Программа школьного музея "Интерактивный музейный досуг"
учебно-методический материал (5 класс)
Основная идея, положенная в основу программы школьного музея – интерактивный музейный досуг.
Это новая форма культурно-образовательной деятельности, которая предполагает: отход от традиционного образовательного процесса; расширение возможностей для активной деятельности школьников на основе их интересов; новую роль педагога и новые взаимоотношения, взаимодействие всех социальных групп-детей, родителей, педагогов с социокультурной средой школьного музея, с экспонатами, которые служат областью осваимого опыта. Интерактивность предполагает, что школьники должны быть не просто обучающимися, пассивными участниками культурно-образовательного процесса, а полноправными авторами создания интерактивных экспозиций, экскурсий, выставок музейных праздников. Они могут выступать в роли сценаристов, постановщиков, художников, технических директоров.Ведущими методами должны стать – игровой, поисковый, исследовательский, метод практического действия, метод социальных ролей, словесные методы.
Главные трактования новой технологии определяются словами – я сам: действую, думаю, принимаю решение, что очень актуально для современных школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предназначена для обучающихся 1-11 классов | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2018г
Содержание:
1. Паспорт Программы…………………………………………………………………….2
2. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
3. Тематическое планирование……………………………………………………………9
3.1. Учебный план 1 года обучения, 2 года обучения, 3 года обучения.............................9
3.2. Учебно-тематический план 1 года обучения………………………………………….10
3.3. Учебно-тематический план 2 года обучения………………………………………….12
3.4. Учебно-тематический план 3 года обучения………………………………………….14
4. Содержание Программы………………………………………………………………..16
5. Методическое обеспечение Программы………………………………………………27
6. Механизм диагностики и мониторинга………………………………………………..29
7. Условия реализации Программы……………………………………………………….30
8. Список использованной литературы…………………………………………………..31
9. Список рекомендуемой литературы для учащегося………………………………31
Паспорт Программы:
Название Программы | Дополнительная образовательная Программа «Интерактивный музейный досуг школьников Югры» |
Руководитель Программы | |
Автор Программы | Педагог-организатор Моор Валентина Анатольевна |
Цель Программы | Развитие у детей и школьной молодежи высокого гражданско-патриотического сознания, творческого мышления и одаренности, общей и музейной культуры – через разнообразные направления деятельности интерактивного музейного досуга, в сфере историко-культурного наследия Югры, Отечества, различных стран мира. |
Задачи Программы |
|
Основные направления Программы |
|
Возраст детей, на который рассчитана Программа | Учащиеся МОУ СОШ п.Пионерский 7-18 лет |
Срок реализации Программы | 2018--2021 годы |
Место реализации | |
География участников, их количество | 5 творческих групп по 10 человек, учащиеся школы – 560 человек. |
Пояснительная записка:
Проблемы патриотического воспитания детей и молодежи всегда были в центре внимания государственной образовательной, культурной и молодежной политики. Но особую актуальность они приобрели в настоящее время. Сложные экономические и социокультурные условия породили среди молодежи, особенно в школьной среде – новый виток проблем. У школьников наблюдается падение нравственности, негативное отношение к семейным ценностям, нежелание большинства молодых людей защищать свое Отечество. Школьники плохо осознают свою роль и ответственность за будущее своей страны, будущее своего региона. Для улучшения сложившейся ситуации, государством прилагаются огромные усилия. Советский район, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры активно занимается патриотическим воспитанием своих молодых граждан. Кадетские классы, клубы, кружки – на базе образовательных учреждений, - где школьники имеют возможность получить не только знания, но и огромный заряд патриотических чувств. Большую озабоченность вызывает сегодня тот факт, что образовательные учреждения Советского района, слабо используют такую эффективную форму патриотического воспитания, как школьный музей.
Феномен школьного музея в его многофункциональности и неоценимых воспитательных возможностях.
Школьный музей – является одной из форм дополнительного образования детей и молодежи, развивающей сотворчество, активность, патриотизм в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории и культуре своего родного края. Это уникальная область для интеллектуального и творческого развития школьников. Но, чтобы вовлечь современных школьников в музейный процесс, необходим новый тип организации музейной деятельности, обновленное содержание, которое бы отвечало интересам и потребностям современных детей и молодежи, новые формы деятельности, в том числе – интерактивные. Ведь сегодняшние школьники увлекаются компьютером, Интернетом, а значит, внедрение в образовательный музейный процесс информационных технологий – вызовет у них определенный интерес.
Исходя из анализа состояния проблем на уровне отдельно взятой территории – Советского района, ХМАО, - научного осмысления феномена школьного музея, - был разработан новый концептуальный подход к решению названных проблем. Основная идея, положенная в основу концепции – интерактивный музейный досуг.
Это новая форма культурно-образовательной деятельности, которая предполагает: отход от традиционного образовательного процесса; расширение возможностей для активной деятельности школьников на основе их интересов; новую роль педагога и новые взаимоотношения, взаимодействие всех социальных групп-детей, родителей, педагогов с социокультурной средой школьного музея, с экспонатами, которые служат областью осваимого опыта. Интерактивность предполагает, что школьники должны быть не просто обучающимися, пассивными участниками культурно-образовательного процесса, а полноправными авторами создания интерактивных экспозиций, экскурсий, выставок музейных праздников. Они могут выступать в роли сценаристов, постановщиков, художников, технических директоров.
Ведущими методами должны стать – игровой, поисковый, исследовательский, метод практического действия, метод социальных ролей, словесные методы.
Главные трактования новой технологии определяются словами – я сам: действую, думаю, принимаю решение, что очень актуально для современных школьников. Им предоставляется возможность самим управлять ходом событий и совершать открытия; получать опыт, не боясь неудачи.
