Программа школьного музея национальных культур
методическая разработка ( класс) на тему
Представленна программа деятельности школьного музея национальных культур, направленная на создание педагогических условий эффективного формирования межэтнической толерантности у школьников в поликультурной среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа школьного музея национальных культур | 200.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Содержание
стр. | ||
1. | Значимость проекта | 3 |
2. | Концептуальные подходы | 4 |
3. | Цель и задачи | 5 |
4. | Ход реализации проекта | 5 |
5. | Содержание проекта | 6 |
6. | Когда и чьими силами ведется реализация проекта | 6 |
7. | Ресурсы, использованные для реализации проекта | 7 |
8. | Привлечение партнеров к реализации проектов | 8 |
9. | Результаты и оценка эффективности реализации проекта | 9 |
Приложение 1 Этапы формировании межэтнической толерантности | 13 | |
Приложение 2 Модель деятельности школьного музея национальных культур | 14 | |
Приложение 3 Основные мероприятия по реализации проекта | 15 | |
Приложение 4 Схема взаимодействия школьного музея национальных культур | 17 | |
Приложение 5 Экспресс-опросник "Индекс толерантности" | 17 | |
Приложение 6 Уровень толерантности и этническое самосознание | 18 |
1. Значимость проекта
Проблема формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений в многонациональной России имеет особую важность и смысл.
По данным переписи населения 2010 г. на территории Советского района проживают люди свыше 30 национальностей и этносов.
С целью изучения состояния и динамики межэтнических отношений администрацией Советском района в 2012 г. проведено социологическое исследование.
Опрос выявил следующее:
- 55,5 % опрощенных отмечают наличие противоречий между людьми разных национальностей на территории Советского района;
- 24,3 % респондентов отмечают постепенное ухудшение ситуации в отношениях между представителями различных национальностей за последние годы;
- 45,4 % респондентов оценили состояние межнациональных отношений в Советском районе как внешне спокойные, но с ощущением некоторой напряженности;
- 48,6 % респондентов иногда испытывают чувство неприязни, раздражения к людям иной национальности.
Таким образом, несмотря на то, что видимых межнациональных конфликтов на территории района не зарегистрировано, существуют скрытые, явно не выявленные противоречия в отношениях людей разных национальностей.
Ежегодно в школе возрастает количество обучающихся - мигрантов, которые являются носителями национальной культуры, отличной от русской, что вызывает иногда напряженность в межличностных отношениях.
В этих условиях особенно значимой становится организация образования подрастающего поколения, обеспечивающего трансляцию этнического наследия новым поколениям, призванного обеспечить интеграционные процессы, закладывающего основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливающего на умение поддерживать и развивать диалог культур.
Особая роль в системе формирования межэтнической толерантности у школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободной, совместной практической деятельности.
В нашей школе накоплен большой опыт по реализации данного направления деятельности. На протяжении 15 лет реализуется образовательная программа художественно-эстетического направления "Музыкальный фольклор". За годы работы собрано много материала, отражающего традиционную культуру разных национальностей.
Разнообразные формы работы данного творческого объединения позволяют в полной мере реализовать комплексный подход по формированию когнитивного и эмоционально-мотивационного компонентов межэтнической толерантности у младших школьников. Однако при переходе в основную школу с учетом возрастных изменений учащихся, необходимо совершенствование используемых форм и методов работы.
С целью формирования деятельностного компонента межэтнической толерантности, сохранения системности и преемственности при переходе из начальной школы в основную, с учетом психологических особенностей подросткового возраста, необходимо включение учащихся в социально значимую деятельность, основанную на сотрудничестве и межличностном общении.
Для комплексной организации деятельности в данном направлении в школе решено создать музей национальных культур. Это обусловлено рядом факторов:
- Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей расширяет и углубляет знания учащихся в сфере традиционных культур разных народов;
- Музей создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности детей разных национальностей, создает условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением;
- Музей обеспечивает учащимся возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры;
- Музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления, пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
- Музейная деятельность способствует привитию учащимся умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Изучая общественное мнение, мы провели анкетирование среди старшеклассников и учителей нашей школы. Всего было опрошено 62 человека. Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея.
