Час общения "Семья в жизни человека"
методическая разработка (11 класс) по теме

Семья в жизни человека играет важную роль. В ходе круглого стола учащиеся обсуждают проблемные вопросы семейных отношений. Данную тему предлагается обсудить на часах общения в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cho_semya_v_zhizni_cheloveka.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Надежда Алексеевна, МОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»

Час общения на тему: «Семья в жизни человека»  11 б класс

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.

Задачи: 

  1. воспитывать уважительное отношение к понятию «семья».
  2. развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.

Предварительная подготовка:

  1. Ребята подбирают пословицы и поговорки по теме «семья»;
  2. Готовят плакаты, связанные с темой «семья».
  3. Предварительный опрос родителей, родственников, педагогов:
  1. Счастливы ли вы в своей семье?
  2. Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
  3. Что дает человеку семья, по вашему мнению?
  1. Предварительные проблемные вопросы для обсуждения за круглым столом:
  1. история возникновения слова «семья», его магнетизм;
  2. условия, при которых семья не может существовать;
  3. почему по статистике холостые мужчины и незамужние женщины живут меньше, чем семейные люди?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н. Толстой

«Я твердо убежден в том, что семья – это та сказочная пена

морская из которой рождается красота»

В.А. Сухомлинский

Звучит фонограмма «Родительский дом» муз. Шаинского, слова Рябинина.

I.Кл. руководитель на фоне музыки читает:

Зерно прозревает в земле,

Дитя прозревает в семье.

В семье человек вырастает,

И все, что потом обретает,

Приходит к нему не извне…

Учись в человеческой жизни

Служить и семье и Отчизне.

                                         А. Рева

Рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой и не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?  (учащиеся называют ассоциации по цепочке)

Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Семья – это группа совместно проживающих близких родственников. (Определение толкового словаря). 

Семья – это особый мир, где сплелись в единое целое, все стороны человеческой деятельности: отношений, мыслей, чувств близких людей.

Семь Я – дочь (сын), внучка (внук), сестра (брат), жена (муж). В семье каждый из нас имеет множество воплощений, исполняет несколько ролей по сути, решительно отличающихся друг от друга и т.д.

Кл. руководитель:  Каковы же функции семьи?  

Основное назначение семьи – удовлетворение определенных потребностей (общественных, групповых и индивидуальных). Это репродуктивная, хозяйственно-экономическая, организация досуга и отдыха, коммуникативная и воспитательная.

II. Анализ предварительного опроса родителей, родственников, педагогов.

  1. Счастливы ли вы в своей семье?
  2. Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
  3. Что дает человеку семья, по вашему мнению?

III. Исторические сведения

Ученик:  С давних времен людей волновали вопросы семейных отношений. В 16 веке в России появился «Домострой». Книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались поучения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи. В 22 главе, которая называется «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им и утешать их во всем» написано:

«Чада, вслушайтесь в заповеди господни, любите отца своего и мать свою и слушайтесь их и повинуйтесь им божески во всем, старость их чтите, и немощь их и страдание, всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними будете на Земле… Вы же дети , делом  и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благотворят вас они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит»

IV. Классный руководитель:  Ребята, как вы думаете, при каких условиях не может существовать семья?      

Учащиеся работают в группах, разделив условия на три группы (психологические, материальные, нравственные).                                                                                

Психологические условия

Материальные условия

Нравственные условия

- несовместимость: характеров,  желаний ;

- отсутствие общих интересов;

- непонимание и неприятие привычек  другого

- отсутствие жилья;

- отсутствие постоянного источника доходов и т.д.

- недостаточная готовность принимать и понимать другого человека;

- принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях;

- тайные планы и одиночные решения и т.д.

Статистические сведения: В течение 10 лет американские психологи проводили изучение 3 тыс. семей и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин.

Выводы: Каждая 5- ая семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15, 20 лет совместной жизни. Холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще в 15 раз, чем люди в том же возрасте, но живущие в семье.

Учащиеся анализируют ситуацию.

Современная ситуация в России:

  1. Преобладает городская семья (73 % городское население)
  2. Нуклеарная  (малочисленная) – супруги +дети (1-2 ребенка) или только супруги
  3. Неполная  (каждая 7-ая)
  4. Семьи «повзрослели» (увеличился брачный возраст)
  5. Нестабильная  (много разводов)
  6. Усиление материнского влияния на детей, снижение отцовского ( «скрытая безотцовщина»).