Особая роль в интерактивной деятельности отводится методу личного общения с людьми. А это значит будут встречи со своими земляками, и интересными людьми Советского района, в том числе деятелями культуры и искусства, представителями коренных народов Севера, которые имеют свою самобытную культуру и традиции. Ребят ждут незабываемые встречи с людьми – легендами: ветеранами войны и тыла, курсантами военных училищ, воинами Российской Армии, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне и других государств. Эти встречи будут способствовать формированию у школьной молодежи глубоких патриотических чувств.
Интерактивный музейный досуг – это творческая, умственная деятельность, которая навсегда останется в памяти детей взрослых.
Новое содержание, новые интерактивные формы и методы, - внедрение в образовательный процесс информационных, мультимедийных технологий – доставит обучающимся искреннюю радость, вызовет любопытство и интерес к научному познанию. Задачи обучения, воспитания и творческого развития решаются в комплексе.
Данная Программа доступна, открыта для всех социальных групп – обучающихся и посетителей, и дает возможность детям и школьной молодежи реализовать себя в иных, внеучебных видах деятельности, обеспечивает их активный, культурный досуг.
Отсутствие регионального компонента в учебных планах школ Советского района, ХМАО усиливает значимость дополнительной образовательной программы, так как она отвечает социально-культурным особенностям, традициям Ханты-Мансийского округа, Советского района и способствует приобщению школьников к достижениям региональной культуры ХМАО-Югры, и лучшим образцам отечественной и мировой культуры.
Данная Программа является социальным заказом школы и родителей, соответствует интересам и потребностям школьников Советского района, ХМАО-Югры.
Цель Программы:
Развитие у детей и школьной молодежи высокого гражданского, патриотического сознания, творческого мышления и одаренности, общей и музейной культуры через разнообразные направления деятельности интерактивного музейного досуга, в сфере историко-культурного наследия Югры, Отечества, различных стран мира.
Задачи Программы:
- Организовать детский музейный актив из числа школьников 2-11 классов.
- Обучить творческие группы актива основам музейного дела и интерактивным методам ведения поисковой, фондовой, экспозиционной, экскурсионной деятельности, режиссуре организации музейных праздников.
- Развивать у одаренных детей и молодежи интерес к научному познанию, поддерживать талантливых детей, начинающих свой путь в искусстве.
- Формировать у обучающихся патриотическое, ценностное отношение к своей малой Родине, защите Отечества через изучение истории своей семьи, школы, поселка, района, округа.
- Развивать у обучающихся интерес к культуре, традициям истории России и различных стран мира, через виртуальные экскурсии.
- Осуществлять реализацию Дополнительной образовательной программы в тесном сотрудничестве с учреждениями образования и культуры, музеями Советского района, ХМАО-Югры, общественными организациями, СМИ.
Отличительная особенность данной Программы от уже существующих в том, что Дополнительная образовательная программа «Интерактивный музейный досуг школьников Югры» - является авторской.
Особенность Программы в том, что она пронизана интерактивностью и представляет обучающимся право свободы и творчества.
Данная Программа разработана на основе личного практического опыта и отличается новым содержанием, построенным на местном, региональном материале, которого нет ни в одном российском учебнике, в этом ее огромная ценность. В Советском районе, ХМАО отсутствуют на данный момент дополнительные программы, представляющие новый тип организации музейной деятельности «Музей – как культурно-образовательный, досуговый центр».
В тех образовательных учреждениях, где есть музейные уголки или комнаты – чаще всего реализуются программы кружков, клубов с традиционной формой обучения.
В основу Программы «Интерактивный музейный досуг школьников Югры» заложен ряд важнейших принципов:
- учет интересов и потребностей школьников;
- интерактивность;
- авторство;
- самостоятельность;
- самоуправление;
- информационность;
- исследование;
- креативность;
- творческая самореализация;
- нацеленность на профессиональную подготовку;
- гражданская ответственность;
- учет социально-культурных особенностей, традиций ХМАО, Советского района.
В реализации данной Программы будут участвовать дети и школьная молодежь от 7 до 18 лет, в сотворчестве с педагогами и родителями.
Культурно-образовательный процесс будет осуществляться на двух уровнях:
1 уровень: обучение творческих групп музейного актива 5 групп по 1 часу в неделю;
2 уровень: творческий группы осуществляют интерактивную образовательно- досуговую деятельность со всеми социальными группами.
В реализации Программы будет участвовать 5 творческих групп – по 10-12 детей, 560 школьников, родители, педагоги.
Дополнительная образовательная Программа является вариативной, то есть допускается при необходимости корректировка содержания, форм занятий, время прохождения образовательного материала.
