Программа школьного музея "Поиск" на 2017-2020 гг.
рабочая программа на тему
Программа школьного музея "Поиск" на 2017-2020 гг., ориентированная на создание виртуального музея и использование информационных технологий в своей работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
школьного музея «Поиск»
МАОУ «СОШ №22» г. Улан-Удэ
на 2017-2020 г.
- Цели, задачи и актуальность программы
Данная программа ставит своей целью создать условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.
Программа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.
Ожидаемые результаты программы:
Через систему историко-краеведческой работы школа предполагает воспитать в будущем гражданине России:
- чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
- способность к творчеству, потребность в углублённом изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением. Школа может сотрудничать с районными и городскими краеведческими организациями, музеями, библиотеками. Взаимодействие осуществляется на уровне участия в районных краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях.
- Описание программы
Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе краеведения создать благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности как познавательная, культурная и досуговая.
Традиционные направления деятельности школьного музея: поисковая, фондовая, экскурсионная, пропагандистская, просветительская - необходимо реализовывать новыми средствами. Информационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность и исследовательскую работу учащихся в музее.
Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий:
1. Создание обзорной (как вариант, виртуальной) экскурсии по музею.
2. Составление электронного каталога фондов.
3. Создание электронных экспозиций: текущих и постоянных.
4. Создание форума для общения между гостями интернет - страницы и активом школьного музея.
Электронные материалы музея размещаются на интернет-сайте образовательного учреждения на отдельной странице. Электронный музейный материал можно использовать в учебной и воспитательной работе.
В рамках названной программы, школьный музей может выполнить следующие функции с использованием информационных технологий:
1) поисковая и исследовательская работа с учащимися;
2) научно-педагогическая работа с педагогическим коллективом;
3) координаторская работа с общественными организациями;
4) организационное проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся и учителей;
5) работа по созданию виртуального музея.
Поисковая и исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в исследованиях и обобщении краеведческого материала в фондах школьного музея.
Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея.
Итоги краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Музей организует и контролирует подготовку и празднование юбилея школы и музея, встречи с выпускниками, с ветеранами войны. Цель каждого мероприятия – пробудить в ребёнке чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем деле через самоуправление ученического коллектива.
Сроки действия программы:
Краеведческая работа школы планируется с учётом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы и с учётом районных, городских, республиканских мероприятий и с юбилейными и государственными датами с привлечением информационных технологий.
Обеспечение программы:
Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и информационной базой и кадровым обеспечением:
1) Школьный музей;
2) Руководитель школьного музея;
3) Совет музея;
4) Компьютерный класс.
3. Краткая характеристика фондов музея, объём материалов, посвящённых военной истории, истории родного края
Музей был создан в 2005 году на базе краеведческого уголка и паспортизирован в 2013 году (составлена учетная карточка музея). Сбор материалов по краеведению был начат в 2005 г. учителем истории Виноградовой Т. М. С 2008 г. руководителем музея стала Самойлова И. М. Ежегодно фонды музея пополняются новыми сведениями и экспонатами благодаря стараниям учащихся, учителей, родителей. В 2017-2018 уч. году была проведена реорганизация школьного музея. Музей был перенесен в более просторное помещение; силами учащихся, педагогического состава и материальной помощью со стороны общественных деятелей в помещение был проведен ремонт, установлены витринные короба. Откорректированы экспозиции музея; большой блок посвящен героизму нашего народа в годы Великой Отечественной войны, героизму воинов интернационалистов, а также культуре и быту родного края.
В данное время содержание экспозиций представляют:
- фотоматериалы;
- вещественные исторические источники (археологический материал, предметы быта, предметы вооружения);
- письменные источники (письма, похоронки, справки, грамоты, свидетельства, удостоверения, книги);
Вспомогательный материал представлен:
- фотокопиями;
- копиями документов;
- планшетами;
- рефератами;
- макетами;
- дополнительными вещественными материалами.
Основной фонд музея состоит из 265 экспонатов, вспомогательный фонд – из 250.
Имеются в наличии следующие документы:
- Акты приема;
- Инвентарная книга;
- Тетрадь учета вспомогательного фонда;
- Книга выдачи материалов;
- Тетрадь учета проведенных экскурсий и лекций;
- Программа школьного музея;
- Книга отзывов.
Помимо основной документации в музее ведется картотека, имеются материалы на CD- носителях.
