рабочие программы кружков
методическая разработка (6 класс) на тему

Соколова Евгения Константиновна

ФГОС. 

1) азбука содержания домашних животных

2) юный спасатель

3) домашний мастер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_soderzhaniya_zhivotnyh.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

cредняя общеобразовательная школа №57

станицы Троицкой муниципального образования Крымский район

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31 августа 2015  года

Председатель педсовета

  ____________________ Г.А. Мех

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

                                    кружок                                            .

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

Азбука содержания домашних животных

(наименование)

___________________________2 года______________________________

(срок реализации программы)

_________________________11-13 лет_______________________________

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                                                        Соколова Е.К.

                                                                            (Ф.И.О. учителя, составителя)


                                                                                                       

1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания домашних животных» способствует формированию  экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся основывающийся на авторскую программу В.А. Ясвина «Азбука содержания животных» научно-познавательного направления внеурочной деятельности.

Изменение программы (распределение часов на 2 года обучения) связано с планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ №57 на 2015-2016 учебный год. Программа рассчитана на 68 часов, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчёта 1 час в неделю в течении 2-х лет.

Цели программы:

1. Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним.

2.  Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.

3.  Привитие любви  ко всему живому, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Задачи программы:

1. Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.

2.  Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

3.   Развивать природные задатки и способности детей.

4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа.

Программа кружка «Азбука содержания домашних» животных рассчитана на младших подростков (10-13 лет).

Для этой возрастной группы характерно развитие самосознания, возникновение интереса к своей собственной личности, выявление своих возможностей и их оценке. Л.С. Выгодский выдвинул гипотезу о несовпадении в этот период трех точек созревания – полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста.  Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и  и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самоосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно включает специфическую социальную активность подростков : они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) в процессе учебно- воспитательной работы.

В  подростковом возрасте  происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового периода характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения  логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все более выступает его преднамеренный характер.

 Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с 11 лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь младшего подростка, нарушает равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения девочек и мальчиков. Стоит обратить вимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности  сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создается трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеурочной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который со всем соглашался, появляется собственное мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склоны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится к нулю.

Пути, средства методы достижения цели

Формирование культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.

Предусмотренные программой «Азбука содержания животных» занятия рассчитаны  на  учащихся 6-7-х классов и предназначены для реализации в отдельно взятом классе.

Методы работы:

1. Поисково-исследовательский  

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях,

выставках

3. Коллективный подход

Формы внеурочных занятий:

1. Информационные. Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

2. Проектная деятельность.

3. Экскурсии.

4. Занятия - практикумы.

5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевая игра.

6. Семинары

Формы работы:

  1. Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий),
  2. Парная
  3.  Коллективная (обсуждение  проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр фильмов и презентаций по темам)

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

I  год обучения

1

Как животные оказались в нашем жилище?

2

1

1

Вводная беседа с учителем, прохождение инструктажа по ТБ в кабинете, выступление с сообщениями по разделу, составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных работ по уходу за животными.

2

Почему мы любим животных ?

4

2

2

Участие в конкурсе эрудитов – любителей животных

3

Собаки – самые верные друзья человека

6

3

3

Просмотр видеоматериалов, заочное посещение выставки собак, прогулка в парк

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе

6

3

3

Освоение приемов ухода за взрослой кошкой

5

Пернатая радуга в комнате

8

4

4

Просмотр видеоматериалов про птицах, освоение приемов чистки клетки

6

Хомка и его ближайшие родственники

8

4

4

Оформление места проживания хомячка

Итого:

34

17

17

II год обучения

1

Рыбы – самые тихие соседи

8

4

4

Просмотр видеоматериалов, освоение приемов чистки стенок аквариума

2

Школа для ваших любимцев

9

4

5

Отработка навыков дрессировки животных

3

Взрослые, которые всегда готовы помочь

9

5

4

Освоение приемов пострадавшим животным

4

Мы в ответе за тех, кого приручили

6

3

3

Освоение приемов фотографирования птиц и животных

5

Итоговая конференция

2

1

1

Проведение конференции, выставки, презентации

Итого:

34

17

17

Всего

68

34

34

3.Содержание программного материала программы

  1. Как животные оказались в нашем жилище?