48 человек (77 %) - считают, что создание музея разнообразит деятельность школьников и создаст дополнительные возможности для их развития.
35 человек (56 %) - готовы оказать посильную помощь в создании музея.
Гипотеза:
Если деятельность образовательного учреждения, направленная на создание толерантной среды, будет организована на основе музея национальных культур, то это будет способствовать включению учащихся в продуктивную деятельность, соответствующую возрастным особенностям подростков, формированию у учащихся национального самосознания и воспитанию гражданско-патриотических чувств.
2. Концептуальные подходы
Проблема формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения находилась в центре внимания многих педагогов. В ее изучение внесли свой вклад Я.А.Коменский, С.Русова, В.А.Сухомлинский и др. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работах В.Г. Маралова, В.А. Ситарова, П.М. Паламарчука, О.В.Сухомлинской, Ю.А.Ищенко, В.С. Заслуженюка и др.
По определению М.И. Богомоловой, межнациональное воспитание - это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и воспитуемых с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.
Ученые отмечают, что первую ступень формирования этнокультурной компетентности ребенок проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте (5—10 лет), вторую - в подростковом детстве (11 —15 лет) и третью — в юношеском возрасте (15—18 лет). При этом обозначенные ступени достижения учащимися этнокультурной компетентности отражают общее направление последовательного обогащения детей знаниями, умениями, навыками, способствующими эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
В соответствии с системным подходом деятельность по формированию межэтнической толерантности организуется в 3 этапа: когнитивный (знаниевый), эмоционально-мотивационный и деятельностный (Приложение 1).
Выделение данных этапов не означает существование четкой "границы" между ними, а призвано показать логичность и последовательность организации деятельности по формированию межэтнической толерантности в школе.
Проект реализуется на основе принципов:
- продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения каждого ребенка.
- культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
- коллективности – воспитание у детей социально-значимых качеств, развитие и обучение их как членов общества.
- комплексности - воспитание и обучение является равноправными и взаимодействующими компонентами образовательного процесса;
- успешности - успех в деятельности путем отбора содержания, форм и методов деятельности с учетом индивидуальные особенностей и наклонностей детей;
3. Цель и задачи
3.1. Целью проекта является создание педагогических условий эффективного формирования межэтнической толерантности у школьников в поликультурной среде через создание и организацию деятельности школьного музея национальных культур.
3.2. Задачи проекта:
- Приобщение детей к культурному наследию народов разных национальностей, проживающих на территории Советского района;
- Формирование культуры межнационального общения;
- Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и развитию обучающихся;
- Привлечение к организации и функционированию музея учащихся, родителей, учителей.
4. Ход реализации проекта
4.1. Сроки реализации проекта: январь 2013 г.- май 2016 г.
4.2. Этапы реализации проекта:
1 этап: январь 2013 г. – май 2013 г.
Разработка программы создания и развития школьного музея национальных культур:
- анализ состояния проблемы;
- изучение общественного мнения;
- изучение методической литературы, раскрывающей опыт создания школьных национальных музеев;
- анализ воспитательных возможностей музея для формирования у учащихся национального самосознания и воспитанию гражданско-патриотических чувств;
- выявление и систематизация материалов, по традиционной культуре народов разных национальностей, имеющихся в школе;
- определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея;
- разработка программы деятельности.
2 этап: июнь 2013 г. – сентябрь 2013 г.
- организация поисковой работы;
- создание творческих групп по направлениям деятельности музея;
- обучение актива музея;
- оформление экспозиций музея;
- формирование общественного мнения.
3 этап: октябрь 2013 г. - май 2016 г.
Реализация основных направлений программы развития музея
- разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по созданию толерантной среды с использованием возможностей музея;
- организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
- проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов;
- мониторинг влияния деятельности музея в школе на формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств учащихся;
- формирование банка методических разработок по воспитанию толерантности у учащихся;
- создание виртуального музея.