Учебный план:
№ п/п | Перечень разделов | Общее кол-во часов 1 год обучения | В том числе | Общее кол-во часов 2 год обучения | В том числе | Общее кол-во часов 3 год обучения | В том числе | |||
Тео-рия | Прак-тика | Теория | Практика | Теория | Практика | |||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||
1 | Самоуправление школьным музеем | 18 | 4 | 14 | 18 | 2 | 16 | 18 | 1 | 17 |
2 | Комплексное краеведение | 108 | 36 | 72 | 108 | 18 | 90 | 108 | 10 | 98 |
3 | Фондовая работа | 108 | 36 | 72 | 108 | 30 | 78 | 108 | 15 | 93 |
4 | Интерактивное экспозиционное искусство | 108 | 36 | 72 | 108 | 15 | 93 | 108 | 10 | 98 |
5 | Интерактивные музейные праздники | 108 | 36 | 72 | 108 | 18 | 90 | 108 | 10 | 98 |
6 | Развитие и поддержка одаренных детей и молодежи | 72 | - | 72 | 72 | - | 72 | 72 | - | 72 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Виды контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Самоуправление школьным музеем | 18 | 4 | 14 | |
1.1. | Организационные занятия. Работа Совета музея, Детского музейного актива | 4 | 14 | Самоконтроль | |
2 | Комплексное краеведение | 108 | 36 | 72 | |
2.1. | Вводное занятие | 1 | |||
2.2. | Основы архивного дела | 10 | Наблюдение | ||
2.3. | Сбор экспонатов, материалов по истории семьи п.Пионерский | 4 | 40 | Самоконтроль | |
2.4. | Этика работы с населением | 4 | Педагогическое наблюдение | ||
2.5. | Описание поискового материала | 4 | 15 | Педагогическое наблюдение | |
2.6. | Пропаганда поискового материала | 11 | 15 | Самоконтроль | |
2.7. | Научно-исследовательская конференция (контрольное занятие) | 2 | Самоконтроль | ||
3 | Фондовая работа | 108 | 36 | 72 | |
3.1. | Что такое фонд | 1 | Самоконтроль | ||
3.2. | Музейный предмет Музейная коллекция | 2 | Самоконтроль | ||
3.3. | Сбор сведений о предмете | 3 | Самоконтроль | ||
3.4. | Комплектование фондов | 30 | 71 | Умение регистрировать музейный предмет | |
3.5. | Контрольное занятие | 1 | Заполнение инвентарной книги | ||
4 | Интерактивное экспозиционное искусство | 108 | 36 | 72 | |
4.1. | Введение | 1 | |||
4.2. | Основные этапы научного проектирования интерактивных музейных экспозиций | 10 | Самоконтроль | ||
4.3. | Основные принципы и методы построения музейной экспозиции | 10 | Педагогическое наблюдение | ||
4.4. | Сценарий и режиссура интерактивной музейной экспозиции | 14 | Театральный сценарий музейной экспозиции | ||
4.5. | Тематика экспозиций школьного музея | 1 | 71 | Создание интерактивной экспозиции | |
4.6. | Контрольное занятие | 1 | Создание уголка открытый мульти-медийный фильм | ||
5. | Интерактивные музейные праздники | 108 | 36 | 72 | |
5.1. | Музейный праздник нового времени | 1 | |||
5.2. | Экскурсионное искусство | 15 | 36 | Самоконтроль | |
5.3. | Технология разработки интерактивного музейного события, праздника, фестиваля. | 20 | 35 | Разработка сценария интерактивного музейного праздника | |
5.4. | Контрольное занятие | 1 | Самоконтроль | ||
6. | Развитие и поддержка одаренных детей и молодежи | 72 | Выставки, конкурсы, презентации сборников стихов |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Виды контроля | |
Теория | Практика | ||||
1. | Самоуправление | 18 | 2 | 16 | Самоконтроль |
2. | Комплексное краеведение и исследование | 108 | 18 | 90 | |
2.1. | Понятие об исследовательской деятельности | 4 | Самоконтроль | ||
2.2. | Методы исследования | 5 | 5 | Педагогическое наблюдение | |
2.3. | Этапы исследования | 1 | 5 | Самоконтроль | |
2.4. | Оформление и представление исследовательской работы | 3 | 15 | Самоконтроль | |
2.5. | Азы ораторского мастерства | 1 | Самоконтроль | ||
2.6. | Диалог – как форма общения в исследовании, защите исследования | 1 | Самоконтроль | ||
2.7. | Ханты-Мансийский автономный округ- Югра | 1 | 10 | Создание мультимедийной презентации | |
2.8. | Советский район | 1 | 10 | Создание мультимедийной презентации | |
2.9. | История развития п.Пионерский | 1 | 44 | Альбомы, брошюры, фотовыставки, фотоальбомы | |
2.10 | Научно-практическая конференция | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
3. | Фондовая работа | 108 | 30 | 78 | |
3.1. | Описание музейного предмета - фотография | Самоконтроль | |||
3.2. | Описание предметов коллекции нумизматики | Самоконтроль | |||
3.3. | Прием музейных предметов и коллекций по временное пользование | Самоконтроль | |||
3.4. | Ведение Книги учета основной фонд | Педагогическое наблюдение | |||
3.5. | Ведение Книги учета научно-вспомогательный фонд | Педагогическое наблюдение | |||
3.6. | Контрольное занятие | Конкурс | |||
4. | Интерактивное экспозиционное искусство | 108 | 15 | 93 | |
4.1. | Профессии экспозиционного искусства | 5 | 39 | Самоконтроль | |
4.2. | Создание интерактивной экспозиции «Защитники Отечества наши Земляки» | 10 | 54 | Выполнение конкретного творческого задания | |
5. | Интерактивные музейные праздники | 108 | 18 | 90 | |
5.1. | Интерактивная экскурсия «Защитники Отечестве наши Земляки» | 2 | 18 | Творческое задание | |
5.2. | Виртуальная экскурсия «Моя Дом – Югра» | 2 | 18 | Творческое задание | |
5.3. | Виртуальная экскурсия «Советский район. Прошлое, настоящее» | 4 | 18 | Творческое задание | |
5.4. | Интерактивная экскурсия «Моя родина – поселок Пионерский» | 4 | 18 | Творческое задание | |
5.5. | Музейный праздник «Спасибо тебе, солдат» | 6 | 18 | Самоконтроль | |
6. | Развитие и поддержка одаренных детей и молодежи | 72 | - | 72 | Концерт, выставка, презентация, сборника стихов |
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Виды контроля | |
Теория | Практика | ||||
1. | Самоуправление школьным музеем | 18 | 1 | 17 | Самоконтроль |
2. | Комплексное краеведение | 108 | 10 | 98 | |
2.1. | Пионерская школа – первая школа Советского 1961-2021г. | 3 | 40 | Самоконтроль | |
2.2. | Хронологическое составление книги Пионерской средней школе – 60 лет | 2 | 28 | Творческое задание | |
2.3. | Акция «Сохраним историю школы вместе» | 1 | 10 | Самоконтроль | |
2.4. | Создание книги Памяти «Ветеранам ВОВ моим землякам посвящается» | 1 | 10 | Конкурс «Архивы нашей памяти» | |
2.5. | Выпускники школы – участники боевых действий в Афганистане и других государствах | 1 | 10 | Школьный музей, СМИ | |
2.6. | Гордость школы – выпускники медалисты | 2 | 9 | Конкурс «Лучший краевед» «Лучший исследователь» | |
2.7. | Контрольное занятие | 1 | |||
3. | Фондовая работа | 108 | 15 | 93 | |
3.1. | Профессия – хранитель музейного фонда | 4 | 4 | Творческое задание | |
3.2. | Ведение книг учета основного и научно- вспомогательного фонда (самостоятельно) | 5 | 45 | Самоконтроль | |
3.3. | Самостоятельное документирование всех учетных документов школьного музея | 5 | 42 | Самоконтроль | |
3.4. | Контрольное занятие | 1 | 2 | Конкурс «Лучший хранитель школьного музейного фонда» | |
4. | Интерактивное экспозиционное искусство | 108 | 10 | 98 | |
4.1. | Дополнение и расширение экспозиций школьного музея собранным краеведческим материалом | 10 | 98 | Творческое задание | |
5. | Интерактивные музейный праздники | 108 | 10 | 98 | |
5.1. | Фестиваль искусств «Педагоги талантливы во всем» | 2 | 20 | Творческого задание Фестиваль | |
5.2. | Вечер «От всей души», посвященный ветеранам педагогического труда | 3 | 20 | Творческое задание Вечер-концерт | |
5.3. | Праздничный концерт «Поклон земной Вам, ветераны» | 3 | 30 | Творческое задание Концерт | |
5.4. | Экскурсии «Пионерская средняя школа» | 2 | 19 | Образовательное путешествие | |
5.5. | Контрольное занятие | 1 | Конкурс «Лучший режиссер музейных праздников» «Лучший экскурсовод» | ||
6. | Развитие и поддержка одаренных детей и молодежи | 72 | Конкурсы, фестивали, выставки, презентации |
Содержание Программы:
1 год обучения:
1. Самоуправление школьным музеем.