4. Название разделов экспозиции
Экспозиции музея состоят из 6 разделов:
- «Пою тебя, моя Бурятия», посвященная культуре и быту русских и бурят;
- «Великая Победа», посвященная подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- «Воинам-интернационалистам посвящается»;
- «Родом из СССР»;
- «Родной поселок»;
- «Наша школа».
5. Использование музея в образовательно-воспитательном процессе
Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.
Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющий выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углублённому изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.
Музей занимает особое место в образовательно-воспитательном процессе. Учителя используют собранные материалы на уроках и тематических классных часах.
Воспитательная работа в рамках краеведения строится с учётом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы. Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уроке пассивного воспитания через прослушивание и обсуждение определённых краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.
В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разные поисковые задания.
Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовках тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории местности, в которой живут, историю завода, воспоминания старожилов.
Актив музея проводит тематические экскурсии, обобщает собранную учащимися, родителями, учителями информацию, систематизирует ее. В перспективе актив планирует, согласно программе школьного музея «Поиск» на 2018-2019 уч. год, создание виртуального музея.
6. Перспективный план работы
школьного музея «Поиск» МАОУ СОШ №22» г. Улан-Удэ
на 2017-2020 г.
№ | Основные разделы. Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные лица |
I. | Цель и задачи музея: |
|
|
1 | Формирование у подростков объективного подхода к историческим событиям в жизни страны, правильного восприятия настоящего и предвидения будущего. | В течение 2017-2020 г. | Самойлова И. М., Кучук О. В. |
2 | Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства; Сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, Бурятии. | В течение 2017-2020 г. | Классные руководители, учителя истории |
3 | Формирование стремления к получению новых знаний; навыков. | В течение 2017-2020 г. | Педколлектив |
4 | Активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся и обогащение на этой основе экспозиции музея и их полноценного использования для формирования у учащихся высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма, чувства ответственности за судьбу России, малой Родины, уважения к боевым и трудовым подвигам своего народа, уважительное отношение к культуре, языкам, традициям, обычаям других народов. | В течение 2017-2020 г. | Совет музея |
5 | Развитие самостоятельной деятельности учащихся по охране памятных мест и памятников истории, культуры и природы родного края. | В течение 2017-2020 г. | Классные руководители. |
6 | Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла и составление альбомов, оформление стендов, выставок; создание виртуального музея. | В течение 2017-2020 г. | Совет музея, актив. |
7 | Организация встречи с участниками, ветеранами Великой Отечественной войны. | В течение 2017-2020 г. | Классные руководители |
8 | Активное участие в проведении традиционного месячника военно-патриотического воспитания. | В течение 2017-2020 г. | Кучук О. В., Белых А. В., Самойлова И. М. |
9 | Разработка рекомендации по использованию материалов музея в учебно-воспитательном процессе по основным направлениям: 1) изучение истории и культуры родного края; 2) изучение истории школы; 3) изучение боевых заслуг и трудовых успехов наших земляков. | По общешкольному плану. | Самойлова И. В. |
III. | Организационная работа: а) утверждение состава совета музея б) организация работы актива музея по секторам: поисково–исследовательского, эксурсионно - пропагандистского, экспозиционного, учета и хранения, хозяйственного; по работе с интернет-ресурсами.. в) заслушивание текстов выступлений лекторов-экскурсоводов и их утверждение. Проведение экскурсий по графику. г) утверждение плана подготовки и проведения мероприятий к дню Великой Победы, Олимпийским играм, юбилею школы и другим торжественным мероприятиям. д)активное участие в олимпиадах, конкурсах по истории и обществознанию различного уровня, в подготовке и проведении экскурсий. ж) правильное заполнение и ведение книг учета (основного фонда) з) создание виртуального музея. | В начале года Заседание совета 1 раз в месяц | Самойлова И. М., совет музея, актив музея. |
План
работы Музея МАОУ СОШ №22
«Поиск»
на 2018-2019 уч. год
№ з | Название темы, план занятия | Дата | Ответственные |