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми можно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

  1. Почему мы любим животных?

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов- любителей животных.

  1.  Собаки – самые верные друзья человека.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практические работы: просмотр видеоматериалов, заочное посещение выставки собак.

  1. Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практические работы: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

  1. Пернатая радуга в комнате.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практические работы: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.

  1. Хомка и его ближайшие родственники.

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практические работы: оформление места проживания хомячка.

  1.  Рыбы – самые тихие соседи.

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Основные группы рыб: живородящие(меченосец, гуппи), лабиринтовые(петушок, гурами), карповые(золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы(крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды(скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернециии). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.

Практические работы: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума, сообщения, презентации, выставка рисунков.

  1.  Школа для ваших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные – артисты. Методика дрессировки животных династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практические работы: заочное посещение цирка, обмен впечатлениями. Отработка навыков дрессировки животных.

  1. Взрослые, которые всегда готовы помочь.

Сведения об огранизациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных. Ветеринарные врачи и ветеренарные клиники. Клубы любителей различных животных. газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Практические работы: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

  1.  Мы в ответе за тех, кого приручили.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Практические работы: освоение приёмов фотографирования и рисования животных и птиц.

  1.  Итоговое занятие. Конференция, выставка.

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практические работы: проведение конференции, выставки или презентаций.

  1. Планируемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням

Первый уровень результатов освоения программы «Азбука содержания животных: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, викторинах, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к собакам, кошкам, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях в  животный мир .

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии с наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия.

Личностные

 - умение выражать собственное видение мира;

 -  вносить личный вклад в общую работу;

 - развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Предметные результаты:

  1. Приобретение школьниками знаний:
  • о правилах содержания животных;
  • о принятых в обществе нормах отношений к природе и животным.
  1. Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.
  2. Развитие ценностных отношений школьника к Малой Родине, природе, животным.
  3. Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания посепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
  4. • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  5.         • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  6.         • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  7.         • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- умение выбирать различные пути для самореализации;

- пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;

- пользоваться приёмами  самоконтроля, самооценки.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации;

-  находить и запоминать ключевые моменты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- установление причинно-следственных связей.

В программе  «Азбука содержания животных» описаны  требования к обучающимся по годам обучения.

   К концу первого года обучения школьники должны знать:

 - правила содержания  животных, живущих рядом с нами.

-нравственные правила обращения с  животным миром.

К концу второго года обучения школьники должны уметь

 -оказывать помощь животным (собаке, кошке)

- эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

5. Формы и виды контроля:

Выставки рисунков, отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления с сообщениями, презентации по теме в программе MS Power Point  ит.д. работа над проектами  создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания собственного мнения и стиля деятельности . П окончании каждой темы проводится итоговое занятие.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

А.И. Рахманов. Поаугаи – неразлучники.

1

2

З.Тайлиг. воспитание вашей кошки

1

3

Майк Ануин. Жизненный цикл птиц

1

4

Майк Ануин. Жизненный цикл млекопитающих

1

5

Ричард и Луиза Скилсбери. Жизненный цикл рыб

1

6

А.А. Калецкий. Калейдоскоп натуралиста

1

7

Н.Йовчев. Удивительное поведение животных

1

8

А.В. Михеев. Охрана природы

1

9

А.Карпус. С природой рядом

1

10

Детская энциклопедия. Растения и животные

1

2. Печатные пособия

1

Юный натуралист 2014-2015 год

20

3. Технические средства обучения

1

проектор

2

ПК

4. Экранно-звуковые пособия

1

Дракоша и занимательная зоология

1

5. Игры и игрушки

1

Интерактивная игрушка «Джим»

1

6. Оборудование класса

1

парты

15

2

стулья

30

3

доска

1

4

Демонстрационный стол

1

5

Витринные шкафы

2

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания        Зам.директора по ВР

Естественнонаучного цикла         _____________Малахова И.В.