Создание Совета музея Детского музейного актива. Разделение детского музейного актива на творческие группы по интересам и способностям. Понятие деятельности «Интерактивный музейный досуг». Знакомство обучающихся с учебно-тематическим планом Программы и практической Программой деятельности музея на учебный год.
Ежемесячные заседания Совета музея – корректировка планов работы на следующий месяц.
2. Комплексное краеведение.
Моя семья.
В течение года поисковые группы собирают материал о своей семье, семейных традициях и ценностях, составляют свою родословную сочетая теоретические занятия с практическими.
2.1. Вводное занятие
Цели и задачи поисковой деятельности. Значимость понятия «интерактивности».
2.2. Основы архивного дела.
Виды архивов. Методика поиска. Правильность составления запросов и передача информации. Встреча со специалистами архивного отдела Советского района.
2.3. Сбор экспонатов.
Основные понятия: музейный предмет, экспонат, музейная коллекция, культурная ценность. Фото-видео материалы, семейные альбомы (создание работ).
2.4. Этика работы с населением.
Планирование беседы, интервью, опроса и другое. Культура общения.
2.5. Описание поискового материала.
Дневник. Реферат. Статья.
2.6. Пропаганда поискового материала.
Передача поискового материала в школьный музей, СМИ. Издание брошюр, книг, фотоальбомов.
2.7. Краеведческая конференция.
Подготовка и защита работы. Подведение итогов краеведческой деятельности за год. Награждение лучших краеведов и поисковых групп.
3. Фондовая работа.
3.1. Что такое фонд.
Музейные предметы хранящиеся в музее – составляют его фонд. Основной фонд научно-вспомогательный.
3.2. Музейный предмет. Музейная коллекция.
Культурная ценность. Совокупность культурных ценностей.
3.3. Сбор сведений о предмете.
Как называется предмет и его отдельные части. Кто изготовил предмет – Ф.И.О., годы жизни изготовителя, его профессия и социальное положение и т.д. (использование специального вопросника).
3.4. Комплектование фондов.
Учет и научное описание музейных предметов. Инвентарная книга.
3.5. Контрольное занятие.
4. Интерактивное экспозиционное искусство.
Экспозиция – научная публикация и произведение искусства.
4.1. Введение.
«Представление родного края, как неповторимого культурно-исторического ландшафта, где воедино и неразрывно слиты человеческое и природное начало». «Интерактивная музейная экспозиция».
4.2. Основные этапы научного проектирования музейных экспозиций:
I этап – разработка научной концепции интерактивной экспозиции (тема, основные средства).
II этап – детализация художественных решений (наименование разделов, тем, подтем и тематических комплексов).
III этап – заключительный монтаж экспозиции. Создание тематико-экспозиционного плана (ТЭП).
4.3. Принципы и методы построение.
Историко-хронологический принцип. Комплексно-тематический принцип. Проблемный принцип. Методы группировки – систематический, ансамблевый и тематический.
4.4. Сценарий и режиссура интерактивной музейной экспозиции.
Музейная идея. Экспозиция – театр. Музейная режиссура.
4.5. Тематика экспозиций школьного музея. Расширение созданных экспозиций. Идея создания новых интерактивных экспозиций. Уголок открытий.
4.6. Контрольное занятие.
5. Интерактивные музейные праздники.
5.1. Музейный праздник нового времени.
Музейный праздник – как новая форма культурно образовательной деятельности. Творческий, интерактивный характер музейного праздника.
5.2. Экскурсионное искусство.
Место экскурсии в работе музея. Обзорная и тематическая экскурсия. Основы теоретических знаний по экскурсионному делу. Режиссирование интерактивных экскурсий (реальных и виртуальных).
5.3. Технология разработки интерактивного музейного события.
Определение целей и задач, моделирование. Этапы работы над сценарием мероприятия. Синтез выразительных средств: подбор музыкального сопровождения, технического, художественного оформления. Использование музейных предметов, связанных с историей родного края, биографией трудовых коллективов, отдельного человека. Новая роль ведущего интерактивного музейного события и его гостей.
5.4. Контрольное занятие.
6. Развитие и поддержка одаренных детей и молодежи.
- презентации сборников стихов молодых талантливых поэтов;
- выставки юных художников и молодых художников-выпускников школы;
- мастер-классы.
Содержание Программы:
2 год обучения:
1. Самоуправление.
