программа школьного музея "Отчий край"
рабочая программа (9 класс) на тему
Своё начало патриотическое воспитание берёт там, где человек родился. И поэтому человек должен воспитываться на культурных традициях, исторических знаниях, постоянно помнить о жизни своих предков. В настоящее время много говорят о том, что нынешняя молодёжь потеряла нравственные и исторические устои. И только школа является основной инстанцией современной действительности, способной нести в общество воспитательный заряд. В последнее время интерес к истории родного края усилился.
Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа краеведческого музея.
Запланированная работа включает в себя не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 46.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьного музея
«Отчий край»
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин
Обоснование значимости программы.
Школьный краеведческий музей МОУ Макашевской СОШ, как форма образовательной и воспитательной работы, был создан по инициативе бывшего директора школы и преподавателя истории, и заместителя директора по воспитательной работе .
Своё начало патриотическое воспитание берёт там, где человек родился. И поэтому человек должен воспитываться на культурных традициях, исторических знаниях, постоянно помнить о жизни своих предков. В настоящее время много говорят о том, что нынешняя молодёжь потеряла нравственные и исторические устои. И только школа является основной инстанцией современной действительности, способной нести в общество воспитательный заряд. В последнее время интерес к истории родного края усилился.
Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа краеведческого музея.
Запланированная работа включает в себя не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе.
В ближайших планах музея обмен опытом с другими школьными музеями района и области.
Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов, а также воспитание молодёжи, которая должна любить свою Родину, знать настоящее и её прошлое. Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.
Историко-краеведческий музей школы является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. центром воспитательной деятельности по историко-краеведческому воспитанию. Школьный музей это творческое сотрудничество учителей и учеников, он является хранителем и продолжателем лучших традиций школы в историко-краеведческом направлении. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, села. Учащиеся стремятся к сохранению исторического наследия, желанию видеть свою «малую Родину» богатой и неповторимой. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
В музее учащиеся занимаются поиском экспонатов. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Наименование музея: «Краеведческий»
Наименование образовательного учреждения, в котором действует музей:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Макашевская средняя общеобразовательная школа»
Почтовый адрес: 397142
Телефон: 7-26 -38
Дата открытия музея: 8. 05.2000 года Руководитель музея: Чаплыгина Ирина Владимировна, учительница начальных классов.
Целевые установки
В школе создано особое пространство, где учителя реализуют образовательные,воспитательные и культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейно-педагогические технологии. Программа деятельности историко-краеведческого музея реализуется в рамках организационной структуры общеобразовательной школы, решает задачи гуманизации и гуманитаризации образования, ориентируясь на общие целевые установки:
- сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
- воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
- превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
- создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
- формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;
- развитие умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
- развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.
- укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости
за свою малую родину, свой район, край, за свою Отчизну.
Музейно-образовательная программа в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики:
-реализация творческого потенциала, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
-помощь детям в раскрытии их способностей, реализации их в различных видах исследовательской деятельности.
-непрерывное образование культурой (1 – 11 кл.);
-освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка;
-интеграция (межпредметные связи)
-использование эффективных технологий обучения (на базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мужества, уроки рисования, встречи поколений).
Школьный историко-краеведческий музей соединяет разные формы урочной и внеклассной работы, которые позволяют выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к патриотизму, истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.
Школьный историко-краеведческий музей выполняет следующие функции:
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
Методическая работа с педагогическим коллективом;
Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для учащихся, групп, классов как разовых, так и долгосрочных, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы и учащихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея, руководителя краеведческого кружка обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее имеется материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, рисования, спецкурса «Моя малая Родина». Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.
Музей должен поддерживать связь с музеем района и музеями других школ, а так же общественными организациями. Руководитель музея и краеведческого кружка организует участие детей в различных конкурсах и конференциях, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.
Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Совет музея организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, заседания краеведческого кружка, экскурсии и беседы в музее.
Музей состоит из экспозиций: Зал Боевой Славы, История села, История школы, крестьянская изба. По каждой экспозиции музея разработан экскурсионный материал для экскурсовода. Материалы экспозиций меняются и дополняются постоянно. В 2012 году планируется планируется открытие экспозиций: «Воины-интернационалисты» и «Ими гордится село».
Образовательное пространство
Школьный музей
Сельская
библиотека Интернет Районный Сельская Краевед.
музей администрация кружок
Принципы работы школьного музея.
Работа в школьном краеведческом музее предполагает соблюдение следующих принципов:
- Постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- Проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, встреч с жителями села и др.;
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
- Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, жителей села, территориального местного самоуправления.
- Связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
Деятельность музея
Организация поисковой деятельности:
1.походы по Борисоглебскому району;
2.участие в конкурсах, проектах;
3.поиск новых экспонатов и исторических фактов, предметов материальной и духовной
культуры;
4.переписка с интересными людьми, земляками, проживающими за пределами села, района,
области;
5.работа с библиотечно-архивными документами, периодической печатью, сбор газетных,
журнальных статей об интересных людях села, событиях.
6.консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
Просветительская деятельность:
1.встречи со знаменитыми и интересными людьми села, участниками и очевидцами
исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;
2. публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;
3.использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
4.написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в
конкурсах, семинарах и т.п. на уровне района.
5. ведение летописи школы и села.
6.выступления на районных, областных семинарах руководителя краеведческой работы;
Экскурсионная:
1. подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы.
2. проведение экскурсий в музее;
Реставрационно-оформительская:
1.оформление экспозиций, стендов и витрин, выставок;
2. уход за экспонатами и их реставрация;
3.ведение учетной документации музея;
4. открытие новых экспозиций.
5.составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
6.создание рукописной Книги Памяти: «Учитель, перед именем твоим…»
Разработано Положение о школьном краеведческом музее, а также должностная инструкция руководителя школьного музея, утвержденные директором школы. Для экскурсоводов тексты экскурсий по разным экспозициям. Для учащихся, посещающих музей, разработана инструкция по правилам безопасности для учащихся в помещении музея.
Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается то, что школа является социокультурным центром. Из числа учащихся и учителей школы выбирается Совет музея, члены которого собираются не реже одного раза в четверть и выполняют запланированную работу.
В школе выделено помещения для историко-краеведческого музея, на информационном стенде школы всегда можно разместить информацию о работе школьного музея. Имеется возможность поиска необходимой информации в Интернет, проведения занятий в музее с использованием мультимедийного проектора.
Школьный музей может сотрудничать также с библиотекой села, Советом ветеранов, с районным краеведческим музеем. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в областных и других мероприятиях краеведческой направленности, конференциях, смотрах, экскурсиях. При планировании работы музея учитываются положения о смотрах и конференциях, акциях, тематических недель и месячников как школьного, так и районного и областного уровней.
Этапы реализации программы:
1 этап – 2011-2012уч.год. – работа по обобщению имеющегося материала и пополнение фонда музея;
2 этап -2013 – 2014 уч.год-расширение экспозиций и реставрация музея.
3 этап –2015- 2016 уч.год– создание сайта школьного музея в Интернете.
Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее и ежегодным планом работы.
Деятельность совета школьного музея
Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления – совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в работе музея, от тех видов работ, которые необходимо осуществить при создании и в дальнейшей деятельности музея.
Совет школьного музея работает под руководством педагога-руководителя школьного музея. При совете создаются различные группы. Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.
Поисково-собирательская группа - организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективный и годовой планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций.
Фондовая группа - отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование.
Участники программы:
Вся воспитательная работа по краеведению строится с учетом возрастного критерия.
Так, в 1-5 классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи, экскурсии, а так же посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.
В 6-7 классах используется активное восприятие и участие в историко-краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают экологические проблемы нашего района через экскурсии в музей, выполняют разовые поисковые задания.
Учащиеся 8-9 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение длительного времени.
Учащиеся 10-11 классов занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной теме, участвуют в научных конференциях школы, района, области. В ходе работы развиваются духовные потребности, ценностные ориентации личности.
Управление программой.
Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, обучающиеся, входящие в состав актива музея.
Обеспечение программы
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
1. Комната-музей
2. Руководитель краеведческой работы, руководитель музея
3. Кружок «Краеведение»
4. Компьютерный класс и выход в Интернет.
5. Ученический орган самоуправления.
6. Совет музея.
Позиция ученика в музейно-образовательных программах:
-позиция созидания;
-не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
-личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
-бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
-от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.
Позиция учителя (руководителя музея, классного руководителя)
в программе:
-создает условия для познавательной деятельности ребенка;
-организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе, работе факультативов и кружков;
-содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;
-высоко оценивает оригинальное личное творчество во всех его проявлениях.
Работа в музее должна войти в практику современной школы, стать инновационной структурой внутренней среды школы. Деятельность учителей в школе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия села, района, школы, и других государственных и общественных музеев.
Основные этапы реализации программы
Первый этап – информационно-познавательный
На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, составлены проекты, состоялись экскурсии обучающихся, родителей.
Второй этап – операционно-деятельностный
На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты. Этап включает в себя участие в городских и областных конкурсах по линии музея, семинарах.
Третий этап – практико-ориентированный
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение обучающимися спецификой работы в школьном музее и основами исследовательской деятельности.
