступления детей и взрослых……………………………………8
  8. Составление «Заповедей семейной жизни»……………………….9
  9. Чтение отрывков из книги «Поучение Владимира Мономаха»...10
  10. Чтение стихов о семье……………………………………………..11
  11. Инсценировка притчи «Первый ангел»…………………………..11
  1. Заключение……………………………………………………...12

Подведение итогов, обобщение услышанного.

Список литературы…………………………………………………….13

Оборудование:

  1. Музыкальное сопровождение,
  2. Звукозапись.
  3. Компьютер с проектором.
  4. Плакаты.

Цель мероприятия: подготовка детей к семейной жизни, к выполнению семейных ролей, семейному воспитанию.

Ход занятия:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н. Толстой

Звучит песня «Моя семья» (в записи)

  1. Введение.

Добрый день всем присутствующим!

Дорогие ребята! Все происходящее сегодня - ради вас. Здесь собрались уважаемые люди, педагоги, ваши родители, чтобы вместе с вами поразмыслить:

-о значении семьи в жизни каждого;

- о роли родителей в воспитании детей;

Звукозапись «Значение семьи в жизни человека».

Давайте подумаем, что ещё дает человеку семья?

-понимание, теплоту, ласку и сочувствие.

-помощь, поддержку в делах и развлечениях.

-любовь и заботу.

-готовность разделить горе и радость.

-мой дом - моя крепость, где мы в безопасности.

-выслушают и посоветуют.

-вкусно накормят тем, что я хочу.

-купят нужные вещи.

2. Основная часть.

Сценка «Адам и Ева»

4. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «Семья»?

(Ответы детей)

Семья-это группа людей, связанных родственными узами.(С.И.Ожегов)

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью»

                                (Советский энциклопедический словарь, М., 1981 г.)

А вот как о семье высказывались великие люди:

«Семья- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

(В.А. Сухомлинский)

«Семья-это первое признание для каждого человека. Не ради же работы мы родились на свет, исключение только для гениев и высокоодаренных»

(Михаил Боярский)

«Семья есть самая аристократическая форма жизни»

                                                (В.В. Розанов)

5. Ребята, я просила вас поискать пословицы о семье, о воспитании, о родственных связях. Зачитайте, пожалуйста.

«Муж да жена - одно дело, одно тело, один дух»

«Муж и жена из одного кремня искры»

«Муж – голова, жена- шея, куда хочет, туда и повернет»

«На что клад, когда в семье лад»

«У кого есть дед, у того есть обед»

«Братская любовь пуще каменной стены»

«Брат с братом на медведя ходят»

«Зять на двор - пироги на стол»

«Что делает отец, то старается делать и сын»

«Один добрый пример, лучше ста слов»

«Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются»

6. Ребята, а давайте подумаем, какие функции имеет семья (т.е. сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей её членов.

Действительно в литературе принято выделять репродуктивную функцию, хозяйственно – бытовую, воспитательную и восстановительную.

Вот как мудро о воспитательной функции семьи сказал В.А. Сухомлинский: «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных…Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем, любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У такого ребенка мир и покой на душе, стойкое душевное здоровье, чистосердечная вера в красоту человеческую, чуткость к тонким средствам влияния на человеческую душу - доброму слову и красоте».

А вот как о воспитании, об этой наиглавнейшей функции семьи, высказался великий педагог А.С. Макаренко: «Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

7. Ребята, а когда, по-вашему, надо начинать учиться быть родителями?

«Детей надо воспитывать с момента рождения их родителей»

(О. Уайлд)

-Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?

8. Стихотворение С. Брандта

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:

Родители пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему научит.

Теперь вести себя прилично

Не в моде стало, и обычно

И женский пол, себя позоря,

Стал сквернословить в разговоре.

Мужья - пример для жен своих,

А дети учатся у них.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть детей

На нехороший путь.

С. Брандт

-Вы с этим согласны?

-Какие примеры можно привести?

9. А как вы думаете, легко ли быть родителем?

Давайте на секунду поставим себя на их место.

Решение педагогических ситуаций

-Ваш ребенок отказывается учиться

-Ваш ребенок не успевает по 3 предметам

- Ваш ребенок регулярно прогуливает

- Ваш ребенок постоянно конфликтует с учителями.

- Ваш ребенок употребляет алкоголь и наркотики

- Ваш ребенок ворует

Легко ли разрешить все эти ситуации и не испортить отношений с ребенком?

Вывод: Роль родителей нельзя назвать легкой даже в самой благополучной семье. Родители - это учителя в самой важной школе на свете-школе жизни. Они выступают здесь во всех лицах - они и педагоги, чтобы помочь в учебе, они и психологи, чтоб помочь разрешить сложные ситуации. Они и юристы, чтобы оградить, уберечь и предостеречь вас от правонарушений и преступлений; они и медики, чтобы вылечить вас, когда вы болеете.

В родительской школе нет выходных и нет каникул. Родители исполняют свои обязанности все 24 часа в сутки, все 365 дней в году, и как минимум первых 18 лет жизни ребенка. Поэтому цените своих родителей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы перед ними в неоплатном долгу.

Чтение стихотворения Э. Асадова.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите ли вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же не будем детей корить:

Ведь им не всегда щебетать на ветках,

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «старинах» и «предках»

В группе провели социологическое анкетирование:

Вот результаты:

На вопрос: «Что бы ты хотел получить от семьи?» ответили

хорошую организацию быта-6чел

радость общения-6 чел

покой и защищенность-4 чел

-Одинок ли ты в своей семье?

Да-2 чел

Не знаю-1 чел

Нет- 13 чел

-Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

Да-3 чел

Не знаю-4чел

Нет-9 чел

-Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей?