Обновление состава Совета музея, Детского музейного актива. Знакомство обучающихся с учебно-тематическим планом Программы 2 года обучения и практической Программой деятельности школьного музея на 2011-2012 учебный год. Ежемесячные заседания Совета музея – корректировка планов работы на каждый следующий месяц.
2. Комплексное краеведение и исследование
2.1. Понятие об исследовательской деятельности.
Общее представление об исследовательской работе. Проблема. Тема. Объект. Предмет. Цель и Задачи.
2.2. Методы исследования.
Общая характеристика методов исследования.
2.3. Этапы исследования.
2.4. Оформление и представление исследовательской работы.
Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиографический список. Приложения. Мультимедийная презентация как сопровождение устного доклада.
2.5. Азы ораторского мастерства.
-установление контакта со слушателем;
-манеры выступления;
-значение жестов, мимики во время публичного выступления;
-психологический климат;
-навыки самоконтроля;
-приемы преодоления стрессовой ситуации.
2.6. Диалог – как форма общения в исследовании, защите исследования.
-общие представления о научном споре и ее значение;
-основные участники научного спора: докладчик, оппоненты;
-классификация вопросов;
Принципы ведения спора-диалога.
2.7. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
История развития ХМАО-Югры. Культура. Музеи (создание мультимедийной презентации).
2.8. Советский район.
-история развития Советского района;
-Образование. Культура. Музеи (создание мультимедийной презентации).
2.9. История развития п.Пионерский.
-Пионерский 1961-2021 годы.
-История развития предприятий.
-Ветераны войны и труда.
-Воины-интернационалисты.
-Защитники Отечества – наши Земляки.
-Жители, внесшие особый вклад в развитие поселка Пионерский, Советского района.
2.10. Научно-практическая конференция.
Основные требования к предъявляемым для участия в конференции работам:
-четкость и доступность изложения материала;
-соответствие темы работы ее содержанию;
-актуальность и практическая значимость работы;
-эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
-наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
-умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
-оформление научной работы;
-культура выступления на конференции;
Представление исследовательских работ по истории развития поселка Пионерский и Земляки, которыми мы гордимся.
3. Фондовая работа.
3.1. Описание музейного предмета – фотография.
-Разновидность музейного предмета – негатив, фотография, фотоальбом, фотобуклет и другие.
Жанры фотографий:
1. Портрет.
2. Сюжетная (конкретные события).
3. Видовая, пейзажная.
-Описание фотопортретов, сюжетной фотографии.
-Описание группового портрета фотоальбомов.
3.2. Описание предметов коллекции нумизматики:
-Полное наименование (номер, монета, медаль, знак, денежный знак и другие).
-Уточнение назначения:
а) наградная – за достижение в труде, военном деле.
б) академическая – об окончании средних и высших учебных заведений.
в) памятные.
г) юбилейные.
д) сувенирные.
-Описание:
а) форма (для знаков: круглая, квадратная и т.д.).
б) цвет.
В) изображение (аверс – лицевая сторона, реверс – оборотная).
-Описание монет и денежных знаков – краткое – это название, достоинство, название страны, год: серия и номер.
-Материал.
-Сохранность.
3.3. Прием музейных предметов и коллекций во временное пользование.
3.4. Ведение книги Учета основного фонда.
3.5. Ведение книги Учета научно-вспомогательный фонд.
3.6. Контрольное занятие – конкурс «Лучший хранитель фонда».
4. Интерактивное экспозиционное искусство.
4.1. Профессии экспозиционного искусства.
Научный сотрудник. Художник-проектировщик. Сценарист-режиссер.
4.2. Создание интерактивной экспозиции «Защитники Отечества – наши земляки».
I раздел – Ветераны Великой Отечественной войны.
II раздел – Воины-интернационалисты.
III раздел – Защитники Отечества – наши выпускники.
5. Интерактивные музейные праздники.
5.1. Обучающийся сам режиссер интерактивной экскурсии «Защитники Отечества – наши земляки».
5.2. Обучающийся сам создатель виртуальной экскурсии «Мой дом - Югра».
5.3. Обучающийся сам творец виртуальной экскурсии «Советский район – прошлое, настоящее».
5.4. Обучающийся сам режиссер интерактивной экскурсии «Моя родина поселок Пионерский».
5.5. Обучающийся сам режиссер-постановщик внемузейного мероприятия «Спасибо тебе, солдат».
6. Развитие и поддержка одаренных детей и молодежи.
6.1. Организация выставок талантливых художников.
-Организация концертов талантливых музыкантов и исполнителей.
-Презентации сборника стихов юных поэтов.
Содержание Программы:
3 год обучения:
1. Самоуправление школьным музеем.
Организация работы Совета музея и детского музейного актива в течение года. Знакомство обучающихся в учебно-тематическим планом 3 года обучения и Программой деятельности музея на учебный год. Мониторинг деятельности Совета музея и Детского музейного актива за 3 года.
2. Комплексное краеведение.
2.1. Пионерская школа – первая школа Советского района 1961-2021 гг.
Сбор материалов, музейных предметов – связанных с данным периодом деятельности школы.
2.2. Дополнение книги Пионерской средней школе – 60 лет.
2.3. Акция «Сохраним историю школы вместе».
Разработка положения. Активная работа среди школьников и населения.
2.4. Создание книги Памяти:
-Ветеранам великой Отечественной войны, моим землякам, посвящается…;
-Личные встречи с ветеранами великой отечественной войны, их родственниками. Запись воспоминаний;
-Работа с архивом.
2.5. Выпускники школы – участники боевых действий в Афганистане и других государств.
Личные встречи. Запись рассказов.
2.6. Гордость школы – выпускники-медалисты.
Переписка очная, по Интернету с выпускниками. Сбор материалов. Создание дополнительной странички на сайте школьного музея.
2.7. Контрольное занятие – конкурс «Лучший краевед», «Лучший исследователь».
3. Фондовая работа.
3.1. Профессия – хранитель фондов.