V. Классный руководитель: Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверно поэтому семьи на Руси были дружными и большими. Мы нашли тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.

 Ученики:                 Пословицы – это мудрость народа  

«Вместе дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»;

«Чти отца с матерью – будет все на скатерти»;

«Мать лелеет, бабушка – жалеет, а дед с отцом уму – разуму учат»;

«Хорошие дети – радость, плохие дети – в тягость»;

«Свой своего над рекой потрясет, а в воду не бросит»;

«Лучше нет дружка, чем родная матушка»

«В гостях хорошо, а дома лучше»;

«Каково на дому, таково и самому»;

«Не нужен клад, когда в доме лад» и т.д.

Классный руководитель: В конце 19 начале 20 века в нашей стране жили такими семьями,  в которых могло быть 10, 20 и более человек. Представьте себе дом того времени: дедушки, бабушки, внуки, правнуки- все вместе и все друг другу помогают. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней.

Ученик:  (Легенда) В давние времена жила одна удивительная семья. Семья огромная – сто человек, а в ней царил мир, любовь,  покой и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя, и он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился в этом, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда старец взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился, на листе было начертано сто раз одно и тоже слово – «понимание».

Ученик: (читает стихотворение)            

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли.

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей,

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках,

Когда – то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

                                                            Асадов

Кл. руководитель:  «Гордится славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной – есть постыдное малодушие»     А.С. Пушкин.

Всё это так.  Да вот беда, что забываем иногда, откуда мы, кто наши предки?  По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем поколении. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости». Ваш род станет заметен в истории уже тем, что в собранной  вами родословной хорошо и полно будут отражены поколения 20 века.          ( Говорим о том как составляется родословная).

Звучит отрывок песни «Родительский дом» муз. Шаинского, слова Рябинина.

Кл. руководитель: Родительский дом, родители, род …

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия «род» является  - племя, колено,  поколение,  потомство,  родня,  родственники и т.д.  

«Помню одно, князь Андрей; коли тебя убьют, мне старику больно будет…, а коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!»

- так напутствует сына один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали, если бы никогда не забывали, что каждый из нас звено в цепи поколений. Ведь наши  дети  наследуют не только цвет наших  и волос, но и историю нашей жизни со всеми её достоинствами и просчётами.

VI. Что же главное во всякой семье?  Любовь и взаимопонимание. Но вспомните, ведь бывало и не раз, когда родители придя домой с работы, вместо «Добрый вечер! Как я рада тебя видеть! Слышали….. Что?  (отвечают учащиеся) Отсюда берутся проблемы «отцов» и «детей».   Проблемный сюжет  «Старик пенсионер» в исполнение учащихся

Автор.                                           

 За горами, за лесами, за широкими морями.

Скажем к слову, например,

Жил да был пенсионер.

У старинушки три сына.

Старший был почти мужчина!

Был подростком средний брат

Младший — был акселерат...

(Выходят братья.)

Братья те учились в школе,

Помогали отцу в поле.

Словом, жизнь сказать не грех,

Не труднее, чем у всех.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе.

Вдруг старик наш заспешил —

Их воспитывать решил.

Сыновья такой печали  

отродяся  не видали.

Коль совру: то я — не я!

Жизнь у каждого своя.

Старший  бицепсы качает,

Средний  ночи коротает,

Оседлав мотоциклет!

Младший с самых малых лет

 Грудь цепями обмотал

И давно уж запевал

Изо всей дурацкой мочи

Хеви-метал среди ночи.

Как-то стало лишь смеркаться,

Начал старший собираться

В атлетический кружок.

Вдруг отец:

Отец.                                                                                         

Постой, дружок!

Для чего тебе, Данило,

Эта мускульная сила?

Всюду штанги, всюду гири —

Нету ходу по квартире.

Прекрати свои занятья.

На тебя же смотрят братья.

Автор.   И пока отец в сенях

перед старшим распинался.

Средний к двери пробирался.

Да на грех впотьмах запнулся:

Бах с крыльца — и растянулся.

И отец ему тогда:

Отец.     Стой, Гаврило, подь сюда!

Кой же черт мне угодил

И я рокера родил?

Жизнь свою закончишь скверно:

На тебе ж в 15 лет  

Уж живого места нет!

Ну-ка шлем клади на полку,

А не то намылю холку.