Сроки действия программы
Программа рассчитана на 3 года
Предполагаемые результаты реализации программы.
1. Действующий школьный музей.
2. Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения.
3. Созданные тематические экспозиции.
4. Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея.
5. Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания учащихся (по результатом анкетирования).
Ресурсное обеспечение
- Бюджет школы.
2. Материально-техническая база школы.
3. Профсоюзный комитет.
4. Спонсорская родительская помощь.
5. Помощь социальных партнеров.
Рабочий план по реализации программы
№№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||||
Укрепление материально-технической базы школьного музея | |||||||
1 | Пополнение фонда музея | Постоянно | Руководитель музея | ||||
2 | Реставрация музейной комнаты | 2013год | Администрация, руководитель музея | ||||
3 | Расширение экспозиции « Лучшие люди села» | 2013 | Администрация, руководитель музея | ||||
4 | Открытие экспозиции «История школы» | 2014 | Администрация, руководитель музея | ||||
5 | Открытие экспозиции «Они стали офицерами», | 2015 | Администрация, руководитель музея | ||||
6 | Открытие экспозиции «Умельцы и замечательные люди села». | 2016 | Администрация, руководитель музея | ||||
Мероприятия в рамках учебного процесса | |||||||
1 | Ра Районная научно – практическая конфе- Ко ренция школьников | Ежегодно | Руководитель крае- ведческого кружка | ||||
2 | Тематическое планирование спецкурса «Моя малая Родина. » | Ежегодно | |||||
3
| Со Создание презентаций PowerPoint по материалам ара архива музея: - и История школы; - н Материальное культурное наследие; - за Замечательные люди села; - | 2013-2016 | УУчитель истории, рук. краеведческого кружка | ||||
- | |||||||
Внеклассные мероприятия | |||||||
1 | Организация экскурсий в школьный музей | ежегодно | Совет музея | ||||
2 | ВВыпуск информационных листков о работе музея | По мере необходимости | Совет музея | ||||
3 | Организация экскурсий в районный краеведческий музей для членов совета музея, по классам. | Ежегодно | Руководитель музея | ||||
4 | Мастер-класс для экскурсоводов (с приглашением работников районного краеведческого музея) или выезд в районный музей | Ежегодно | Руководитель музея | ||||
5 | Поисковая работа историко-краеведческого направления | Постоянно | Совет музея | ||||
6 | Просветительская и пропагандистская работа с населением через средства массовой информации по патриотическому воспитанию | Постоянно | Совет музея | ||||
7 | Организация встреч с ветеранами войны и труда, со старожилами поселка | Ежегодно | Совет музея | ||||
8 | Пе Переписка музея с | Ежегодно | Совет музея | ||||
Исследовательская деятельность учащихся | |||||||
1 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «История школы» | ||||||
2 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Чтобы сохранилась на свете память» | ||||||
3 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Солдаты моей династии» | ||||||
5 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Детство, опалённое войной: дети - сироты» | ||||||
5 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Учителями славится Россия» |
Темы экскурсий
- Золотая стружка;
- История школы;
- Посиделки у бабы Дуни;
- О чём рассказывает лучина;
- Русская изба
- Обзорная экскурсия
- 70-летию Победы посвящается
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:
- Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;
- Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;
- Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;
- Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Школьный историко-краеведческий музей обладает практически неограниченным потенциалом учебного и воспитательного воздействия на умы и души учеников разных возрастов. Участие в поисковой работе, встречи с интересными людьми, оформление экспозиций, выставок, участие в конкурсах, конференциях, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику, образование и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Через школьный музей дети осознают уникальность своей малой Родины, ощущают причастность к происходящим переменам.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научно-исследовательской деятельности. Участвуя в краеведческих походах по родному краю школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе написания докладов, рефератов, научно – исследовательских работ, презентаций. Учащиеся приобретают навыки поисковой работы: умение работать с архивным материалом, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
1.уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к
истории, культуре, традициям своего народа;
2.компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
3.компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
4.информационная компетенция: владение компьютерными технологиями,
изучение и учёт различных источников информации, знание приемов работы с источникам
умение выбирать, находить информацию, необходимую для конкретной ситуации, умение
обрабатывать информацию, использовать и хранить.
5.развитием толерантности - способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств,терпимость к индивидуальным особенностям других людей;
6.результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, массовых мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Мой край Шолоховская земля"
Программа предназначена для изучения краеведческого материала Шолоховского района....
Рабочая программа История Красноярского края 8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края» в 8 классе составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента гос...
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Авторская программа по краеведению "Край родной"
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие чувства патриотизма....
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....
Реализация социокультурного образования в школьной библиотеке. (Фрагмент программы литературного краеведения «Край родной, земля уральская»).
В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Исто...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...