Программа школьного музея "Поиск"
рабочая программа по теме
Программа школьного музея на 2012-2015 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolnogo_muzeya.odt | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
школьного музея «Поиск»
МАОУ «СОШ №22» г. Улан-Удэ
на 2012-2015 г.
- Цели, задачи и актуальность программы
Данная программа ставит своей целью создать условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.
Программа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.
Ожидаемые результаты программы:
Через систему историко-краеведческой работы школа предполагает воспитать в будущем гражданине России:
- чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
- способность к творчеству, потребность в углублённом изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением.
Школа может сотрудничать с районными и городскими краеведческими организациями, музеями, библиотеками. Взаимодействие осуществляется на уровне участия в районных краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях.
- Описание программы
Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе краеведения создать благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности как познавательная, культурная и досуговая.
В рамках названной программы, школьный музей может выполнить следующие функции:
1) поисковая и исследовательская работа с учащимися;
2) научно-педагогическая работа с педагогическим коллективом;
3) координаторская работа с общественными организациями;
4) организационное проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся и учителей.
Поисковая и исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в исследованиях и обобщении краеведческого материала в фондах школьного музея.
Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея.
Итоги краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Музей организует и контролирует подготовку и празднование юбилея школы и музея, встречи с выпускниками, с ветеранами войны. Цель каждого мероприятия – пробудить в ребёнке чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем деле через самоуправление ученического коллектива.
Сроки действия программы:
Краеведческая работа школы планируется с учётом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы и с учётом районных, городских, республиканских мероприятий и с юбилейными и государственными датами.
Обеспечение программы:
Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и информационной базой и кадровым обеспечением:
1) Школьный музей;
2) Руководитель школьного музея;
3) Совет музея;
4) Компьютерный класс.
3. Краткая характеристика фондов музея, объём материалов, посвящённых военной истории, истории родного края
Музей был создан в 2005 году на базе краеведческого уголка и паспортизирован в 2013 году (составлена учетная карточка музея). Сбор материалов по краеведению был начат в 2005 г. учителем истории Виноградовой Т. М. С 2008 г. руководителем музея стала Самойлова И. М. Ежегодно фонды музея пополняются новыми сведениями и экспонатами благодаря стараниям учащихся, учителей, родителей.
Содержание экспозиций представляют:
- фотоматериалы;
- вещественные исторические источники (археологический материал, предметы быта, предметы вооружения);
- письменные источники (письма, похоронки, справки, грамоты, свидетельства, удостоверения, книги);
Вспомогательный материал представлен:
- фотокопиями;
- копиями документов;
- планшетами;
- рефератами;
- макетами;
- дополнительными вещественными материалами.
Основной фонд музея состоит из 265 экспонатов, вспомогательный фонд – из 250.
Имеются в наличии следующие документы:
- Акты приема;
- Инвентарная книга;
- Тетрадь учета вспомогательного фонда;
- Книга выдачи материалов;
- Тетрадь учета проведенных экскурсий и лекций;
- Программа школьного музея;
- Книга отзывов.
Помимо основной документации в музее ведется картотека, а также имеются оформленные в электронном варианте работы учащихся.
4. Название разделов экспозиции
Так как в музее имеются две выставочные комнаты, экспозиции в нем поделены по историческим периодам:
1 – «История Бурятии с древнейших времен до революции 1917г.»;
2 – «История Бурятии Советского периода и современности».
Экспозиции музея:
- «Культура и быт русских и бурят»;
- «Декабристы в Бурятии»;
- «Они были первыми…»;
- «Великая Отечественная война – никто не забыт, ничто – не забыто»;
- «Пионерии посвящается…»;
- «Родом из СССР»;
- «Родной поселок»;
- «Наша школа».
5. Использование музея в образовательно-воспитательном процессе
Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.
Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющий выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углублённому изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.
Музей занимает особое место в образовательно-воспитательном процессе. Учителя используют собранные материалы на уроках и тематических классных часах.
Воспитательная работа в рамках краеведения строится с учётом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы. Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уроке пассивного воспитания через прослушивание и обсуждение определённых краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.
В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разные поисковые задания.
Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовках тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории местности, в которой живут, историю завода, воспоминания старожилов.
6. Перспективный план работы
школьного музея «Поиск» МАОУ СОШ №22» г. Улан-Удэ
на 2012-2015 г.