4 этап июнь 2016 г.
Оценка эффективности реализации программы развития музея
- анализ результатов деятельности;
- оценка и контроль выполнения плана;
- корректировка хода реализации проекта.
5. Содержание проекта
Школьный музей занимает особое место. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, педагогов, родителей и других представителей общественности.
Модель деятельности школьного музея национальных культур представлена в приложении 2.
Основными направлениями деятельности школьного музея национальных культур являются:
- Проведение фестивалей и национальных праздников (обрядовая театрализация).
- Просветительская деятельность (проведение экскурсий, «заочных» путешествий, викторин, тематических занятий)
- Проектно-исследовательская деятельность учащихся и учителей.
Методы и технологии, используемые в музейно-педагогической деятельности:
- метод социальных ролей;
- метод создания игровых ситуаций;
- метод практического манипулирования с предметами;
- метод театрализации;
- технология проектно-исследовательской деятельности.
- технологии коллективных творческих дел (КТД);
- технологии проблемного обучения;
- ИКТ технологии.
Основные мероприятия по реализации проекта, направленные на достижение поставленной цели представлены в Приложении 3.
6. Когда и чьими силами ведется реализация проекта
Координатором реализации проекта является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который:
- организует разработку программы и внесение в нее необходимых изменений;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные документы, необходимые для выполнения программы;
- дает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год и механизмам реализации программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей мониторинга хода реализации программы;
- координирует деятельность по подготовке и реализации программных мероприятий;
- консультирует, оказывает необходимую методическую помощь;
- готовит предложения по привлечению общественности к управлению программой.
С целью управления, планирования работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию им полномочий по организации деятельности музея создается Совет музея. В состав Совета музея входят по одному представителю от каждой творческой группы. Совет координирует работу каждой творческой группы и музея в целом.
Совет музея:
- готовит предложения по формированию перечня программных мероприятий;
- организует своевременное исполнение программных мероприятий;
- организует взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации программных мероприятий;
- несет ответственность за своевременную и качественную программу и реализацию программы;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- готовит отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.
В соответствии с личными интересами, способностями и наклонностями учащиеся объединяются в следующие творческие группы:
Группа по созданию экспозиций музея «Дизайнеры» | Группа отвечает за размещение экспонатов в музее, а также за оформление и сохранность экспозиций. |
Экскурсионная группа | Группа отвечает за проведение экскурсий по музею. |
Проектно- исследовательская группа | Группа, занимающаяся проектной и исследовательской деятельностью в области истории и этнографии. Творческий отчет проводится 1 раз в год на научно- практической конференции. Отвечает за создание виртуального музея. |
Группа по проведению творческих мероприятий | Группа отвечает за организацию и проведение школьных мероприятий, направленных на воспитание у учащихся межнациональной толерантности, гржданско-патриотического сознания. |
7. Ресурсы, использованные для реализации проекта
7.1. Административные и кадровые ресурсы
Для реализации программы создается рабочая группа. Кадры подбираются из числа работников МБОУ СОШ № 2 г. Советский.
В реализации программы участвуют:
- Директор школы: осуществляет общее руководство реализацией программы.
- Заместитель директора по УВР – осуществляет общую координацию деятельности по созданию и функционированию музея.
- Заместитель директора по ВР – координирует системность внеурочной деятельности на базе музея.
- Руководитель музея - назначается приказом директора школы, осуществляет взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями, отвечает за организацию работы музея, совместно с Советом музея осуществляет распределение функциональных обязанностей и контроль деятельности музея.
- Учителя-предметники – руководят работой творческих групп.
- Бухгалтер по расчетам – ведет бухгалтерский учет реализации программы, несет ответственность за правильность и своевременность расчетов и отчетности.
7.2. Материально-технические ресурсы
Музей планируется оформить в специализированном кабинете музыки, который находится с непосредственной близости с актовым залом. Такое расположение создает возможность совмещать театрализованные и концертные выступления учащихся с экскурсией по экспозиции музея.