-Знакомство с должностными обязанностями.
-Встреча с главным хранителем фондов районного выставочного центра.
3.2. Самостоятельное ведение книг Учета основного и вспомогательного фонда.
3.3. Самостоятельное документирование всех учетных документов школьного музея.
3.4. Контрольное занятие – конкурс «Лучший хранитель школьного музейного фонда».
4. Интерактивное экспозиционное искусство.
4.1. Дополнение и расширение экспозиции школьного музея.
-Мой Дом – Югра.
-Из истории Пионерской средней школы.
-Защитники Отечества наши земляки.
5. Интерактивные музейные праздники.
5.1. Фестиваль искусств «Педагоги талантливы во всем»:
-выставки творчества;
-конкурс Лучший потрфолио Учителя;
-фестиваль патриотической песни по плану школьного музея.
5.2. Вечер «От всей души» для ветеранов педагогического труда.
Самостоятельное составление праздничного мероприятия
5.3. Праздничный концерт «Поклон земной Вам, ветераны».
Использование краеведческого материала в составлении праздничного юбилейного концерта.
5.4. Экскурсии.
Пионерская средняя школа. Прошлое. Настоящее. Практический показ знаний, умений, навыков интерактивного ведения экскурсий. Образовательное реальное и виртуальное путешествие в прошлое и настоящее Пионерской средней школы.
5.5. Контрольное занятие – конкурс «Лучший режиссер музейных праздников», «Лучший экскурсовод». Награждение участников.
6. Развитие и поддержка одаренных детей и молодежи.
-конкурсы;
-выставки;
-презентации работ талантливых детей и молодежи начинающих свой путь в искусстве;
-мастер-классы – встречи с деятелями культуры и искусства Советского района.
Требования к знаниям, умениям и навыкам 1 года обучения:
1. Самоуправление. Детский музейный актив к концу 1 года обучения должен знать:
- принципы организации интерактивного музейного досуга;
уметь:
- общаться с коллективом;
- активно участвовать в составлении и корректировке планов работы.
2. Комплексное краеведение. К концу 1 года обучения школьники должны знать:
- цели и задачи поисковой работы;
- основы краеведческой работы;
- значимость понятия «интерактивность»;
- методы сбора информации;
- историю своей семьи, родословной;
- основы архивного дела;
- методику поиска;
- правильность составления запросов и передача информации;
- основные понятия: музейный предмет, экспонат, музейная коллекция, культурные ценности;
- основы культуры общения;
- владеть методом беседы, интервью, опроса.
уметь:
- оформить и представить краеведческую работу;
- умело сочетать теоретические знания с практическими.
3. Фондовая работа. К 1 году обучения школьники должны знать понятия: фонд, музейный предмет, музейная коллекция, основной, научно-вспомогательный фонд, культурная ценность, совокупность культурных ценностей, инвентарная книга.
уметь: пользоваться специальным опросником для сбора сведений о предмете, вести учет, научное описание музейных предметов.
4. Интерактивное экспозиционное искусство. К концу 1 года обучения школьники должны знать:
- Что такое экспозиция;
- Интерактивная экспозиция;
- Основные этапы научного проектирования музейной интерактивной экспозиции;
- Принципы создания тематико-экспозиционного плана;
- Принципы и методы построения интерактивной экспозиции;
- методы группировки экспозиции;
- методы музейной режиссуры.
уметь:
- детализировать художественные решения;
- осуществлять монтаж интерактивной экспозиции;
- выстраивать экспозицию по историко-хронологическому принципу, комплексно-тематическому принципу, проблемному принципу;
- режиссировать интерактивную музейную экспозицию.
5. Интерактивные музейные праздники. К концу 1 года обучения школьники должны знать:
- что такое интерактивно-музейный праздник?
- виды музейных экскурсий;
- основы знаний по экскурсионному делу;
- режиссирование интерактивных экскурсий (реальных и виртуальных).
уметь:
- определять цели и задачи;
- этапы работы над сценарием мероприятия;
- подбирать музыкальное сопровождение, техническое, художественное оформление;
- использовать музейные предметы, связанные с историей родного края в музейных праздниках, экскурсиях и другое.
Требования к знаниям, умениям и навыкам 2 года обучения:
1. Самоуправление. Детский музейный актив к концу 2 года обучения должен знать:
- основные методы организации интерактивного музейного досуга;
уметь:
- проводить заседания Совета музея, Детского музейного актива, составлять и корректировать планы на каждый следующий месяц;
2. Комплексное краеведение и исследование. К концу 2 года обучения школьники должны знать:
- основные понятия исследовательской деятельности: проблема, тема, объект, предмет, цель и задача.
- методы исследования;
- этапы исследования;
- общее представление о научном споре и его значения;
- принципы ведения спора, диалога;
- историю развития ХМАО-Югры;
- историю развития Советского района;
- историю развития поселка Пионерский;
- основные требования для участия в конференции.
уметь:
- оформлять и представлять исследовательскую работу;
- установить контакт со слушателями;
- пользоваться жестами, мимикой во время публичного выступления;
- преодолевать стрессовую ситуацию;
- вести спор, диалог;
- создавать мультимедийную презентацию;
- четко и доступно излагать материал;
- представлять исследовательскую работу.
3. Фондовая работа. К концу 2 года обучения воспитанники должны знать:
- разновидности музейного предмета;
- жанры, фотографии;
- особенности предметов коллекции нумизматики.
уметь:
- описывать музейный предмет – фотографию;
- описывать групповой портрет, фотоальбомов;
- описывать предметы коллекции нумизматики;
- принимать музейные предметы во временное пользование;
- вести книги учета основного и научно-вспомогательного фонда.
4. Интерактивное экспозиционное искусство. К концу 2 года обучения школьники должны знать:
- принцип и методы построения интерактивной экспозиции;
- технологию научного проектирования музейных экспозиций;
- профессии экспозиционного искусства.
уметь:
- разрабатывать научную концепцию интерактивной экспозиции.
