Внеурочная деятельность ИКТ 4 кл
рабочая программа ( класс) на тему

Мингалиева (Кулагина) Александра Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 кл "Инфознайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_ikt.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

      Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп:  личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика курса

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Цели изучения информатики в начальной школе:

-освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

-овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

-развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении задач и в повседневной жизни;

-воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Задачи учебного процесса:

-формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией;

-формирование умения представлять информацию различными способами, упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям, строить простейшие логические выражения с использованием связок;

-формирование понятий команда, исполнитель, алгоритм  и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

-привитие обучающимся необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Требования к результатам освоения содержания курса

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса)

  1. владение базовым понятийным аппаратом:
  • цепочка (конечная последовательность);
  • мешок (неупорядоченная совокупность);
  • одномерная и двумерная таблицы;
  • круговая и столбчатая диаграммы;
  • утверждения, логические значения утверждений;
  • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
  • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
  • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  1. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
  • построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
  • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

*ИКТ-квалификация

  • сканирование изображения;
  • запись аудиовизуальной информации об объекте;  
  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
  • заполнение учебной базы данных;
  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

Требования к подготовке учащихся начальной школы

В результате изучения данного курса учащиеся начальной школы должны

понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

- что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что тексты и изображения  - это информационные объекты;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

- правили работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;

- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс (34 ч)

№ урока

Тема

Планируемые результаты

Вид контроля

Дата

Предметные

Метапредметные

        Личностные

РАЗДЕЛ 1.

1

Компьютер и техника безопасности

Уметь:

– соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;

– целенаправленно работать
с информацией

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение,

- смыслообразование,

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

- саморегуляция

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства,

 - овладеть действием моделирования ,

- овладеть спектром логических действий и операций,

- уметь структурировать знания,

Коммуникативные:

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества.

- дидактические игры;

- работа в парах и по группам;

- работа с информационными источниками;

- самостоятельная работа.

2

Признаки предметов.

Изучение признаков предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.). Обобщение и классификация предметов по какому-либо общему признаку.

Уметь находить признаки предмета, классифицировать предметы по какому-либо признаку.

3

Описание предметов.

Описывание и определение предметов через из признаки. Сравнение предметов по их признакам.

Уметь описывать предмет, сравнивать предметы по их признакам.

4

Состав предметов.

Знакомство с понятием составных частей предметов. Описывание предметов через их составные части.

Уметь описывать предмет, называя его составные части.

5

Действия предметов.

Определение и называние действия предметов. Обобщение и классификация предметов по их действиям.

Уметь определять и называть действия предметов.

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение,

- смыслообразование,

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

- саморегуляция

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства,

 - овладеть действием моделирования ,

- овладеть спектром логических действий и операций,

- уметь структурировать знания,

Коммуникативные:

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества.

6

Симметрия.

Закрепление пространственных представлений («вверх», «вправо», «влево»). Введение понятия симметричности фигур, оси симметрии.

Уметь ориентироваться в пространстве. Знать расположение оси симметрии. Уметь отличать симметричные фигуры.

7

Координатная сетка.

Формирование представлений о координатной сетке. Знакомство с локализацией предметов на координатной сетке.

Уметь определять координаты предметов.

8

Повторение

9

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ 2.

10

Действия предметов.

Знакомство с действиями предметов и их результатами. Определение результата действия.

Уметь определять действия предметов и их результаты.

Личностные:

- самоопределение,

- смыслообразование,

 - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные:

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

Познавательные:

- анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

- синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

11

Обратные действия.

.

Знакомство с понятием «обратное действие». Определение обратного действия.

Уметь определять обратное действие.

12

Последовательность событий.

Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий.

Уметь определять последовательность событий.

13

Алгоритм.

Введение понятия «алгоритм». Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок и исправление алгоритма.

Уметь составлять и выполнять алгоритм.

14

Ветвление.

Знакомство с понятием «ветвление» в алгоритме. Составление алгоритма с ветвлением (условием).

Уметь составлять алгоритм с ветвлением.

15

Повторение пройденного материала

16

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ 3. Множества. Операции над множествами

17

Множество. Элементы множества.

Знакомство с понятием «множество», «элементы множества». Нахождение множества предметов.

Уметь находить пересечение, объединение, включение множеств; называть множество, элементы множества, сравнивать множества.

– алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели;

– формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись;

– линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

– анализировать условия учебной задачи;

–  умение оценивать работу в соответствии с критериями;

– оценивать работу товарища;

– участвовать в коллективном обсуждении;

– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

18

Способы задания множеств.

Упражнение в задавании множества путем перечисления элементов. Выделение и называние общего свойства элементов множества. Составление множества.

Уметь решать задачи путем отображения множеств.

19

Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество.

Сравнение множеств. Знакомство с понятиями «равенство множеств», «пустое множество».

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение,

- смыслообразование,

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

- саморегуляция

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства,

 - овладеть действием моделирования ,

- овладеть спектром логических действий и операций,

- уметь структурировать знания,

Коммуникативные:

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества.

20

Отображение множеств.

Сопоставление элементов двух множеств. Решение задач путем  отображения множеств.

21

Кодирование.

Знакомство с понятием «кодирование». Упражнение в кодировании слов разными способами.

22

Вложенность (включение) множеств.

Знакомство с понятием «включение множеств». Упражнение в составлении множества.

23

Пересечение множеств.

Понятие «пересечение множеств». Упражнение в нахождении пересечения множеств.

24

Объединение множеств.

Понятие «объединение множеств». Упражнение в нахождении и обозначении объединения множеств.

25

Повторение пройденного материала

26

Самостоятельная работа

Раздел 4. Высказывания. Комбинаторика

27

Высказывание.

Понятия «истина», «ложь».

Понятия «ложь» и «истина». Упражнение в определении истинных и ложных высказываний.

Уметь чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или».

28

Отрицание.

Понятие «отрицание». Получение отрицания из исходных высказываний путем прибавления частицы «не» и подбора антонимов.

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение,

- смыслообразование,

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

- саморегуляция

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства,

 - овладеть действием моделирования ,

- овладеть спектром логических действий и операций,

- уметь структурировать знания,

Коммуникативные:

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества.

29

Высказывания со связками «и», «или».

Понятия «и», «или». Упражнение в нахождении ответа по данным характеристикам.

30

Графы. Деревья.

Уточнение представлений о графе. Обучение черчению деревьев. Смысл графов и деревьев.

31

32

Комбинаторика

(2 часа)

Упражнение в решении задач с помощью приемов комбинаторики.

33

Повторение пройденного материала

34

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...