Программа школьного музея "Поиск"
рабочая программа по теме

Самойлова Инга Михайловна

Программа школьного музея на 2012-2015 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnogo_muzeya.odt24.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

школьного музея «Поиск»

МАОУ «СОШ №22» г. Улан-Удэ

на 2012-2015 г.

  1. Цели,  задачи и актуальность программы

Данная программа ставит своей целью создать условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

   Программа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.

Ожидаемые результаты программы:

   Через систему историко-краеведческой работы школа предполагает воспитать в будущем гражданине России:

    - чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

    - чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

    - способность к творчеству, потребность в углублённом изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.

      Механизм выполнения программы:

    Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением.

  Школа может сотрудничать с районными и городскими краеведческими организациями, музеями, библиотеками. Взаимодействие осуществляется на уровне участия в районных краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях.

  1. Описание программы

   Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе краеведения создать благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности как познавательная, культурная и досуговая.

   В рамках названной программы, школьный музей может выполнить следующие функции:

     1) поисковая и исследовательская работа с учащимися;

     2) научно-педагогическая работа с педагогическим коллективом;

     3) координаторская работа с общественными организациями;

     4) организационное проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся и учителей.

   Поисковая и исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в исследованиях и обобщении краеведческого материала в фондах школьного музея.

   Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея.

   Итоги краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Музей организует и контролирует подготовку и празднование юбилея школы и музея, встречи с выпускниками, с ветеранами войны. Цель каждого мероприятия – пробудить в ребёнке чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем деле через самоуправление ученического коллектива.

    Сроки действия программы:

   Краеведческая работа школы планируется с учётом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы и с учётом районных, городских, республиканских  мероприятий и с юбилейными и государственными датами.

      Обеспечение программы:

   Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и информационной базой и кадровым обеспечением:                                                                                                                                                                              

1)     Школьный музей;

2)     Руководитель школьного музея;

3)     Совет музея;

4)     Компьютерный класс.  

     3. Краткая характеристика фондов музея, объём материалов, посвящённых военной истории, истории родного края

   Музей  был создан в 2005 году на базе краеведческого уголка и паспортизирован в 2013 году (составлена учетная карточка музея). Сбор материалов по краеведению был начат в 2005 г. учителем истории Виноградовой Т. М.  С 2008 г. руководителем музея стала Самойлова И. М. Ежегодно фонды музея пополняются новыми сведениями и экспонатами благодаря стараниям учащихся, учителей, родителей.

   Содержание экспозиций представляют:

-   фотоматериалы;

- вещественные исторические источники (археологический материал, предметы быта, предметы вооружения);

-  письменные источники (письма, похоронки, справки, грамоты, свидетельства, удостоверения, книги);

Вспомогательный материал представлен:

- фотокопиями;

- копиями документов;

- планшетами;

- рефератами;

- макетами;

- дополнительными вещественными материалами.

Основной фонд музея состоит из 265 экспонатов, вспомогательный фонд – из 250.

Имеются в наличии следующие документы:

- Акты приема;

- Инвентарная книга;

- Тетрадь учета вспомогательного фонда;

- Книга выдачи материалов;

- Тетрадь учета проведенных экскурсий и лекций;

- Программа школьного музея;

- Книга отзывов.        

Помимо основной документации в музее ведется картотека, а также имеются оформленные в электронном варианте работы учащихся.

      4. Название разделов экспозиции

 Так как в музее имеются две выставочные комнаты, экспозиции в нем поделены по историческим периодам:

1 – «История Бурятии с древнейших времен до революции 1917г.»;

2 – «История Бурятии Советского периода и современности».

Экспозиции музея:

- «Культура и быт русских и бурят»;

- «Декабристы в Бурятии»;

- «Они были первыми…»;

- «Великая Отечественная война – никто не забыт, ничто – не забыто»;

- «Пионерии посвящается…»;

- «Родом из СССР»;

- «Родной поселок»;

- «Наша школа».

   5. Использование музея в образовательно-воспитательном процессе

 

   Школьный музей  – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

   Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющий выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углублённому изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.     

  Музей занимает особое место в образовательно-воспитательном процессе. Учителя используют собранные материалы на уроках и тематических классных часах.

   Воспитательная работа в рамках краеведения строится с учётом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы. Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уроке пассивного воспитания через прослушивание и обсуждение определённых краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.

   В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разные поисковые задания.

  Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовках тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории местности, в которой живут, историю завода, воспоминания старожилов.

6. Перспективный план работы

школьного музея «Поиск» МАОУ СОШ №22» г. Улан-Удэ

на 2012-2015 г.

Основные разделы. Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные лица

I.

Цель и задачи музея:

 

 

1

Формирование у подростков объективного подхода к историческим событиям в жизни страны, правильного восприятия настоящего и предвидения будущего.

В течение 2012-2015 г.

Самойлова И. М., Кучук О. В. 

2

Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства; Сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, Бурятии.