Здоровье детей-8чел

Хорошаяучеба-6 чел

Трудовое участие детей в семейной жизни-4чел

Настроение детей и причины его изменения-3чел

-Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

быть материально обеспеченным-3 чел

встретить любовь-6 чел

иметь много друзей- 6чел

реализовать свои интеллектуальныевозможности-5 чел

-Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

Да-4

Нет-6

Не знаю-6

-Что для тебя значит вечер дома?

радость общения-5чел

возможность быть самим собой-5 чел

мучение и пытки-0

-Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами в семье?

Да-14 чел

Нет-2 чел

Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого начинается так: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

-Как вы думаете, чем похожи друг на друга счастливые семьи? Что у них у всех общего?

(Выслушаем мнения детей и взрослых)

-Любовь, доверие, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимоуважение, забота, терпение, прощение, совместимость характеров, общие интересы, совпадения желаний, жилье, работа, доход.

-Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания своей собственной?

(прочитать сочинение Дружинина, Метлина, Разумова, Полянского)

-Давайте составим «Заповеди семейной жизни»

-Уважение друг к другу и детям

-Не наказывать детей физически

-Поровну делить права и обязанности

А вот мнение специалиста, составившего «Заповеди семейной жизни»

-Семья начинается с «мы», будь более требовательным к себе;

-Не демонстрируй свое превосходство, будь проще;

-Не упрекай; критикуя, не унижай;

-Спеши повторить хорошее; сделал хорошее дело, спеши сделать ещё одно и не жди награды;

-Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга;

-Если уверен, что виноват супруг, ищи причину в себе;

-Не давай советов, если тебя не просят;

-Делай первым шаг на встречу, если возникает ссора или конфликт, прости супругу раздражительность;

-Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах;

-Смейся вместе с человеком, а не над ним;

-Не верит тот, кто сам обманывает;

-Будь другом друзей супруга;

-Решай вместе с человеком, а не вместо человека;

-Не обвиняй - ты не прокурор.

-Князь Владимир Мономах в книге «Поучение Владимира Мономаха» дает наказ сыновьям. Эти наказы важны для нас и сегодня.

  • Владимир призывал детей иметь душу чистую, при старых людях молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, младших и равных любить.
  • Никого не хулить (не осуждать то есть), стыдиться плохих поступков, убогих не забывать. Остерегаться лжи, пьянства и блуда. Больного навестить, покойника проводить…

Эти нормы поведения являются ценными для всего народа на протяжении всей истории. Это наше духовно-нравственные ценности, их ещё называют вечными ценностями. Эти ценности своего рода внутренними законами человека, т.е. его совестью.

Мы говорим «бессовестный» и понимаем это как безнравственный, т.е. утративший совесть. Присутствие нравственности это, кстати, то, что отличает человека от других живых существ. А.С. Пушкин считает неуважение к памяти своих предков первым таким симптомом, первым признаком.

«Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости. Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» (А.С. Пушкин)

Вот, оказывается, с чего начинается нравственное падение человечества, людей- с потери уважения к предкам, к их делам, к их достижениям…

Недаром таких людей называют Иванами, не помнящими родства.

Стихотворение «Два чувства дивно…» А.С. Пушкина (читает Д.Дружинин)

Два чувства дивно близких нам,

В них отражает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле бога самого

Самостоянье человека,-

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва:

Без них нам целый мир-пустыня.

Душа-алтарь без божества.

Все в нашей душе не случайно…Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Стихотворение «Жизнь человека - только миг» читает Разумов

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Откуда мы, кто наши предки?

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений-

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить

(Р.И. Кабаев)

«Есть одна связующая нить. И это…мать! Что может быть священнее имени матери! Человек только-только начинающий лопотать, неуверенно складывает «мама» и, почувствовав свою удачу, смеётся счастливый…

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу, говоря: «За Родину-мать».

        Все самые дорогие святыни названы и озарены этим именем, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Притча «Первый ангел»

Эпиграфом к нашему классному часу мы взяли слова Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

-Будьте счастливы и вы у себя дома, в семье! Пусть будут счастливы ваши дети и внуки! Спасибо за удовольствие общаться с вами, спасибо за этот час!

Список литературы

  1. Диалоги о воспитании: Книга для родителей \Под ред. В.Н. Столетова, - М.: Педагогика, 2005
  2. Ю.П. Азаров, Искусство воспитания, М.: Педагогика, 2008.
  3. Ж. «Школьный психолог», №14, 2009 г.
  4. А.С. Макаренко «О семейном воспитании», М.: Просвещение, 3-е издание, 1998 г.
  5.  Разумихина Г.П. Мир семьи; Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни, М., Просвещение, 1985
  6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну, М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Семья в жизни человека" 6 класс

Урок по обществознанию для учащихся 6 класса, на котором дети защищают свои проекты и выполняют познавательные и проблемные задания....

Час общения "Семья в жизни человека"

Семья в жизни человека играет важную роль. В ходе круглого стола учащиеся обсуждают проблемные вопросы семейных отношений. Данную тему предлагается обсудить на часах общения в старших классах....

"О роли семьи в жизни человека"

Цель мероприятия: показать значимость семьи в формировании личности ребенка. Классный час включает семь заданий - увлекательных конкурсов....

Число семь в жизни человека

Данная презентация содержит интересные сведения, сохранившиеся с давних времен,  о значении числа семь для разных народов....

Классный час на тему: "Семья в жизни человека"

Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; дать возможность осмыслить ценность семейного очага..Задачи: Воспитывать уважительное отношени...

Семья. Значение семьи в жизни человека

Какое же значение семья имеет в жизни человека?Для человека семья – это …и трудовой коллектив,и моральная опора,и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),и пространство для отд...

Семья. Значение семьи в жизни человека

Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы, и смех,Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –Сердце на...