Автор.  Рокер голову повесил.

В это время добр  и весел.

Весь в заклепках и цепях,

Младший сын возник в дверях...

Отец. Что я вижу, свет-Ванюша!

Измотал мою ты душу.

Всю я ноченьку не спал

Под грохочущий металл.

Автор.  А они лишь отвечали:

Данило. Мы один совет слышали:

Перестать да прекратить.

Что ты можешь предложить:

Чем бы нам другим заняться

И с тобою не ругаться?

Автор.  Тут старик наморщил лоб,

Долго он в затылке скреб.

Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ...

Кл. руководитель: Поможем дедушке выйти из трудной ситуации с честью? Что бы вы предложили ему? Что сделать, чтобы в семье такого безобразия было поменьше? (обсуждение)

VII. Тайное мнение:    Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания собственной семьи?

Ребята пишут ответы на листочках и опускают в небольшую коробку, которую учитель пускает по кругу. Затем учитель достает листочки и зачитывает ответы ребят без указания фамилии. Подведение итогов опроса.

Итог: Теплота, уют. Психологический комфорт – научитесь все это создавать, без этого просто нет семьи. Создать, а главное сохранить свою семью, сделать все для её счастья – это долг каждого. Вне семьи нет  и не может быть подлинной полноты жизни.

Исполняется песня группой учащихся.

Дом

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака.

Шел человек - была дорога не легка.

А человек  мечтал о том,

Чтобы построить новый дом

И поселится счастье в нем,

В доме родном.

Если в дороге уставал,

То он тихонько напевал

Песню негромкую свою: ту, что пою.

Дом - это там, где тебя ждут,

Где обязательно поймут,

Где позабудешь о плохом

Вот это дом.

Дом, как известно всем давно

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом - это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Добрым, сердитым, нежным, злым

Только живым.

Дом – это там, где тебя ждут,

Где обязательно поймут,

Где позабудешь о плохом

Вот это дом.

Счастливым человеком считают того. Кто с радостью идет на работу и с удовольствием возвращается домой.

VIII. Рефлексия.

 По данной теме можно провести анкетирование      

                                             Анкета для учащихся

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только одно из предложенных утверждений.

1.        Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

а)        хорошей организации быта;

б)        радости общения;

в)        покоя и защищенности.

2.        Одинок ли ты в своей семье?

а)        да;

б)        нет;

в)        не знаю.

3.        Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а)        да;

б)        нет

в)        не знаю.

4.        Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а)        здоровье детей;

б)        хорошая учеба детей;        

в)        трудовое участие детей в жизни- семьи;

г)        настроение детей и причины его изменений.

5.        Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а)        быть материально обеспеченным,

б)        встретить любовь;

в)        иметь много друзей;

г)        реализовать свои интеллектуальные возможности

6.        Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а)        да;  

б)        нет;

в)        не знаю.        
7.      Что для тебя вечер дома?

а)      радость общения;  

б)      возможность быть самим собой;

в)      мучение и пытка.

8.   Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?        

а)        да

б)        нет

Литература:

  1. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 2/ Под ред. Н.А.Алексеевой.- М.:ТЦ Сфера, 2001.
  2. Денисюк А. Встреча в клубе «Здоровая Семья». Воспитание школьников №3/1999.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Домострой – 12 Кб
  4. www.pravkniga.ru/recomendations.html
  5. Статистические данные из учебников географии за курсы 9-11 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Семья в жизни человека" 6 класс

Урок по обществознанию для учащихся 6 класса, на котором дети защищают свои проекты и выполняют познавательные и проблемные задания....

"О роли семьи в жизни человека"

Цель мероприятия: показать значимость семьи в формировании личности ребенка. Классный час включает семь заданий - увлекательных конкурсов....

Число семь в жизни человека

Данная презентация содержит интересные сведения, сохранившиеся с давних времен,  о значении числа семь для разных народов....

кл.час "Значение семьи в жизни человека"

кл.час "Значение семьи в жизни человека"...

Классный час на тему: "Семья в жизни человека"

Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; дать возможность осмыслить ценность семейного очага..Задачи: Воспитывать уважительное отношени...

Семья. Значение семьи в жизни человека

Какое же значение семья имеет в жизни человека?Для человека семья – это …и трудовой коллектив,и моральная опора,и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),и пространство для отд...

Семья. Значение семьи в жизни человека

Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы, и смех,Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –Сердце на...