В течение 2012-2015г.

Классные руководители, Учителя истории

3

Формирование стремления к получению новых знаний; навыков.

В течение 2012-2015г.

Педколлектив

4

Активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся и обогащение на этой основе экспозиции музея и их полноценного использования для формирования у учащихся высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма, чувства ответственности за судьбу России, малой Родины, уважения к боевым и трудовым подвигам своего народа, уважительное отношение к культуре, языкам, традициям, обычаям других народов.

В течение 2011-2015г.

Совет музея

5

Развитие самостоятельной деятельности учащихся по охране памятных мест и памятников истории, культуры и природы родного края.

В течение 2012-2015г.

Классные руководители.

6

Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла и составление альбомов, оформление стендов, выставок.

В течение 2012-2015г.

Совет музея, актив.

7

Организация встречи с участниками, ветеранами Великой Отечественной войны.

В течение 2012-2015г.

Классные руководители

8

Активное участие в проведении традиционного месячника военно-патриотического воспитания.

В течение 2012-2015г.

Кучук О. В., Белых А. В., Самойлова И. М.

9

Разработка рекомендации по использованию материалов музея в учебно-воспитательном процессе по основным направлениям: 

1) изучение истории и культуры родного края; 

2) изучение истории школы; 

3) изучение боевых заслуг и трудовых успехов наших земляков.

По общешкольному плану.

Самойлова И. В.

II.

Организационная работа:

а) утверждение состава совета музея 

б) организация работы актива музея по секторам: поисково–исследовательского, эксурсионно - пропагандистского, экспозиционного, учета и хранения, хозяйственного. 

в) заслушивание текстов выступлений лекторов-экскурсоводов и их утверждение. Проведение экскурсий по графику. 

г) утверждение плана подготовки и проведения мероприятий к дню Великой Победы, Олимпийским играм, юбилею школы и другим торжественным мероприятиям. 

д)активное участие в олимпиадах, конкурсах по истории и обществознанию различного уровня, в подготовке и проведении экскурсий.

 ж) правильное заполнение и ведение книг учета (основного фонда)

В начале года Заседание совета 1 раз в месяц

Самойлова И. М., совет музея, актив музея.

План

работы Музея МАОУ СОШ №22

«Поиск»

на 2014-2015 уч. год

занятия

Название темы,

план  занятия

дата

Ответственные

1

Организационное заседание клуба «Поиск».

1. Планирование работы на 2014-2015 учебный год.

2. Выборы актива клуба

сентябрь

Актив музей

2

Переучет фондов школьного музея и обработка материалов летних  поисковых экспедиций

1. Переучет материалов музея по ВОВ.

2. Организация поисковой работы на 2014-2015 уч.год по направлениям:

- «Навстречу юбилею» (к юбилею школы);

- «Мы память бережно храним…»;

- «Родом из СССР» (пополнение фондов по советскому периоду)

Сентябрь-октябрь,

в течение учебного года

Актив музея

3

Проведение мероприятий, посвященных героизму советского народа в годы ВОВ.

1. Мероприятие «Первая мировая война», «День памяти неизвестному солдату»

октябрь

Актив музея

4

Участие в мероприятии и митинге, посвященных дню Памяти жертв политических репрессий

Октябрь-ноябрь

Классные руководители 7-8 классов

5

1. Мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»:

- поисковую работу по направлению;

- участие во встрече, посвященной семейным парам ветеранов;

- творческие работы учащихся (презентации), планшеты.

Ноябрь- март

Кучук О. В., Самойлова И.М.

6

День Конституции  России

1.  Подготовка и проведение классного часа  «Основной Закон страны»

2. Викторина «Символы России»

декабрь

Самойлова И.М.

7

Участие в Олимпиаде по истории, олимпиаде «Клио», дистанционной олимпиаде «Олимпус»

Ноябрь-январь

5-11 кл.

8

Участие в районном конкурсе «Гордимся славою защитников Отечества» по теме «Олимпиада»

февраль

Кучук О.В., Самойлова И.М., 8 кл.

9

Подготовка к конкурсу-смотру музеев

Февраль-март

Самойлова И.М.,

актив музея

10

Открытие «Вахты Памяти»

1. Уроки Мужества

2. Выставка «Никто не забыт, ничто не забыто»

апрель

Кучук О.В.,

8-11 кл.

11

Акция «Обелиск»

1. Субботник по благоустройству памятников Победы

2. Подготовка к  проведению митинга

май

Кучук О.В.,

6-11 кл.

12

Митинг, посвященный Дню Победы

1. Поздравление ветеранов.

2. Концерт

май

Кучук О.В.,

6-11 кл.

13

Экскурсии в школьный музей учащихся

1. Подготовка экспозиции

 2. Подготовка экскурсоводов

Сентябрь-май

Актив музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"

Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...

Программа "Школьный музей"

Программа "Школьный музей"  направлена на формирование  гражданской идентичности обучающихся  и включает содержание по истории родного края....

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...