«____» августа 2015 года №1        «_____» августа 2015 года

____________ С.В. Титенок


                                   

Краснодарский край

муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

cредняя общеобразовательная школа №57

станицы Троицкой муниципального образования Крымский район

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31 августа 2015  года

Председатель педсовета

  ____________________ Г.А. Мех

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

                                  кружок                                            .

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

                    Юный спасатель                  .

(наименование)

___________________________1 год______________________________

(срок реализации программы)

_________________________11-12_______________________________

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                                                        Соколова Е.К.

                                                                            (Ф.И.О. учителя, составителя)


1. Пояснительная записка

В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовом ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль способности людей к оказанию первой медицинской помощи (ПП) как самому себе так и другому человеку.

Причем от своевременности и правильности действий по оказанию ПП может зависеть жизнь и здоровье больного или пострадавшего. Для овладения знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в неотложных состояниях и оказывать ПП в программу кружка «Юный спасатель» включены разделы: «Первая медицинская помощь при спасении человека»; «Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях».

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и на базе программы внеурочной деятельности обучающихся автора Климова А.В. «Оказание первой медицинской помощи» научно-познавательного направления внеурочной деятельности.

Программа кружка модифицированная. За основу была взята авторская программа  Климова А.В. «Оказание первой медицинской помощи» научно-познавательного направления внеурочной деятельности. Внесены изменения в программу автора в виде корректировки тем и их содержания в результате появившейся необходимости адаптировать их к содержанию созданной нами внеурочной деятельности.

Цели программы:

1. Формирование у детей теоретических знаний по здоровому образу жизни и оказанию первой медицинской помощи

2.  Освоение научно обоснованных способов и приемов оказания первой медицинской помощи и использования окружающей обстановки и подручных материалов с целью ее оказания

3. Привитие любви  ко всему живому, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о здоровье и спасение пострадавших.

Задачи программы:

  1. Познакомить с основными понятиями первой помощи, ранениями травмами, заболеваниями человека.
  2. Научить применять теоретические знания  в практической деятельности
  3. Формировать знания правильного поведения в чрезвычайной ситуации, при травмах, ранениях, кровотечениях
  4. Воспитывать общую культуру личности
  5. Прививать чувство товарищества у подростков
  6. Формировать потребность бережного отношения к своему здоровью
  7. Развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа.

Программа кружка «Юный спасатель» рассчитана на младших подростков (11-12 лет).

Для этой возрастной группы характерно развитие самосознания, возникновение интереса к своей собственной личности, выявление своих возможностей и их оценке. Л.С. Выгодский выдвинул гипотезу о несовпадении в этот период трех точек созревания – полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста.  Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самоосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно включает специфическую социальную активность подростков : они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) в процессе учебно- воспитательной работы.

В  подростковом возрасте  происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового периода характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения  логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все более выступает его преднамеренный характер.

 Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с 11 лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь младшего подростка, нарушает равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения девочек и мальчиков. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности  сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создается трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеурочной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который со всем соглашался, появляется собственное мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склоны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится к нулю.

Пути, средства методы достижения цели. Полученные учащимися знания позволят укрепить им здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев личности.

Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и работоспособности.

       Кружок «Юный спасатель» (1 час в неделю, всего 34 часа) рассчитан  на учащихся средней ступени обучения (возраст – с 11 лет), которые проявляют определенный интерес к медицине. Состав кружка – 13 человек, возраст обучающихся – с 11 лет.

        Теоретической базой служит курс биологии основной школы. Расширяя и углубляя знания, совершенствуя умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся обучаются основам медицинских знаний.

В процессе реализации программы используются различные словесные, наглядные, практические методы обучения.