5. Интерактивные музейные праздники. К концу 2 года обучения школьники должны знать:
- технологию разработки интерактивного музейного праздника, в том числе экскурсии.
уметь:
- разработать сценарий интерактивной музейной экскурсии, музейного праздника.
Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 года обучения:
1. Самоуправление. Детский музейный актив к концу 3 года обучения должен знать:
- основы анализа, рефлексии, самоуправления.
уметь:
- позитивно взаимодействовать в группе, в сотворчестве с педагогами, родителями, партнерами
2. Комплексное краеведение и исследование. К концу 3 года обучения школьники должны знать:
- историю Пионерской средней школы;
- биографию ветеранов Великой Отечественной войны.
уметь:
- создать свою страничку на сайте школьного музея;
- собирать материал, музейные предметы, связанные с историей школы;
- организовать акцию;
- разработать положение;
- организовать школьников для участия в акции;
- организовать личные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, их родственниками;
- записать воспоминания;
- переписываться по Интернету;
- пользоваться сайтом.
3. Фондовая работа. К концу 3 года обучения школьники должны знать:
- основные обязанности хранителя фонда;
- основные документы учета и хранения фондов.
уметь:
- организовывать встречи;
- самостоятельно вести книги учета;
- самостоятельно документировать все учетные документы школьного музея.
4. Интерактивное экспозиционное искусство. К концу 3 года обучения школьники должны знать:
- материал, расположенный в экспозиции «Мой дом - Югра».
- материал, расположенный в экспозиции «Из истории школы»;
- материал, расположенный в экспозиции «Защитники Отечества – наши земляки».
уметь:
- дополнить и расширить экспозицию школьного музея;
- разработать тематику – экспозиционный план.
5. Интерактивные музейные праздники. К концу 3 года обучения школьники должны знать:
- основы разработки музейного праздника, выставки, фестиваля;
уметь:
- организовать выставку творчества, фестиваль, праздничный концерт;
- провести экскурсию (реальную и виртуальную);
- использовать краеведческий материал в составлении мероприятия, события.
Ожидаемый результат.
Через систему комплексной интерактивной музейной деятельности предполагается: -
- освоение школьниками новых форм культурно-досуговой музейной деятельности; -
- допрофессиональная подготовка экскурсовода, историка- краеведа, музейного и архивного работника, организатора и режиссера культурно-досуговых мероприятий;
- формирование общей и музейной культуры;
- приобретение умений и навыков организаторской работы, лидерские качества умение руководить и работать в команде,
- способность к самореализции, саморазвитию;
- расширение кругозора и приобретение обучающимися знаний по истории и культуре своего родного края - Югры;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей, таланта детей и молодежи, интереса к научному познанию;
- потребность общения с музеями, отношение к музею, как к особой художественной, патриотической форме деятельности;
- формирование у детей и молодежи школьной гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и духовных ценностей – чувство гордости за свою семью, школу, поселок, район, регион, неповторимый северный край, трудовые и боевые подвиги своих земляков;
- чувство личной ответственности за все происходящее в регионе, стране;
- желание внести свой вклад в развитие поселка, района, школьного музея, который является приоритетной областью городского поселения Пионерский и работает на развитие территории Советского района ХМАО-Югры.
I. Механизм реализации Программы.
- Механизм реализации Программы основывается на сочетании инновационных методик теоретических и практических дополнений.
- Организационное сопровождение Программы осуществляет Совет музея совместно с Детским музейным активом, все творческие группы которого взаимодействую между собой, выполняя программу деятельности.
Совет музея разрабатывает планы и программы деятельности, поисковые задания, осуществляет переписку, связь с ветеранами войны и труда, администрацией городского поселения Пионерский, учреждениями образования и культуры Советского района.
Дополнительное образование осуществляется на 2-х уровнях:
I уровень: Педагог обучает Детский музейный актив, его творческие группы (фондовую, экспозиционную, режиссеров музейных праздников и др.).
II уровень: Творческие группы самостоятельно организуют дополнительное образование школьников, культурный досуг через интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми нашего поселка, Советского района в сфере историко-культурного наследия Югры.
Реализация программы осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии со школьными, поселковыми и районными структурами.
Сотрудничество взаимодействие.
II. Методическое обеспечение Программы.
Методические рекомендации по осуществлению интерактивного музейного досуга детей и молодежи в условиях школьного музея общеобразовательной школы.
Интерактивность (происходит от английского слова interachion) обозначает новый тип организации музейной деятельности.
Очень важным условием реализации новой технологии является взаимодействие всех социальных групп детей, родителей, педагогов с социокультурной средой школьного музея, экспонатами, которые служат областью осваимого опыта особое внимание должно быть уделено семейным посещениям. Ведь дефицит семейного общения можно возвести сегодня в ранг национальных проблем.
Деятельность всех участников музейного процесса предполагает новые взаимоотношения, то есть активные отношения между всеми участниками образовательного процесса – посетителями и экскурсоводом, руководителем музея и другими обучающимися должны быть не просто посетителями, а активными участниками музейного досуга. Они могут быть экскурсоводами, художниками, сценаристами, режиссерами музейных праздников. Чтобы обеспечить их активность необходимо постоянное поощрение их авторства. Главные трактования новой технологии практикуются словами: Я сам: действую.
Интерактивный музейный досуг – это новые формы: интерактивная экспозиция, интерактивная экскурсия выставка.
Пример: Выставка загадка – Что это? Необычна и по форме и по содержанию (Предметы, которые когда-то использовались в быту «Бабушкин сундучок»).
На специально заготовленных листах написать свои варианты ответов.
При уходе из музея открыть папку (специально заготовленную с ответами, чтобы узнать Что это?).
Каждый посетитель уходит с выставки с улыбкой, в хорошем настроении, а предметы, о назначении которых он узнал в музее долго не сотрутся в его памяти. Интерактивная выставка интересна людям разного возраста, уровня подготовки, социального статуса.