Кабинет оснащен мультимедийным презентационным оборудованием, музыкальное оборудование, видеоаппаратура, что позволяет использовать разнообразные формы и методы работы на базе музея.
Для оборудования временных экспозиций музея, проведение просветительских мероприятий и мастер-классов приобретено специализированное экспозиционно-выставочное оборудование.
7.3. Финансовые ресурсы
Финансирование мероприятий осуществляется с привлечением бюджетных и внебюджетных источников.
Бюджетные средства в размере 200 тыс. руб. поступили из окружного бюджета в форме грантовой поддержки программ и проектов, направленных на укрепление толерантности и профилактику экстремизма в молодежной среде.
Средства израсходованы на:
№ п/п | Наименование | Сумма, (руб.) |
1. | Приобретение витрин | 160 000 |
4. | Оплата услуг по договору: | |
Изготовление банеров | 5 000 | |
Изготовление макетов охотничьих ловушек | 10 500 | |
5. | Приобретение расходных материалов для мастер-классов (ткань, иглы, бисер, пряжа, картон и др.) | 24 500 |
Текущие расходы при оформлении экспозиций музея, проведения мастер-классов и фольклорных праздников покрываются за счет бюджетных средств МБОУ СОШ № 2 г. Советский и средств родителей (законных представителей) обучающихся.
8. Привлечение партнеров к реализации проектов
Для повышения эффективности деятельность музея организуется на основе сотрудничества с семьями обучающихся, общественными национально-культурными объединениями, районным музейно-выставочным центром и этнографическим музеем г. Югорска (Приложение 4).
Принципы привлечения партнеров к реализации проекта:
Исполнители | Форма участия в проекте |
Районный музейно-выставочный центр | Предоставление экспонатов для оформления временных экспозиций. Консультационная помощь в сборе материала и оформлении экспозиции |
Этнографический музей истории и этнографии | Предоставление экспонатов для оформления временных экспозиций. Консультационная помощь в сборе материала и оформлении экспозиции |
Центр творчества и ремесел "Шанс" | Оказание помощи в проведении мастер-классов |
Национально-культурные общественные объединения | Консультационная помощь в сборе материала и оформлении экспозиции |
Советский районный центр развития творчества детей и юношества "Созвездие" | Реализация дополнительных образовательных программ для детей по изучению культурного наследия народов |
Родительская общественность школы | Оказание помощи при проведении мероприятий и подготовке обучающихся к участию в конкурсах различной направленности |
Дошкольные образовательные учреждения | Доставка воспитанников в школу к месту проведения экскурсий и мастер-классов |
Партнерские отношения построены на основе равноправия сторон и гарантий, отраженных в гарантийных письмах и договоре о взаимоотношениях между МБОУ ДО Советский районный центр развития творчества детей и юношества "Созвездие" (от 01.09.2011 г.).
Каждая из сторон при этом добровольно принимает на себя обязательства по реализации отдельных мероприятий проекта, которые она в состоянии выполнить с учетом всех обстоятельств и условий.
9. Результаты и оценка эффективности реализации проекта
В 2013 году проект «Формирование национального самосознания учащихся посредством организации деятельности школьного музея национальных культур» занял 2 место в конкурсе программ и проектов, направленных на укрепление толерантности и профилактику экстремизма в молодежной среде.
За период его реализации с 2013 по 2015 годы проведена следующая работа:
- на базе кабинета музыки оборудован школьный музей национальных культур;
- оформлена выставка «Золотая нить Мокоши», которая была посвящена русской традиционной культуре (10.11-10.12.2013г.). Выставку посетило свыше 653 обучающихся школы и воспитанников МАДОУ "Радуга".
- оформлена выставка «Под созвездием Кедра», объединившая предметы материальной культуры коренных малочисленных народов Севера (10.12.2013 г.-24.03.2014 г.). Выставку посетило 824 обучающихся школы и воспитанников ДОУ, посещающих "Школу будущего первоклассника).
- оформлена выставка "Каша - кормилица наша" (октябрь - декабрь 2014 г.). Выставку посетило 226 человек.
- оформлена выставка "В гостях у Миснэ", которая проработает с ноября 2015 г. по февраль 2016 г.