-Словесные методы: беседа (беседа с работниками Троицкой амбулатории), объяснение, инструктаж (по ТБ, по выполнению приемов оказания ПП, рекомендации от врачей и учителя), работа с книгой (подготовка сообщения), познавательные и вербальные игры (загадки, викторины, ситуативные игры)

- Наглядные методы: демонстрации (презентации), иллюстрации (сопровождение объяснения учителя рисунками на доске)

- Практические методы: практические и лабораторные работы, экскурсия

Формы внеурочных занятий:

1. Информационные. Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

2. Проектная деятельность.

3. Экскурсии.

4. Практические и лабораторные занятия

5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевая игра.

Формы работы:

  1. Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий),
  2. Парная
  3.  Коллективная (обсуждение  проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр фильмов и презентаций по темам).

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

1

Введение

2

1

1

Подготовка сообщений по конкретным организациям спасения.

Ознакомление с эмблемами различных организаций и их значением.

2

Тема  2. Как выглядит спасатель

4

2

2

Подготовка презентаций  с использованием ИКТ, подготовка выставки рисунков «Как выглядит спасатель»

3

Тема 3. Спасатель должен быть здоров

6

3

3

Выполнение лабораторных работ, отчет по проделанным работам

4

Тема 4. Спасатель – морально-устойчивый человек

3

3

1

Изготовление буклетов «О вреде вредных привычек»

5

Тема 5. Первая медицинская помощь при спасении человека

10

5

5

Выполнение и отчет практических работ, экскурсии в Троицкую амбулаторию, Беседа с медицинским работником

6

Тема 6. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях

5

3

2

Выполнение лабораторной работы и отчет по ней, экскурсия в кабинет ЭКГ Троицкой амбулатории

Тема 7. Лес - помощник спасателя.

3

1

2

Прогулка в парк, на берег р. Кубань

Тема 8. Итоговая конференция

1

0

1

Выступление на конференции

Итого:

34

17

17

         3.Содержание программного материала программы

Тема 1. Введение

Всемирные организации по спасению людей. Российские организации по спасению людей

Тема  2. Как выглядит спасатель

Методы гигиены. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками

Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение гигиенических обрядов.

Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Санитарная культура Руси 15 – 18 вв. Вклад  М. В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария 19 в: Н. И. Пирогов. Совершенствование системы здравоохранения в настоящее время.

Тема 3. Спасатель должен быть здоров

Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии. Необходимость сочетания умственного и физического труда.

Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приемы самоконтроля, выявление нарушений осанки.

Лабораторная работа № 1. Строение и работа мышц, анализ мышечных движений.

Лабораторная работа № 2. Выявление плоскостопия и нарушения осанки.

Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Понятие об инфекционных заболеваниях. Стадии инфекционного процесса. Профилактика инфекционных заболеваний. Предупредительные прививки..

Лабораторная работа № 3. Приемы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.

Тема 4. Спасатель – морально-устойчивый человек

Свойства наркотиков. Реакции на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.

Тема 5. Первая медицинская помощь при спасении человека

Понятие раны. Виды ран. Кровотечения, виды кровотечений.

Способы остановки кровотечений.

Повязки. Виды повязок, способы наложения повязок.

Круговая повязка. Спиральная повязка на палец. Практическая работа № 1.

Восьмиобразная повязка. Пращевидные повязки. Практическая работа № 2.

Ушибы, растяжения связок, вывихи, способы оказания первой

 доврачебной помощи. Практическая работа № 3.

Перелом. Виды переломов, способы оказания первой доврачебной помощи. Практическая работа № 4.

Пищевые отравления, отравления грибами и ягодами.

Укусы ядовитых змей и насекомых.

Ожоги, виды ожогов, способы оказания первой доврачебной помощи.

Практическая работа № 5

Отморожения, виды отморожения, способы оказания первой доврачебной

 помощи. Практическая работа № 6.

Тепловой и солнечный удары, способы оказания первой доврачебной помощи.

Обморок, шок

Поражения электрическим током

Утопление, способы оказания первой доврачебной помощи.

Переноска пострадавших, способы переноски при различного рода травмах. Практическая работа № 7.