I1 | Организационное заседание клуба «Поиск». 1. Планирование работы на 2018-2019 учебный год. 2. Выборы актива клуба | Сентябрь | Актив музей |
III. | Переучет фондов школьного музея и обработка материалов летних поисковых экспедиций 1. Переучет материалов музея. 2. Организация поисковой работы на 2018-2019 уч.год по направлениям: - «Навстречу юбилею» (к юбилею школы); - «Мы память бережно храним…»; - «Родом из СССР» (пополнение фондов по советскому периоду) 3. Создание виртуального музея. | Сентябрь-октябрь, в течение учебного года | Актив музея |
IIII. | Проведение мероприятий, посвященных героизму советского народа в годы ВОВ. 1. Мероприятие «Курская битва», «День памяти неизвестному солдату» | Октябрь | Актив музея |
IIV. | Участие в мероприятии и митинге, посвященных дню Памяти жертв политических репрессий | Октябрь-ноябрь | Классные руководители 7-8 классов |
VV. | 1. Мероприятие, посвященное Победе в Великой Отечественной войне»: - поисковую работу по направлению; - участие во встрече, посвященной семейным парам ветеранов; - творческие работы учащихся (презентации), планшеты. | Ноябрь- март | Кучук О. В., Самойлова И.М. |
VVI. | День Конституции России 1. Подготовка и проведение классного часа «Основной Закон страны» 2. Викторина «Символы России» | Декабрь | Самойлова И.М. |
VVII. | Участие в Олимпиаде по истории, олимпиаде «Клио», дистанционной олимпиаде «Олимпус» | Ноябрь-апрель | 5-11 кл. |
VVIII. | Участие в районном конкурсе «Гордимся славою защитников Отечества», интеллектуальных играх, посвященных победе над немецко-фашистскими войсками на Курской дуге | февраль | Кучук О.В., Самойлова И.М., 8 кл. |
IIX. | Подготовка к конкурсу-смотру музеев | Февраль-март | Самойлова И.М., актив музея |
X. | Открытие «Вахты Памяти» 1. Уроки Мужества 2. Выставка «Никто не забыт, ничто не забыто» | Апрель | Кучук О.В., 8-11 кл. |
XI. | Акция «Обелиск» 1. Субботник по благоустройству памятников Победы 2. Подготовка к проведению митинга | Май | Кучук О.В., 6-11 кл. |
XII. | Митинг, посвященный Дню Победы 1. Поздравление ветеранов. 2. Концерт | Май | Кучук О.В., 6-11 кл. |
XIII. | Экскурсии в школьный музей учащихся 1. Подготовка экспозиции 2. Подготовка экскурсоводов | Сентябрь-май | Актив музея |
XIV. | Корректировка плана |
Обзорная экскурсия по школьному музею «Поиск»
Вика: Здравствуйте! Мы приветствуем вас в нашем школьном историко-краеведческом музее «Поиск».
Даша: Школьный музей был открыт по инициативе учителя истории и обществознания Виноградовой Тамарой Михайловной в марте 2005 г. на базе краеведческого уголка. Краеведческий уголок, а в данное время музей «Поиск», неоднократно получал призовые места. С 2008-2009 учебного года руководство музеем передано учителю истории и обществознания Самойловой И.М. В 2017-2018 г. была проведена реорганизация музея. Он был перенесен во второе здание школы в более просторное помещение. В обустройстве и оформлении музея участвовали учащиеся 5-11-х классов под руководством учителей школы. Особо стоит отметить большой вклад и труд завуча по воспитательной работе Кучук Ольги Валерьевны и учителя технологии Вдовина Юрия Федоровича. Также особая благодарность за спонсорскую помощь депутату Беспалову Дмитрию Николаевичу.
Вика А.: Итак, экспозиции музея состоят из 6 разделов:
- «Пою тебя, моя Бурятия», посвященная культуре и быту русских и бурят;
- «Великая Победа», посвященная подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- «Воинам-интернационалистам посвящается»;
- «Родом из СССР»;
- «Родной поселок»;
- «Наша школа».
Содержание экспозиций представляют: фотоматериалы; вещественные исторические источники (предметы быта, предметы вооружения); письменные источники (письма, похоронки, справки, грамоты, свидетельства, удостоверения, книги).
Вспомогательный материал представлен: фотокопиями, копиями документов, планшетами, макетами, дополнительными вещественными материалами.
Основной фонд музея состоит из 243 экспонатов (в основном фотографии и документы), вспомогательный фонд – из 250.
По своему профилю музей «Поиск» является историко-краеведческим. Итак, прошу внимание (указывает на Дашу)
Даша: Данная выставка посвящена культуре и быту народов Бурятии. Одним из первых государственных образований, в которое вошла территория современной Бурятии, было хуннское государство (конец III века до н.э.). На территории Бурятии в долинах рек Джиды, Чикоя, Селенги обнаружены гуннские городища. Это камни – незначительные элементы гуннского Иволгинского городища, датируемые примерно II в. до н.э – I в. н.э.
Воинственность хуннов привела к их расколу (см. карту) и исчезновению государства. Позднее, была эпоха кочевого государства Чингисидов, но и оно не сыграло важной роли в консолидации местных племен.