Важно, чтобы ее оценили семейные посетители, на работу с которыми школьный музей обращает особое внимание.
Рассматривая необычные экспонаты родители общаются со своими детьми, вместе ищут правильные ответы, могут продемонстрировать свои знания.
Работа в интерактивном режиме предполагает введение интерактивных зон, мультимедийности, создание Уголков открытий, которые будут работать по принципу кунсткамеры и включать в себя коллекции разных разностей, а так же инструментарий – микроскопы, лупы для первичных исследований.
Только в живом взаимодействии с предметами возможно зарождение интереса ребят к познанию.
Активно должно использоваться и виртуальное образовательное пространство.
Главная цель: предоставление комплексной и актуальной информации о историко-культурном наследии Югры, России.
Использование современных информационных технологий позволит перевести уровень музея на качественно новый, современный и расширить спектр деятельности.
Виртуальные путешествия приобретут особое очарование для тех групп посетителей, которые не имеют возможности побывать во всех уголках нашей любимой малой Родины и России.
Большое значение в духовно-нравственном, патриотическом воспитании имеют все виды музейной деятельности, но особая роль должна принадлежать личному общению школьников с людьми. Учащиеся, прошедшие поисковую школу по новому смотрят на историю родного края, по настоящему гордятся героизмом и мужеством наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны, с уважением относятся к пожилым людям.
А особым стимулом для юных и молодых дарований являются встречи с известными поэтами, музыкантами, художниками.
Встречи с интерактивными людьми, героями, экспозиций, должны сопровождаться с обязательным использованием музейных предметов, связь с историей страны, родного края, биографией трудовых коллективов или отдельного человека.
В музее нужна режиссура, как в театре, здесь важно расставить акценты, показать самое нужное и интересное и интерактивность очень этому способствует.
Ведь интерактивность – это средство, инструмент, благодаря которому ребенок думает, действует, принимает решения, у него развивается интерес к научному познанию.
Интерактивность – это творческая, умственная деятельность, процесс, который навсегда останется в памяти ребенка.
Для успешной организации образовательного процесса, действия педагога должны быть доброжелательны, позитивны, целесообразны и побуждать к творчеству, самосовершенствованию и положительным действиям на благо своего поселка и своей малой Родины – Югры.
III. Механизм диагностики и мониторинга.
Мониторинг интерактивной культурно-образовательной деятельности направлен на комплексное отслеживание процессов, определяющих качественные изменения в интеллектуальном, творческом развитии, воспитании гражданственности и патриотизма.
Формы контроля осуществляются в течение года и помогают определить эффективность обучения, воспитания и развития.
Основными формами подведения итогов являются: контрольные занятия, мультимедийные презентации, научно-исследовательские и краеведческие конференции, мониторинг публичных выступлений, педагогическое наблюдение, концерт и портфолио достижений ученика как самоконтроль и форма оценивания своих результатов, прогресса в разнообразных видах интерактивной деятельности.
Также имеет огромное значение для ребенка важный результат – умение проводить экскурсию, организовать и провести музейный праздник, на которых бывают школьники, учителя, родители.
Мониторинг позволяет определить творческий рост ребенка. Система творческого роста состоит из 3-х ступеней: творец, организатор, исполнитель.
Творец – умеет организовать, написать сценарий, быть режиссером-постановщиком, и даже ведущим своего творения, обладает высоким уровнем креативности.
Организатор – умеет организовать коллектив для проведения встречи, экскурсии, хорошо идет на контакт, коммуникабелен, трудно удается сценарная, режиссерская работа.
Исполнитель – исполняет все, что просит педагог, дети, очень пунктуальный, исполнительный, не всегда удается организовать мероприятие, встречу, но не отчаивается, так как очень любит быть участников проводимого музейного процесса.
Формы контроля определяющие качественное изменение в гражданско-патриотическом сознании обучающихся: наблюдение, отношение к родителям, школе, окружающим, забота об окружающих ветеранах Великой Отечественной войны, пожилых людях, проявление в повседневной жизни качества гражданина и патриота, желание пройти службу в рядах Вооруженных сил России и готовность к Защите Родины.
IV. Условия реализации Программы.
Школьный музей МОУ СОШ п.Пионерский обладает сегодня большими культурными ресурсами – представляющие историко-культурное наследие местного края, Советского района, Ханты- Мансийского автономного округа - Югры
Фонд школьного музея составляет более 3000 единиц основного и вспомогательного фонда.
Имеется учебный, научно-методический материал.
Материально-техническая база оснащена современным оборудованием: в наличии – телевизор, видео-магнитофон, магнитофон, компьютер, принтер, сканер, видеопроектор, микроскоп, цифровой фотоаппарат.
В музее стоят специальные стеклянные витрины для публикации и хранения экспонатов, ценных металлических музейных предметов, есть условия для организации выставок, проведения экскурсий и других видов музейной деятельности.
Кадровое обеспечение:
- Руководитель школьного музея
- Педагог-организатор.
Финансовое обеспечение:
Источник финансирования – МБОУСОШ г.п. Пионерский, предприниматели, администрация г.п.Пионерский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА "ШАХМАТЫ В СФЕРЕ ДОСУГА"
Направленность данной программы – физкультурно-спортивная.Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, п...
Программа работы школьного кружка «Музейное дело»
Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.....
Проект «Школьный клуб – Музейное дело»
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает...
Родительское собрание "Школьный Устав. Дисциплина. Досуг."
Родительское собрание в интересной групповой форме по обсуждению школьного устава....
Программа школьной музейной комнаты «Связать попробовать полней незримой нитью поколенья».
Направления программы -формирование у обучающихся способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества, формирование и развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших дух...
Мастер-класс «Работа школьного музея (музейной комнаты) Русского быта на уроках технологии и во внеурочной деятельности «Я приглашаю вас пройти в музей…»
Использование нетрадиционных форм работы в неаудиторной занятости учащихся, обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея....
Программа школьного музея "Музейное дело"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Музейное дело" предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу в рамках учебно-воспитате...