Уход за больными, ранеными, пораженными.

Тема 6. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Особенности сердечно-сосудистой системы. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему.

Лабораторная работа № 4. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.

Экскурсия в кабинет ЭКГ Троицкой амбулатории

Раздел 7. Лес - помощник спасателя.

Понятие о лекарственных растениях. Лекарственные растения Краснодарского края.

Правила сбора лекарственных растений и их хранение. Выживание в лесных условиях (постройка жилища, поиск питания).

Тема 8. Итоговая конференция

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация  результатов юных спасателей

  1. Планируемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням

Первый уровень результатов освоения программы «Юный спасатель»: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, викторинах, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения пострадавшим, к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в практических и лабораторных работах.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии с наблюдениями, экскурсии Троицкую амбулаторию, аптеку, парк.

Личностные

 - умение выражать собственное видение мира;

 -  вносить личный вклад в общую работу;

 - развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Предметные результаты:

  1. Приобретение школьниками знаний:

основных понятий первой помощи, ранений, травм, заболеваний человека.

в практической деятельности

  1. Развитие ценностных отношений школьника к Малой Родине, природе, здоровью.
  2. Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания посепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
  3. первоначальный опыт анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации
  4.         первоначальный опыт участия в здоровьесберегающей деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- умение выбирать различные пути для самореализации;

- пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;

- пользоваться приёмами  самоконтроля, самооценки.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации;

-  находить и запоминать ключевые моменты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- установление причинно-следственных связей.

5. Формы и виды контроля:

Выставки рисунков, отчеты по практическим работам, творческие работы, практические и лабораторные работы, выступления с сообщениями, презентации по теме в программе MS Power Point  и т.д. работа над проектами  создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания собственного мнения и стиля деятельности. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие.

 


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Учебник ОБЖ. 6 класс

1

2

Учебник ОБЖ. 7 класс

1

3

Кодекс здоровья и долголетия. Подростковый возраст

1

4

Коллектив авторов. Не родись, а вырасти красивым

1

5

А.Н. Инькова. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи

1

6

Б.Спок. Ребенок и уход за ним

1

7

.В.В. Иванова. Мальчишкины тайны

1

2. Печатные пособия

1

Спецвыпуск. Мама, этоя!. Здоровье ребенка (№2/2010 г.)

1

2

Витамин здоровья (№4 / 2014 г)

1

3. Технические средства обучения

1

проектор

1

2

ПК

1

4. Оборудование класса

1

парты

15

2

Стулья

30

3

доска

1

4

Демонстрационный стол

1

5

Витринные шкафы

2

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания        Зам.директора по ВР

Естественнонаучного цикла         _____________Малахова И.В.

«____» августа 2015 года №1        «_____» августа 2015 года

____________ С.В. Титенок


 

Краснодарский край

муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

cредняя общеобразовательная школа №57

станицы Троицкой муниципального образования Крымский район

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31 августа 2015  года

Председатель педсовета

  ____________________ Г.А. Мех

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

                                  кружок                                            .

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

                           Домашний мастер                  .

(наименование)

___________________________1 год______________________________

(срок реализации программы)

_________________________12-13_______________________________

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                                                        Соколова Е.К.

                                                                            (Ф.И.О. учителя, составителя)


                                                                                                       

1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Домашний мастер» способствует получению на занятиях кружка знаний, которые становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе профессии, в определении жизненного пути, а, овладев навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Рабочая программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.

        В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления об организационно-экономических закономерностях производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса; распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу; расчет необходимых материалов и времени; выбор инструментов и приспособлений, рациональных приемов работы; умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.

        Уже на начальной стадии приобщения к процессу творчества, при репродуктивном конструировании (по готовым чертежам и схемам) и постройке модели-копии устройства по образу и подобию уже существующих, обучающиеся приобретают для себя немало новых научных и технических знаний.