- реализован общешкольный проект "Кукла в национальном платье" и оформлена выставка «Кукла в национальном костюме» (1.04.2014 г. - 30.05.2014 г.), которую посетило 808 человек.
- проведено более 10 мастер-классов для обучающихся по изготовлению народных кукол русского народа и коренных малочисленных народов Севера и традиционному декоративно-прикладному творчеству;
- проведены детские фольклорные праздники, участниками которых стали свыше 500 человек, в том числе обучающиеся и их родители;
- 22.11.2013 г. для заместителей директоров по ВР, методистов, учителей музыки, ИЗО, педагогов дополнительного образования детей на базе школы проведен районный семинар "Воспитание толерантности школьников средствами школьного музея национальных культур";
- разработан и представлен на районном конкурсе «Первые шаги» ученический практико-ориентированный проект по созданию коллекции русских народных кукол для школьного музея национальных культур «Народные куклы-подружки и помощницы»;
- опыт реализации проекта представлен на межрегиональной научно-практической конференции "Гуманитарное образование XXI века: человек, культура, общество" (г. Ханты-Мансийск, апрель 2014 г.). Материалы опубликованы в методическом сборнике.
Значимость реализации представленного проекта можно проследить на 3-х уровнях:
- уровень учащегося - развитие творческих способностей, реализация личностных качеств личности;
- уровень школы – совершенствование образовательного процесса, улучшение психологического климата в образовательном учреждении;
- уровень общества – воспитание социально активной, толерантной личности.
Модель учащегося, формируемая в результате реализации проекта, обладает следующими качествами:
- Знает традиции и обряды своего народа, выполняет их в повседневной жизни.
- Уважает и проявляет толерантное отношение к самобытным традициям и обрядам других этносов;
- Знаком с традиционной культурой народов, проживающих на территории Советского района;
- Преломляет этнокультурные знания в умения и поведенческие модели, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию;
- Знает примеры взаимопроникновения культур;
- Участвует в межэтнических связях.
Эффективность реализации проекта определяется системой целевых индикаторов и показателей. Она позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям музея. Результаты реализации программы оцениваются по следующим направлениям:
Целевые показатели | Индикаторы | Методы изучения |
1 | 2 | 3 |
Создание экспозиций школьного музея национальных культур |
| Количественный учет фондов музея |
Организация работы школьного музея |
| Анализ итогов учебно-воспитательной работы. |
Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников. |
| Анализ итогов учебно-воспитательной работы Педагогическое наблюдение.
|
Формирование культуры межэтнических и межнациональных взаимоотношений |
| Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Приложение 5) Уровень толерантности и этническое самосознание (Приложение 6) |
Освоение педагогами технологий гражданско-патриотического и толерантного образования посредством возможностей музея |
| Карта анализа эффективности воспитательного мероприятия |
Целевые показатели достижения результатов реализации программы:
№ п/п | Наименование показателей результатов | Базовый показатель на начало реализации Проекта (2013 год) | Значения показателя по годам | Целевое значение показателя на момент окончания действия Проекта | |||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||||
Количество временных экспозиций в год | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |
Количество социальных партнеров | 1 | 1 | 3 | 3 | 4 | 4 | |
Количество обучающихся, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов | 75 | 75 | 100 | 125 | 150 | 150 | |
Количество учащихся, включенных в процесс исследовательской деятельности | 5 | 5 | 15 | 25 | 25 | 25 | |
Количество участников мероприятий этнографической направленности | 200 | 200 | 300 | 400 | 500 | 500 | |
Количество участников мероприятий по изучению и обмену опытом по воспитанию толерантности. | 0 | 0 | 20 | 25 | 30 | 30 |
Приложение 1
Этапы формировании межэтнической толерантности
Этап | Цель | Формы и методы работы | Результат |
Формирование когнитивного компонента межэтнической толерантности | Повышение межэтнической компетентности учащихся | Занятия в творческих объединениях, экскурсии в музеи, посещение выставок национального творчества, концертов. | Знание основ этики и этнографии, особенностей своей национальной культуры, явлений национальной культуры этнических групп, проживающих на территории района. |
Формирование эмоционально-мотивационного компонента межэтнической толерантности | Формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей, культуре своего народа, позитивной этнической идентичности и ценностных ориентаций. | Практические занятия в творческих коллективах, проведение национальных праздников, | Сформированность позитивного отношения к своей национальной культуре, к представителям различных этносов, наличие ценностных ориентаций, убеждений, определяющих отношения и поведение в процессе межэтнического взаимодействия. |