№ | Основные разделы. Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные лица |
I. | Цель и задачи музея: |
|
|
1 | Формирование у подростков объективного подхода к историческим событиям в жизни страны, правильного восприятия настоящего и предвидения будущего. | В течение 2012-2015 г. | Самойлова И. М., Кучук О. В. |
2 | Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства; Сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, Бурятии. | В течение 2012-2015г. | Классные руководители, Учителя истории |
3 | Формирование стремления к получению новых знаний; навыков. | В течение 2012-2015г. | Педколлектив |
4 | Активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся и обогащение на этой основе экспозиции музея и их полноценного использования для формирования у учащихся высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма, чувства ответственности за судьбу России, малой Родины, уважения к боевым и трудовым подвигам своего народа, уважительное отношение к культуре, языкам, традициям, обычаям других народов. | В течение 2011-2015г. | Совет музея |
5 | Развитие самостоятельной деятельности учащихся по охране памятных мест и памятников истории, культуры и природы родного края. | В течение 2012-2015г. | Классные руководители. |
6 | Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла и составление альбомов, оформление стендов, выставок. | В течение 2012-2015г. | Совет музея, актив. |
7 | Организация встречи с участниками, ветеранами Великой Отечественной войны. | В течение 2012-2015г. | Классные руководители |
8 | Активное участие в проведении традиционного месячника военно-патриотического воспитания. | В течение 2012-2015г. | Кучук О. В., Белых А. В., Самойлова И. М. |
9 | Разработка рекомендации по использованию материалов музея в учебно-воспитательном процессе по основным направлениям: 1) изучение истории и культуры родного края; 2) изучение истории школы; 3) изучение боевых заслуг и трудовых успехов наших земляков. | По общешкольному плану. | Самойлова И. В. |
II. | Организационная работа: а) утверждение состава совета музея б) организация работы актива музея по секторам: поисково–исследовательского, эксурсионно - пропагандистского, экспозиционного, учета и хранения, хозяйственного. в) заслушивание текстов выступлений лекторов-экскурсоводов и их утверждение. Проведение экскурсий по графику. г) утверждение плана подготовки и проведения мероприятий к дню Великой Победы, Олимпийским играм, юбилею школы и другим торжественным мероприятиям. д)активное участие в олимпиадах, конкурсах по истории и обществознанию различного уровня, в подготовке и проведении экскурсий. ж) правильное заполнение и ведение книг учета (основного фонда) | В начале года Заседание совета 1 раз в месяц | Самойлова И. М., совет музея, актив музея. |
План
работы Музея МАОУ СОШ №22
«Поиск»
на 2014-2015 уч. год
№ занятия | Название темы, план занятия | дата | Ответственные |
1 | Организационное заседание клуба «Поиск». 1. Планирование работы на 2014-2015 учебный год. 2. Выборы актива клуба | сентябрь | Актив музей |
2 | Переучет фондов школьного музея и обработка материалов летних поисковых экспедиций 1. Переучет материалов музея по ВОВ. 2. Организация поисковой работы на 2014-2015 уч.год по направлениям: - «Навстречу юбилею» (к юбилею школы); - «Мы память бережно храним…»; - «Родом из СССР» (пополнение фондов по советскому периоду) | Сентябрь-октябрь, в течение учебного года | Актив музея |
3 | Проведение мероприятий, посвященных героизму советского народа в годы ВОВ. 1. Мероприятие «Первая мировая война», «День памяти неизвестному солдату» | октябрь | Актив музея |
4 | Участие в мероприятии и митинге, посвященных дню Памяти жертв политических репрессий | Октябрь-ноябрь | Классные руководители 7-8 классов |
5 | 1. Мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»: - поисковую работу по направлению; - участие во встрече, посвященной семейным парам ветеранов; - творческие работы учащихся (презентации), планшеты. | Ноябрь- март | Кучук О. В., Самойлова И.М. |
6 | День Конституции России 1. Подготовка и проведение классного часа «Основной Закон страны» 2. Викторина «Символы России» | декабрь | Самойлова И.М. |
7 | Участие в Олимпиаде по истории, олимпиаде «Клио», дистанционной олимпиаде «Олимпус» | Ноябрь-январь | 5-11 кл. |
8 | Участие в районном конкурсе «Гордимся славою защитников Отечества» по теме «Олимпиада» | февраль | Кучук О.В., Самойлова И.М., 8 кл. |
9 | Подготовка к конкурсу-смотру музеев | Февраль-март | Самойлова И.М., актив музея |
10 | Открытие «Вахты Памяти» 1. Уроки Мужества 2. Выставка «Никто не забыт, ничто не забыто» | апрель | Кучук О.В., 8-11 кл. |
11 | Акция «Обелиск» 1. Субботник по благоустройству памятников Победы 2. Подготовка к проведению митинга | май | Кучук О.В., 6-11 кл. |
12 | Митинг, посвященный Дню Победы 1. Поздравление ветеранов. 2. Концерт | май | Кучук О.В., 6-11 кл. |
13 | Экскурсии в школьный музей учащихся 1. Подготовка экспозиции 2. Подготовка экскурсоводов | Сентябрь-май | Актив музея |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа школьной секции по волейболу.
Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...
Программа школьного кружка литературного творчества
Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с уч...
Программа " Школьный театр"
Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....
Программа школьного музея
Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...
Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"
Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...
Программа "Школьный музей"
Программа "Школьный музей" направлена на формирование гражданской идентичности обучающихся и включает содержание по истории родного края....
Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"
+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...