        Техническое творчество, таким образом, через создание технического объекта способствует получению обучающимися углубленных знаний об окружающем мире. Оно служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.

        Известно, что в поиске решения технических задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления. Это прежде всего отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему конкретной информации о ее состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и  различия с существующими реальными объектами, а также в известной степени идеализация (схемные решения в общих чертах), абстрагирование (отвлечение от реальных условий), конкретизация, предвидение, воображение.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся, основывающейся на авторской программе В.А. Горский «Домашний мастер».

Изменение в авторской программе отсутствуют.

Цели программы:

1.Предоставление возможности детям проявить себя творчески раскрыться в рационализации своей бытовой и рабочей среды.      

2. Формирование понимания традиций и особенностей своего региона

3. Развитие умения получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет. 

Основные  задачи курса: 

  • формировать практические трудовые навыки;
  • научить делать различные поделки для рационализации бытовой среды и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • прививать настойчивость в достижении цели;
  • обогащать и активизировать словарный запас
  • вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
  • формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;
  • научить экономному и разумному использованию материалов;
  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения.

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа.

Программа кружка «Домашний мастер» рассчитана на младших подростков (12-13 лет).

Для этой возрастной группы характерно развитие самосознания, возникновение интереса к своей собственной личности, выявление своих возможностей и их оценке. Л.С. Выгодский выдвинул гипотезу о несовпадении в этот период трех точек созревания – полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста.  Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самоосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) в процессе учебно- воспитательной работы.

В  подростковом возрасте  происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового периода характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения  логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все более выступает его преднамеренный характер.

 Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с 11 лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь младшего подростка, нарушает равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения девочек и мальчиков. Стоит обратить вимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности  сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создается трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеурочной работой с удоволдьствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который со всем соглашался, появляется собственное мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склоны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится к нулю.

Пути, средства методы достижения цели

Формирование культуры отношения к труду базируется на идеях гуманистической педагогики и психопедагогики, на новых технологиях развития трудового сознания.

Предусмотренные программой «Домашний мастер» занятия рассчитаны  на  учащихся 7-х классов и предназначены для реализации в отдельно взятом классе.

Методы работы:

1. Поисково-исследовательский  

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях,

выставках

3. Коллективный подход

Формы внеурочных занятий:

1. Информационные. Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

2. Проектная деятельность.

3. Экскурсии.

4. Занятия - практикумы.

5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевая игра.

6. Семинары

Формы работы:

  1. Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий),
  2. Парная
  3.  Коллективная (обсуждение  проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр фильмов и презентаций по темам)

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

1

Вводное занятие

2

1

1

Сбор материалов по теме программы; составление перечня работ в доме, подлежащих рационализации, механизации и автоматизации

2

Рационализатор на домашней кухне

6

3

3

Изготовление опытных образцов и моделей технических устройств  для рационализации труда на кухне

3

Домашний ремонт: пути рационализации

8

4

4

Составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки; проектирование и изготовление технических устройств

4

Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях

7

4

3

Составления перечня возможных ситуаций для подачи сигнала, подбор соответствующих датчиков и усилителей; проектирование и изготовление  сигнальных устройств (по выбору детей)

5

Рационализатор на садовом участке

8

4

4

Составление перечня видов работ для рационализации работ на огороде и садовом участке; проектирование и изготовление оригинальных технических устройств.

6

Итоговая   конференция   и выставка работ учащихся

3

1

2

Проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей.

Итого

34

17

17

3.Содержание программного материала программы

1.        Вводное занятие

Создание комфортных условий домашнего труда и отдыха. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших технических устройств для своего дома.

Практическая работа: сбор материалов по теме программа; составление перечня работ в доме, подлежащих рационализации, механизации, автоматизации.        

2.        Рационализатор на домашней кухне  

Пути рационализации некоторых видов работ на домашней кухне: резки овощей; мытья, сушки и хранения посуды; хранения овощей в зимнее время; использования остатков хлеба; сушки овощей, фруктов, грибов и т. д. Обеспечение поступления свежего воздуха, совершенствование инструментов и оборудования на кухне.

Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для рационализации труда на кухне.        

3.        Домашний ремонт: пути рационализации

        Возможные объекты ремонтных работ в домашних условиях: сантехника; электронагревательные приборы; звукоза писывающие и звуковоспроизводящие приборы, радио- и видеоаппаратура, фото- и киноаппаратура; полы, стены, окна, двери; книги, журналы; сумки, портфели, зонты, замки, одежда, обувь; велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль.

        Оборудование домашней мастерской.

        Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки; проектирование и изготовление технических устройств.

4.        Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях

Возможность   появления   критических   ситуаций   дома (пожар,   загазованность, /попытка   проникнуть   в  дом   без разрешения хозяев  и  др.)   и  необходимость  сигнализации  (звуком,/светом и т. п.). Возможные виды сигналов тревоги.

Практическая работа: составление перечня возможных ситуаций   для   подачи   сигнала,   подбор   соответствующих датчиков, усилителей;  проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).        

5.        Рационализатор на садовом участке         
        Виды работ на садовом участке, требующие рационализации, механизации, автоматизации: сбор, переработка и хранении овощей, ягод, фруктов, грибов; сбор фруктов с высоких деревьев; обработка,  копчение,  засолка рыбных и мясных продуктов; оформление дома, садового участка, ворот, забора; борьба с грызунами;  определение состава почвы,  качества воды, пищевых продуктов. Обеспечение безопасности маленьких детей и животных при наличии плавательного бассейна.

        Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических  устройств.

6.        Итоговая конференция и выставка работ учащихся

        Подготовка итоговой конференции и выставки творческих работ детей. Выставку можно приурочить, например, к празднику урожая, началу учебного года и т. д. В этих случаях содержание и форма подведения итогов определяются при участии родителей, детей — активистов творческих объединений, гостей.        

        Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей.    Награждение победителей.

4.Планируемые результаты реализации программы

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта (участие в конкурсах, самореализация через различные творческие дела).

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (проектирование и изготовление технических устройств).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества (участие в выставках и итоговой конференции со своими творческими проектами).

Личностные

У учащихся будут сформированы:

•        учебно-познавательного интерес к творчеству и рационализации;

•        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

•        навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

•        ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

•        способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

•        основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Предметные результаты:

  • работать с различными инструментами и материалами;
  • выполнять правила техники безопасности при работе;
  • подбирать цветовую гамму, мотивы, материалы, фурнитуру, составлять композицию;
  • освоят навыки работы с бумагой, пластиком, деревом;
  • создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры, панно) с использованием подручных материалов;
  • основными навыками работы при проектировании и изготовлении технических устройств
  • проявлять индивидуальные творческие способности в работе с различными материалами.

Метапредметные результаты:

-Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Подростки получат возможность научиться: 

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; 
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

-Познавательные
Ученики научатся:

  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

Подростки получат возможность научиться: 

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.

Коммуникативные
Ученики научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
  • формировать собственное мнение и позицию.

Подростки получат возможность научиться: 

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

5. Формы и виды контроля:

Выставки рисунков, отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления с сообщениями, презентации по теме в программе MS Power Point  и т.д. работа над проектами  создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания собственного мнения и стиля деятельности. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

В.В.Иванова. Мальчишкины тайны

1

2

И.А.Михайлова. Новая энциклопедия домашнего хозяйства

1

2. Печатные пособия

1

Юный техник 2014-2015 год

12

2

Юный натуралист 2014-2015 г.

12

3. Технические средства обучения

1

проектор

2

ПК

5. Оборудование класса

1

парты

15

2

стулья

30

3

доска

1

4

Демонстрационный стол

1

5

Витринные шкафы

2

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания        Зам.директора по ВР

Естественнонаучного цикла         _____________Малахова И.В.

«____» августа 2015 года №1        «_____» августа 2015 года

____________ С.В. Титенок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

Рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса.       Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...