Формирование деятельностного компонента межэтнической толерантности | Формирование опыта этнотолерантного поведения | Коллективные творческие дела и мероприятия (национальные праздники, этнические фестивали, концертов, выставки народного творчества, спартакиады) | Сформированность навыков конструктивного общения с людьми разных культур, осуществление межэтнического взаимодействия на основе принципов толерантности. |
Приложение 2
Модель деятельности школьного музея национальных культур
Приложение 3
Основные мероприятия по реализации проекта
Планируемые мероприятия | Сроки | Ответственные | |
Укрепление материально-технической базы музея. | |||
Определение помещения для размещения музея | июнь 2013 г. | Директор школы | |
Подбор оборудования для оформления экспозиций | июнь – август 2013 г. | Заместитель директора по АХЧ | |
Оформление временных экспозиций | октябрь 2013 г. - май 2016 г. | Творческая группа «Дизайнеры» под руководством учителя ИЗО | |
Организационная работа | |||
Разработка плана работы и программы деятельности музея | март 2013 г. | Заместитель директора по УВР | |
Создание нормативной базы музея | сентябрь 2013 г. | Заместитель директора по УВР | |
Формирование и организация работы Совета музея. | в течение всего периода | Руководитель музея | |
Организация работы с экспозициями музея. | в течение всего периода | Руководитель музея | |
Формирование творческих групп:
| в течение всего периода | Руководитель музея, Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР | |
Урочная работа | |||
Реализация регионального компонента по различным предметам через проведение музейных уроков с использованием экспонатов музея и методического материала (ИЗО, музыка, история, география). | в течение всего периода | Учителя-предметники | |
Внеурочная работа | |||
Проведение национальных обрядовых праздников: | заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР руководитель музея, руководитель фольклорного кружка | ||
1. Кузьминки | ноябрь 2013 г. | ||
2. С любовью к родной Югре | декабрь 2013 г. | ||
3. Масленица | март 2014 г. | ||
4.Праздник урожая | сентябрь 2014 г. | ||
5. Пасха | апрель 2015 г. | ||
6.День Водного духа | май 2015 г. | ||
7. Покров | ноябрь 2015 г. | ||
8. Вороний день | апрель 2016 г. | ||
Проведение мастер-классов по народно-прикладному творчеству | Педагоги дополнительного образования | ||
1. Изготовление куклы-оберега (травница) | ноябрь 2013 г. | ||
2.Изготовление куклы Акань | декабрь 2013 г. | ||
3. Изготовление вороны | апрель 2014 г. | ||
4. Изготовление жаворонков | апрель 2015 г. | ||
Оформление тематических экспозиций | не менее 2-х раз в год | Совет музея при поддержке музеев г. Советский и г. Югорска | |
Организация экскурсий в школьный музей. | в течение всего периода | Совет музея | |
Организация поисковой и исследовательской деятельности. | в течение всего периода | Заместитель директора по УВР | |
Участие школьников в конкурсах, проектах, конференциях различных уровней | в течение всего периода | Заместитель директора по УВР | |
Методическая работа | |||
Проведение методических семинаров для педагогов | апрель 2014 г. | Заместитель директора по УВР | |
Создание и пополнение методической базы музея | постоянно | Руководитель музея | |
Сотрудничество с районным музейно-выставочным центром, этнографическим музеем г. Югорска | постоянно | Руководитель музея | |
Сотрудничество с национально-культурными общественными объединениями | постоянно | Руководитель музея | |
Мониторинговая деятельность | |||
Проведение общественного опроса по изучению влияния на уровень толерантности деятельности в музее | ежегодно в мае | Заместитель директора по ВР | |
Анализ деятельности музея | ежегодно в мае | Заместитель директора по ВР |
Приложение 4
Схема взаимодействия школьного музея национальных культур
Приложение 5
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
1. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
2. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||
3. | Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||
4. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
5. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
6. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
7. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||
8. | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
9. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
10. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
11. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||
13. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
14. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
15. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | ||||||
16. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
17. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
18. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
19. | Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
20. | Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||
21. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов.