Лишь в XVII веке, в период вхождения бурятских племен в состав России, приведший к оседлости местного населения, начался процесс формирования бурятского этноса из отдельных племенных групп, который завершился в XVIII веке.
В течение времени происходила консолидация русского и бурятского народов. Одновременно существовала русская и бурятская культура, которая и сейчас представляет для нас особый интерес.
Основным родом занятия бурятского народа являлось скотоводство. Отсюда и вид жилья: юрта – жилище бурят, удобное для кочевых перемещений скотоводов. Возле юрты ставилась коновязь.
Мужчины занимались скотоводством, изготовлением различным предметов, необходимых для быта. К примеру, кожемялки или кнута, при изготовлении которого использовали специальный тип плетения.
Женщины занимались домашним хозяйством, например, делали одежду для всей семьи. Мужская и женская одежда бурят мало различалась. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку - уджэ. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечно небо.
Русские переселенцы строили деревянные избы с приусадебным хозяйством.
Имелась различная хозяйственная утварь : телеги, деревянные грабли, кожемялка. Обязательным атрибут дома был самовар. В берестяном туясе можно было хранить муку, крупы. Вечерами можно было услышать звуки баяна или балалайки. А где-то и мало кому известной домры, так как со временем появились здесь и другие народности.
В XIX – начала XX века практически в каждом доме города имелось место, где женщина занималась глажкой, а гладили вещи чугунными утюгами, внутрь которых засыпался уголь, шила и штопала одежду – для чего нужны были иглы и нитки, а также швейная машинка, занималась вязанием – например, узорчатых салфеток, которыми украшала дом. Рядом находились лампа или подсвечник, зажигаемые, когда в помещение становилось темно и для продолжения работы не хватало света. Рядом на столе или комоде стояли фотографии мужа или сына.
Давайте пройдем к следующей экспозиции.
Арина: Тематика нашей экспозиции посвящена Победе в Великой Отечественной войне.
Закончилась Гражданская война и наша страна усилиями миллионов людей разных национальностей поднималась из разрухи. Казалось вот, все, жизнь налаживается, впереди светлое будущее—итог кропотливого труда, пота и крови. Люди верили в свои силы и строили новое общество. Молодежь вступала в комсомол—вот (1), на фотографии те, кто стоял у истоков формирующегося местного комсомола, а также местных правозащитных органов. Здесь, президиум Верхнеудинского Укома ВЛКСМ 1921г, работники областной конференции комсомола Бурятии 1924г., также курсанты школы красных командиров, работники районной милиции. Никто из них не предполагал, что судьба готовит им новые испытания.
22 июня 1941г. без предупреждения фашистские войска вторглись на нашу территорию. Началась кровопролитная Великая Отечественная война. Враг наступал. Велись тяжелые бои. Наш многонациональный народ совместными усилиями пытался сдержать напор противника. Защитники Отечества—вот некоторые из них. (2).
Особо знаменательными являются битва за Москву, в ходе которой было совершено первое в течение войны наступление советских войск, Сталинградская битва, приведшая к коренному перелому в ходе войны не только Отечественной, но и второй Мировой, сражения на Орловско-Курской дуге, ознаменовавшее наступление советских войск по всем фронтам. Битвы, сражения... А в минуты затишья солдаты писали письма домой или перечитывали бережно хранящиеся на груди письма из дома. Вот некоторые из них. (3). На одном из писем на оборотной стороне отец нарисовал по просьбе сынишки пулемет-автомат, оружие, с которым воевал.
А в тылу ждали, надеялись и верили, что родные, те, что на фронте, вернуться живыми домой. И не покладая рук, недоедая, не досыпая, трудились из-за дня день, желая приблизить день Победы. Вот они, труженики тыла: женщины и дети. (4).
“Все для фронта, все для Победы» - не только лозунг, призыв, но уже и цель для работников тыла. И вот она долгожданная Победа—итог усилий миллионов людей, отдавших за нее жизнь, и миллионов людей, которым удалось пройти через неимоверные испытания смертью. Вот немногие из тех, кто выжил и вернулся с войны.(5) (имена)
Предметы военных лет (6). Эти безмолвные свидетели войны, судеб своих хозяев - они напоминают о тех, кого уже нет. Саперная лопатка, пулеметные ленты, гильзы, боевая каска, письма, похоронки…. Разные судьбы. Но, объединяет всех одно — они готовы были защищать свою Отчизну, свой дом до последней капли крови. О них мы будем помнить всегда.
Как говорят: «Никто не забыт - ничто не забыто». Но чтобы не
забыть - надо помнить. А чтобы помнить - надо знать.
Пройдемте далее…
Данная выставка посвящена защитникам Отечества послевоенного времени – героя: воинам-интернационалистам и пограничникам. Закончилась Великая Отечественная война и вторая Мировая война, а военные конфликты не прекратились. Защищать Отечество и интересы государства необходимо и поныне.
Воины-интернационалисты участвовали в вооружённых конфликтах на территориях других стран мира на стороне законных правительств, которые обратились за помощью к нашей стране.
Воины-интернационалисты - это также солдаты и офицеры, защищавшие суверенитет и целостность нашей Родины в войнах на территории Российской Федерации и других государств СНГ.
Вика: Прошу пройти вас сюда…
Данная выставка посвящена мирному послевоенному времени. Выставка «Родом из СССР» включает в себя экспозиции: «Уголок советского мальчишки», «Уголок мамы», «Наша школа», «Наш поселок».
Уголок мальчишки. Мальчишки в Советское время увлекались очень многим.
Одним из важных увлечений было фотографирование. Мечтой являлся фотоаппарат (1), к которому обязательно прилагался целый список дополнительных необходимых предметов: фотопленка (2), фотоувеличитель (3), бумага (4), фиксаж, проявитель… Напечатать фотографии становилось настоящим мастерством!
Однако, на этом увлечения не ограничивались. Спорт становился частью жизни – будь то футбол, хоккей или катание на коньках (5). Как же это было потрясающе – рассекать на льду на коньках с клюшкой в руках, как Харламов или Третьяк, и гнать шайбу в ворота противника (даже если это друг Васька)!
А еще многие были не прочь покрутить кубик-рубик, сыграть в шашки (6) или шахматы (7), поразмышлять над какой-либо головоломкой (8), или покрутить диафильм (9).
Особым увлечением было коллекционирование. Собирали марки (10), значки (11), даже фантики из-под конфет. Зато какие были коллекции! Можно было показать знакомым, друзьям, а при случае и поменяться.
Многие мальчишки увлекались историей, а лучше историей, описанной в приключенческих книгах Пикуля, Александра Дюма (12)! «Три мушкетера» - кто о них не знал?
Следующая экспозиция посвящена школе и школьным будням.
Школьная форма, галстук, значки октябрят, пионеров, комсомольцев…
Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры. В пионеры, как правило, принимались дети, начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты (см. витрину – удостоверение, большой пионерский значок), затем остальные дети.
У пионеров была своя форма. Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой (иногда голубой) пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве и синих брюк для мальчиков и синей юбки для девочек. В школах пионеры обычно ограничивались ношением галстука и пионерского значка с школьной формой. А в старших классах школьника принимали в комсомол и вручали комсомольский значок.
После распада СССР данные организации самораспустились. Но в 90-х годах были воссозданы новые немногочисленные организации.
Октябрята, пионеры, комсомольцы охватили целую эпоху в истории СССР.
В школьную экспозицию также включены учебники, плакатные перья, тетрадь, фотографии того времени. Помимо всего имеются альбомы с фотографиями учителей и учащихся; альбомы, посвященные ветеранам педагогического труда - учителям нашей школы.
Небольшая экспозиция посвящена нашему поселку Загорск.
«Патриотизм, любовь к России
Ведь начинается всегда
С любви к той школе
Где тебя любили
И к городу, где не забыли
Твои успехи, твои шаги…»
Даша: Есть высказывание Д.С.Лихачева: «…Если человек равнодушен к памятникам истории своей старины – он, как правило, равнодушен к своей стране». Мы – не равнодушны.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа «Линия жизни» по профилактике вредных привычек среди учащихся образовательного учреждения. (сроки реализации: 2017-2020 год) «НАРКОПОСТ»
Материалы разработаны и подготовлены в рамках краевой целевой программы о «Комплексных мерах противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г. Олёкминска Республики Саха (Якутия) Воложиной Ирины Васильевны на 2017-2020 гг.
Методическая тема: «Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника» Цели: • уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к...
План («дорожная карта») развития «Российского движения школьников» в Искитимском районе. 2017 – 2020 г.г.
План развития РДШ в Искитимском районе...
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» по географии и биологии. на 2017-2020 г.г.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» по географии и биологии. на 2017-2020 г.г....
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» 5-7 классов на 2017-2020 учебные годы
Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). Программа по развитию познавательных процессов со...
МБОУ СОШ № 9 г. Смоленска Программа «Одаренные дети» на 2017-2020 гг.
Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности с...