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Приложение 6
Уровень толерантности и этническое самосознание
Инструкция: ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
№ п/п | Я - человек, который…. | Согласен | Скорее согласен | В чем-то согласен, в чем-то нет | Скорее не согласен | Не согласен |
1 | ...предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам | |||||
2 | ...считает, что межнациональные браки разрушают народ | |||||
3 | ...часто ощущает превосходство людей другой национальности | |||||
4 | ...считает, что права нации всегда выше прав человека | |||||
5 | ...считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения | |||||
6 | ...предпочитает образ жизни только своего народа | |||||
7 | ...обычно не скрывает своей национальности | |||||
8 | ...считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности | |||||
9 | ...часто испытывает стыд за людей своей национальности | |||||
10 | ...считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа | |||||
11 | ...не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную | |||||
12 | ... нередко чувствует превосходство своего народа над другими | |||||
13 | ...любит свой народ, но уважает язык и культуры других народов | |||||
14 | ...считает строго необходимым сохранять чистоту нации | |||||
15 | ...трудно уживается с людьми своей национальности | |||||
16 | ...считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей | |||||
17 | ...безразлично относится к своей национальной принадлежности | |||||
18 | ...испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь | |||||
19 | ...готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия | |||||
20 | ...считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов | |||||
21 | ...часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности | |||||
22 | ...считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами | |||||
23 | ...считает, что люди других национальностей должны быть | |||||
Ограничены в праве проживания на его национальной территории | ||||||
24 | ...раздражается при близком общении с людьми других национальностей | |||||
25 | ...всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре | |||||
26 | ...считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур | |||||
27 | ….не уважает свой народ | |||||
28 | ...считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу | |||||
29 | ...никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам | |||||
30 | ...считает что его народ не лучше и не хуже других народов |
Благодарим за искренние ответы!
Обработка результатов
Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.
- Этнонигилизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиск устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
- Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
- Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.
Усиление деструктивное в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:
- Этноэгоизм - данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы «за чужой счет».
- Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
- Этнофанатизм - готовность во имя так или иначе понятых этнических интересов идти на любые действия, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:
«согласен» - 4 балла;
«скорее согласен» - 3 балла;
«в чем-то согласен, в чем-то нет» - 2 балла;
«скорее не согласен» - 1 балл;
«не согласен» - 0 баллов.
Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, «работающие» на данный тип):
- Этнонигилизм (пункты 3, 9, 15, 21, 27).
- Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
- Норма (позитивная этническая идентичность) (1,7, 13, 19, 25).
- Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
- Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
- Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школьного музея
Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...
Программа школьного музея "Поиск"
Программа школьного музея на 2012-2015 гг....
программа школьного музея "Отчий край"
Своё начало патриотическое воспитание берёт там, где человек родился. И поэтому человек должен воспитываться на культурных традициях, исторических знаниях, постоянно помнить о жизни своих предков. В н...
Программа школьного музея "Поиск" на 2017-2020 гг.
Программа школьного музея "Поиск" на 2017-2020 гг., ориентированная на создание виртуального музея и использование информационных технологий в своей работе....
программа школьного музея
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...
Программа школьного музея "Интерактивный музейный досуг"
Основная идея, положенная в основу программы школьного музея – интерактивный музейный досуг.Это новая форма культурно-образовательной деятельности, которая предполагает: отход от традиционного о...
Программа школьного музея "Музейное дело"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Музейное дело" предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу в рамках учебно-воспитате...